Конспект занятия по речевому развитию

Гаянова Лилия Фадисовна

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе.                         

                                                   Тема: Составление рассказа по картинкам на тему:«Весна».

Цель: развитие связной речи у детей. 
Задачи: Обобщение представлений детей о весне. Активизация лексического запаса по теме «Весна»: весна, весенние месяцы, приметы весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами,  закличками,  загадками). Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений.

Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе, формирование умения работать в коллективе.

Предварительная работа. Чтение стихотворений и рассказов о весне (А. Н. Плещеев «Весна», Ф. И. Тютчев «Зима не даром  злится», А. Н. Майков «Ласточка примчалась из-за бела моря»); рассматривание иллюстраций по теме; разучивание пословиц и поговорок, игр; наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Дидактическое обеспечение занятия: картина” Весна”, макеты цветов, Магнитофон, кассета с релаксационной музыкой.

Используемая литература:

1. Ушакова О. С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», М.,: ТЦ Сфера», 2002г.

2. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в подготовительной  группе детского сада», Воронеж, 2009г.

Ход организованной образовательной деятельности:

Воспитатель: Входит под музыку. Здравствуйте ребята, вы меня узнали?

Да, я весна, я пришла к вам в гости.

 Ребята, какое у вас сейчас настроение? (ответы детей).

А давайте мы с вами поделимся нашим настроением друг с другом и подарим улыбки.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Поздоровайтесь  с гостями,

Улыбнитесь все вокруг.

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: (Берет с подоконника с клюва вороны конверт)
Кто-то бросил нам в окошко,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
Ребята, вам хочется узнать от кого пришло письмо?

Ребята, нам синичка Желтогрудка прислала письмо. Давайте посмотрим, что она нам пишет. «Дорогие ребята, здравствуйте, помогите, пожалуйста. Зима хочет вернуться, заколдовать весну и остаться у нас навсегда. Представляете, что тогда случится. Вся природа ждет весну, тепло и солнышко. А зима все хочет испортить. Чтобы победить зиму нужно выполнить следующие задания. Я их вам вложила в письмо. Спасибо. До свидания».

Ребята, посмотрите здесь в конверте и правда  задания. Поможем синичке?

Дети. Да, поможем.

Воспитатель:  Ребята, а сейчас я вам хочу загадать загадку:

 

Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко ласкает,

Кто это время года знает? (весна)

Ох, какие молодцы, правильно.

Ребята, какое у нас сейчас время года? (Весна).

 Какое время года будет после весны? (Лето).

Какое время года было перед весной? (Зима).

Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май)

Воспитатель: А сейчас давайте поможем Зинке, нужно выполнить все ее задания и без ошибок!

Начнем, ребята? (Воспитатель открывает  конверт и берет задания с листочками.)

1задание Игра «Найди ошибки»

Вот и наступила весна.  

Весело журчат лужи ( ручейки), с крыш капают сосульки - начался листопад ( капель).

Дни становятся короче (длиннее), а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие  (перелетные) птицы.

Люди уже позаботились о воронах (скворцах)- сколотили скворечники. Просыпаются от летней ( зимней) спячки домашние ( дикие) животные: волки, кролики, медведи.

На снегу расцвели первые осенние (весенние) цветы – астры (подснежники).

( дети называют ошибки и исправляют текст).

Воспитатель: Справились, молодцы. Теперь

2задание  Игра на внимание «Весенние слова».

 Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами.

Январь, тепло, снегопад, капель, февраль, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, снегурочка, листопад,  подснежники, сугробы, скворечник.

Воспитатель: молодцы, ребята!

Физминутка.

 А теперь давайте поиграем в пальчиковые игры, которая называется «Перелетные птицы». А как вы думаете, почему синичка выбрала именно эту игру? (ответы). Приготовьте пальчики, слушайте внимательно, и повторяйте.

Тили-тили, тили-тили – (Скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка – (Поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках)

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели, (скрестив большие пальцы, машут ладошками)

Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами делают клюв).

3задание Игра «Сравни и назови» , в ходе которой воспитатель, бросая ребенкусолнце, начинает фразу, а ребенок должен ее закончить.

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун).

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

Воспитатель: Да, ребята, солнце нас радует и греет, оно такое теплое, доброе. От такого тепла хочется с вами поиграть в игру, это уже

4задание синички Игра «Назови ласково»

Ручей-ручеек,                             лёд-льдинка,                                                         лист- листочек,                          трава-травка, травушка,                                      пень- пенек,                                цветок- цветочек,

лес- лесок,                                     луг- лужок,

река-речка-реченька,                 солнце-солнышко,

лужа- лужица,                              проталина-проталинка,

почка-почечка,                              дерево- деревце,

капля- капелька и т.д

Воспитатель: И с этим заданием справились, молодцы!

 

5задание синички «Назови признаки весны»

Ярко светит солнышко,                              тает снег,

День становится длиннее,                        ночь короче,

Свисают сосульки,                                             просыпаются насекомые,

Начинается ледоход,                                    появляются лужи,

Появляются проталины,                            расцвели подснежники,

Просыпается медведь,                                 прилетают птицы,

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: кроме задания синичка отправила нам и картинки, давайте посмотрим на картинки. Желтогрудка  просит, чтоб мы составили рассказ о весне по картинке. Ребята, попробуем?

«Солнечные цветочки”

- А сейчас ребята, мы с вами превратимся в весенние, солнечные цветочки (включается аудиозапись приятной музыки).

Мы сидим в земле, как семечки (дети присели).

Поднимаемся к солнышку, вверх, как ростки (дети встают и тянутся на носочках вверх).

Распускаемся, как цветочки (дети разводят руки в стороны).

Молодцы, ребята, какие замечательные солнечные цветочки расцвели в нашей группе.

 Посмотрели друг на друга и улыбнулись.

Воспитатель:  Ребята вы сегодня очень старались. Показали свои знания, были дружными и помогли птички синичке. О весне мы свами поговорим еще и на других занятиях.

ИТОГ

- С каким настроением заканчивается для вас занятие? Поднимите значки

Варианты значков:

- «Цветок» - на душе светло, радостно.

- «Снежок» – на душе пасмурно и грустно.