Главные вкладки
Сухорукова Наталья Юрьевна
сайт учителя географии
Профессия: учитель
Профессиональные интересы: использование новых технологий на уроках географии
Увлечения: собирание грибов
Страна: Россия
Регион: Нижегородская область
Населенный пункт: Арзамасский район
Место работы: МБОУ "Абрамовская СОШ им.А.И.Плотникова"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/suhorukova-natalya-yurevnaСамая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика.
О себе
учитель 1 категории
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
----
Мой взгляд на мир
Позитивный
Моё портфолио
Сухорукова Н.Ю.
учитель географии
МБОУ «Абрамовская СОШ им.А.И.Плотникова»
Практические работы – один путей достижения личностных и метапредметных результатов обучения на уроках географии.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением в работе каждого педагога становится не столько вооружение знаниями учащихся, сколько способами овладения ими, т.е. научить учащихся учиться.
Помочь ученику в овладении соответствующими умениями и навыками, полная реализация его возможностей – ключевая задача школьного образования. Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на формирование универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Таким образом, речь идет о том, чтобы научить учащихся оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс. А это значит, учащихся необходимо научить:
• основам организации собственной учебной деятельности;
• способам поиска, переработки и представления информации;
• приемам и методам умственного труда;
• основам коммуникативных умений.
Учителям важно не только осмыслить, но и учесть в практике преподавания требования к подготовке учащихся, на которых в стандарте второго поколения обращается особое внимание.
Впервые стандарт представляет собой систему требований:
- к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- к структуре образовательной программы;
- к условиям реализации программы.
Таким образом, одной из главных особенностей стандарта является нацеленность на результат.
В стандарте выделены три группы результатов: личностные, метапредметные, предметные.
Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в социуме.
Метапредметные результаты – новое понятие, означающее способы деятельности, усвоенные обучающимися. Эти способы деятельности могут формироваться на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяться как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Метапредметные включают в себя освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований стандарта должны обеспечивать успешное обучение. К предметным, включающим не только освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, но и виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Основная цель общего среднего образования в России – подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в системе ценностей и потребностях современной жизни, личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.
Изучение географии на ступени основного общего образования нацелено на развитие личности школьника, его творческих способностей и направлено на формирование у школьников гуманистического мировоззрения, социально-ответственного поведения, умения ориентироваться в быстро меняющемся мире, воспитание патриотизма.
Отражая смену ценностных установок образования от освоения предметов к развитию личности, цели образования определяются через систему ценностных ориентиров, при этом воспитание личности ребенка прописывается как его важнейшая составная часть и личностный результат.
Главные личностные результаты обучения географии:
- осознание своей принадлежности к обществу на всех уровнях (локальном, региональном и глобальном);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства, единства географического пространства России;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны и рационального использования;
- уважение к истории и культуре других народов.
География — предмет, интегрирующий в содержании природные и социально-экономические аспекты, а поэтому единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. В центре содержания школьного курса географии находится человек как связующее звено между природой и производством.
География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Школьники должны научиться решать проблемы в сфере познавательной деятельности: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, оценивать полученные результаты, извлекать пользу из полученного опыта, организовывать свои собственные приемы обучения, самостоятельно заниматься своим обучением. Кроме этого, учащимся необходимо уметь сотрудничать и работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, уметь договариваться, войти в группу и внести свой вклад, терпеливо относиться к ситуации неопределенности, нести ответственность за общий успех. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д.
Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающимися практических работ. Таким образом, практические работы в географии – один из основных путей достижения не только предметных, но личностных и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Важным условием эффективной реализации практической составляющей школьной географии выступает организация деятельности учащихся по формированию географических умений. Ведь знания остаются мертвым грузом, если они не находят практического применения. Таким образом, данный вид работы направлен не только на усвоение знаний и формирование умений, но и на воспитание личности, способной к творческой и самостоятельной деятельности.
В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы обеспечить мотивацию деятельности школьников и чтобы у каждого ученика был шанс получить более высокую оценку, в том числе и за счет дополнительных усилий при выполнении практических работ.
Каждый ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно. В это понятие я вкладываю следующий смысл:
-- не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения;
-- максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися;
-- создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал “комплекс двоечника”;
-- организовать работу таким образом, чтобы дети получали навыки не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке.
Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, а иногда требуют длительных наблюдений.
При изучении темы «Озера» (6 класс) перед учащимися в начале урока ставиться проблема – составить план описания озера, который мы будем использовать в практической работе «Описание озера по плану и обозначение на контурной карте крупнейших озер мира».
В ходе урока ребята знакомятся с основными понятиями новой темы:
1) что такое озеро
2) виды озерных котловин
3) типы озер по сточности и солености.
Используя полученную информацию на уроке и взяв за образец план описания реки, равнины, гор или моря, учащиеся составляют свой план описания озера, таким образом, находя решение заданной проблеме.
План (составленный учащимися на уроке):
| План (предлагаемый в учебнике):
|
|
|
В результате этой работы ребята учатся определять признаки и критерии объектов, сравнивают объекты по ним, анализируют и делают выводы при сравнении своего плана с типовым. Как показывает опыт, большинство ребят справляются с этим заданием (даже слабые ученики) и при выполнении практической работы у них не возникает вопросов.
Тема «Географические координаты» (6 класс)
Практическую работу на эту тему я провожу в виде урока – путешествия по карте. Учащиеся работают в малых группах (по 2-3 человек).
Каждая группа получает план путешествия, с указанием «островов» - остановок корабля, где необходимо выполнить задания различной сложности. На каждом острове работа группы оценивается, ребята сравнивают свои ответы с ответами на доске или экране проектора.
Во время путешествия приветствуется поддержка, взаимопомощь «команды». По итогам всего урока каждый ученик получает оценку за работу, которую ставит группа.
В результате выполнения работы учащиеся учатся работать в соответствии с поставленной задачей и по плану; оценивают свою работу и работу одноклассников, проводят поиск и отбор информации, используя различные карты.
При выполнении практических работ в курсе 7 класса важно сформировать умения учащихся работать с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами. Учащиеся должны овладеть умением давать комплексную физико-географическую характеристику географического объекта, территории, сравнительную характеристику двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями, совершенствовать навык самостоятельного составления плана характеристики.
Тема «Природные зоны мира» (7 класс).
При выполнении практической работы «Описание природной зоны по плану» учащиеся сталкиваются с большим объемом информации. Поэтому лучше всего провести данный урок, используя групповую работу (количество групп может быть равным числу природных зон). Необходимо напомнить ребятам план характеристики природной зоны, использовать раздаточный материал (из материала 6 класса).
План-характеристика природной зоны:
1. географическое положение
2. климатические условия
3. почвы
4. растительный мир
5. животный мир
6. использование человеком.
Каждой группе ставится задача:
- охарактеризовать природную зону (выбирают сами учащиеся)
- создать образ данной зоны
- оценить ее природные ресурсы
- показать условия жизни человека в ней
- отметить экологические проблемы зоны.
В работе можно использовать текст учебника, карты атласа и учебника, схемы, рисунки и т.д.
Затем группы делятся добытыми знаниями со всеми учащимися (отчет о проделанной работе). Для систематизации знаний по данной теме заполняется таблица:
Природная зона | Геогр. положение | Климат | Почвы | Растительность | Животные | Хоз.деятельность человека | Изменения зоны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На протяжении всей работы учащиеся выполняют задания по предложенному плану, внося свои изменения; участвуют в групповой работе; находят и отбирают информацию при работе с текстом, выделяя главное.
В конце урока можно задать домашнее задание (на выбор):
1. написать рассказ-рассуждение теме «Я хотел бы жить в природной зоне…»
2. приготовить презентацию или сообщение о представителе любой природной зоны.
Практические работы в курсе «Географии России» (8-9 класс) и «Географии мира» (10 класс) способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановка и формулировка проблем, самостоятельный выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирование знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д.
В результате мы видим, что метапредметные результаты меняются от класса к классу, дополняются, усложняются. Например, в основном звене - составление вопросов, цепочки, схемы, а затем в старшем звене – составление тезисов, рецензий и аннотаций. В старших классах появляются коммуникативные результаты, которые основываются на накопленном опыте и знаниях.
Подготовиться к полноценной жизни в условиях открытого общества возможно, лишь имея опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий. Поэтому развитие школьника не сводится только к усвоению конкретных знаний и навыков, а заключается в формировании общих социальных умений и качеств, необходимых для становления личности в целом.
Используемая литература:
1. Бардин К.В. «Как научить детей учиться» - Москва: «Просвещение», 1987.
2. Душина И.В., Таможня Е.А. «Методика и технология обучения географии в школе» - М.: «Аст. Астрель», 2002.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008.
4. Улановская И.М. О некоторых результатах психологической экспертизы школ-внедренческих площадок Образовательной системы «Школа 2100»/ Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сб. материалов /Под науч. Ред. А.А. Леонтьева. – М. : Баласс, Издательский Дом РАО, 2003. – 368 с.
5. Улановская И.М., Юдина Е.Г.. Эффективность развития детей, обучающихся по Образовательной системе «Школа 2100» / Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. мате-риалов / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – 320 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6 » октября 2009 г. №373.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты