Семья и школа.
Современная школа сегодня - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_i_shkola.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Щербакова Елена Яковлевна,
Социальный педагог
МКОУ «Большереченская СОШ №2»
«Семья и школа: от диалога к партнёрству».
Современная школа сегодня - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родительская общественность станут союзниками. Партнерство семьи и школы является важнейшим условием в реализации воспитательных задач в контексте введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
За последние годы в МКОУ «Большереченская СОШ №2» накоплен опыт взаимодействия с семьей, разработан и реализуется проект «Семья и школа: от диалога к партнёрству».
Сложилась целая система совместной деятельности с родителями. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. В школе созданы и работают родительские комитеты классов, Совет школы.
Для повышения эффективности деятельности ОУ необходимо тесное сотрудничество с семьей, а это возможно только при партнерской позиции педагогов и родителей. В основе взаимодействия лежит проектный метод. Он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат собственного труда – выставки, общешкольные мероприятия, утренники в классе, спортивные состязания. Процесс совместной деятельности способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей. Родители не просто видят, чем занимаются и как живут их дети в ОУ, они проживают вместе с ними успехи, неудачи, начинают осознавать собственную значимость в личностном развитии ребенка. В ОУ разрабатываются и внедряются различные проекты совместной деятельности с родителями.
В рамках охраны жизни и здоровья – «Мама, папа, я – здоровая семья».
В рамках социально-правового воспитания «Дни права в ОУ», «Весенняя Неделя добра», «Вахта Памяти».
В рамках художественно-эстетического воспитания – «Школьный дворик » и др.
Проектный метод, на наш взгляд, наиболее эффективен в организации единого образовательного пространства ОУ и семьи.
Кроме проектного метода используются и другие формы работы.
Целенаправленно ведется работа с родителями будущих первоклассников. Важную роль в улучшении семейного воспитания играет система педагогического всеобуча родителей, который начинается задолго до поступления ребенка в школу. Суть работы заключается в оказании родителям помощи по подготовке ребенка к школе.
- Психолого – педагогическая диагностика уровня готовности ребенка к школе.
- Консультации для родителей по итогам диагностики.
- Индивидуальные собеседования родителей с администрацией ОУ, психологом, учителями начальных классов, школьным библиотекарем, логопедом, врачами-педиатрами, неврологом, педагогами Центра детского творчества и детской школы искусств.
- Анкетирование родителей.
- Вручение родителям памяток “Что должен уметь первоклассник”.
В целях психолого-педагогического просвещения родителей в нашей школе организован и проводится «Родительский час». Это специализированная система лекционных и практических занятий, где родители не только получают информацию, но постепенно сами становятся полноправными участниками образовательного процесса. На родительских лекториях родителей знакомим с методами развития и воспитания детей, методикой бесконфликтного общения, психологией семейных отношений, правовым взаимодействием детей, родителей и школы. Мы считаем, что школа должна помочь родительской общественности, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования. В работу «Родительского часа» вовлекаем не только педагогов школы, но и работников социальных, психологических и медицинских служб, представителей общественности. Приглашение специалистов различных служб и ведомств повышает родительскую заинтересованность в таких встречах.
Важным условием успеха родительских собраний-лекториев является их систематический характер.
С большим успехом всегда проходит “День открытых дверей в ОУ” в мае. В этот день родители активно посещают открытые уроки и мероприятия, выставки семейного и детского творчества, общешкольное итоговое родительское собрание, концертную программу-поздравление родителей с участием детей. Эта форма работы пользуется среди родителей наибольшей популярностью, так как позволяет увидеть реальные достижения своего ребёнка. С целью стимулирования наиболее активных родителей по итогам года на общешкольном родительском собрании (в этот день) вручаются благодарственные письма от администрации ОУ.
Стали традиционными:
-спортивные праздники с родителями “Мама, папа, я - спортивная семья”
Повысилась личная заинтересованность родителей в занятиях физкультурой вместе с детьми, у нас появились целые спортивные семьи - на соревнования и спортивные праздники приходят не только родители, но и бабушки, дедушки.
- «Безопасность – дело семейное»;
- семейные гостиные; классные часы « Моя родословная»
- Фестивали семейного творчества; линейки-награждения победителей конкурсов.
- Дни матери и отца
- - фотоконкурсы и фотопанорамы "Семейный альбом", «Профессии моей семьи», «Вместе с папой».
- экологические акции
- игровые программы «От мечты к профессии» и др
В течение последних лет большое внимание уделяется вопросу подготовки выпускников школы к ЕГЭ и знакомству родителей с нормативными документами о ходе проведения ЕГЭ на информационных консультациях и родительских собраниях.
Позитивные изменения, отвечающие интересам детей, их воспитанию и личностному развитию, происходят лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родительской общественности, помогают семьям в их культурном и духовном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей.
Совместными проектами с родителями для нас уже сегодня являются проведение массовых праздников и каникул, походов и экскурсий, поездки в бассейны и театры, подготовка ОУ и классных комнат к новому учебному году.
Активное участие родителей в жизни ОУ оказывает непосредственное влияние на повышение эффективности деятельности школы, способствует повышению её конкурентоспособности. Наше ОУ не останавливается на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями.
Мы, педагоги, вместе с родителями строим единое школьное сообщество единомышленников, социальных партнёров, способных дать образование ребёнку, воспитать его счастливым человеком и успешным.
Опыт работы с родителями представлен в ж «Директор школы», «Справочник классного руководителя», газете «Педагогическое эхо» Новосибирской обл.,
Освещается на школьном сайте, сайте Ресурсного Центра ОАШ Омской области, Омской региональной общественной организации «Центр развития общественных инициатив», «Омская губерния», « Большеречье. РУ», сайте Комитета по образованию Большереченского района.
Семья и школа. Каждый, по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.