Теплова Наталья Михайловна

Сайт педагога дополнительного образования

Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперёд и только все вместе.

Профессия: Педагог дополнительного образования

Профессиональные интересы: Учимся играя

Увлечения: Познавательные книги, вязание, астрология

Регион: Тульская область

Населенный пункт: г.Липки, Киреевский район

Место работы: МКУДО "Липковский ДДТ"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/teplova-natalya-mihaylovna
Не зли других и сам не злись, Мы гости в этом бренном мире. И, если что не так — смирись! Будь поумней и улыбнись. Холодной думай головой. Ведь в мире все закономерно: Зло, излучённое тобой, К тебе вернется непременно.
Омар Хайям

Люби своего ребенка любым — не талантливым, не удачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
https://www.inpearls.ru/

О себе

Я работаю в Доме детского творчества. Имею педагогический стаж более 30 лет, из них 25 лет проработала воспитателем в детском саду. В Доме детского творчества я веду объединения, в которых  подготавливаю детей к школе. У большинства дошкольников при поступлении в школу трудности проявляются уже с первых дней обучения. Поэтому я уделяю большое внимание подготовке детей к успешному овладению грамотой, первоначальными навыками чтения, письма и счёта. Таким образом, я решаю проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Я.Корчак "Как любить ребёнка", А.Макаренко "Педагогическая поэма", В.Сухомлинский "Сердце отдаю детям", "Письма к сыну".

Мои достижения

                 

 

            

Моё портфолио

Учение - путь к умению. 

  • Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогичекской направленности "Обучай-ка"
  • ОПЫТ РАБОТЫ НА  ТЕМУ « ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОБРОТЫ»

     ТЕПЛОВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА  ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    МКУДО «Липковский ДДТ».

    Я выбрала эту тему потому,  что она наиболее актуальна на сегодняшний день. Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложили в душу ребёнка сейчас , проявится позднее , станет его и нашей жизнью. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст- период   активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина. Чем младше ребёнок, тем большее влияние можно оказывать на чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Каждый взрослый приходит в свою  теперешнюю жизнь из детства. Именно в детстве, и более того – в раннем детстве, воспитываются умы  и сердца наших детей. Об этом нам взрослым надо постоянно помнить. Как необходимо помнить и о том, что воспитание ребёнка начинается с самовоспитания взрослого человека. Вот почему я постоянно расширяю свои педагогические знания, учусь правильному общению с людьми, стараюсь быть образцом для подражания. Правила для воспитателя гласят: будь сам воспитан в широком смысле слова, и тогда ты неизбежно сделаешься воспитателем в истинном смысле слова ; стремись к самообразованию даже тогда, когда работаешь над образованием  других. И хоть бы ты говорил ангельским языком и обладал бы всей мудростью и знаниями, но не стремился к совершенствованию, т. е. по – настоящему определению к более свободной деятельности на служении истине и добру – ты останешься медью звенящей и кимвалом бряцающим, но никогда не будешь принадлежать к числу тех, благодаря которым, человечество движется вперёд .» ( Дисверг  А. Избранное. Педсочинения   М. 1956) На ребёнка влияет личность воспитателя. Ни книги, ни телефильмы не могут его заменить. Ребёнок жаждет получить одобрение человека , которого он уважает. Наблюдая за детьми, я заметила, что дети ждут оценки взрослого. В их действиях присутствует дух соревнования, самоутверждения. Дети охотнее выполняли задание, если я называла лучшего. Воспитание детей нацелено  в будущее, для одного человека и для целого общества. В детские годы закладывается счастье всей жизни. Счастье – несколько преувеличено. Скажем осторожно – уровень душевного комфорта – У.Д.К. (Н М. Амосов « Страна детства» М.Знание.1990.) Счастье ребёнка, счастье человека – это состояние психики. Для педагога крайне важно знать, как формируется  личность и как можно воздействовать на неё, чтобы получить желаемый результат. Процесс развития закодирован  в генах. Ведущим звеном  развития являются потребности и  их производные – чувства и желания. В генах у разных людей заложена разная  активность чувств. Задача воспитания состоит в том , чтобы как можно раньше разгадать наклонности и попытаться регулировать их развитие так, чтобы приспособить ребёнка к будущим условиям жизни в обществе. Нужно примерить его врождённые потребности с возможностями обеспечить необходимый У. Д . К .Ребёнок сам участвует в своём становлении, поэтому воспитание строится на его активности. Советский психолог Выготский ещё в 1934 г. Выдвинул идею о тренировке , опережающей созревание на один шаг .Огромная роль в развитии ребёнка принадлежит овладению речью. Через неё взрослые получают « канал связи» для введения в мозг новых моделей и тренировки чувств . Значимость словестных воспитательных и  образовательных  воздействий определяется авторитетом.  Главное назначение авторитета – прививать убеждения . Для ребёнка  - это значимость словесных  формул « как надо» он ещё  не в состоянии разобраться и найти  доказательства. Эволюция сознания идёт довольно медленно. Примерно до 2 х. лет идёт слежение  за внешним миром  и немного за  своими действиями . С 3 х. лет закладываются  убеждения «хорошо- плохо». В 4. года становится доступен социальным навыкам: здороваться, благодарить, быть вежливым со взрослыми, совершенствуются убеждения – понятия долга, совести . вины. В 5. лет расширяется социализация : научается подчинять свои желания требованиям окружающим. Появляется чувство ответственности, зачатки эстетического чувства. Усложняются чувства и убеждения. Формируются притязания и устанавливается понятие о своём положении в иеархии детей. В 6. Лет ребёнок социализирован : знает, как себя нужно вести, свою роль и возможности. Личность выявилась .Ощущения счастья или несчастья – это функция чувств . Воспитание – это формирование чувств и потребностей, а также привитие убеждений . В комплекс убеждений входят  принципы морали и идеологии. Поэтому большое внимание уделяю выработке убеждений. Хотя они выражаются словами, но их значимость выражается в связях с чувствами. Отсюда вывод : воспитывающие слова в сочетании с ситуациями . Для этого в своей работе использую дидактический материал . Это специальные пособия «Уроки доброты»( Творческий центр СФЕРА), « Уроки вежливости», коррекционно – развивающая программа « Уроки  добра».  Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений является этическая беседа. Как метод нравственного воспитания она  отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации,  поведение окружающих людей и прежде всего самих воспитанников. Я всегда даю характеристику тем фактам и поступкам, которые ребёнок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми. Благодаря беседам я имею возможность на конкретных примерах показать .что содержат в себе такие понятия, как « доброта», « честность», « правдивость», « смелость», «дружба» и т. д. Я формулировала такие вопросы к детям, чтобы они побуждали у детей  активность, самостоятельность в решении поставленной задачи. Например: « если ты увидел, что  взрослый что – то уронил то что бы ты сделал или что бы ты сказал?» и т. д. Беседую с детьми не только на занятиях , а также индивидуально в процессе проведения режимных моментов, игр , труда. Использую иногда краткие вопросы ,содержащие проблему нравственного  выбора и побуждающие  ребёнка к оценке поступка ,когда он руководствуется усвоенными моральными нормами. Часто обсуждаю ситуации коллективно. В процессе беседы дети высказывают свои суждения , отстаивают свою точку зрения, а также ,если необходимо, могут отказаться от первоначального мнения. Я никогда не навязываю детям своего мнения, а побуждаю детей к размышлению , к высказыванию собственного мнения. Я считаю, что немаловажное значение имеет эмоциональное отношение педагога к обсуждаемой ситуации. Его голос, мимика, жест подчёркивает отношение к той нравственной проблеме, которая заключена в содержании ситуации. Особенно активны дети тогда, когда они обсуждают темы, наиболее близкие для них, например затрагивающие случаи из жизни группы. Например: «Наши добрые дела»,» Как помогали малышам», « Как нас выручил Петя « Я так направляю суждения детей, чтобы в них содержались высказывания, свидетельствующие о понимании ребёнком, что значит хорошо дружить ( не ссориться, помогать друг другу, делиться игрушками ). Дети воспитываются на приятных чувствах. Отношения с детьми стараюсь строить так, чтобы у них был положительный уровень У. Д .К. Разумеется это непросто. И искусство педагога  заключается в следующем: поменьше прямых запретов и ограничений, больше убеждений, доказательств, отключений и переключающих ситуаций.  « Хорошо « - «плохо» - первые  ключевые понятия, за ними следуют общечеловеческие идеалы морали и только позднее – идеология. В своей работе постоянно веду записи наблюдений за поступками детей. Именно здесь я отмечаю , как воздействовали на ребёнка предусмотренные планом методы, удалось ли добиться цели. Усвоение этических понятий в определённой системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности добра, общего блага, справедливости, формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве. Нравственное воспитание влияет на становление нового человека, необходимо формировать высокую воспитанность и культуру поведения у подростков. Решение этой проблемы необходимо начинать с первых дней жизни. В мою группу дети поступали в возрасте -5 лет с определённым нравственным багажом. Наблюдая за детьми, я заметила, что дети не придерживались некоторых правил поведения и делали «ошибки» в результате незнания этих правил. Такое положение побудило меня подобрать и разработать игры под условным названием «Уроки вежливости». Основной приём «Уроков вежливости» - проигрывание  положительных поступков в специально подготовленной обстановке. Последующие уроки с данной тематикой проводила под условным названием «Ожившие картинки». Для этого использовала карточки из настольно- печатной игры «Так или не так». Вот примерное содержание картинок : на одной из них нарисован мальчик, идущий по улице и бросающий на землю фантики от конфет . На другой  - тот же мальчик бросает фантик в урну. « Уроки вежливости» учат детей анализировать свои поступки и поступки товарищей, переносить правила поведения  из игровых ситуаций в жизнь. При  ежедневных тренировках в быту постоянно повторяющиеся вежливые поступки превращаются в полезные привычки . Широко использую в своей работе художественную литературу . Такие например как : В.Осеева  « Просто старушка», « Волшебное слово», «Что легче» , «До первого дождя», « Почему?», «Плохо» ; С. Я .Маршак « Ежели вы вежливы» и д. р. С малых лет мы прививаем детям этикет. Этикет – важная часть общечеловеческой культуры ,нравственности, морали, в добре, справедливости , человечности  - в области моральной культуры в  красоте , порядке ,благоустройстве. Научить ребёнка везде и во всём уважать общество в целом и каждого члена в отдельности, относиться к ним так же, как он относится к себе и чтобы другие так же относились к нему. Правило простое, но увы! В повседневной практике человеческие отношения  далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура человеческих  отношений , общение людей между собой играют важную роль в жизни человека. Задача воспитателя – научить детей анализировать свои поступки, развивать такие качества как увлечённость ,разумность, сердечность, доброжелательность, милосердие, доброту, уважение. Дети учатся прощать, любить, сопереживать, жить в согласии друг с другом. Проигрывая сюжеты, дети учатся понимать, что этикет необходимо соблюдать не только в общественных местах, но и во всех случаях жизни. И что воспитанный человек всегда помнит, что его окружают люди, к которым надо относиться с уважением, что жить, как и играть , надо по правилам. Все родители хотят видеть своего ребёнка воспитанным  .Но воспитанность не формируется сама по себе, как полагают некоторые родители . Самоопределение» воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека , результат его воспитания в самом широком смысле слова . Нельзя забывать о роли родителей, ибо формы поведения ребёнок начинает усваивать , подражая близким людям .Не зря говорят :» Дети – зеркало родителей «. Мы хотим видеть следующие проявления воспитанности  в наших детях : ВЕЖЛИВОСТЬ  - это качество украшает, делает привлекательным растущего человека, вызывает к нему симпатии окружающих. ДЕЛИКАТНОСТЬ. Тот, кто деликатен, никогда не даст повода ощущать своё превосходство, не станет навязывать человеку своё общество вопреки его желанию, задавать неуместные вопросы или проявлять излишнее любопытство .ЧУТКОСТЬ – это моральное качество проявляется в заботе о людях, умении сопереживать, помочь . утешить . ЧУВСТВО ТАКТА . Оно является регулятором поступков человека, его отношений с детьми . ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОСТЬ. Добиваясь от детей предупредительности, мы хотим, чтобы она проявлялась у них из добрых побуждений оказать внимание, помочь близким людям . ТРУДОЛЮБИЕ . Эта нравственная черта, которая имеет огромную социальную ценность .Она проявляется в активности, добросовестности, бережливости, уважении к вашему труду и общественному достоянию, а также в стремлении делать то . что посильно. СКРОМНОСТЬ – эта нравственная черта характеризует подлинную воспитанность .Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает своё «я», ведёт себя просто, с достоинством . ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ. Она проявляется в культуре чувств ,поступков, потребностей. В нашей группе мы организовали кружок «Уроки добра», где мы знакомим детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку ; развиваем  эмоциональную произвольность ;раскрываем сущность полярных понятий – «добро» и «зло». Занятия с детьми стараюсь строить в интересной, занимательной для детей форме .В качестве основных методов использую: имитационные игры; чтение и обсуждение художественных произведений; дискуссии; диагностика эмоционального состояния, отношения ребёнка к обсуждаемой проблеме , обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них ;примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке . На каждом занятии  ребёнок познаёт самого себя : это этикет  каждой части тела и глубокое нравственное познание пяти органов чувств, постановка и звучание голоса .А помогают в этом игры и сказки . Академик Д. С. Лихачёв однажды сказал : « Трагедия наша сейчас в том, что мы не учим детей любить… Душа, не умеющая любить, всегда пребывает в смятении, поэтому чаще бывает несчастной. Никто не должен нарушать нить, связывающую с прошлым, иначе мы потеряем душу России. Чтобы научить ребёнка любить, необходимо с рождения развивать в нём сердечный слух. Как ребёнок воспринимает слово «люблю»? Скорее всего для него это восторг, благодарность, удовольствие, радость. Занятия провожу мягким, выразительным голосом, доброжелательно  создавая атмосферу театра « маленьких актёров» .Наиболее любимыми играми для детей являются : « Пирамида любви», « Прислушайся к себе», «Ленточка щедрости». Из хороводных игр больше всего нравится хоровод «Кто меня  любит» .Есть такой цветок, который поворачивает свою головку к солнцу в течение всего дня, от восхода до заката, так и малыши поворачивают своё сердечко  к доброму, тёплому отношению со стороны взрослых. Подводя  итоги проделанной работы , хочется сказать, что микроклимат в группе улучшился. Однако есть ещё и недостатки, над которыми ещё предстоит поработать.

Мои публикации:
Аппликация, лепка
Дистанционное обучение
Конструирование, ручной труд
Математика
Обучение грамоте
Рисование
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы