Успешное решение задач по обучению, и развитию будущих квалифицированных рабочих и специалистов и числа осужденных в учебных заведениях в решающей степени зависит от педагогов - преподавателей и мастеров производственного обучения, их профессиональной и педагогической квалификации.
Мастер производственного обучения - это особая фигура в педагогическом коллективе профессионального учебного заведения, многообразны и сложны его задачи и служебные обязанности. Мастер производственного обучения - это основной учитель профессии, организатор учебной работы в группе.
Для того чтобы быть (стать) квалифицированными педагогами, преподаватель, мастер производственного обучения должны иметь четкую личностно-профессиональную позицию, проявляющуюся в этических и психолого-педагогических установках.
Особо важными из них являются следующие:
• отношение к осужденным-обучающимся, установка на понимание сопереживание, на относительную их независимость, на выявление и использование их творческого потенциала;
• отношение мастера производственного обучения к самому себе – установка на заинтересованность в успешной учебно-воспитательной работе, ориентация на профессиональный и личностный рост и самоанализ, самосовершенствование.
Важнейшим требованием к мастеру производственного обучения как к учителю профессии является его профессионализм реальные знания и умения, производственный и жизненный опыт может передать своем учащимся только тот мастер, который сам в совершенстве владеет профессиональным мастерством. Влияние мастера только тогда будет эффективным, когда учащиеся будут чувствовать, что их учит настоящий профессионал своего дела. Мастер для учащихся — это прежде всего представитель избранной профессии, образец для подражания. С его мастерством они всегда сравнивают свои успехи, усилия в освоении профессии. И очень важно, чтобы мастер был в этом смысле настоящим образцом.
Профессиональное мастерство мастера не может ограничиваться только рамками программы, его знания, умения должны бы значительно шире и глубже.
Поэтому очень важно, чтобы каждый мастер, независимо от профессии, наряду с профессиональными навыками ,знал основы теории решения изобретательских задач, , мог налаживать проекционную аппаратуру и другие технические средства. Это в значительной степени помогает мастеру более тесно увязать производственное обучение с теоретическими знаниями учащихся, поднимает его авторитет как среди осужденных-обучающихся, так и в педагогическом коллективе.
Подобные требования к деловым качествам характерны и для мастеров производственного обучения профессиям других отраслей.
Следующим по важности требованием к мастеру производственного обучения как учителю и является его педагогическая эрудиция, уровень знаний педагогики, педагогической психологии, общей и частичной методики производственного обучения. Педагог, не владеющий этими знаниями, использует различные методические рекомендации и установки, описания передового опыта как готовые, застывшие рецепты и жесткие алгоритмы, что никогда не приводит к ожидаемому результату, не стимулирует творческого подхода к педагогической деятельности.
Успешность педагогической деятельности в значительной степени определяется наличием у мастера производственного обучения педагогических способностей и умений: развивать у осужденных любознательность; понимать их; завоевывать их абсолютное доверие; осуществлять объективный контроль не только за формированием знаний, умений и навыков, но и за тем, насколько эффективно они применяются; быть образцом смелости, выдержки, настойчивости, способности убеждать и др. Этот перечень можно было бы продолжить, но в этом нет необходимости, так как каждая педагогическая ситуация неповторима и требует своего педагогического подхода. Однако можно вычленить группы умений, которыми должен область каждый педагог как учитель и воспитатель. К ним следует отнести:
Дидактические – умения передавать обучающимся содержание изучаемого материала в доступной для них форме, ясно, четко, понятно и интересно, возбуждая у них активную самостоятельную мысль познавательный интерес; умение ярко, доходчиво, убедительно демонстрировать трудовые приемы и способы работы, эффективно
организовать упражнения и самостоятельную работу обучающихся объективно оценивать учебные успехи учащихся; использовать оценку в качестве средства повышения эффективности обучения;
коммуникативные - умения, помогающие устанавливать с осужденными нормальные деловые взаимоотношения на основе учета и возрастных и индивидуальных особенностей; педагогический такт;
перспективные - умения проникать во внутренний мир учащегося, адекватно воспринимать и понимать его психологию; тонкая наблюдательность, позволяющая понимать личность учащегося, его психические состояния и переживания.
Педагог - мастера своего дела - а к этому должен стремиться каждый мастер производственного обучения - развитая способность понимать трудности своих подопечных, способность, умение посмотреть на себя их глазами, понять пути их мышления, «механизм» их познания. Для этого необходимо иметь определенный душевный потенциал, чтобы суметь «опуститься» со своих высот, стать на место своих обучающихся, послушать себя как бы их ушами, постараться понять себя их умом. Если мастер желает, умеет понимать своих учеников, если он испытывает радость и внутреннее удовлетворение от их успехов, значит, у него есть педагогическое призвание, он может стать хорошим учителем. Лучшие мастера - это, как правило, эмоциональные, энергичные, жизнерадостные, активные люди, любящие свое дело и своих учеников, глубоко переживающие их успехи и неудачи.
Я, Алексеева Светлана Мефодьевна, родилась и проживаю в посёлке Вурнары Чувашской Республики. Тружусь в Вурнарском селькохозяйственном техникуме долгие годы мастером производственного обучения, преподаю агрономию. Считаю своим долгом как учителя, воспитывать в своих подопечных любовь к земле, ко всему живому.