Главные вкладки
Стрельникова Анжелика Сергеевна
Дети - цветы жизни
Профессия: воспитатель
Профессиональные интересы: рисование
Увлечения: творчество
Регион: Амурская область
Населенный пункт: г.Свободный
Место работы: МДОАУ д/с № 7
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/strelnikova-anzhela-sergeevnaК педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение.
О себе
Не замужем, имею 5 летнего сына по имени Костя.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Программа дошкольного воспитания.
Моё портфолио
Воспитание правового сознания у детей дошкольного возраста
Сегодня, когда я защищаю 27 миллионов детей,
я вижу как мало среди них счастливых
П. Астахов
Детство – надежда и будущее человечества; ребенок – существо, которому еще только предстоит стать человеком. Благополучие детей и их права всегда вызывали, пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли несовершеннолетними детьми. Во всеобщей декларации прав человека отмечается, что «ребенок имеет право расти и развиваться физически, духовно здоровым и нормальным путем, в условиях свободы и сохранения достоинства», «нуждается на особую заботу и защиту, на медицинское обслуживание. Имеет право на хорошее питание и жилище».
Однако время и положение детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979 по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в котором участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.
По сравнению с декларацией (1959г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.
Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации. Это правовой документ высокого международного стандарта. В нем ребенок провозглашен полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Конвенция устанавливает обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка, защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, от посягательств на его честь и репутацию.
Семейный Кодекс РФ гарантирует «право ребенка на уважение его человеческого достоинства и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по его защите; лишения родителей родительских
Закон «Об образовании» РФ обеспечивает «права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования»[3].
Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «содействие физическому, интеллектуальному, психическому и нравственному развитию детей. Воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие»[4].
В Уставе МДОБУ представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.«Ответственность учреждения зажизнь и здоровье воспитанников и работников во время образовательного процесса».[5]В соответствии с Уставом детский сад обеспечивает права каждого ребенка в сфере образования и воспитания. Иные действия, предусмотренные законодательством РФ.
Актуальность
Знать свои права ребенок должен уже в детстве. Однако для этого совсем не обязательно читать ему нормативные документы. Чтобы воспитать маленького гражданина, сформировать в нем высокие морально-нравственные качества, научить уважать свои права и права других людей, в первую очередь, необходимо знание и соблюдение их взрослыми, окружающими ребенка. Поэтому повышение правовой компетентности родителей и педагогов всегда актуально, зачастую права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми.
В работе по правовому воспитанию ведутся направленные шаги по ликвидации правовой неграмотности родителей в сфере защиты прав ребенка. Бесспорно, учитывая огромный объем работы, очень сложно уделить достаточное внимание проблеме защите прав ребенка в детском саду. Неоспоримо одно – данное направление должно «красной нитью» проходить через всю воспитательное - образовательную работу. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать. И поэтому мы, воспитатели, воспитываем детей наиболее грамотным в этой области и делимся своими знаниями. Именно воспитатели вносят с первых лет жизни в сознание детей образы мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты, делаем самое важное дело – закладываем фундамент нового миролюбивого и сознательного поколения – людей будущего. Поэтому считается, что надо решать проблемы недостаточной информированности взрослых о правах ребенка, отсутствие знаний о собственных правах дошкольника.
Цели:
1. Формировать у детей и родителей наглядно - образное представление о правах, закрепленных в Конвенции.
2. Повысить педагогическую компетентность педагогов по проблеме охраны прав детей в детском саду.
Задачи:
- обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей;
- ликвидация недостатка знаний в области защиты прав у детей, родителей и воспитателей.
Среди функций, которые выполняет МДОБУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам.
Проблеме развития и воспитания детей дошкольного возраста, уделяется большое внимание и изучение по вопросам правового воспитания дошкольников. Можно сделать вывод, что ни один из вопросов по правому воспитанию не может быть успешно решен без сотрудничества с родителями.
Ребенком, по нормам международного права, признается человеческое существо от рождения до 18 лет. Права человека, как и права ребенка, начинаются справа на жизнь. Жизнь - это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.
Сегодня, с положениями Конвенции о правах ребенка, знакомы 1% родителей, о существовании Семейного кодекса - 58%, об остальных документах Российской Федерации имеется смутное представление.
Над данной проблемой работа началась с сентября 2012 года. Планируемая дата окончания – май 2013 года.
Организуя работу по вопросам правового воспитания, опираюсь на такие виды деятельности как: игровая и художественно-продуктивная.
Свою работу организую в трех направлениях:
- ознакомление детей с их правами;
- работа с воспитателями;
- работа с родителями.
Для решения поставленных задач, рассматривала программы, по которым работает МДОБУ, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом.
При отборе материала по правовому воспитанию учитывались возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира и то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.
[1] Семейный Кодекс Российской Федерации стр.48 глава 11 ст. 54 п. 2
[2]Там же ст. 56 п. 1 стр. 52
[3] Закон РФ «Об образовании» ст.3 п.1
[4] Закон РФ «О защите прав детей» ст.4 п.1
[5]УставМДОБУст.2 - 2.12.3., 2.12.5. с. 3