Тулюсина Елена Валентиновна

сайт дошкольного работника

Из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание.

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: коррекционная педагогика, логопедия

Увлечения: чтение художественной литературы, чтение новинок методической литературы, путешествия, вязание, фотография, музыка

Регион: Владимирская область

Населенный пункт: город Ковров

Место работы: МКДОУ №53

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/tulyusina-elena
Всю жизнь науки постигай, Трудись, учись усердно. Жизнь коротка - ей виден край, А знание безмерно.
Муса Джалиль.


О себе

Работаю в должности воспитателя с 1989 года. Знаю теоритическую педагогику, психологию и дефектологию, успешно применяю знания в практической деятельности. Серьёзно подхожу к проведению занятий с детьми, создаю условия для развития каждого ребёнка, учитывая их индивидуальные способности и возможности, углублённо работаю над использованием игровых приёмов в реализации комплексного метода коррекционной работы с детьми с нарушениями речи. Постоянно изучаю новые технологии дошкольного воспитания, владею современными методами психолого-педагогической диагностики. Все занятия с детьми ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещаю методические объединения, участвую в педагогических советах. Являюсь руководителем Творческой группы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения «Зеленый огонек»

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Джек Лондон " Белый Клык " Борис Васильев "А зори здесь тихие..." Александр Грин " Алые паруса" Николай Островский "Как закалялась сталь" Э.М. Ремарк "Три товарища" В.Гиляровский " Москва и москвичи"

Мой взгляд на мир


Мои достижения

Воспитанники принимают активное участие в конкурсах на уровне ДОУ и городских , неоднократно побеждали: Грамота семьи Фроловых за 1 место в соревнованиях «Мама, папа, я – спортивная семья», Грамота за 2 место в конкурсе поделок из природного материала «Дары Осени»; Победительница шоу-конкурса «Мини Мисс Коврова-2010» Алина Громова; Грамота за 1 место Панков Роман в конкурсе поделок из природного материала «Дары Осени»; Диплом лауреата 3 степени за победу в городском конкурсе «Солдаты отчизны» Фролов Филипп Грамота за 2 место в городском конкурсе «Зеленый Огонек», участие в изготовлении «Ленты Мира», приуроченной к юбилею Победы, Благодарственное письмо от администрации города Коврова за участие в изготовлении украшений для оформления городских елок; 3 место в городском конкурсе поделок, посвящённых 75-летию ГБДД 1 место в смотре-конкурсе ДОУ№53- книжных уголков; 1 место в смотре-конкурсе ДОУ№53-музыкальных уголков; 1 место в смотре-конкурсе ДОУ№53 – игр по связанной речи «Лесное такси».

Моё портфолио

Формирование интереса к художественной литературе у детей с проблемами в речевом развитии в рамках предшкольного образования. Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. Однако недавние исследования социологов свидетельствуют о том, что развиваются процессы "кризиса чтения". Родители жалуются, что детей трудно привлечь к слушанию художественной литературы. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к художественной литературе? Мы знаем, что в последнее время в нашем обществе преобладает бездуховность, нравственная деградация, озлобленность. Наверное, мы хорошо прочувствуем эти слова, если применим их к своим детям, таким своего ребёнка не хочет видеть никто. Необходимым подспорьем в воспитании является книга. Только чтение даёт ребёнку возможность научиться сопереживать, научиться отличать добро от зла, заставляет его задуматься – в процессе чтения как бы «растёт» душа ребёнка, а не только его тело. Главная задача, которую должно решать предшкольное образование – формирование у детей мотивации к школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний. Переход ребёнка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни. Сегодня школа – это самостоятельная работа детей, причём с 1 класса, это рефераты, сочинения, задания на мышление. Неначитанный ребёнок не сможет выразить собственную мысль, не сможет подобрать образное выражение. Без чтения у ребёнка отсутствует речевая культура. Ведь мозг начитанного ребёнка становится своего рода складом образов и слов, в нужное время он извлекает из памяти нужные слова, а если их туда никто не заложил, где их взять? Так что чаще всего «2» нашим детям – это «2» взрослым. Сейчас много говорят об интернете, об электронных книгах. Это важные изобретения, но не для детей – дошкольников. Ведь дети видят не только глазами, но и руками. И никакая электронная книга не заинтересует их так, как яркая, красочная обычная книга, которую можно просто потрогать и полистать. Телевидение и интернет не требует столь активной работы ума и души, как чтение. Мозг ребёнка, привыкший с детства работать на минимуме усилий, становится ленивым, не умеет впоследствии выполнять более сложные действия. Дети, растущие на движущихся телевизионных картинках, гасят в себе работу воображения, которая всегда включается при чтении, они не способны мысленно перевести слово в образ. Только чтение развивает воображение ребёнка. Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в дошкольном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда детский сад переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает. Цель современной педагогики – учить всех детей сознательно, избирательно читать книги, чтобы в школьные годы, а главное в дальнейшей жизни, они хотели и умели непрерывно пополнять своё образование Работая в коррекционном детском саду и принимая детей с 5лет, наблюдая за их самостоятельной деятельностью, я обратила внимание на то, что у них практически отсутствует интерес к художественной литературе. Был проведен опрос родителей и вновь поступивших воспитанников с использованием анкет. В результате было опрошено 12 семей. Проанализировав результаты анкеты, сделала вывод о том, что в семьях, как правило, не принято чтение книг вслух (75%); ребёнок затрудняется назвать книгу, которую ему недавно прочитали (83%); прочитанное в семье не обсуждается (83%).Однако, на мой вопрос «А хотели бы вы поиграть в сказку, придумать костюм героя?» четверо детей откликнулись с большим интересом. Это заставило меня обратиться к изучению данной темы, систематизации материалов по теме, поиску наиболее эффективных путей решения данной проблемы, так как мало методической литературы, освещающей данный вопрос. Актуальность данной проблемы определяется тем, что формирование у детей интереса к художественной литературе является одной из важнейших задач воспитателя, так как именно от наличия этого качества во многом зависит дальнейшая успешность ребёнка в школьной жизни. Цель работы воспитателя заключается в формировании в рамках предшкольного образования у детей старшего дошкольного возраста интереса к художественной литературе. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: • Изучить наличие интереса у детей в группе к художественной литературе; • Создать условия в группе, влияющие на формирование потребности у ребёнка в книге; • Повысить информированность родителей о значении художественной литературы в развитии ребёнка. В качестве критериев интереса рассматриваем: • активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы); • положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению; творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности. Исходя из этого, показателями сформированности интереса старших дошкольников к художественной литературе являются: • положительное отношение к художественной литературе ("люблю слушать"); • заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги"); • влечение самим процессом слушания ("не могу оторваться от книги, почитайте ещё”). "Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение. Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом». Работа по формированию интереса к художественной литературе осуществляется через литературные игры, сотрудничество с библиотекой, организацию занятий, клубов семейного чтения, литературные праздники, обсуждение книг, устные журналы. Она дает широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. В основе работы с детьми по формированию интереса к художественной литературе должны лежать основополагающие принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания, изложенные в работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, Н. Е. Щурковой: • принцип учета сензитивных периодов развития; • принцип определения "зоны ближайшего развития" и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых; • принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности; • диалогический принцип. Развитие ребёнка по Выготскому происходит в деятельности. Для того чтобы она была более эффективной необходимо создать предметно - развивающую среду, которая предполагает организацию единого культурного пространства, где возможные виды творчества в области книги и чтения представлены одновременно, где ребёнок может свободно передвигаться от одного вида творческой деятельности к другому. В данном пространстве предлагаем ребёнку следующие зоны: 1) зона выбора, которая предполагает свободный доступ к художественной литературе; 2) зона чтения – место для индивидуального и группового прослушивания художественной литературы, для работы с книгой; 3) медиозона – зона аудио и видео фонда; 4) справочная зона («умные» книги) – зона для справочной литературы; 5) игровая зона – зона для организации игровых занятий с книгой; 6) зона для театрализованных постановок кукольных спектаклей по мотивам любимых произведений детской литературы. Деятельность детей нужно рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга. Она способствует развитию интереса к художественной литературе, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ребенка, развитию самостоятельности и творческой активности детей. Можно выделить следующие формы организации деятельности детей: • занятия в форме литературных игр: • работа с учреждениями культуры; • взаимодействие с родителями. Успешность решения поставленных задач осуществляем в процессе реализации следующих методов: ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ Приучение Оценка Упражнение Взаимооценка Показ Похвала Подражание Поощрение Требование Дискуссия Беседа Игра Соревнование Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм деятельности, что делает этот процесс увлекательным. Под формами деятельности мы подразумеваем выражение содержания этой деятельности через определенную структуру отношений педагогов, библиотекарей, воспитанников и родителей. Таким образом, мы выделяем следующие условия, оказывающие влияние на эффективное формирование читательского интереса дошкольников: • взаимодействие всех компонентов системы организации этой деятельности; • разнообразие форм организации деятельности. Считаю, что эффективному формированию интереса старших дошкольников к художественной литературе способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм занятий, работы с учреждениями культуры, взаимодействие с родителями. Педагог для ребенка — прежде всего квалифицированный читатель, который постоянно демонстрирует образец отношения к книге и чтению, доброжелательно и уверенно передает детям свои читательские привычки. В целях формирования интереса к художественной литературе, а в последующем развития читательского интереса детей старшего дошкольного возраста использую следующие формы работы: • коллективное чтение; • беседа; • беседа – «приманка»; • конкурс чтецов; • реклама книги; • литературный праздник; • литературная гостиная; • театральный фестиваль; • библиотечный час • час «тихого чтения» Центральным звеном в работе по развитию интереса к художественной литературе считаю организацию литературных игр и литературных праздников. Остановлюсь более подробно на литературных играх. Литературные игры — игры, построенные на словесном материале. Литературная игра – игра с текстом, с целью модифицировать существующий или создать новый. Взяв за основу это определение, разделила литературные игры следующим образом: • игры и упражнения по развитию речи; • литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.); • литературные викторины; • стилизованные игры ("Счастливый случай", "Поле чудес", "Крестики-нолики", "Умники и умницы", "Сильное звено", "Пойми меня", т. д.). Литературные игры интересны и полезны старшим дошкольникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д. Итогом работы является проявление интереса у детей к художественной литературе, желание слышать и слушать. Ребятам очень нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда будут подводиться итоги прочитанного. С огромным желанием пробуют они свои силы в составлении игровых заданий (викторины, кроссворды, игры со словами, создание иллюстраций и т. д. В процессе литературных игр подобного рода развиваются межличностные отношения, интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей, развивается их речь. Есть система проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой, основой которой является формула «Три П»: переживай, представляй, понимай прочитанное! Это осуществимо через чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением - это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме дети - воспитатель - автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики. В практике используются следующие формы работы с учреждениями культуры: • библиотечные часы, проводимые на базе городской библиотеки; • посещение тематических выставок книг; • городские конкурсы. Организация разнообразных форм работы с родителями. Успех развития интереса у детей к художественной литературе зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье. «Прозорливые родители всегда стремятся к тому, чтобы дети имели собственные книги, и чтобы таких книг было много. Они читают малышам вслух, а те сосредоточенно слушают… Однако такая картинка из жизни несколько идеализирована. Сегодня многим вообще никто не читает, некоторым от случая к случаю читают что-нибудь по вечерам или в выходные. А без взрослых ребёнку не войти в прекрасный мир книги. Дети, получившие «книжную прививку» в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определённом занятии, хорошо говорят» (Л.Н.Зеленцова). Своевременный и тесный контакт с родителями позволит нам обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к слушанию литературных произведений. Можно использовать следующие формы работы с родителями: • коллективная: родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник, конкурс с родителями и детьми; • групповая (тематическая консультация); • индивидуальная (консультация). Проведение праздников, основой сценария которых служат произведения детских писателей, расширяет кругозор детей, обогащает их жизненный опыт, приобщает к мировой литературе. Органично вплетённые в ткань сценариев, мудрые пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки русского народа призваны вызвать у детей интерес к народному творчеству, желание продолжить знакомство с ним. На праздниках по произведениям детских писателей дети учатся различать добро и зло, поступать хорошо. В результате непринуждённого общения во время представления у детей развивается слуховая, зрительная и двигательная память, артистические способности. Формируется воссоздающее воображение – умение мысленно представить себе события и героев литературных произведений. Главная задача педагогов – подарить детям, их родными близким, пришедшим на праздник, радость от встречи с любимыми героями, общения друг с другом, совместного творчества. Дети - главные герои праздника. Они активно участвуют в его подготовке, учат наизусть стихи, разыгрывают сценки, принимают участие в конкурсах и аттракционах, играют, поют, танцуют. Взрослые принимают активное участие в проведении досугов в качестве ведущих, гостей и героев праздника, оформителей зала, костюмеров. Взрослые являются также и зрителями подготовленного совместными усилиями праздника. Эта роль хоть и пассивная, тоже очень важна: внимание и доброжелательность зала поддерживают выступающих, своё одобрение зрители выражают громкими аплодисментами. Самое главное – вызвать у детей и взрослых интерес к личности писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством. Для этого, готовясь к каждому досугу, следует проводить предварительную работу с детьми и взрослыми (чтение книг, рассматривание иллюстраций к ним, прослушивание грамзаписей стихов и сказок, разучивание стихов, отрывков из текстов с последующей их драматизацией). Если в празднике участвует мама или папа, бабушка или дедушка ребёнка, то можно себе представить, с каким нетерпением ребёнок ждёт выступление родных или участия их в различных конкурсах и аттракционах. Чтобы взрослые не боялись выступать в активной роли участников досуга, им можно рассказать о той атмосфере радости, которая возникает у детей при встрече с любимыми героями детских книжек, о радости совместного участия в проведении праздников. Опыт проведения праздников по произведениям детских писателей показывает, что на этих досугах царит атмосфера взаимопонимания, содружества, совместного творчества взрослых и детей. Желание делать друг для друга хорошее, радовать окружающих помогает детям и родителям объединиться в ещё более тесный круг, наладить тот контакт, которого иногда не хватает в их отношениях. Обычно после таких праздников дети и родители не торопятся расходиться. Каждому хочется высказать своё впечатление, поделиться радостью от своего выступления, вспомнить то, что больше всего понравилось и запомнилось. Итогом досугов является не только получение знаний о творчестве писателя, но и опыт выступления детей в качестве артистов. В дальнейшем, на занятиях в школе, дети смогут использовать полученные на праздничных мероприятиях знания. Выводы: 1) в результате проводимой работы у детей появился интерес к художественной литературе: на вопросы «Любишь ли ты слушать, когда читают книги?» положительно ответили 12 детей, заинтересованность конкретными книгами появилась у 11 воспитанников; повысилась обращаемость детей к воспитателю с просьбой что-то почитать; 2) центральное место в группе занимает книжный уголок, уголок театрализации; 3) повысилась активность родителей в проводимых мероприятиях в группе, возникла потребность в получении консультативной помощи по проблемам формирования у детей интереса к художественной литературе; 4) у родителей возник интерес к созданию домашней детской библиотеки, потребность в обмене детской литературой. Помочь ребёнку осознать необходимость художественной литературы, пробудить интерес к слушанию лучших книг и талантливо их прочесть - задача взрослых, задача всех, кто верит в силу художественной литературы и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи страны.

Мои публикации:
Работы детей:
Добавить грамоту в портфолио