Главные вкладки
Величко Татьяна Анатольевна
сайт учителя социально-бытовой ориентировки.
Профессия: учитель
Профессиональные интересы: развитие творческих способностей
Увлечения: изо
Регион: Брянская область
Населенный пункт: Климово
Место работы: ГБОУ"Унечская школа-интернат"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/tatyana-velichko74mail-ru
В современном мире умственно отсталый ребенок должен наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому нужны совершенно новые подходы в социально- бытовом воспитании и обучении таких детей. Целью социально- бытовой подготовки воспитанников коррекционной школы является не только формирование у каждого ребенка того или иного запаса знаний и навыков, но и развитие умения использовать эти знания для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Поэтому возникла необходимость говорить о компетентности умственно отсталого ребенка в социально- бытовых вопросах. Что подразумевает:
· знания и умения бытового труда ( личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой , обувью и другими предметами обихода);
· умение пользоваться услугами различных предприятий и учреждений
( торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта);
· экономико- бытовые умения;
· умение организовывать свой досуг;
· умение общения;
· представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми, накопление соответствующего опыта;
· эмоционально- положительное отношение к окружающим,
· развитие высших нравственных чувств, волевых качеств, веры в свои силы и возможности;
Коррекционные занятия по социально- бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, труду, на формирование у них знаний, умений, способствующих социальной адаптации.
Материал для изучения подобран с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания , ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем.
Исходя из опыта своей работы сделала вывод, что одним научением , подражанием и повторением социально- бытовая адаптация , у детей с проблемами в развитии не сформируется. Время диктует применение более эффективных методов, которые должны максимально приближать учащихся к реальной жизни. Новые пути формирования социально- бытовой адаптации детей в условиях школы- интерната видятся мне следующим образом.
|
|
|
Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально- педагогическая форма детской жизни. Сюжетно- ролевая игра – это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.
В игре учащийся учится управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно для коррекционной работы с детьми. В сюжетно- ролевых играх учащиеся усваивают правила поведения в обществе, знакомятся с профессиями , учатся вести себя в общественных местах, пользоваться услугами различных предприятий и учреждений.
Сюжетно- ролевую игру применяю как один из ведущих методов обучения при работе над многими темами, особенно теми, в которых затруднено проведение практических работ. Провожу их на этапе закрепления какого- либо материала . Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы. Сама организую игру, провожу по составленному плану, но стараюсь не давать конкретных указаний –как поступать, а стараюсь ставить детей в ситуацию выбора и принятия самостоятельного решения.
В процессе сюжетно- ролевой игры моделируем с учащимися реальные ситуации, стараемся воссоздать те или иные бытовые сюжеты, с которыми люди сталкиваются в реальной жизни. Обучаю детей моделированию ситуаций последовательно.
Выбор сюжета из реальной жизни в соответствии с уровнем знаний, опыта детей , их возможностями. |
Показ положительного действия с разъяснениями его смысла. |
Демонстрация педагогом ситуации с выполнением той социальной роли, которой хочет научить детей. |
Постепенное уменьшение роли взрослого |
Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми. |
Результатом проведения таких игр является то, что учащиеся:
Ø стали более свободно общаться со взрослыми и сверстниками
Ø уверенно пользуются вежливыми словами, правильно выбирают форму общения со взрослыми и сверстниками;
Ø получают более глубокие представления о жизни и деятельности людей;
Ø стало значительно меньше неадекватного восприятия учащимися различных ситуаций;
Большое значение имеет овладение детьми не теоретическими сведениями, а практическими умениями и навыками, т.к. сведения не подкрепленные действиями, не будут способствовать подготовке к самостоятельной жизни. Практические виды деятельности на уроках СБО являются основным методом отработки теоретических знаний. Они дают возможность перевести знания в умения. При проведении практических работ решаются задачи воспитания :
Ø личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
Ø организация труда: бережное отношение к предлагаемым материалам;
Ø развитие внимания, наблюдательности, памяти, находчивости. смекалки, сообразительности.
Стараюсь больше использовать систему упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. В ходе проведения таких упражнений у детей сформировывается навык , который они будут использовать в своей самостоятельной жизни. Применение таких заданий практикую на каждом уроке. Разработала систему упражнений по каждой теме.
Опыт показал, что старшеклассники наших коррекционных школ не всегда владеют различными видами бытового труда. Они затрудняются не только последовательно рассказать, как будут выполнять какую- либо работу, но практически выполнить ее. Здесь очень важно найти более оптимальный путь овладения этими навыками. За годы своей работы пришла к выводу, что прежде чем выполнять практическую работу , недостаточно одного объяснения учителя, нужно составить карту или схему действия технологическую карту .
\
Протирание кожи лица |
Вымой лицо водой с мылом |
Приготовь ватный тампон и лосьон |
Намочи тампон лосьоном, отожми его |
Круговыми движениями начинай протирать проблемные участки \ лоб, область носа, подбородок \. |
Протри остальные участки кожи лица |
При составлении деловых бумаг или заполнении различных квитанций, тоже составляем схему действия. Например: при изучении темы « Средства связи» в 6 классе учимся писать адрес на конверте. Выясняем, какие сведения нужно знать, чтобы правильно написать адрес. Затем составляем схему последовательности написания адреса:
ФИО ОБЛАСТЬ ГОРОД УЛИЦА № ДОМА
№ КВАРТИРЫ ИНДЕКС
Только после этого начинаем писать адрес на конверте. \ см. приложение \
Использование таких схем помогает выработать у ребенка алгоритм выполнения того или иного действия и в последствии закрепить его. Практическая отработка социально- бытовых навыков как никогда пригодится ребенку с интеллектуальной недостаточностью в самостоятельной жизни.
Результатом использования практических
упражнений является то, что учащиеся:
v стали более терпеливыми и усидчивыми, выполняют практическую
работу до конца;
v с введением технологических карт стало меньше вопросов у учащихся по правильности выполнения той или иной работы;
v появилась заинтересованность в этом виде работы, учащиеся всегда спрашивают, будут ли они сегодня выполнять практическую работу и какую;
v некоторые из учащихся стали подходить к работе творчески, искать свои решения задач, выходы из ситуаций, заменять одни предметы другими;
v стараются грамотно и аккуратно заполнять различные деловые бумаги, понимая их значимость.
Беседа на занятиях СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно- ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность бесед регулирую в зависимости от темы, задач занятия. Сопровождаю беседу наглядным материалом.
Делай зарядку по …… Мой руки ……… Чисти зубы ……. Мой ноги…….. Пользуйся только своими …..
Мойся в бане ….. Стриги ногти …… Следи за чистотой…… |
| - по утрам -перед едой -утром и вечером - перед сном - предметами личной гигиены - один раз в неделю - после бани - нижнего белья |
Большую трудность создает то, что по данному предмету нет учебников. Поэтому разработала систему опорных таблиц, карт, которые помогают учащимся лучше усваивать материал. Например по теме «Личная гигиена» после того как побеседовали с учащимися о правилах личной гигиены, делаем вывод, какие правила личной гигиены должен знать каждый. В помощь учащимся показываю таблицу , в которой они должны продолжить предложение.
Для закрепления материала использую карточки с заданиями. Например : по теме « Культура поведения» - Формы обращения к старшим и сверстникам в 5 классе, предлагаю распределить слова в два столбика :
ПРИВЕТ. ЗДРУВСТВУЙТЕ, ДО СВИДАНИЯ, ПОКА, ДОБРЫЙ ДЕНЬ, КАК ДЕЛА, ЗДРАВСТВУЙ, ИЗВИНИ, ПРОСТИТЕ ПОЖАЛУЙСТА.
ВЗРОСЛОМУ Я СКАЖУ ………….
ДРУГУ Я СКАЖУ…………..
Обязательно по каждой теме провожу проверочную работу в виде тестирования. Например: проверочная работа по теме « Средства связи» в 6 классе:
1. Какое из видов почтовых отправлений дойдет до адресата быстрее всего? \ письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма \
2. Ты получил письмо из дома, где мама пишет о том, как они живут, что у них нового. Какое письмо ты получил? \ заказное, ценное, простое /
3. Каким средством связи ты воспользуешься, если тебе нужно послать посылку? \ почта, телеграф \
4. Составь текст телеграммы на тему – я еду домой на каникулы. |
Стараюсь поддерживать связь с другими предметами. Например: по теме «Экономика домашнего хозяйства» при подсчете суммы за израсходованную электроэнергию, используем знания полученные на математике. При составлении деловых бумаг, заполнении разных квитанций, составлении текстов писем и телеграмм используем знания , полученные на русском языке.
Результатом использования данных заданий является то, что учащиеся:
Ø лучше усваивают материал, не испытывают трудностей в выборе правильного ответа;
Ø значительно повысился уровень усвоения учащимися социально- бытовых знаний;
Ø появилась заинтересованность в получении новых знаний ;
Ø повысилось понимание значимости таких знаний для самостоятельной жизни;
* расширился круг представлений об основных нуждах человека.
Ежегодно проводится олимпиада по социально-бытовой ориентировке, где ребята с удовольствием принимают активное участие.
О себе
Начинала свой трудовой педагогический стаж в 17 лет в ДДТ. Затем учеба в педагогическом училище на учителя начальных классов. Сразу после училища стала работать в общеобразовательной школе в группе продленного дня. Вскоре перешла на должность учителя. Были разные переломные моменты: не платили зарплату, уезжала работать на год в Москву и т.д., но продолжала работать учителем.В этой школе проработала 13 лет. Затем перешла работать в школу-интернат для детей сирот VIIIвида, где и работаю уже 7лет. Мои ученики участвуют в различных конкурсах рисунков и занимают места не только в школе, но и в области.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
"Мастер и маргарита".
Моё портфолио
Эссе.
Я переступаю порог своей мастерской, включаю свет…
Здесь все еще спит. Спят цветы, спят куклы и мягкие игрушки на стендах, сделанные руками моих учениц.
Сейчас прозвенит звонок, прибегут девчонки, защебечут наперебой своими звонкими голосами и все оживет вокруг. Так начинается каждый новый день в школе – интернате…
Я – учитель швейного дела в коррекционной школе - интернате VIII вида , и моя задача научить детей тому, что поможет им успешно адаптироваться в самостоятельной жизни.
Конечно, весьма важно знать детям русский язык, литературу, математику, историю, но не менее важно научиться жить и выживать в нашем столь сложном мире.
Но в тоже время не устаю повторять простые истины:
Всегда особенна ценна
Бывает внешность той,
Чья красота озарена
Душевной красотой!
Настоящее предназначение женщины – быть матерью, женой, хозяйкой. Уметь создавать вокруг себя красоту и уют. Для достижения это цели необходимо трудится, работать над собой, прилагать усилия.
Начинаем с малого, простого, а потом создаем необыкновенные вещи.
Люблю наблюдать за тем, как растут мои ученицы, когда слова «не хочу», «не могу», «не умею» - сменяются словами «а я могу», «я придумаю сама», «я хочу это сделать».
Задача учителя трудового обучения в коррекционной школе заключается в том, чтобы через специальные уроки и практические занятия выработать у школьников положительное отношение к труду. В процессе труда человеческая деятельность приобретает характер целенаправленного сознательного взаимодействия с окружающим миром. По словам великого педагога А.С.Макаренко «Труд был и остается основанием человеческой жизни и культуры».
С легкой руки французов весь мир повторяет «Нет людей некрасивых, есть люди ленивые!». И я объясняю своим ученицам, что лень не подстать настоящей хозяйке. Лень не накормит, не оденет, не озарит жизнь радостью побед. Только приложив умение и старание можно и старую вещь превратить в «шедевр».
Как научить стараться? Как привить желание трудиться? Всегда нахожусь в поиске новых идей.
Объясняю, что еще в старые времена рукоделие считалось обязательным в подготовке девушек к самостоятельной жизни. Стежок за стежком и готова чудесная вещь, нет такой больше ни у кого! Ведь вещь, сделанная своими руками позволяет избежать безликости и стандартности.
Успех обучения зависит и от личности учителя. Осуществить эту задачу может педагог, который постоянно совершенствует свое мастерство. Для меня являются девизом слова К. Станиславского «Каждый день, в котором вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания, считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».
Будущее России – в руках ее тружеников. Учитель трудового обучения может многое сделать, для того, чтобы эти руки стали умелыми!
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты