Из опыта работы

Каткова Мирослава Сергеевна

Традиционная форма воспитания-

работа с музеем.

Симбиоз музейной педагогики и

учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Из опыта работы.

(выступление на педсовете)

 

В младшем школьном возрасте (7-10 лет), когда формируются основы личности ребенка, необходимо осуществление патриотического, экологического и эстетического  воспитания школьников в процессе их включения в разнообразные виды деятельности:

·        учебную,

·        игровую,

·        трудовую,

·        межличностное общение,

 направленные на воспитание бережного ценностного отношения к истории и культуре своего родного края, к обычаям и традициям своего народа и народов страны совместного проживания.

Одной из таких традиционных форм воспитания является музейная педагогика с посещением детьми историко-краеведческого музея. Такая работа решает ряд важнейших задач:

        1. Расширение представления детей о стране, в которой они живут. Расширение кругозора учащихся по теме: “Мой родной край”;

        2. Уважение к историческому прошлому России (в начальном звене знакомство с отдельными эпизодами истории России, символами и великими людьми);

        3. Воспитание у детей чувство гордости за свою Родину.  Привитие любви, интереса к родному краю, малой родине;

        4. Формирование первоначального представления о природе в це­лом; воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к себе, к людям и к тому, что сделано руками человека;

       5. Воспитание чувства прекрасного. Развитие эмоции, чувства, речи учащихся. Развитие  познавательного интереса, умения наблюдать, анализи­ровать.

 

Взаимосвязь  учебно-воспитательной работы учителя начальной школы и музейной педагогики историко-краеведческого музея, направленной на патриотическое, эстетическое, экологическое воспитание младших школьников, осуществляется в разнообразных формах:

·        совместная разработка программы музейной педагогики (педагога и сотрудников музея) с учетом возраста, интересов и программного материала и этнокультурного.компонента

·        проведение системы уроков совместно с музеем

·        совместном проведении коллективных дел,

·        проведение праздников фольклорной направленности,

·        путешествия в областной историко-краеведческий музей,

·        создание коллективных проектов на различные темы краеведческой, экологической, валеологической и эстетической направленности,

·        поездки  в различные культурные центры,

·        знакомство с культурой других народов,

·        изучение литературных произведений поэтов и писателей Урала,

·        краеведческие экскурсии,

·        внеклассных занятия в  музее;

·        мастер-классы по традиционным промыслам России

·        изучение родословной, традиций своей семьи, своей фамилии

·        интеграция истории и краеведения в различные учебные предметы

·         

 При этом учащиеся выступают как активные соучастники, и равноправные субъекты совместной  музееведческой деятельности со взрослыми;

 

Таким образом, такая распространенная традиционная форма воспитания, как симбиоз музея и школы дает возможность получить такие результаты:

 

• создается музейная среда, включающая историко-краеведческий музей со всеми экспозициями и  занятия на основе целостной программы, моделируемой с учетом содержания начального образования.

• учебная и внеклассная деятельность учащихся начальной школы содержательно обогащается краеведческой, этнокультурной и музееведческой информацией, ориентированной на формирование патриотических чувств, эстетического, экологического сознания и развитию душевных качеств личности младшего школьника;

• осуществляется  плодотворное взаимодействие учителей начальных классов и младших школьников

 

 

Учитель начальных классов Каткова М.С.