Из опыта работы
Традиционная форма воспитания-
работа с музеем.
Симбиоз музейной педагогики и
учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
Из опыта работы.
(выступление на педсовете)
В младшем школьном возрасте (7-10 лет), когда формируются основы личности ребенка, необходимо осуществление патриотического, экологического и эстетического воспитания школьников в процессе их включения в разнообразные виды деятельности:
· учебную,
· игровую,
· трудовую,
· межличностное общение,
направленные на воспитание бережного ценностного отношения к истории и культуре своего родного края, к обычаям и традициям своего народа и народов страны совместного проживания.
Одной из таких традиционных форм воспитания является музейная педагогика с посещением детьми историко-краеведческого музея. Такая работа решает ряд важнейших задач:
1. Расширение представления детей о стране, в которой они живут. Расширение кругозора учащихся по теме: “Мой родной край”;
2. Уважение к историческому прошлому России (в начальном звене знакомство с отдельными эпизодами истории России, символами и великими людьми);
3. Воспитание у детей чувство гордости за свою Родину. Привитие любви, интереса к родному краю, малой родине;
4. Формирование первоначального представления о природе в целом; воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к себе, к людям и к тому, что сделано руками человека;
5. Воспитание чувства прекрасного. Развитие эмоции, чувства, речи учащихся. Развитие познавательного интереса, умения наблюдать, анализировать.
Взаимосвязь учебно-воспитательной работы учителя начальной школы и музейной педагогики историко-краеведческого музея, направленной на патриотическое, эстетическое, экологическое воспитание младших школьников, осуществляется в разнообразных формах:
· совместная разработка программы музейной педагогики (педагога и сотрудников музея) с учетом возраста, интересов и программного материала и этнокультурного.компонента
· проведение системы уроков совместно с музеем
· совместном проведении коллективных дел,
· проведение праздников фольклорной направленности,
· путешествия в областной историко-краеведческий музей,
· создание коллективных проектов на различные темы краеведческой, экологической, валеологической и эстетической направленности,
· поездки в различные культурные центры,
· знакомство с культурой других народов,
· изучение литературных произведений поэтов и писателей Урала,
· краеведческие экскурсии,
· внеклассных занятия в музее;
· мастер-классы по традиционным промыслам России
· изучение родословной, традиций своей семьи, своей фамилии
· интеграция истории и краеведения в различные учебные предметы
·
При этом учащиеся выступают как активные соучастники, и равноправные субъекты совместной музееведческой деятельности со взрослыми;
Таким образом, такая распространенная традиционная форма воспитания, как симбиоз музея и школы дает возможность получить такие результаты:
• создается музейная среда, включающая историко-краеведческий музей со всеми экспозициями и занятия на основе целостной программы, моделируемой с учетом содержания начального образования.
• учебная и внеклассная деятельность учащихся начальной школы содержательно обогащается краеведческой, этнокультурной и музееведческой информацией, ориентированной на формирование патриотических чувств, эстетического, экологического сознания и развитию душевных качеств личности младшего школьника;
• осуществляется плодотворное взаимодействие учителей начальных классов и младших школьников
Учитель начальных классов Каткова М.С.