АТТЕСТАЦИЯ-2019

Абдуллова Диана Гафиятевна

Добро пожаловать! Я рада приветствовать Вас на моей странице,где вы сможете познакомиться с моими материалами Аттестация-2019!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический опыт

Автор: Абдуллова Диана Гафиятевна, учитель географии и биологии МОУ «Татарско-Тавлинская основная общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района

 Республики Мордовия

Образование: МГПИ им.М.Е.Евсевьева

Стаж работы: 2 года

«Применение технологии критического мышления на уроках географии».

                                                                   Критика - изучение или обсуждение чего-либо

с целью поиска недостатков.  С.И.Ожегов

       

          Я-учитель географии и биологии традиционной школы. Не секрет, что очень многие ученики воспринимают географию и биологию не главными предметами, а поэтому считают, что тратить время на данные предметы не стоит. Как превратить уроки географии и биологии из малопродуктивных и неинтересных в увлекательные и результативные?

 Я нашла ответ на этот вопрос, познакомившись с технологией развития критического мышления.

                   

Актуальность опыта: Критическое мышление – это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику. Эта технология рассчитана не на запоминании материала, а на постановке проблемы и на поиске ее решения что соответствует современным требованиям.

Основная идея опыта: Общеизвестно, что знания должны поглощаться с аппетитом, что учится должно быть интересно, что эмоции играют большую роль в деятельности человека. Работа , которой человек увлечен, спорится, не тяготит его, выполняется быстро и дает хороший результат. Поэтому учебная деятельность должна осуществляться с подъемом, сопровождаться положительными эмоциями, доставлять радость. Основными целями своей педагогической деятельности я считаю:

-формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность;

-стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;

-развитие интеллектуальных способностей учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать полученную информацию.

Именно поэтому я стараюсь систематически использовать технологию развития критического мышления.

Теоретическая база опыта: В решении возникающих проблем, мне помогает концепция разработанная Л.С. Выготским, в основе его концепции находится развитие человека прежде всего как личности. Развитие рассматривается как «непрерывный процесс самовыдвижения, который характеризуется непрестанным образованием нового, не бывшего на высших ступенях единством общественного и личного при восхождении ребенка по ступеням развития» (Л.С. Выготский     «Педагогическая психология» М.1991г.

 

Учебная модель технологии критического мышления включает в себя три основные стадии:

стадию вызова, стадию осмысления, стадию рефлексии.

Данная технология формирует навыки работы с информацией. Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к технологии критического мышления и работать с учениками любого возраста.

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

-актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

-вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

-сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

-побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

Вторая стадия - осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

-получить новую информацию, осмыслить ее;

-соотнести с уже имеющимися знаниями;

-искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.

Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.

Третья стадия - рефлексия.

На этой стадии решаются следующие задачи:

- корректировка и систематизация знаний;

- помощь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;

- помощь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала;

- закрепление учащимися новых знаний и активный пересмотр своих представлений.

Именно на этой стадии учащиеся делают новые знания своими. На этой стадии учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они выразили собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Важно, что на этой стадии идет живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.

Технология опыта:

Я работаю в МОУ «Татарско-Тавлинская ООШ» 2,5 года. 2 года я использую технологию развития критического мышления на своих уроках. И у меня уже сложились определенные приемы данной технологии, которые я считаю наиболее эффективными.

Основной стадией данной технологии, я считаю стадию осмысления. Ведь именно на данном этапе нужно обратить внимание ребенка, заинтересовать его и именно от данного этапа зависят последующие.

Учащимся предлагается прочтение текста  После его прочтения ученикам предлагается вписать в первую колонку  таблицы «Знаю-Хочу знать-Узнал». Все что что уже знали по прочтенному материалу, во вторую колонку то, что они хотят узнать по данной теме. Либо мы используем прием «Неверные и верные суждения», учащимся предлагается ряд утверждений, с которыми они должны либо согласиться, либо нет. Вызов брошен!

На стадии осмысления, мой любимый прием  «толстые и тонкие вопросы». Данные приемы могут быть даны в виде таблицы, вопросы по ходу слушания, чтения. В колонку тонкие вопросы, записываются вопросы, требующие простого ответа. В колонку толстые вопросы, записываются вопросы, которые требуют развернутый ответ.

На стадии рефлексии я предлагаю учащимся составить синквейн, а также мы возвращаемся к нашей таблице «Знаю-Хочу знать - Узнал» и заполняем колонку «Узнал».

Анализ результативности: Несмотря на мой небольшой опыт работы, технология  развития критического мышления является самой эффективной для меня.  ТРКМ соответствует требованиям  ФГОС, так как формирует все основные виды  универсальных учебных действий:  личностные,  регулятивные, коммуникативные, познавательные. Повысилась мотивация к изучению предмета Повысился уровень активности творческого мышления. Положительная динамика качества знаний, что не может не радовать меня как учителя. Ученики с удовольствием ждут моих уроков, активно используют различные приемы ТРКМ.

Я планирую: совершенствовать использование технологии развития критического мышления на уроках и во внеурочное время; дальнейшее применения ИКТ в обучении, участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах, публикации творческих работ детей на образовательных сайтах и получения отзывов на них; участие в профессиональных сетевых объединениях для решения профессиональных вопросов, возможности реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

Несмотря на ряд преимуществ, у данной технологии есть и определенные минусы:

- возможно использование не по всем темам;

-всегда требует много времени на подготовку;

-к сожалению важным в ребенке являются и способности, не все дети могут задавать вопросы и высказывать свое мнение;

-смысловое чтение.

Адресные рекомендации по использованию опыта:

  В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, занятия творческих мастерских, выступаю на семинарах, заседаниях кафедры,  провожу беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы по обмену опытом.

Список литературы

 С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

Е.А.Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. “Русский язык”, 2009, №7.

И.О.Загашев, С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя - СПб; Альянс “Дельта”, 2003.

Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.



Предварительный просмотр:


Ссылка на фрагмент урока Абдулловой Д.Г.:

https://yadi.sk/i/lsYWgNwzU1lrgA

Ссылка на портфолио Абдулловой Д.Г.:

https://yadi.sk/i/nRYUKZ9relKw3g