Главные вкладки
смирнова елена сергеевна
сайт учителя- логопеда
Профессия: логопед
Профессиональные интересы: диагностика речевых нарушений
Увлечения: музыка
Регион: Саратовская область
Населенный пункт: г. Саратов
Место работы: ГУЗ СГПНД
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/smirnova-elena-sergeevnaСамое трудное для человека - узнать себя. Великие люди хотят, в то время как обыкновенные только хотят хотеть. Ничего не откладывай на завтра - вот преимущественно секрет того кто знает цену времени.
О себе
В детстве я не выговаривала несколько звуков. Мама отвела к учителю-логопеду. На занятия я ходила с удовольствием и очень обрадовалась, когда речь моя стала правильной. А также это дало мне массу возможностей: я стала ходить в театральную студию и хор. Только в более старшем возрасте я оценила значимость этой профессии, что и повлияло на мой выбор. Сейчас я работаю учителем-логопедом уже 16 лет. На занятия приходят дети с различными нарушениями речи, и к каждому из них нужен индивидуальный подход. Обучая их, я учусь сама. На занятиях стараюсь применять новинки методической литературы. Я не только логопед, но и мама. Моя профессия помогает мне в воспитании и обучении моего малыша.
Мой взгляд на мир
смотрю на мир глазами своего ребенка
Моё портфолио
Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии Среди разнообразных речевых нарушений в детском возрасте большую трудность для дифференциальной диагностики и логопедической работы представляет легкая форма дизартрии. Анализ случаев детей с легкой формой дизартрии показал, что для понимания данного речевого расстройства недостаточно изучение особенностей собственно речевого нарушения. Особое влияние на речевую, следовательно, и психические функции, оказывает наличие органической неврологической симптоматики. Таким образом, наиболее плодотворным является такой подход к ребенку, при котором внимание исследователя сосредотачивается не только на изолированных симптомах (речи), но и на расстройстве целостной сложной системы всего организма. С этой целью необходимо всестороннее клинико-педагогическое исследование детей со стертой формой дизартрии детей. Изучение анамнестических данных детей раннего возраста свидетельствует о задержке локомоторных функций (моторной неловкости при ходьбе, повышенной истощаемости при выполнении отдельных движений, неумение прыгать, переступать по ступенькам лестницы, схватывать и удерживать мяч). Отмечается позднее появление пальцевого захвата мелких предметов, длительное сохранение тенденции захватывать мелкие предметы всей кистью. В анамнезе отмечаются трудности при овладении навыками самообслуживания, нелюбовь к рисованию; многие дети в течение длительного времени не умеют держать правильно карандаш,пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. В дальнейшем у них сохраняются стойкие трудности при формировании графомоторных навыков. 1. Результаты исследования физического статуса. ...Анализируя результаты исследования, мы можем отметить,.что дети с легкой формой дизартрии по физическому развитию несколько отстают от детей с нормальной речью. 2. Результаты исследования неврологического статуса. При тщательном обследовании и применении функциональных нагрузок (повторные движения, силовые напряжения) можно выявить симптомы органического поражения центральной нервной системы в форме стертых парезов, изменения тонуса мышц, гиперкинезов в мимической и артикуляционной мускулатуре, патологических рефлексов. Необходимо сказать, что особенности речевой моторики у детей со стертой дизартрией обусловлены нарушением функции тех двигательных нервов, которые участвуют в артикуляции. Исследование артикуляторной моторики показало, что у всех детей со стертой дизартрией имеются нарушения функции мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного, лицевым, подъязычным и языкоглоточными нервами. Основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов у данной категории детей связано с поражением подъязычных нервов (XII пара). Проявления такого поражения многообразны: ограничения движений языка в сторону, вверх вперед, пассивность кончика языка, черезмерное напряжение спинки языка, слабость одной его половины, беспокойство языка при попытки удержания его в заданном положении, недиференциронность движений кончика языка напряжение языка при ускорении темпа движений, нарастающее утомление мышц, потери четкости, координации, повышении саливации, отклонение кончика языка в сторону пареза при высовывании (девиация).При подъеме кончика и средней части языка зазубно средняя часть его быстро опускается на сторону пареза,обуславливая возникновения боковой струи воздуха. Со стороны тройничных (Vпара), языко-глоточных (IX пара), и блуждающих (X пара) нервов тяжелых расстройств, как правило, не наблюдается. В некоторых случаях могут отмечаться недостаточность сокращения мягкого неба, отклонения маленького язычка в сторону с легким парезом небной занавески противоположной стороны, свидетельствующее об одностороннем поражении язычного и блуждающего нервов. В этих случаях ведущими в симптоматике нарушений являются расстройства фонации, появление назализации, искажение или отсутствие заднеязычных звуков. При боковых движениях нижней челюсти у некоторых детей появляются синкенезии в виде поворота головы, языка, реже губ в ту же сторону. Асимметрия лицевых нервов (VII пара) отмечается за счет сглаженность носогубных складок справа и слева, что соответственно вызывает недостаточное оскаливание зубов, неравномерное надувание щек. В ряде случаев при стертой дизартрии отмечаютпоражение глазодвигательных нервов, что проявляется в косоглазии, одностороннем птозе. В практике чаще всего встречается комбинация эти нарушений.Все перечисленные нарушения при легкой форме дизартрии в большинстве случаев носят стойкий характер. Движения мимической, лицевой мускулатуры и артикуляторного аппарата у этих детей характеризуются быстрой истощаемостью, низким качеством, не имеют достаточной точности, плавности, часть их выполнятся вяло с недостаточной мышечной силой, не в полном объеме. Особенно часто нарушаются дифференцированные движения кончика и спинки языка, губ. Для одних детей характерна некоторая скованность, невозможность выполнения более сложных движений, для других – двигательное беспокойство, наличие гиперкинезов языка и лицевой мускулатуры, трудность или невозможность нахождения и удержания заданного положения артикуляторных органов, наличие синкинезий (например опускание век при открывании рта, движения нижней челюстью при поднимании языка вверх, пальцев рук при выполнении артикуляторных заданий и д.т.). При переключении речевых движений переход от одного состояния к другому осуществляется толчкообразно, с нарушением воспроизведения двигательного ряда, с возникновением персевераций и перестановок. Таким образом, у детей со стертой дизартрией оказывается нарушенной, как статика, так и динамика артикуляторных движений. Среди движений, отражающих состояние статической координации, наиболее сложными для выполнения являются, произвольные движения языка, динамической координации - воспроизведение одновременных движений. Особенности общей моторики при стертой форме дизартрии проявляются в ограничении объема движений, их неловкости, замедленности. Характеризуя состояние двигательной сферы, одни исследователи (Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская, 1974; Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1981) отмечают наличие активных движений в полном объёме. Указывая при этом, что эти движения являются неловкими, замедленными, не дифференцированными. Другие исследователи (Р.И. Мартынова, 1963; Л.В. Лопатина, 1994; 2001, 2003) отмечают ограничения в движении как верхних, так и нижних конечностей, преимущественно с одной стороны. Это указывает на наличие односторонних паретических явлений в конечностях. В таких случаях, сила в мышцах на стороне пореза оказывается сниженной, а тонус слегка повышенным. При этом моторная недостаточность у детей со стертой дизартрией оказывается наиболее выраженной в случае необходимости выполнения движений, требующих точности и четкости выполнения. Ручная моторика страдает в большей степени, чем общая, особенно при необходимости сделать тонкие дифференцированные движения пальцами рук. По данным Л.В. Лопатиной (2003) недостатки тонкой моторики проявляются в нарушении точности, быстроты и координированности движений. Значительные трудности вызывает у детей динамическая организация двигательного акта. В большинстве случаев оказывается затрудненным или невозможным быстрое и плавное воспроизведение предложенных движений, при этом отмечаются добавочные движения, персеверация, перестановки, нарушения оптико-пространственной координации. Переключение движений часто осуществляется сопряжено, по речевой инструкции с проговариванием их последовательности. Наибольшие трудности вызывает одновременное выполнение движений, что свидетельствует об определенной дисфункции премоторных систем, обеспечивающих, прежде всего, кинетическую организацию движения. Кроме того, наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. Помимо вышеперечисленные нарушений в неврологическом статусе у детей с легкой формой дизартрии были отмечены изменения со стороны вегетативной нервной системы, которые проявлялись преимущественно в виде потливости ладоней и стоп, наличии стойкого красного демографизма. Таким образом, было установлено, что у большинства детей с легкой формой дизартрии имелась легкая (стертая) неврологическая симптоматика, которая выявлялась при тщательном исследовании и указывала на органическое поражение центральной нервной системы. 3. Результаты исследования психолого-педагогического статуса. Внимание у детей с легкой формой дизартрии менее устойчивое, чем у детей с нормальной речью, также снижен уровень переключаемости внимания. Нарушение механизма устойчивости и переключаемости внимания, по-видимому, зависит от недостаточной подвижности основных нервных, процессов в коре больших полушарий... Память. Характер выполнения задания на зрительную память у детей с легкой формой дизартрии аналогичен результатам исследования их на переключаемость внимания, что по-видимому связано с нарушением нейро-динамических связей в коре больших полушарий... Слабость процесса запоминания слов у детей с легкой формой дизартрии связана не только с затруднением выработки условных рефлексов, ослаблением внимания, но и, возможно, с нарушением фонематического слуха, возникающего вследствие недоразвития звукопроизношения. Мышление. При выполнении заданий дети с легкой формой дизартрии были неуверенны, пассивны, быстро истощались, проявляли негативизм. Однако некоторое ослабление их мыслительной деятельности не носило характер умственной отсталости, а проходило по типу астенизации с выраженным снижением функции внимания и памяти. Таким образом: – У дошкольников со стертой дизартрией отмечается существенное отклонение как в артикуляционной, так и в общей и тонкой моторике. Реализация двигательной программы при стертой дизартрии нарушается за счет несформированности операций внешнего оформления речевого высказывания: голосовых, темпо-ритмических, артикуляционно-фонетических и просодических нарушений. – Движения мимической, лицевой и артикуляторной мускулатуры характеризуются быстрой истощаемостыо, низким качеством, не имеют достаточной точности, плавности, полного объема. Особенно часто нарушаются дифференцированные движения кончика, спинки языка и губ. Особенности общей моторики при стертой форме дизартрии проявляются в ограничении объема движений, их неловкости, замедленности. Недостатки тонкой моторики проявляются в нарушении точности, быстроты, одновременности и координированности движений. А наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, а точнее работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения.