Семья и школа.

Щербакова Елена Яковлевна

Современная школа сегодня - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_i_shkola.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Щербакова Елена Яковлевна,

Социальный педагог

МКОУ «Большереченская СОШ №2»

«Семья и школа: от диалога к партнёрству».

Современная школа сегодня - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родительская общественность станут союзниками. Партнерство семьи и школы является важнейшим условием в реализации воспитательных задач в контексте введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

 За последние годы в МКОУ «Большереченская СОШ №2» накоплен опыт взаимодействия с семьей, разработан и реализуется проект «Семья и школа: от диалога к партнёрству».

Сложилась целая система совместной деятельности с родителями. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. В школе созданы и работают родительские комитеты классов, Совет школы.

Для повышения эффективности деятельности ОУ необходимо тесное сотрудничество с семьей, а это возможно только при партнерской  позиции педагогов и родителей. В основе взаимодействия лежит проектный метод. Он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат собственного  труда – выставки, общешкольные мероприятия, утренники в классе, спортивные состязания.  Процесс совместной деятельности способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей. Родители не просто видят, чем занимаются и как живут их дети в ОУ, они проживают вместе с ними успехи, неудачи, начинают осознавать собственную значимость в личностном развитии ребенка. В ОУ разрабатываются и внедряются различные проекты совместной деятельности с родителями.

 В рамках охраны жизни и здоровья – «Мама, папа, я – здоровая семья».

В рамках социально-правового воспитания «Дни права в ОУ», «Весенняя Неделя добра», «Вахта Памяти».

В рамках художественно-эстетического воспитания – «Школьный дворик » и др.

Проектный метод, на наш взгляд, наиболее эффективен в организации единого образовательного пространства ОУ и семьи.  

Кроме проектного метода используются и другие формы работы.

Целенаправленно ведется работа с родителями будущих первоклассников. Важную роль в улучшении семейного воспитания играет система педагогического всеобуча родителей, который начинается задолго до поступления ребенка в школу. Суть работы заключается в оказании родителям помощи по подготовке ребенка к школе.

  • Психолого – педагогическая диагностика уровня готовности ребенка к школе.
  •  Консультации для родителей по итогам диагностики.
  • Индивидуальные собеседования родителей с администрацией ОУ,  психологом, учителями начальных классов, школьным библиотекарем, логопедом, врачами-педиатрами, неврологом, педагогами Центра детского творчества и детской школы искусств.
  • Анкетирование родителей.
  • Вручение родителям памяток “Что должен уметь первоклассник”.

В целях психолого-педагогического просвещения родителей в нашей школе организован и   проводится «Родительский час». Это специализированная система лекционных и практических занятий, где родители не только получают информацию, но постепенно сами становятся полноправными участниками образовательного процесса. На родительских лекториях родителей знакомим с методами развития  и воспитания детей, методикой бесконфликтного общения, психологией семейных отношений, правовым взаимодействием детей, родителей и школы. Мы считаем, что школа должна помочь родительской общественности, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования. В работу «Родительского часа» вовлекаем не только педагогов школы, но и работников социальных, психологических и медицинских служб,  представителей общественности. Приглашение специалистов различных служб и ведомств повышает родительскую заинтересованность в таких встречах.

Важным условием успеха родительских собраний-лекториев является их систематический  характер.

С большим успехом всегда проходит “День  открытых дверей  в ОУ” в мае. В этот день  родители активно посещают открытые уроки  и  мероприятия, выставки семейного и детского творчества, общешкольное итоговое родительское собрание, концертную программу-поздравление родителей  с участием детей. Эта форма работы пользуется среди родителей наибольшей популярностью, так как позволяет увидеть реальные достижения своего  ребёнка. С целью стимулирования наиболее активных родителей по итогам года на общешкольном родительском собрании (в этот день) вручаются благодарственные письма от администрации ОУ.

Стали традиционными:

-спортивные праздники с родителями “Мама, папа,   я - спортивная семья

 Повысилась личная заинтересованность родителей в занятиях физкультурой вместе с детьми, у нас появились целые спортивные семьи - на соревнования и спортивные  праздники приходят не только родители, но и бабушки, дедушки.

- «Безопасность – дело семейное»;

- семейные гостиные; классные часы « Моя родословная»

- Фестивали  семейного творчества;  линейки-награждения победителей конкурсов.

- Дни матери и отца

- - фотоконкурсы и фотопанорамы "Семейный альбом", «Профессии моей семьи», «Вместе с папой».

 - экологические акции

- игровые программы «От мечты к профессии» и др

В течение последних лет большое внимание уделяется вопросу подготовки выпускников школы к ЕГЭ и знакомству родителей с нормативными документами о ходе проведения ЕГЭ на информационных консультациях и родительских собраниях.

 Позитивные изменения, отвечающие интересам детей, их воспитанию и личностному развитию, происходят лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родительской общественности, помогают семьям в их культурном и духовном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей.

 Совместными проектами с родителями для нас уже сегодня являются проведение массовых праздников и каникул, походов  и экскурсий, поездки в бассейны и  театры,  подготовка ОУ и классных комнат к новому учебному году.

Активное участие родителей в жизни ОУ оказывает непосредственное влияние на повышение эффективности  деятельности школы, способствует повышению её конкурентоспособности. Наше ОУ не останавливается  на достигнутом, продолжаем  искать новые пути сотрудничества с родителями.

Мы, педагоги, вместе с родителями строим единое школьное сообщество единомышленников, социальных партнёров, способных дать образование ребёнку, воспитать его счастливым человеком и успешным.

Опыт работы с родителями представлен в ж «Директор школы», «Справочник классного руководителя», газете «Педагогическое эхо» Новосибирской обл.,  

  Освещается на школьном сайте, сайте Ресурсного Центра ОАШ Омской области, Омской региональной общественной организации «Центр развития общественных инициатив»,  «Омская губерния», « Большеречье. РУ», сайте Комитета по образованию Большереченского района.

Семья и школа. Каждый, по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.