Урусова Екатерина Анатольевна

сайт преподавателя театральных дисциплин, логопеда, заведующей отделением раннего эстетического развития

Главное - идти вперед!

Профессия: искусствовед, учитель-логопед, преподаватель театральных дисциплин, заведующая отделением "Раннего эстетического развития"

Профессиональные интересы: сценическая речь, логопедия, дефектология, методики преподавания актерского мастерства, возрастная психология, история искусств, история театра

Увлечения: чтение, сноубординг

Регион: Саратовская область

Населенный пункт: Саратов

Место работы: МАУ ДО "ДШИ им. В.В. Ковалева" МО "Город Саратов"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/urusova-ekaterina-anatolevna
"Нужно стараться всё делать хорошо, плохо оно само получится" А. Миронов "Благословенны препятствия - ими растём" Н. Рерих

Театр - великое искусство! И несомненно, что театральное искусство благотворно влияет на всестороннее развитие личности ребенка, личности гармоничной и творческой!

http://teatr-urusova.forum2x2.ru/ - ссылка на форум, куда можно обращаться по всем вопросам.

О себе

Урусова Екатерина Анатольевна. Родилась в городе Саратов 20.07.1986 года. В детстве  и юношестве увлеченно занималась в театральной студии под руководством Маргариты Юрьевны Нефёдовой, преподавателя Саратовского Областного Училища Культуры. В 2009 году окончила  с отличием Педагогический Институт Саратовского Государственного Университета имени Н.Г. Чернышевского по специальности искусствоведение. В 2013 году окончила с отличием Саратовский Областной Колледж Культуры имени Е.Н. Курганова по специализации режиссура. В 2018 году окончила курсы профессиональной  переподготовки по дополнительной профессиональной программе "Учитель-логопед" Саратовского оюластного института развития образования. С 2008 года работаю в Детской школе искусств им. В.В. Ковалёва преподавателем театральных дисциплин ("Сценическая практика", "Актерское мастерство", "Художественное слово", "Техника речи") на отделении "Искусство театра", а также дисциплин "Этика", "Развитие речи" на отделении "Раннее Эстетическое Развитие". 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Р. Бах "Чайка по имени Джонатан Ливингстон", М. Булгаков "Мастер и Маргарита", Лев Толстой "Война и мир", Стивен Кови "7 навыков высокоэффективных людей"

Мой взгляд на мир


Мои достижения


Моё портфолио

 

Влияние театрально — игровой деятельности на всестороннее развитие творческой личности в дошкольном возрасте


     Такие дисциплины, как «Техника речи/ художественное слово» и «Актерское мастерство» очень необходимы в воспитании и образовании детей-дошкольников. Задача приобщения детей к театральной деятельности также очень важна.
     Театральная деятельность – самый распространенный вид детского творчества, является мощным психотерапевтическим средством, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Она понятна ребенку и находит свое отражение потому, что связана с игрой. Благодаря творчеству, театральной игре мы развиваем в детях высшие психические качества, такие как память, внимание, фантазию; целеустремленность, решительность, трудолюбие – волевые черты характера. Занятия театральной деятельностью, выступления перед зрителями в процессе обучения позволяют ребенку научиться правильно реализовывать свои творческие силы и духовные потребности, раскрепощаться и отстаивать свои позиции в обществе. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.
     В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить самооценку ребенка, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Понравившиеся герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность положительно влиять на детей.
Театральная игра учит детей ориентироваться в пространстве, воспитывает нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение с окружающими.
     Также важным аспектом является то, что театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии. В основе эмпатии лежит умение проникнуть во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям, распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия. Наряду с этим театральная игра учит адекватно выражать свои чувства, произвольно контролировать эти чувства и манеру их выражения в обществе. Еще древние мыслители говорили, что человеку следует властвовать над своими чувствами и не допускать, чтобы чувства властвовали им.
     Из курса «Актерское мастерство» в качестве примеров можно предложить такие театральные игры, как «Веселые обезьянки», «Поварята», «Японская машинка».
«Веселые обезьянки»:
Педагог – Представьте, что вы (дети) все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из вас мы выбираем на роль посетителя зоопарка (при помощи считалки). Он будет стоять в центре и делать различные движения и жесты. «Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют его жесты и движения. «Посетители» в течение игры меняются несколько раз.
«Поварята»:
Дети делятся на две команды. Первая команда готовит первое блюдо, а вторая – салат. Каждый ребенок придумывает, каким продуктом он будет: луком, морковью, капустой и т. Д. – для первого блюда; картофелем, огурцой, горошком, яйцом и т. Д. – для салата. Затем все дети становятся в круг – получается «кастрюля» — и поют песенку:
Сварить можем быстро мы борщ или суп
И вкусную кашу из нескольких круп,
Нарезать салат и простой винегрет,
Компот приготовить – вот славный обед.
Дети останавливаются, а педагог по очереди называет, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок входит в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, педагог предлагает приготовить другое блюдо.
«Японская машинка»:
Дети сидят в кругу и одновременно выполняют ряд движений: хлопают перед собой в ладоши; хлопают обеими руками по коленям (правой – по правому, левой – по левому); не выпрямляя локоть, выбрасывают правую руку вправо – вверх, одновременно щелкая язычками; то же самое делают левой рукой.
     Обязательно нужно проводить с детьми разыгрывание различных этюдов – на основные эмоции (гнев, отвращение, радость, разочарование), действия с воображаемыми предметами. Этюды способствуют развитию чувства правды и веры в вымысел, дети научаются действовать на сцене согласованно, общаться и реагировать на поведение друг друга.
     Техника речи (художественное слово) как практическая дисциплина включает в себя четыре основных раздела: дыхание, голос, дикцию и орфоэпию. Задачей данного предмета является развитие и обогащение голоса ребенка, дикционной чистоты и четкости, сделать речевой аппарат послушным инструментом, способным передавать внутреннюю жизнь человека.
     На уроках ребенок учится полноценно использовать возможности своего дыхания, познает навыки «правильного» дыхания. Дыхание принимает самое активное участие во всякой человеческой деятельности и особенно — в речевой. Связанное со звуком дыхание называют фонационным. Оно важно для развития правильного звучания голоса, разборчивости речи и выработки четкой дикции. Дыхание дает энергию для голоса, является регулирующим механизмом, автоматически выравнивает силу звучания всех звуков нашей речи.
     Главными мышцами вдоха являются диафрагма (мышца, находящаяся под нижними ребрами и над брюшной полостью) и группа мышц, поднимающих и раздвигающих ребра грудной клетки. Такое дыхание называют диафрагмально-реберным или смешанно-диафрагмальным типом дыхания. На уроках педагог помогает детям овладеть основными принципами дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой.
     Необходимо отметить, что при выполнении дыхательных упражнений данной методики кора головного мозга насыщается кислородом, за счет чего улучшается работа всех центров и происходит саморегуляция обменных процессов, занятия способствуют укреплению и тренировке дыхательной мускулатуры. При выполнении дыхательной гимнастики происходит диафрагмальный массаж практически всех органов брюшной полости. Дыхательная гимнастика – незаменимое средство профилактики многочисленных заболеваний органов дыхания. По данным ученых-медиков профилактическое применение дыхательной гимнастики у детей позволяет снизить частоту OP3 в 2-4 раза по сравнению с детьми, не занимающимися этой гимнастикой!
     Упражнения на постановку дыхания, дикции, голосо-речевой тренинг также носят игровой характер. Такие упражнения увлекают детей, втягивают в работу их душевную сферу, вызывают позитивные эмоции, которые раскрепощают фонационные пути, помогают правильно формировать голосо-речевой аппарат.
     Начать урок рекомендуется с артикуляционной разминки. Например, можно использовать такие упражнения, «Веселый пятачок», «Насос», «Лыжник», «Просверлить стену» и т. д. В каждом упражнении тренируется не только дыхание, но и дикция, звучание голоса, «разогреваются» дыхательные мышцы. Благодаря этим упражнениям ребенок сможет легко научиться рефлекторно «переключать» дыхание в различные ритмы, применять различные характеры речи.
     В упражнении «Зарядка» также тренируются голосовые и дыхательные навыки. Целевая установка данного упражнения научить детей «сбрасывать» не использованный в речи воздух, и это вызывает рефлекторный вдох – пополнение воздухом легких без видимых движений вдоха.
Очень эффективно использовать стихи как тренировочный материал, поскольку стихи как ритмически организованная речь возбуждают нервную систему. Ритм как таковой вызывает в детях эмоциональный отклик, переживание, которое приводит в рабочее состояние весь организм, в том числе голосо-речевой аппарат.
«Зарядка»:
Чтобы голос был в порядке,
Проведу сейчас зарядку
Влево – враво поворот,
А теперь наоборот.
Приседаю, поднимаюсь,
Пригибаюсь, наклоняюсь,
Пол руками достаю,
Но свободно говорю!
А теперь прыжки на месте.
Прыгну хоть сто раз, хоть двести.
И двумя ногами сразу,
И на левой, и на правой,
На одной и на другой –
Нет одышки никакой.
     Игры в коллективное сочинительство стихов, различных историй очень увлекательны для детей, благодаря таким упражнениям дети познают искусство звучащего слова.
     Необходимо учитывать рече-ручной рефлекс в воспитании правильной и красивой речи ребенка. Процесс речи регулируется слуховым, зрительным и двигательным анализаторами. Поэтому при речевой деятельности оказывается активен весь мозг в целом, управление осуществляется из двигательной зоны коры головного мозга. Происходит координация движений рук с речью, звучанием отдельных звуков. Движения придают нужный характер, настроение произнесению отдельных слов и фраз. Эффективность применения в различных упражнениях рече-ручного рефлекса значительно высока. В работе с детьми важно и полезно комбинировать упражнения на развитие техники речи, создавать различные игровые ситуации, объединяя ряд упражнений единым содержанием.
     К сожалению, в настоящее время среди детей широко распространено дефектное произношение звуков в речи, чему не уделяется должного внимания со стороны родителей. Нужно особо отметить, что речевые дефекты – один из наиболее серьезных изъянов, искажающих красоту звучащего слова. Отсюда страдает культура нашей речи, ведь на «почве» речевых недостатков процветает во всех формах косноязычие.
     В наибольшей степени искажению подвергаются звуки «с», «з», «ш», «ж», «ч», «щ», «р». Только отточенность артикуляционных движений, «правильное» дыхание и развитый голос являются необходимыми условиями чистоты произнесения звуков речи. Все это обеспечивает правильное воспитание культуры речи.

Урусова Е.А.
Детская школа искусств № 23 им. В.В. Ковалева, Сар
атов

Добавить грамоту в портфолио