Индивидуальный маршрут ученика
Предварительный просмотр:
Индивидуально – образовательный маршрут по биологии (базовый уровень)
ученика 9 В класса очно – заочной формы ____________
Учитель биологии: Голвачева Екатерина Александровна
Цель: овладение учебной деятельностью как условием подготовки к ОГЭ.
Форма изучения: традиционная, очно-заочная.
Форма отчёта/контроля: тестовая, собеседование с учителем, выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов,
Сроки предъявления образовательного продукта: еженедельно/ через неделю.
Формы работы: самообразование (работа с учебной литературой). Посещение уроков и занятий.
Содержание работы: блочно-модульное обучение, дифференциация обучения. Групповая и самостоятельная формы работы. Занятия по подготовке к экзаменам.
Содержание деятельности | Формируемые умения и навыки. | Формы контроля | Отметка о выполнении |
Планирование работы. Освоение приёмов работы с научной литературой (конспектирование, реферирование, составление картотеки, создание плана – тезисного, цитатного) и приёмов оформления собственного продукта деятельности. | |||
Тема: Организменный уровень. | |||
Диагностика. Тренировочная работа по типу ОГЭ. | Дать определение понятию размножение. Называть: основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. Основные понятия: размножение, бесполое размножение, вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты | Составление таблицы, кластера | |
Бесполое и половое размножение организмов. | Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножений. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять: биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости; эволюционное преимущество полового размножения. Использовать средства Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. Основные понятия: гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом. | Проверка тетради, беседа. | |
Половые клетки. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | Давать определение понятий онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: сущность эмбрионального периода развития организмов; роста организма; начало и окончание постэмбриональное развития; виды постэмбрионального развития. Анализировать и оценивать: воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; факторы риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Основные понятия: онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. | Тестирование | |
Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять схему моногибридного скрещивания. Определять: по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя. Основные понятия: аллельные гены, генетика, ген, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, изменчивость, наследственность, моногибридное скрещивание, рецессивный признак, чистые линии. | Проверка тетради | |
Закономерности наследования признаков. Законы Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. | Давать определения терминам: гетерозигота, гомозигота, доминирование. Описывать механизм неполного доминирования. Выделять особенности механизма неполного доминирования. Составлять схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять: по фенотипу генотип и, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Основные понятия: генотип, гетерозигота, гомозигота, доминирование, фенотип. | Проверка тетради. Индивидуальный опрос | |
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать: содержание определений основных понятий; схему дигибридного скрещивания. Составлять схему дигибридного скрещивания. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Основные понятия: генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип. | Тестирование | |
Дигибридное скрещивание. | Давать определения терминам гомологичные хромосомы, конъюгация. Отличать сущность открытий Г.Менделя и Т.Моргана. Формулировать определение понятия сцепленные гены. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании Основные понятия: гомологичные хромосомы, локус гена, конъюгация, сцепленные гены. | Проверка тетради | |
Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. | Давать определение термину аутосомы. Называть: типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы; Объяснять причину соотношения полов 1:1. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Решать простейшие генетические задачи. Знать основные понятия: гетерогаметный пол, гомогаметный пол, половые хромосомы | Решение задач | |
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры: ненаследственной изменчивости (модификаций); нормы реакции признаков; зависимость проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно. Характеризовать модификационную изменчивость. Знать основные понятия: Вариационная кривая, Изменчивость, модификация, Норма реакции | Беседа | |
Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. ЛР №3 «Выявление изменчивости организмов». | Давать определение терминам изменчивость. Называть: основные формы изменчивости; вещество, обеспечивающее явление наследственности; биологическую роль хромосом. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость и приводить примеры. Называть: виды наследственной изменчивости; уровни изменения генотипа, виды мутаций; свойства мутаций. Объяснять причины мутаций. Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Использовать средства Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями, и мерах их профилактики. Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную). Характеризовать виды мутаций. Знать основные понятия: геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия. | Беседа | |
Закономерности изменчивости. Мутационная изменчивость | Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание определений основных понятий. Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекцию. Объяснять: причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционной работы закона гомологических рядов; роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Знать основные понятия: гомологический ряд, селекция. | Тестирование | |
Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Искусственный отбор. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. | Давать определения понятиям порода, сорт, биотехнология, штамм. Называть методы селекции растений и животных. Приводить примеры: пород животных и сортов культурных растений; использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Характеризовать методы селекции растений и животных. Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Основные понятия: гетерозис, гибридизация, мутагенез. | Беседа | |
Тестирование по теме «Организменный уровень организации живого». Тренировочная работа по типу ОГЭ. | Задания с выбором ответов. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствие. Задания – незаконченные предложения. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте. Простейшие генетические задачи. | Тестирование |