Сычева Людмила Анатольевна

сайт учителя начальных классов

Сеять разумное, доброе, вечное.

Профессия: Учитель начальных классов

Профессиональные интересы: Развитие интереса у учащихся к преподаваемым предметам

Увлечения: Углубленное изучение Донского края

Регион: Ростовская область

Населенный пункт: Новочеркасск

Место работы: МБОУСОШ №1 города Новочеркасска, Ростовской области

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/sycheva-lyudmila-anatolevna
Без труда - не вытащишь и рыбку из пруда.
поговорка

О себе

Сычева Людмила Анатольевна, родилась в 1955 году, живу и работаю в городе Новочеркасске, в 1976 году закончила Азовское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов. По этой специальности работаю с 1976 года по сегодняшний день. За это время работала в школе г. Воркуты и школах города Новочеркасска. Являлась наставником молодых учителей, давала открытые уроки на городских семинарах. Имею грамоты за добросовестную работу от аминистрации школы и управления образования города Новочеркасска. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Лев Николаевич Толстой роман "Война и мир". Роман "Война и мир" позволяет понять причинно-следственную связь между воспитанием в родительском доме и дольнейшей судьбой повзрослевшего человека-и влияние его на мир.

Мой взгляд на мир

Считаю, что человек должен быть доверчевым, чистым, естественным с желанием помочь ближнему и в таком случае получит уважение окружающих.

Мои достижения

1. Почетная грамота за многолетний высокопрофессиональный и плодотворный труд по обучению и воспитанию молодежи. 2. Диплом "Учитель цифрового века". 3. Благодарность за активное участие в работе проекта "Инфоурок". 4. Награда за многолетние активное участие в профсоюзном движении по защите интересов работников образования.

Моё портфолио

Конспект урока по Доноведению         

Тема урока:  Травушка-Муравушка.  .

       2- В  класс  .                  Учитель: Сычева Л.А.

Цели:

1. Приобщать учащихся к культуре и духовным ценностям своего народа.

2. Изучать в игровой форме исторические сведения о знаменитых людях нашего края, о природных богатствах Дона.

3.  Продолжить знакомить учащихся с богатейшим языковым наследием казачества, легендами, пословицами.

4. Формировать целостный образ окружающего мира родного края, особенностями его природы и растительного мира.

5. Воспитывать чувство гордости за свой родной край, героическое прошлое нашего народа, стремление сохранить традиции Дона.

Задачи:  Воспитывать активную жизненную позицию гражданами малой родины.

Оборудование:  Слайды с портретами знаменитых людей Дона, слайды с изображением донской природы, карточки с пословицами и поговорками, игрушки для использования в игре.

 

 

Ход урока

1.Исторические страницы.

- Итак, ребята, продолжим разговор о донском казачестве, о гордых и вольных людях Дона, о красоте Донской земли.

Открываем нашу историческую страничку.

(На интерактивной доске портреты С.Т. Разина, М.И. Платова, М.Б. Грекова, М.А. Шолохова).

- Кто из этих выдающихся личностей прославил наш край, как защитник отечества? Дона? Крестьян? (Атаман Платов,  ат. С. Разин).

- Кто основал наш город? – Когда? –Почему? (Атаман М.И. Платов, в 1805г.)

- Кого еще из знаменитых людей вы видите на портретах? (М.Б. Греков- художник, баталист, родился на донской земле, работал и жил в г. Новочеркасске).

- А вот сегодня на нашей исторической страничке Михаил Александрович Шолохов 1905-1984 писатель, певец донской жизни, родившись на донской земле, впитал с молоком матери любовь к родному краю, к степи, казакам. Во всех своих произведениях описывал красоты донской природы, отвагу казаков и конечно в его произведениях звучит такой мелодичный, привычный донской говор в таких произведениях, как « Тихий Дон, Донские рассказы и др.).

- А мы с вами ребята уже стали изучать донской говор

- И сейчас проверим как вы его усвоили, запомнили.

Поиграем в «переводчиков» ( Учитель читает текст, учащийся переводят).

«Ноне гутарил один казак: «Надысь наловил в Дону  сулу, чебаков. Развёл костёр, устроил казан, да и наварил щербы. Тут пострелятя мои прибежали, уселись вечерить. Глядь, а супротив нас чапура чикиляет».

Молодцы, справились с заданием.  А сегодня ваш словарик пополнится новыми словами:

Чакан-растение рогоз, использовали для покрытия крыши

Каюк-небольшая лодка

Карга-ворона

Сапа-змея

Нардек-арбузная патока,варенье

- А вот, ребята, игра не только развлечение, в игре казаки молодых казачат и казачек воспитывали.

- А воспитывали их одинаково или по-разному? (по-разному)

- И так в игре мы определим какими же качествами должны обладать девочки, а какими мальчики?

Расположите таблички правильно.

Девочки                                                                          Мальчики

- женственность                                                            - верховая езда

 - хозяйственность                                               - ловкость

- отзывчивость                                                                 - выносливость

- терпение                                                                         - рукопашный бой

- чистоплотность                                                            - воинское искусство

                                                                                          

- И с этой задачей вы справились!

- А вот главной задачей казачонка была- учеба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улицах солидно и достойно. А студентов гимназий и юнкеров кадетских корпусов даже старики звали по имени-отчеству.

- Быт казаков был интересным, в быту рождались сказки, пословицы и поговорки.

- Давайте вспомним их и поиграем в игру «собери пословицу»

1.  Терпи казак – атаманом будешь.

2. Казачонок на лошади – с пеленок.

3. Каков казак - таков и рысак.

 

- В пословицах не только храбрость и ловкость прославляли, но и леность высмеивали.

4. У ленивой казачки – и печь не печет.

5. Да ты орел – пышки со стола хватать.

 

2.Страничка «Природа Дона».

- И вот наша историческая страничка закрывается, а открывается страничка под названием «Природа», с которой неразрывно связана жизнь людей на Дону.

- Все праздники, ярморки, сказки, создание сказок, песен, легенд связано с разнообразием растительного мира на Дону.

- Но работу на этой страничке мы начнем с игры «Флора» и «Фауна».

- Распределите данные игрушки – объекты природы по принадлежности к «Флоре» и «Фауне». (Выбрать детей с табличками «Флора» и «Фауна», участники игры берут игрушку со стола и подходят к нужному названию).

Сделать вывод:  «Флора» - объекты растительного мира.

                                    « Фауна»- объекты животного мира.

- А что мы изучали на прошлом уроке Доноведения, объекты «Флоры» и «Фауны»: (Флоры).

- А какие группы растений мы изучали?  (Деревья и кустарники Дона).

- Ребята, давайте в игре проверим ваши знания о растениях.

Игра ( Мяч бросает ученику учитель, называя объекты природы, дети определяют и называют – дерево или кустарник)

- Акация                                                    - Шиповник                      - Жимолость

- Ива                                                          - Ежевика                           - Тамарикс

- Липа                                                        - Боярышник

- Тополь                                                    - Терн

- Рябина                                                   

 

- Молодцы ребята! А сейчас физ-минутка.

 

Казачья потешка,                                 -Ой ребята, тарара!

Скок, скок, поскок,                               На Дону стоит гора,

Молодой кочеток,                                А на той горе дубок,

По водичку пошел,                              А на дубе воронок,

Молодичку нашел,                              Воронок в красных сапожках,

Молодичка-невеличка,                       В позолоченных сережках.

Сама с вершок,

Голова с горшок.

 

- И так, ребята, прекрасна наша степь, мы сейчас повторили название деревьев и кустарников Дона, а сегодня у нас на уроке другой объект фауны.

- Чем в основном покрыта степь? (Травой!) Правильно, травы покрывают нашу степь , головокружительный аромат их стоит в степи.

Наш урок так и называется «Травушка-Муравушка». (Рассказ учителя сопровождают слайды трав).

Работа с учебником с.27.

- А давайте вспомним о каком растении Дона мы уже знаем легенду? ( о Бессмертнике).

- Откройте учебник на с.27.

Послушайте еще одну легенду о растении Дона. Чтение легенды о чабрице. (Читает учитель).

Ребята вырезают картинку чабреца и наклеивают ее в рабочвй тетради.

-А знаете ли вы, ребята, как называются травы, которые растут рядом с вами у дома, в парках, степи?

Давайте рассмотрим их изображения в нашей галерее растений на с.28.

- И так, ребята, на следующем уроке мы продолжим работу в разделе «Травушки-Муравушки».

 

3.Итог урока.

- А теперь скажите, что нового вы узнали на уроке? – О чем вспомнили на наших страничках «Доноведения». (Познакомились с новыми растениями-травами степи на страничке «Природа». Узнали новую легенду. На исторической страничке узнали новое имя знаменитого писателя Дона М.А.Шолохова. Вспомнили о жизни и быте казаков).

 

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы