Главные вкладки
Светлана Матвеевна Венская
Сайт учителя русского языка и литературы
Профессия: Учитель русского языка и литературы
Профессиональные интересы: Разработки уроков по литературе и русскому языку с использованием современных технологий
Увлечения: Чтение психологической и исторической литературы
Регион: Ленинградская область
Населенный пункт: г.Подпорожье, Подпорожский район
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Подпорожская средняя общеобразовательная школ
Звание, ученая степень: не имею
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/svetlana-matveevna-venskayaВся жизнь-борьба (с самой собою)...
В ситуации динамичных социальных изменений большой объём предметных знаний практически утерял свою ценность вследствие получения обществом возможности быстрого доступа к информации и постоянного роста ее объёма, что явилось причиной смещения
акцентов в образовании с усвоения фактов на овладение способами взаимодействия с миром. Однако учащиеся бывают не готовы к такой деятельности, поскольку школа по-прежнему ориентирована на устаревшую форму обучения, предполагающую овладение репродуктивными способами работы с учебным материалом, а механизмы формирования и развития способной к самореализации личности в образовательном процессе задействованы недостаточно.
Чтобы понять сущность искусства, подняться до глубоких раздумий над жизнью, отраженной в произведении искусства, необходимо быть подготовленным к общению с ним: требуются специальные знания и умения систематизировать их и осмысленно применять в самостоятельной креативной деятельности.
Новые условия образовательной деятельности:
- нестандартность учебных задач;
- проектирование уроков по решению учебных задач с учетом типа мышления и каналов восприятия информации учащимися;
- построение индивидуальных образовательных траекторий учащихся в соответствии с образовательными запросами, способностями, состоянием здоровья.
Переход к новым экономическим условиям в России изменил характер требований к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений: на первый план выдвигается цель развития личности творчески активной, мобильной, способной самостоятельно решать проблемные ситуации, применять полученные знания для решения новых, нестандартных задач. Идея творчества связывается в современном сознании с идеей прогресса, повышения социального и культурного престижа продуктов творческой деятельности. В этой связи считаю необходимым обратиться к категории «креативность», которая включает не только деятельностный, но и личностный аспекты творчества и понимается как творческие способности человека, которые проявляются в мышлении, чувствах, общении, характеризуют личность ученика, продукты его творческой деятельности, процесс их создания.
Информационно-коммуникационные технологии могут быть использованы в трех вариантах: 1) как проникающие (для обучения отдельным темам, разделам); 2) как основные (ведущие из используемых образовательных технологий); 3) как монотехнология (все обучение опирается на применение компьютера).
Новизна опыта заключается в создании оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, формировании исследовательских умений и навыков – основ развития креативных способностей учащихся при использовании технологии проблемного обучения.
Организация учебного и воспитательного процесса:
- проведение уроков активных и интерактивных (творческих) по форме организации;
- руководство работой научного общества учащихся;
-отслеживание выполнения индивидуальной программы развития ученика.
- использование проблемных творческих ситуаций;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию способов выполнения заданий;
- оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу достижения;
- создание положительного эмоционального настроя на работу каждого ученика и всех учащихся вместе.
Концепция изменений состоит в постепенном внедрении в традиционное преподавание более эффективных педагогических технологий (развивающего обучения, проблемного обучения, исследовательских методов обучения, технологий креативного обучения, лекционно-семинарско-зачетных систем обучения, игровых технологий, технологий проектов) в сочетании с информационно-коммуникационными.
Способы:
мультимедийные презентации;
компьютерное тестирование;
электронные репетиторы;
электронные учебники.
Методы:
дискуссионные, исследовательские, проектные, беседы, комплексное наблюдение за деятельностью учащихся; анализ творческих работ учащихся и обработка полученных данных, педагогический эксперимент с последующей статистической обработкой полученных результатов.
Преимущества перед аналогами и новизна:
- умение реализовывать индивидуальный образовательный проект;
- формирование мотивации учащихся к исследовательской и творческой работе, учебной деятельности через сотрудничество и соперничество.
Ограничения: комплексный подход в использовании инновационного опыта с учетом предмета, уровнем взаимодействия учителя с учениками.
Трудоемкость инновационного педагогического опыта заключается: 1) в необходимости подготовки учителя-предметника к освоению новых информационных технологий, средств медиаобразования, приёмов работы в глобальных информационных сетях; 2) в информационном (подключение к телекоммуникационным системам различного уровня с выходом в глобальные сети, поддержка веб-сайта) и ресурсном (материально-техническое оснащение: наличие компьютерной техники, интернет-связи, учебно-наглядных пособий; программное и учебно-методическое оснащение образовательного процесса: наличие современного оборудования, фонда литературы, фильмотеки и медиатеки) обеспечении; 3) проектирование урока с учетом типа мышления и темперамента, способностей воспитанников.
Риски:
Формирование конкурентоспособной, креативной личности не должно препятствовать процессу воспитания, толерантности. 1.Отставание материально-технической базы школы от реалий информационного общества и индивидуальных возможностей учащихся в области применения современных технических средств, что может привести к снижению мотивации и качества образования.
2.Недостаточная компетентность и недостаточная мотивация работников школы по использованию современных ИКТ.
Данная методика может быть использована в работе филологов всех типов образовательных учреждений, но с учетом возможностей и потребностей конкретной образовательной среды.
1. На уроке главное – сделать знание ценным для ребёнка: оно должно помочь понять смысл жизни, найти ответ на сложный жизненный вопрос. Дети не должны потерять способность удивляться – основу творчества. Они должны видеть себя со стороны, рефлексировать. Учитель должен успешно владеть тремя основными коммуникативными функциями – влияния (как формирования), организации (как побуждения) и передачи информации.
2.Оснащение кабинета мультимедийным комплексом и соответствующая подготовка учителя (курсы повышения квалификации: учитель-исследователь)
3. Ведущим условием реализации ИПО является установка на раскрытие творческого потенциала ученика, развитие его познавательных и коммуникативных способностей, духовное, нравственное обогащение личности. Немаловажную роль играет и системный подход, включающий направленность на личностно ориентированное обучение, мониторинг, проведение индивидуальных и групповых консультаций, семинаров, интеллектуальных мероприятий, участие учащихся в научно-исследовательской и проектной работе, помощь в профессиональном самоопределении и другое.
О себе
Учитель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Подпорожская средняя школа №8". Закончила Карельскую государственную педагогическую академию(бывш. Карельский государственный педагогический университет) по специальности учитель русского языка и литературы. Общий стаж работы-24 года. Стаж классного руководителя - 24 года. Учитель первой категории. Призер конкурсов "Классный самый классный-2010", "Учитель года-2011".
Активно внедряю современные технологии при разработке уроков русского языка и литературы.
Занимаюсь самосовершенствованием и самообразованием.
Моя педагогическая концепция:
«Воспитание личности, способной строить жизнь, достойную Человека»
Основная идея
: создание открытой воспитательной системы, основанной на сотрудничестве, содружестве, сотворчестве всех субъектов воспитательного процесса с целью воспитания современного компетентного Человека.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Чехов "Дядя Ваня", Толстой "Анна Каренина", Достоевский "Бесы"
Мой взгляд на мир
Позитивный, верю в лучшее будущее. Люблю себя и людей...
Мои достижения
Призер конкурсов педагогического мастерства "Классный самый классны - 2010" и "Учитель года - 2011" - муниципальный уровень
Моё портфолио
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.
Над методической темой самообразования «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы» работа ведется первый год, но результаты уже есть.
А что же такое проект? Есть много суждений на эту тему, и все же, «Проект»[1]-(от лат. projectus - брошенный вперед),1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный тексткакого-либо документа. 3) Замысел, план.
Проектная деятельность на уроках способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления.
Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, эффективному использованию новых умений и подходов в педагогической деятельности.
Цель проектной деятельности на уроках русского языка и литературы: формирование умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.
Задачи проектной деятельности:
- формировать у обучающихся систему интеллектуальных знаний, умений и навыков, которые способствуют развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности;
- повышать самооценку обучающихся благодаря достижению поставленной цели и полученных результатов.
Проектирование оказывает обучающимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Чтобы помочь обучающимся в самореализации, педагогам необходимо помогать адаптироваться к постоянно изменяющемуся обществу и технологиям. При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, то есть комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями. Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, то есть расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.
В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов. Обучающиеся выделяют несколько видов проектной деятельности на уроках русского языка и литературы: информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание части по русскому языку.
В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.Например,инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку.
Практико-ориентированный проект по русскому языку и литературе направлен на социальные интересы участниковпроекта.Например,для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни?
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например «Устное народное творчество в нашей жизни».
Проектная деятельность по русскому языку и литературе включает в себя актуальность избранной темы, обозначает задачи проекта, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
Проекты по русскому языку и литературе распределяются и по продолжительности. Мини-проекты можно создать за один урок. Например, «Слово о писателях», «Мои любимые писатели», «Сказка о прилагательном», над такими проектами работа ведется в группах, в составе не более 3-4 человек.
Краткосрочные проекты по русскому языку и литературе занимают от двух до четырех уроков. Например, «Уроки доброты. Почему учительница поступила именно так?» (по произведению В.Распутина «Уроки французского»).
Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя. Возможно сочетание классных форм работы (французские мастерские, лекции) с внеклассными формами (экскурсии).
Долгосрочные проекты по русскому языку и литературе могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. Это серьёзное исследование, защита которого чаще всего проводится на муниципальных научно-практических конференциях.
Современный урок русского языка и литературы невозможен без сопоставления с другими видами искусства. В практике есть проведение урока по модели «Культуротворческая школа» - «Гроза в науке и искусстве», где обучающиеся исследовали грозу, как с научной точки зрения, так и со стороны изобразительного и музыкального искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. С помощью компьютерных информационных технологий можно приготовить иллюстративный и информационный материал, в начальной стадии обучения обучающиеся проходят курс самостоятельного создания презентации.
В рамках программы по проектной деятельности можно организовать на уроках русского языка и литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
Подготовка к такому уроку по проектной деятельности становится творческим процессом. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся, формирования умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты