Главные вкладки
Трускова Наиля Гирфановна
учитель обществознания
Профессия: учитель
Профессиональные интересы: Формирование компетентностного подхода к религиозному познанию
Увлечения: воспитание детей
Регион: Челябинская область
Населенный пункт: п.Ишалино, Аргаяшский район
Место работы: МОУ Краснооктябрьская сош
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/truskova-ng
МОУ Краснооктябрьская сош, Аргаяшский район, Челябинская область.
Учитель Трускова Наиля Гирфановна
Урок обществознания в 6 классе на тему: «Ребенок в семье» ( гл.6 «Ребенок в обществе»)
Если ты думаешь на год вперед, посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево.
Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека.
Восточная мудрость.
Цель: сформировать представление о детстве как особом периоде в жизни человека.
Задачи: предметные: объяснить значение понятия «детство», охарактеризовать мир детства, показать отличия взрослых и детей, проанализировать три стадии детства, познакомить учащихся с основами воспитания детей у разных народов, в разные исторические периоды.
метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об изучаемой проблеме;
личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научаться объяснять, что такое детство; сравнивать взрослых и детей, разные системы воспитания; овладеют принципом работы с учебником; научаться участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: занятие по сообщению нового учебного материала.
Форма урока: урок-практикум.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Мотивационно-целевой этап
Учитель: Ребята прослушайте пословицы и поговорки и предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.
На что клад, коли в семье лад.
Любовь да совет – так и горя нет.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Семья крепка ладом.
-Правильно ребята, тема сегодняшнего урока «Ребенок в семье». Ребята мы с вами переходим к изучению новой главы «Ребенок в обществе».
(Открыли тетради, записали число и тему урока)
Учитель: Предположите, о чем пойдет речь на уроке? На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников)
План урока:
1. Что такое детство?
2. Дети и взрослые.
3. Отношение к детям в разные исторические эпохи.
4. Воспитание детей у разных народов, в разные исторические периоды.
III.Введение в новый материал
Учитель: Итак, вы познакомились с общей картиной мира – тем, как развивалось человечество в целом и какие исторические ступеньки прошло в своем развитии общество.
Теперь наша задача меняется: от глобальных проблем развития общества мы переходим к отношениям ребенка с родителями, ровесниками.
Попадем в семейный мир ребенка, проанализируем его взаимоотношения с родителями, попробуем совместно решить те проблемы, которые, возможно, у вас уже накопились или появятся в будущем.
Мы обратимся к проблемам, связанным с положением ребенка в обществе, и прежде всего в семье и в школе.
IV. Работа по теме урока
1.Что такое детство?
Учитель: Какие ассоциации возникают у вас при слове «детство»?
Учащиеся: высказывают свое мнение.
Учитель: Детство – период от рождения до 12 лет, в течение которого ребенок не только растет и физически развивается, но и формируется его характер.
То есть это ступенька во взрослый мир.
Учитель: Запишите в тетради хронологические рамки детства
Учащиеся: выполняют задание в тетрадях
Хронологические рамки детства:
Медицинская статистика – 14 лет.
Общая статистика:
- дети грудного возраста;
- дети ясельного возраста;
- дети дошкольного возраста;
- дети школьного возраста.
Статистика правоохранительных органов – 14 лет.
Международные стандарты – 18 лет (Декларация прав ребенка).
Задание:
Учитель: В Древней Руси не было принято точно определять возраст, достигнув которого, человек считался взрослым. Для признания зрелости человек должен был обзавестись семьей и собственным хозяйством.
Объясните, почему это позволяло стать взрослым?
Считаете ли вы такие правила справедливыми?
Когда, по-вашему, ребенок становится взрослым?
Определите хронологические рамки взрослости. Свой выбор обоснуйте.
Учащиеся: проверка выполнения задания (высказывают свое мнение)
Учитель: Итак, мир детства – особый мир, имеющий свои законы, свое пространство и свои отношения. Не зря его называют «волшебная страна». Я, конечно, не волшебница, но попробуем перенестись в этот волшебный мир.
Задание: возьмите цветные карандаши, фломастеры, листы для рисования и постарайтесь вспомнить и изобразить, как эта страна выглядит.
Учащиеся: по окончании работы листы закрепляются на доске, а ребята объясняют свой выбор изображения.
Учитель: Какой же путь проходит ребенок в этом мире? Ученые пришли к выводу, что мир детства включает три стадии.
Задание: работая с материалом учебника, заполните таблицу.
Три стадии детства
Учащиеся: выполняют задание в тетрадях
Задание: Попробуйте объяснить смысл следующих пословиц:
«Детки – благодать Божья».
«Детки – радость, детки – горе».
«Умел дитя родить, умей и научить».
«Растут детки, как грибки».
Что их все объединяет?
Какие различия вы увидели?
Что нового для себя узнали?
Учащиеся: высказывают свое мнение.
Учитель: Мир детства– это особый мир, имеющий собственные законы, отношения и пространство.
Отличительная особенность этой среды (семья, двор, группа, класс, летний лагерь) заключается в том, что ребенок чувствует здесь себя своим.
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
В. Берестов
2. Дети и взрослые
Учитель: Давайте применим метод, который называется «метод мозгового штурма». Я задаю вопрос, а вы должны предложить как можно большее количество версий, затем мы выбираем самые главные и обсуждаем их.
Итак, вопрос: чем, по-вашему, ребенок отличается от взрослого?
Учащиеся: проверка выполнения задания
Физическим строением (у детей большая голова, короткие конечности, у взрослого удлиняются конечности, голова по сравнению с телом меньше).
Анатомией и физиологией (у ребенка строение и функционирование внутренних органов отличается от взрослого).
Знаниями (взрослый знает и умеет гораздо больше, чем ребенок).
Поведением (взрослый не будет делать того, что делает ребенок, - играть, баловаться, плакать, капризничать).
Степенью свободы (взрослый сам может распоряжаться своими деньгами, сам решает, где ему жить, где работать).
Степенью ответственности (взрослый имеет больше ограничений, он должен отвечать за себя и за других, кормить свою семью).
Степенью защищенности (ребенок не имеет возможности отстаивать свои права, бороться за свои интересы).
Степенью самостоятельности (решения за ребенка принимают взрослые).
Специфичностью поведения (дети часто подражают взрослым, стремятся побыстрее стать взрослыми).
Степенью любознательности (не зря детей называют «почемучками»).
3. Отношения к детям в разные исторические эпохи.
Учитель: Отношение к детям в разные исторические времена менялись. Не менялась лишь важность сущности отношений, связывающих мир взрослых с миром детей. Попробуем убедиться в этом. Вашему вниманию я предлагаю пословицы. Объясните, какое отношение к детям они выражают:
«Первый сын – Богу, второй – царю, третий – сам на пропитание».
«Один сын – не сын, два сына – пол сына, три сына – сын».
«Сына корми – себе пригодится, дочь корми – людям снадобится».
«Корми сына до поры: придет пора – сын тебя покормит».
Учащиеся: высказывают свое мнение
Задание:
Работая с текстом параграфа 24 и дополнительным материалом, разбившись на группы, охарактеризуйте отношение взрослых к детям в разные исторические периоды.
Первая группа: характеристика и анализ отношения к детям в первобытном обществе.
Вопросы к группе:
За что ценили детей на ранних ступенях развития человечества? Почему?
По каким параметрам оценивали состояние семьи?
Как относились к детям в трудные периоды жизни, например, во время засухи?
Сделайте общий вывод об отношении взрослых к детям в первобытное время?
Вторая группа: характеристика и анализ отношения к детям в период Древнего мира.
Вопросы и задания группе: работая с дополнительным материалом, ответить на вопросы и выполнить задания.
Вопросы по документу:
Как относится к своему сыну его мать, учитель?
Какие методы воздействия предлагает мать для перевоспитания сына?
Вопросы к тексту:
Как относились к детям в Спарте?
Кто по-настоящему следил за воспитанием и образованием молодого поколения?
Проанализируйте отношение взрослых к детям в Спарте.
Третья группа: отношение к детям в период Средневековья.
Задания группе: на основании материала учебника и дополнительного материала сделайте вывод об отношении к детям в период Средневековья.
Существовало ли понятие детства в Средние века?
Приведите примеры, подтверждающие достоверность вашей информации.
Как использовали труд детей? При ответе используйте дополнительный материал.
Четвертая группа: отношение к детям в Новое время в Европе.
Задание: на основании учебника и дополнительного материала сделайте вывод об отношении к детям в Новое время.
Вопросы группе:
Докажите, что положение детей в прошлые века было не лучше, чем на первых ступенях развития.
Чем вызвано подобное бедственное положение дел?
Какие шаги начали предпринимать в европейских и американских городах, чтобы решить проблему обездоленного детства?
Сделайте общий вывод об отношении к детям в Новое время.
Учащиеся: выступление групп.
Учитель: Сегодня жизнь детей значительно улучшилась. Современным детям уделяют очень много внимания.
Задание: попробуйте составить список вещей, мест, занятий, развлечений, предназначенных для детей.
Как вы думаете, почему так изменилось отношение взрослых к детям?
Учащиеся: высказывают свое мнение
4.Воспитание детей у разных народов, в разные исторические периоды.
Учитель: Что вы понимаете под определением «воспитание»? Подберите слово, заменяющее данный термин на другое, но при этом смысл на должен измениться.
Что, на ваш взгляд, является главным в воспитании ребенка?
Учащиеся: проверка задания, по ходу проверки составляется схема
Воспитание
Забота
Материальная забота: Духовное развитие:
- кормить - правильные манеры поведения
-обувать - образование
-одевать - понимание добра и зла
-заботиться о здоровье -понимание чести и справедливости
Таким образом, главным в воспитании является духовное развитие человека.
Учитель: Какого человека мы называем воспитанным?
Какие качества воспитанного и невоспитанного человека вы можете назвать?
По ходу ваших предложений заполним таблицу.
Качества воспитанного человека | Качества невоспитанного человека |
|
|
Учитель: Кто занимается воспитанием детей?
Какую роль в воспитании выполняют учителя?
Всегда ли у людей были подобные представления в отношении воспитания?
Давайте познакомимся с системой воспитания в разные времена у разных народов.
Задание: по ходу работы с текстом учебника и дополнительным материалом проанализируйте систему воспитания.
Что нравится? Почему?
Что не нравится? Почему?
Первая группа: анализ системы воспитания Древнего мира.
Оцените систему воспитания спартанцев.
Какие качества воспитывали римляне?
Какой стиль воспитания они предпочитали?
Вторая группа: анализ системы воспитания Средневековья, Нового времени.
Задание: работая с текстом учебника, проанализируйте материал и ответьте на следующие вопросы:
Как воспитывали в Средние века?
Какая организация выполняла ведущую роль в воспитании подрастающего поколения в Средневековье?
Охарактеризуйте систему воспитания в ХVI–ХVII веках?
Почему в ХVII веке были столь распространены жестокие наказания детей?
Как изменяются нравы в ХVII–ХVIII веках?
На что обращают внимание воспитатели в этот период?
Третья и четвертая группы: анализ систем воспитания в Японии и Великобритании:
Что вы считаете положительным?
От чего вы бы отказались? Позицию аргументируйте.
Учащиеся: выступление групп.
V. Оценивание и подведение итогов урока.
- Что мы делали сегодня на уроке?
- Что мы узнали нового?
Рефлексия : « для меня сегодняшний урок…»
урок | Я на уроке | Итог |
1.интересно | 1.работал | 1.Я понял и усвоил материал |
2.скучно | 2.ничего не делал | 2.узнал новое |
3.безразлично | 3.помогал другим | 3.не понял |
Учитель: Итак, мы выяснили, что детством называется период жизни от рождения до 11 лет. Все необходимое для жизни ребенку дает, прежде всего, семья. Но в различные исторические эпохи отношение взрослых к детям в семье менялось.
Незримо следуют родители за нами,
И в радости, и в час, когда пришла беда,
Они стремятся оградить нас от печалей,
Но мы, увы, их понимаем не всегда.
Вы нас простите,
Милые, родные,
У нас ведь, кроме вас,
Дороже нет людей.
Как говорится,
Дети - радость жизни,
А вы для нас - опора в ней.
Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу - научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,- близких и родных людей. Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа.
«Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и долго будешь жить на земле». Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.
Домашнее задание:
Прочитать параграф 24 учебника, выполнить задания из рабочей тетради.
Творческое задание: девочка Элли из сказочной повести «Волшебник изумрудного города» прошла много испытаний и добилась своей цели – вернулась домой.
А в настоящей жизни, какие важные поступки могут совершать дети 10-12 лет? Что им для этого необходимо?
Литература:
- Кравченко А.И., учебник обществознания для 6 класса, М.: Русское слово, 2011.
- Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию 6 класс (по учебнику А.И. Кравченко), методическое пособие с электронным приложением, М.: Планета,2011.
О себе
Работаю учителем обществознания и социальным педагогом.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
История родного края.
Моё портфолио
МОУ Краснооктябрьская сош, Аргаяшский район, Челябинская область.
Учитель Трускова Наиля Гирфановна
Урок обществознания в 6 классе на тему: «Ребенок в семье» ( гл.6 «Ребенок в обществе»)
Если ты думаешь на год вперед, посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево.
Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека.
Восточная мудрость.
Цель: сформировать представление о детстве как особом периоде в жизни человека.
Задачи: предметные: объяснить значение понятия «детство», охарактеризовать мир детства, показать отличия взрослых и детей, проанализировать три стадии детства, познакомить учащихся с основами воспитания детей у разных народов, в разные исторические периоды.
метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об изучаемой проблеме;
личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научаться объяснять, что такое детство; сравнивать взрослых и детей, разные системы воспитания; овладеют принципом работы с учебником; научаться участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: занятие по сообщению нового учебного материала.
Форма урока: урок-практикум.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Мотивационно-целевой этап
Учитель: Ребята прослушайте пословицы и поговорки и предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.
На что клад, коли в семье лад.
Любовь да совет – так и горя нет.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Семья крепка ладом.
-Правильно ребята, тема сегодняшнего урока «Ребенок в семье». Ребята мы с вами переходим к изучению новой главы «Ребенок в обществе».
(Открыли тетради, записали число и тему урока)
Учитель: Предположите, о чем пойдет речь на уроке? На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников)
План урока:
1. Что такое детство?
2. Дети и взрослые.
3. Отношение к детям в разные исторические эпохи.
4. Воспитание детей у разных народов, в разные исторические периоды.
III.Введение в новый материал
Учитель: Итак, вы познакомились с общей картиной мира – тем, как развивалось человечество в целом и какие исторические ступеньки прошло в своем развитии общество.
Теперь наша задача меняется: от глобальных проблем развития общества мы переходим к отношениям ребенка с родителями, ровесниками.
Попадем в семейный мир ребенка, проанализируем его взаимоотношения с родителями, попробуем совместно решить те проблемы, которые, возможно, у вас уже накопились или появятся в будущем.
Мы обратимся к проблемам, связанным с положением ребенка в обществе, и прежде всего в семье и в школе.
IV. Работа по теме урока
1.Что такое детство?
Учитель: Какие ассоциации возникают у вас при слове «детство»?
Учащиеся: высказывают свое мнение.
Учитель: Детство – период от рождения до 12 лет, в течение которого ребенок не только растет и физически развивается, но и формируется его характер.
То есть это ступенька во взрослый мир.
Учитель: Запишите в тетради хронологические рамки детства
Учащиеся: выполняют задание в тетрадях
Хронологические рамки детства:
Медицинская статистика – 14 лет.
Общая статистика:
- дети грудного возраста;
- дети ясельного возраста;
- дети дошкольного возраста;
- дети школьного возраста.
Статистика правоохранительных органов – 14 лет.
Международные стандарты – 18 лет (Декларация прав ребенка).
Задание:
Учитель: В Древней Руси не было принято точно определять возраст, достигнув которого, человек считался взрослым. Для признания зрелости человек должен был обзавестись семьей и собственным хозяйством.
Объясните, почему это позволяло стать взрослым?
Считаете ли вы такие правила справедливыми?
Когда, по-вашему, ребенок становится взрослым?
Определите хронологические рамки взрослости. Свой выбор обоснуйте.
Учащиеся: проверка выполнения задания (высказывают свое мнение)
Учитель: Итак, мир детства – особый мир, имеющий свои законы, свое пространство и свои отношения. Не зря его называют «волшебная страна». Я, конечно, не волшебница, но попробуем перенестись в этот волшебный мир.
Задание: возьмите цветные карандаши, фломастеры, листы для рисования и постарайтесь вспомнить и изобразить, как эта страна выглядит.
Учащиеся: по окончании работы листы закрепляются на доске, а ребята объясняют свой выбор изображения.
Учитель: Какой же путь проходит ребенок в этом мире? Ученые пришли к выводу, что мир детства включает три стадии.
Задание: работая с материалом учебника, заполните таблицу.
Три стадии детства
Учащиеся: выполняют задание в тетрадях
Задание: Попробуйте объяснить смысл следующих пословиц:
«Детки – благодать Божья».
«Детки – радость, детки – горе».
«Умел дитя родить, умей и научить».
«Растут детки, как грибки».
Что их все объединяет?
Какие различия вы увидели?
Что нового для себя узнали?
Учащиеся: высказывают свое мнение.
Учитель: Мир детства– это особый мир, имеющий собственные законы, отношения и пространство.
Отличительная особенность этой среды (семья, двор, группа, класс, летний лагерь) заключается в том, что ребенок чувствует здесь себя своим.
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
В. Берестов
2. Дети и взрослые
Учитель: Давайте применим метод, который называется «метод мозгового штурма». Я задаю вопрос, а вы должны предложить как можно большее количество версий, затем мы выбираем самые главные и обсуждаем их.
Итак, вопрос: чем, по-вашему, ребенок отличается от взрослого?
Учащиеся: проверка выполнения задания
Физическим строением (у детей большая голова, короткие конечности, у взрослого удлиняются конечности, голова по сравнению с телом меньше).
Анатомией и физиологией (у ребенка строение и функционирование внутренних органов отличается от взрослого).
Знаниями (взрослый знает и умеет гораздо больше, чем ребенок).
Поведением (взрослый не будет делать того, что делает ребенок, - играть, баловаться, плакать, капризничать).
Степенью свободы (взрослый сам может распоряжаться своими деньгами, сам решает, где ему жить, где работать).
Степенью ответственности (взрослый имеет больше ограничений, он должен отвечать за себя и за других, кормить свою семью).
Степенью защищенности (ребенок не имеет возможности отстаивать свои права, бороться за свои интересы).
Степенью самостоятельности (решения за ребенка принимают взрослые).
Специфичностью поведения (дети часто подражают взрослым, стремятся побыстрее стать взрослыми).
Степенью любознательности (не зря детей называют «почемучками»).
3. Отношения к детям в разные исторические эпохи.
Учитель: Отношение к детям в разные исторические времена менялись. Не менялась лишь важность сущности отношений, связывающих мир взрослых с миром детей. Попробуем убедиться в этом. Вашему вниманию я предлагаю пословицы. Объясните, какое отношение к детям они выражают:
«Первый сын – Богу, второй – царю, третий – сам на пропитание».
«Один сын – не сын, два сына – пол сына, три сына – сын».
«Сына корми – себе пригодится, дочь корми – людям снадобится».
«Корми сына до поры: придет пора – сын тебя покормит».
Учащиеся: высказывают свое мнение
Задание:
Работая с текстом параграфа 24 и дополнительным материалом, разбившись на группы, охарактеризуйте отношение взрослых к детям в разные исторические периоды.
Первая группа: характеристика и анализ отношения к детям в первобытном обществе.
Вопросы к группе:
За что ценили детей на ранних ступенях развития человечества? Почему?
По каким параметрам оценивали состояние семьи?
Как относились к детям в трудные периоды жизни, например, во время засухи?
Сделайте общий вывод об отношении взрослых к детям в первобытное время?
Вторая группа: характеристика и анализ отношения к детям в период Древнего мира.
Вопросы и задания группе: работая с дополнительным материалом, ответить на вопросы и выполнить задания.
Вопросы по документу:
Как относится к своему сыну его мать, учитель?
Какие методы воздействия предлагает мать для перевоспитания сына?
Вопросы к тексту:
Как относились к детям в Спарте?
Кто по-настоящему следил за воспитанием и образованием молодого поколения?
Проанализируйте отношение взрослых к детям в Спарте.
Третья группа: отношение к детям в период Средневековья.
Задания группе: на основании материала учебника и дополнительного материала сделайте вывод об отношении к детям в период Средневековья.
Существовало ли понятие детства в Средние века?
Приведите примеры, подтверждающие достоверность вашей информации.
Как использовали труд детей? При ответе используйте дополнительный материал.
Четвертая группа: отношение к детям в Новое время в Европе.
Задание: на основании учебника и дополнительного материала сделайте вывод об отношении к детям в Новое время.
Вопросы группе:
Докажите, что положение детей в прошлые века было не лучше, чем на первых ступенях развития.
Чем вызвано подобное бедственное положение дел?
Какие шаги начали предпринимать в европейских и американских городах, чтобы решить проблему обездоленного детства?
Сделайте общий вывод об отношении к детям в Новое время.
Учащиеся: выступление групп.
Учитель: Сегодня жизнь детей значительно улучшилась. Современным детям уделяют очень много внимания.
Задание: попробуйте составить список вещей, мест, занятий, развлечений, предназначенных для детей.
Как вы думаете, почему так изменилось отношение взрослых к детям?
Учащиеся: высказывают свое мнение
4.Воспитание детей у разных народов, в разные исторические периоды.
Учитель: Что вы понимаете под определением «воспитание»? Подберите слово, заменяющее данный термин на другое, но при этом смысл на должен измениться.
Что, на ваш взгляд, является главным в воспитании ребенка?
Учащиеся: проверка задания, по ходу проверки составляется схема
Воспитание
Забота
Материальная забота: Духовное развитие:
- кормить - правильные манеры поведения
-обувать - образование
-одевать - понимание добра и зла
-заботиться о здоровье -понимание чести и справедливости
Таким образом, главным в воспитании является духовное развитие человека.
Учитель: Какого человека мы называем воспитанным?
Какие качества воспитанного и невоспитанного человека вы можете назвать?
По ходу ваших предложений заполним таблицу.
Качества воспитанного человека | Качества невоспитанного человека |
|
|
Учитель: Кто занимается воспитанием детей?
Какую роль в воспитании выполняют учителя?
Всегда ли у людей были подобные представления в отношении воспитания?
Давайте познакомимся с системой воспитания в разные времена у разных народов.
Задание: по ходу работы с текстом учебника и дополнительным материалом проанализируйте систему воспитания.
Что нравится? Почему?
Что не нравится? Почему?
Первая группа: анализ системы воспитания Древнего мира.
Оцените систему воспитания спартанцев.
Какие качества воспитывали римляне?
Какой стиль воспитания они предпочитали?
Вторая группа: анализ системы воспитания Средневековья, Нового времени.
Задание: работая с текстом учебника, проанализируйте материал и ответьте на следующие вопросы:
Как воспитывали в Средние века?
Какая организация выполняла ведущую роль в воспитании подрастающего поколения в Средневековье?
Охарактеризуйте систему воспитания в ХVI–ХVII веках?
Почему в ХVII веке были столь распространены жестокие наказания детей?
Как изменяются нравы в ХVII–ХVIII веках?
На что обращают внимание воспитатели в этот период?
Третья и четвертая группы: анализ систем воспитания в Японии и Великобритании:
Что вы считаете положительным?
От чего вы бы отказались? Позицию аргументируйте.
Учащиеся: выступление групп.
V. Оценивание и подведение итогов урока.
- Что мы делали сегодня на уроке?
- Что мы узнали нового?
Рефлексия : « для меня сегодняшний урок…»
урок | Я на уроке | Итог |
1.интересно | 1.работал | 1.Я понял и усвоил материал |
2.скучно | 2.ничего не делал | 2.узнал новое |
3.безразлично | 3.помогал другим | 3.не понял |
Учитель: Итак, мы выяснили, что детством называется период жизни от рождения до 11 лет. Все необходимое для жизни ребенку дает, прежде всего, семья. Но в различные исторические эпохи отношение взрослых к детям в семье менялось.
Незримо следуют родители за нами,
И в радости, и в час, когда пришла беда,
Они стремятся оградить нас от печалей,
Но мы, увы, их понимаем не всегда.
Вы нас простите,
Милые, родные,
У нас ведь, кроме вас,
Дороже нет людей.
Как говорится,
Дети - радость жизни,
А вы для нас - опора в ней.
Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу - научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,- близких и родных людей. Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа.
«Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и долго будешь жить на земле». Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.
Домашнее задание:
Прочитать параграф 24 учебника, выполнить задания из рабочей тетради.
Творческое задание: девочка Элли из сказочной повести «Волшебник изумрудного города» прошла много испытаний и добилась своей цели – вернулась домой.
А в настоящей жизни, какие важные поступки могут совершать дети 10-12 лет? Что им для этого необходимо?
Литература:
- Кравченко А.И., учебник обществознания для 6 класса, М.: Русское слово, 2011.
- Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию 6 класс (по учебнику А.И. Кравченко), методическое пособие с электронным приложением, М.: Планета,2011.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты