Музей "Лицея № 69" г. Ростова-на-Дону

Сайт музея Лицея № 69 г. Ростова-на-Дону

Обучая, мы учимся сами...

Страна: РФ

Регион: Ростовская область

Населенный пункт: г. Ростов-на-Дону

Год основания: 2014

Количество учащихся: 1000

Зову живых!
Ф. Шиллер

Мы рады Вас приветствовать
на нашем сайте Музея Лицея № 69.
В 2018 году школа празднует свой 55-летний юбилей.
Мы предлагаем Вам подборку материала к этому знаменательному событию.
Если у Вас, наши дорогие выпускники школы № 69, есть материал, которым Вы хотели бы "поделиться" с нами, пожалуйста, присылайте на электронный адрес музея лицея muzey.lic@yandex.ru
Заранее благодарны.

 

 

О нас

«Экскурс в историю» подготовила

учитель истории,

зав. музеем МБОУ Лицей № 69

Оскорбина Елена Анатольевна

 

 

ИСТОРИЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № 69

ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА

Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ № 69

Свою историю школа № 69 города Ростова-на-Дону начала с 1937 года. Она ровесница Ростовской области. И 1 сентября 1937 года на Каменке по адресу ул. Аграрная, 1 (ныне Вавилова, 1) школа приняла своих первых учеников.

По Постановлению ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» определялась следующая структура в школьном образовании. Начальная – 4 года, неполная средняя школа – 3 года, полная средняя школа – 3 года. Среди школ данного микрорайона 40 школа (открыта в 1939 году) и 79 школа (открыта в 1938 году) являлись полными средними школами, или «десятилетками», а средняя школа 69 была неполной средней школой, или «семилеткой». После её окончания можно было идти либо в другую школу, либо в школу рабочей молодежи, чтобы иметь возможность поступить в высшее учебное заведение.

Во время Великой Отечественной войны занятия прекратились. Но именно она стала одной из первых школ г. Ростова, которая была быстро восстановлена,  и уже 1 сентября 1945 года открыла двери для девочек района РИИЖТ-Каменка (Ростов. Новый город). В школе № 40 по адресу пер. Педагогический, 24 учились мальчики до конца 7 класса, а далее, если девочки хотели получить высшее образование, они поступали в школу № 40, и классы объединяли для совместного обучения. Такой тип школ позже в литературе стали называть «сталинскими гимназиями». Например, школа № 32 была мужской, а школа № 52 женской. Раздельное обучение было отменено только в 1954 году.

Все трудности послевоенной жизни школы испытали на себе. В них не было даже отопления. Дети зимой учились в верхней одежде, а стулья для того, чтобы сидеть, приносили с собой. Поднимали школу «всем миром».

Школа № 69 работала в три смены: в 8.00, в 12.00 и в 16.00 часов. Занятия заканчивались около 8 вечера. Единственным источником знаний был УЧИТЕЛЬ. Учебников не было, тетрадей тоже. Дети писали на газетных листах между строк пером и чернилами. Так как спортивного зала не было, занимались физкультурой в рекреации (ныне вход в музшколу), а вход располагался у южного крыла (ныне часть концертного зала).

Возглавлял школу директор Карпов Иван Павлович, учитель истории, ветеран Великой Отечественной войны, командир стрелковой роты 973 стрелкового полка 270 стрелковой дивизии.

Русский язык и литературу преподавал краснофлотец Геннадий Никонорович. Он даже ходил в тельняшке, так как после войны трудно было приобрести одежду. Талантливый учитель позже в школе № 52 открыл «Клуб старшеклассников», куда ходили дети со всего района. Иоганн Вольфганг Гёте как-то сказал: «Учатся у тех, кого любят», и то истина, не требующая доказательств.

Химию девчонки обожали, так как Кауфман Илья Борисович был изумительным рассказчиком и, скорее, «артистом на сцене», чем учителем у доски. Вот стихи от Кауфмана И.Б.: «Сера, сера, буква «S», 32 - атомный вес, синим пламенем горит, выделяет ангидрид, ангидрид плюс вода – серная кислота».

Легендарной учительницей математики была Безверхая Екатерина Филипповна. Многие ее ученики пошли по ее стопам и тоже стали преподавать этот предмет.

Свои фотографии нам любезно предоставила выпускница 1951 года школы № 69 Ковалева Инна Петровна

Классный руководитель, учитель математики Дина Алексеевна

(2 ряд, четвертая слева, фамилию не удалось вспомнить),

она же вела «Литературный кружок»)

image

Инна Петровна вспомнила некоторые имена учителей:

2 ряд (слева направо, вторая): учитель физкультуры Вера Степановна, учитель химии Кауфман Илья Борисович, учитель русского языка Геннадий Никонорович, _, учитель биологии и классный руководитель Елизавета Михайловна, учитель математики Безверхая Екатерина Филипповна, учитель русского языка;

3 ряд учитель психологии, тоже Дина Алексеевна и учитель немецкого языка (если кто-то может добавить информацию, мы с радостью ее примем)

Несмотря ни на что, по воскресным дням в школе 69 работали кружок самодеятельности, спортивный и литературный клубы, хор. Страна давала всестороннее развитие, а так же боролась с беспризорностью.

Напомним, что на этой фотографии дети, чье детство украла война, они рано повзрослели, не видели игрушек и детских садов, только голод, холод и бомбежки, оккупацию. И нужно было все наверстать. Отстраивать страну и приносить пользу обществу.

«Последний звонок» в легендарной  69 школе прозвучал в мае 1962 года.

Жизнь не стоит на месте. Жилищная реформа Н.С. Хрущева реализовалась. Микрорайон Ленина стремительно застраивался. Открывались новые школы по одному типовому проекту. В штат работников школы входил даже истопник (сезонный рабочий), так как в школах было печное отопление. Но они были 4-этажными, располагали спортивным и актовым залами, производственными мастерскими. Первой открылась в 1960 году школа № 25, в 1961 – школа № 34, в 1962 – школа № 68, а в 1963 – школа № 69.

 «Первый звонок» в ней прозвучал 2 сентября 1963 года.

И это очень символично. 1 сентября 1937 года начала работу первая школа № 69 по адресу совр. ул. Вавилова,1, а 2 сентября 1963 года начала работу вторая школа № 69 (1 сентября был воскресный день) по адресу ул. Ленина 83 а.

Об этом нам поведал ученик 1 г класса Наумов Виктор, когда прислал эти фотографии (2.09.63):

А что же стало со зданием «маленькой» 69-й школы? Оно и сейчас существует, в него ходят учиться дети нашей школы, но теперь они учатся играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать. С 1964 года она стала музыкальной школой № 6. Сейчас Школа Искусств им. Г. Свиридова. И уже в следующем году ее ждет такой же юбилей как и у нас!

Приказ № 1 по средней школе № 69 от 21 июня 1963 года:

«Приступила к выполнению обязанностей директора школы № 69. Основание: Приказ Гор ОНО от 15 июня 1963 года. Директор Яблокова Н.Л.»

Кто они, первые учителя средней школы № 69?

1а Олейникова О.А. (25)

1б Рубинина Мария Романовна.(34)

1в Бабицкая Мария Семеновна (30)

2а Береза Тамара Федоровна (25)

2б Шейченко Ольга Николаевна (25)

2в Лопаткина А.Н.(34)

3а Спирина Клавдия Васильевна (79)

3б Маркова Зоя Михайловна (79)

3в Шестакова Алла Трофимовна(79)

3г Новичкова Анастасия Васильевна (79)

4а Жукова Дина Андреевна (34)

4б Хохлачева Нелли Ивановна (25)

4в Бочарова Мария Стефановна

5а Пирко В.Ф. (матем)

5б Лаврентьева В.А. (геогр)

5в Иванова Р.К. (рус.яз)

6а Галустьян Н.А.

6б Кульбикаян В.Х.(геогр)

6в Ткачева В.Х.

7а Кузнецова М.П.

7б Клементьева Л.М.

7в Симонова Н.А.

8а Никольская В.Б. (биол)

8б Барышникова А.Я.

8в Жарова Т.М.

9а Чеботко Г.А. (хим биол)

9б Намятышева Е.П.

9в Ватулина С.В.

9г Анрюшин И.М.

9д Уваркина О.М.

 

Учителя математики:

Галустьян Наталья Александровна (25)

Барышникова Антонина Яковлевна

Мандрик Клавдия Алексеевна (50)

Кузнецова Мария Петровна (79)

Пирко В Ф

Уваркина О.М. (81)

Учителя русского языка

и литературы

Фомина Александра Григорьевна (82) завуч

Ватулина Светлана Михайловна

Жарова Тамара Михайловна (79)

Иванова Раиса Константиновна

Стаценко Лидия Кирилловна (ШРМ7)

Климентьева Людмила Матвеевна (25)

Панфилова Александра Сергеевна (52)

Естественные науки

Симонова Нина Александровна  (химия)

Занина С.М. химия

Чеботко Галина Алексеевна (хим и биол)

Никольская Вера Борисовна (биол)

Голиков Александр Петрович зав учителей политехнического цикла

Комаров Виталий Васильевич мастер производственного обучения

Ивахнов Михаил Алексеевич преподаватель производственного обучения (мебельное дело)

Чиркова Надежда Павловна (черчение)

Антонов Николай Никифорович (физика) (32)

Оганьян Галина Михайловна физика

Коваль Иван Павлович (труд)

Оганесьян Екатерина Тимофеевна (труд)

Соловьянова Александра Григорьевна (домоводство)

Кульбикаян Василий Христофорович (географ Школа Рабочей Молодежи 7)

Лаврентьева В.А. геогр 40

История

Жулидова М М (20)

Андрюшин Иван Максимович

Луговая Мария Федоровна, первый в истории школы старший завуч школы

Давыдова Н.А. (из 25)

Намятышева Елена Петровна англ яз

Ткачева В.Х нем яз из 19

Сахарова Алла Игнатьевна фр яз из 52

Пение

Гануш Лидия Сергеевна

Рисование

Новичкова Наталья Георгиевна

Бабасинов Левон Оганесович

Физвоспитание

Алавердян Владимир Степанович

Калачев Яков Яковлевич

Преподаватель производственного обучения по специальности кулинария Реденко Алла Никитична (направлена из треста столовых)

Студент 5 курса Похвала Л.А. рук фотокружка

Врач поликлиники 12

Мангейм Евсей Исаакович преподавал санитарные разделы по гражданской обороне 9 классам каждый май-месяц по 10 часов в каждом классе

Пионервожатые (получали учебный отпуск во время работы)

Ст пионервожатый Цуканов Николай Федорович работал и учился в 10 классе Школы Рабочей Молодежи, а с 1 сентября 1964 года пошел в армию

Пионервожатая Доценко Валентина Ивановна училась в Ростовском университете им. Молотова, потом преподавала русский язык и литературу, стала завучем по воспитательной работе

Преподаватель балета Лисиченко Т.М.

Снимок 1964 года

Снимок 1965 года

Директор в Книге приказов благодарила тех, кто принимал участие в создании школы.

Первый выпуск школы № 69  в 1966 году был уникален тем, что впервые в истории СССР в один год выпускали и 10-е и 11-е классы.

24.12.58 Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Эта реформа школы продлилась до середины 1960-х. Цель ее заключалась в подготовке технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. Вместо 7-летнего вводилось 8-летнее образование, переход к которому полностью завершился в 1963 году. Полное среднее образование (срок был увеличен с 10 до 11 лет) предусматривало осуществлять на основе соединения обучения с трудом в дневных или вечерних школах. 2 дня в неделю школьники старших классов дневных школ должны были работать на предприятиях. Выпускники средней школы наряду с аттестатом зрелости получали свидетельство о специальности. Но практика оказалась иной. Для школьников рабочих мест не было. А уровень общеобразовательной подготовки был снижен. Поэтому в 1964-1966 гг. школа вернулась к десятилетнему сроку обучения при сохранении 8-летнего образования как обязательного.

Но в 1963 году уже был проведен набор в 9 класс с целью выпуска его из 11 класса. Поэтому после снятия Хрущева и «сворачивания реформы» профессиональной подготовки в школе остались 11-классники, и новое поколение 10-классников (по новой реформе правления Л.И. Брежнева) одновременно получали аттестаты зрелости, в один год (т.е., и «хрущевцы» и «брежневцы» во всем СССР).

Первый выпуск школы поистине впечатляющий!

20 июня 1966 года аттестаты о среднем образовании получили 257 выпускников, столько же, 257 было выдано Квалификационных свидетельств, т.е. ученики вышли из школы с профессией. 21 июня 1966 года было выдано 3 аттестата о среднем образовании с золотой медалью и 3 аттестата о среднем образовании с серебряной медалью (одной «4»).

Золотая медаль:

Соколова Инна Константиновна

Елесина Татьяна Николаевна

Зайцева Вера Алексеевна

Серебряная медаль:

Петунин Юрий Алексеевич

Ворожбитова Жанна Борисовна

Лукоянова Нина Ивановна

Ежегодно директор школы, она же ветеран Великой Отечественной войны, Нина Леонидовна Яблокова поздравляла с годовщиной Победы учителей-фронтовиков.

Вот наши славные ветераны Великой Отечественной войны,

учителя-фронтовики из школы № 69

Карпов Иван Павлович

1915 г.р., старший сержант, артиллерист

Директор (первой) школы № 69 на Каменке, учитель истории

Кауфман Илья Борисович

1913 г.р., командир самоходной установки, в боях за освобождение Белоруссии, был ранен, но не оставил боевого поста, уничтожил 4 пулеметные точки, 2 вагона с военным имуществом и до 15 солдат противника. Был награжден Орденом «За Боевые Заслуги», Орденом ВОВ I b II степени

Учитель химии (первой)

школы № 69

Фофанов Геннадий Никонорович

1922 г.р. краснофлотец, член КПСС.

Учитель русского языка и литературы (первой) школы № 69, руководитель Литературного клуба старшеклассников Октябрьского района

(в школе № 52), работал в совнархозе, заведовал отделом образования Ростовской области, выпустил сборник стихов

Яблокова

Нина Леонидовна

1923 г.р. с 17 лет добровольцем ушла на фронт, гв. рядовой медицинской службы, работала на санитарном поезде

Директор школы № 69 (второй) , учитель математики

 

Андрюшин

Иван Максимович

1909 г.р. майор, агитатор полка, получил медаль за освобождение г. Великие Луки, был политработником в танковых частях, дошел до Берлина

Учитель истории

Голиков

Александр Петрович

 

1922 г.р. зенитчик 723 зенитного артполка, 15 зенитной дивизии, сержант, стрелок взвода П.Т.О, за бои у Сиваша награжден медалью «За боевые заслуги»

Завуч по производственному обучению и учитель труда

Горшков Иван Петрович

 

1911 г.р. Старшина 2 батальона 555 Стрелкового полка, 127 Чистяковской стрелковой дивизии 1 Гвардейской Армии, командир хозяйственного взвода 2 батальона

замдиректора по а.х.ч., преподаватель Гражданской обороны

Шишляев

Михаил Дмитриевич

1909 г.р. подполковник, политрук, ответственный редактор газеты «Боевой путь» 32 армии, участвовал в боях на Западном фронте, с оружием в руках отстаивал независимость Родины на Карельском фронте, награжден медалью «За оборону советского Заполярья»

Учитель труда

Пономарев

Георгий Петрович

 

1916 г.р. старшина, 11 ГА Брянского фронта делопроизводитель артполка. Вел учет арт.вооружения и боеприпасов в период наступательных операций и под огнем противника обеспечивал бесперебойный подвоз оружия на огневые позиции батарей полка. Работал по графическому оформлению оперативных документов, помогал успешному выполнению боевых задач. Исполняемые им документы по планированию арт.наступления, схемы боевых порядков артиллерии, оформлялись быстро, грамотно и с большим мастерством. Безупречной работой содействовал успешному управлению артиллерией армии и ее боевых действий при штурме г. Кёнигсберг.

Учитель черчения

Коваль Иван Павлович

1914 г.р. лейтенант, летчик эскадрильи 9 армии связи штаба ВВС Южного фронта 4 Воздушной армии, командир звена 4 эскадрильи связи 9 отдельного авиаполка Гражданской Воздушной армии

Учитель труда, столярное дело

Бельский

Леонид Борисович

гв. рядовой, воевал в пехоте

учитель труда, технического черчения, преподаватель автодела

Галич Анна Андреевна

1915 г.р., гв. сержант, телефонист взвода связи 1 стрелкового батальона 1331 стрелкового полка 318 Стрелковой Новороссийской дивизии. Воевала на Малой Земле при освобождении г. Новороссийска 11-16.09.43 обеспечивала бесперебойную связь. Под огнем противника устранила 15 порывов линий связи, связывала командный пункт батальона с командным пунктом полка.

Учитель истории

Зайцев

Григорий Григорьевич

1922 г.р. лейтенант, пулеметчик, под Сталинградом корректировал огонь полка 11 ноября 1942 г, его дивизия была отрезана от частей армии и он вместе с пехотой отражал 6 немецких атак

Учитель истории

Кульбикаян

Василий Христофорович (Вартерес Хачересович)

1923 г.р., гв. рядовой, артиллерист 70-мм пушки, воевал на Миус-фронте, дошел до Праги

Учитель географии,

Антонов

Николай Никифорович

1912 г.р., наводчик, под Берлином 29 апреля 1945 г. со своей огневой точки в районе Урбен штрассе ликвидировал до 20 человек солдат и офицеров противника, что дало возможность продвигаться войскам вперед

Учитель физики

Ковальский

Владимир Васильевич

1921 г.р. во время войны был командиром батареи 940 Артполка, затем помощником начальника штаба артиллерии по разведке 370 Стрелковой Краснознаменной Ордена Кутузова дивизии

Учитель НВП, замдиректора по патриотическому воспитанию, подполковник

Комаров

Виталий Васильевич

1923 г. р. гв. сержант, во время войны был телефонистом-телеграфистом, обеспечивал бесперебойную связь,  награжден Орденом «За боевые заслуги», дошел до Бухареста.

Мастер производственного обучения, преподаватель НВП

Троц Николай Иванович

1915 г. р. техник-лейтенант, обеспечил 500 успешных боевых вылетов

Учитель труда

 

 

Если посмотреть на педагогический состав и специальности учителей, то невольно напрашивается вопрос: а почему так много учителей трудового обучения?

Дело в том, что в одном из Приказов по школе сказано, что школа № 69 производственного направления. Новостройки для рабочего класса, рядом Рабочий городок, ПТУ, и для детей «простых трудяг» были созданы условия, чтобы и они со школьной скамьи постигали основы ремесел. А советская девушка должна была научиться приготовить «борщ, котлеты и компот». То есть, что бы ни случилось в жизни, «золотые руки прокормят».

Столярно-мебельное дело не только преподавали в стенах школы, учащиеся имели возможность получить производственную практику на Ростовской мебельной фабрике им. Урицкого.

 

Самое интересное, что школа заботилась о профориентации своих питомцев. Вот выдержка из Приказа № 182 от 15.04.66: «В целях организованного устройства школьников 8,10,11 классов на работу и учебу после окончания учебного года, создать комиссию по трудоустройству подростков в следующем составе:

Голиков А.П. завуч, председатель комиссии (участник ВОВ)

Антонов Н.Н. кл рук 11 «А» (участник ВОВ)

Андрюшин И.М., кл рук 10 «А» (участник ВОВ)

Доценко В.И. пионервожатая, от комитета ВЛКСМ

Комаров В.В. от МК (участник ВОВ)

Шишляев М.Д. от парторганизации (участник ВОВ)

Мищенко Л.А. от родительского комитета

Ворожейкин Н.Е. от родительского комитета

Никольская В.Б. кл. рук 8 «В»

Данной комиссии выявить интересы учащихся выпускных классов по вопросу их дальнейшего обучения или трудоустройства и наметить план устройства выпускников на работу и учебу. Директор Яблокова Н.Л.»

Комплексные экскурсии для детей 7 классов были организованы на завод «Пролетарский молот» по предметам химия, география, биология и трудовое обучение 27 мая 1976 г. с целью показать применение химических процессов и их роль в выпуске качественной продукции для народного потребления. Обозначен также план экскурсии, история завода, лучшие люди завода, сырье, откуда получают, реакции и готовая продукция завода. Экскурсии проходили и на Кирпичном заводе № 3, Арматурном заводе.

Но еще больший интерес вызывает название факультативных курсов

Из приказа 240 от 14.09.67 мы узнаем, что в 7 классах  по часу вели русский язык (Стилистика), математику (Системы счисления), биология (Техническое микроскопирование), в 8-х по два часа литературу (Литература Пушкинской поры), французский (Углубление навыков разговорной речи и перевода) и математику (Достижения математики за 50 лет), в 9-х математику (Множества), физику, химию  (Металлы) и французский (Углубление навыков разговорной речи и перевода), а в 10-х литературу (Ранняя советская литература), математику (Теория множеств), физику (Теория относительности), техническое черчение (Машиностроительное черчение) и историю (Международные отношения).

 

 

В том же 1967 году упразднена должность завуча по производственному обучению, сокращаются часы для изучения курсов трудовой подготовки, но школа 69 «не сдается», она дает навыки, которые помогут детям в жизни. Об этом свидетельствует Пр 49 от 6.09.68. В факультативный курс внесены изменения. В 7-х классах изучается биология, математика и труд, в 8-х - автодело, литература и математика, в 9-х автодело, мебельное дело, физика, химия, математика, в 10-х - Международные отношения, литература, математика, техническое черчение, столярное дело, физика, французский и электротехника. Автодело преподает Бельский Леонид Борисович, учитель труда, технического черчения, участник ВОВ.

А вот на 1972-73 уч. год в факультативном курсе появляется изучение цветоводства, обработка дерева, правила уличного движения, фотодело, история военного искусства и даже музыка. (Пр 35 от 16.10.72)

Делу время – потехе час.

Даже свободное время ученики 69 школы должны были проводить с пользой.

Туристские группы под руководством преподавателя физ.воспитания Алавердяна В.С. уже 4 октября 1963 г. отправились в поход по маршруту Ростов-Старочеркасск. Да и куда только ни ступала нога учащихся 69 школы: на левый берег Дона, в Ботанический сад. Дети идут в поход с ночевкой 66 человек 16 и 17 сентября для проведения игры «Ориентир» и сдачи норм.

И вот первая экскурсия в г. Москву с 28.12 67 года по путевке 240 едет 23 ученика с руководителями Кущенко Раисой Ивановной и Вялкиной Галиной Дмитриевной.

25-26 сентября 1971 года 16 человек с учителем Кущенко Р.И. отправились в поход для приобретения туристских знаний, умений и навыков, их задача была: «выбрать место, разбить бивуак, развести костер, приготовить пищу, установка палаток, обучиться хождению по азимуту на местности» (Пр 31. от 20.09.71 п.3) Учитель физкультуры Раиса Ивановна Кущенко с группой учащихся ездила в Киев и Ленинград, а также поход по маршруту Ростов-Теберда-Домбай-Клухорский перевал-Сухуми 11.06-30.06 1972 г (Пр 14 от 10.06.72)

Пр 13 от 4.04.75. на основании материалов, утвержденных городским туристским клубом, совершивших походы экскурсии в Приэльбрусье, города-герои Брест, Ленинград, было присвоено звание «Турист СССР» 44 учащимся школы.

Калачев Я.Я. подготовил и провел физкультурные соревнования с учащимися «Олимпийская весна» с 25 по 31 мая 1965 г. С 1968 г. детей отправляли в лагерь труда и отдыха. Начальником лагеря был Яков Яковлевич Калачев (он был студентом, когда пришел работать учителем физкультуры, затем организатором воспитательной работы, а позже завучем по воспитательной работе).

Чтобы помочь учителю физкультуры в организации и проведении внеклассной спортивной работы, ученикам были присвоены звания инструктора-общественника по туризму, настольному теннису, шахматам, футболу и легкой атлетике, и даже некоторым присвоены звания судей (Пр 10 от 20.04.72 п.3)

На приз «Золотая осень» согласно требованиям единой Всесоюзной спортивной классификации проводились соревнования стрельб и футболу.

А какая была самодеятельность!

 

image

С целью выявления талантов и способностей учащихся с 10 по 19 февраля 1964 года в школе проводился смотр художественной самодеятельности по классам (Пр 35 от 9.02.64), а 20 апреля смотр-конкурс на лучшее построение, лучший внешний вид и классную песню. Особо отметили учащихся 5б, 6б, 7а, 8а, 8в, 9д (Пр № 41 от 20.04.64), а конкурс на лучшее сочинение на тему «Моя Родина», лучший рисунок (Пр 174 от 16.02.66), хоть и приурочен ко дню XXIII съезда партии,  но любовь к Родине остается актуальной по сей день, проводились выставки работ учащихся 1-4 классов (тетрадей, рисунков, игрушек), работ учащихся 5-10 классов по предметам, показывали работу кружков, библиотеки, самоуправления, пионерской и комсомольской организаций, санитарного поста. Создавалась комиссия из 14 учителей, в чьи обязанности входило собрать экспонаты, оформить выставку и «сделать ее доступной для обозрения родителей и учащихся школы», а результаты обсудить на педсовете в январе 1967 г. (Пр 209 от 10.12.66).

Смотры художественной самодеятельности имели свою программу с идейной направленностью (пр 1 от2.01.75): «Павшим», «Хлебороб», хоровое исполнение песен «Красная гвоздика», «Мой адрес – Советский союз», «Песня о Баме», и даже Шерис Ира исполнила песню «Солнечный круг» на французском языке.

С сентября 1967 г. в школе работал «Пионерский театр», его руководителем была библиотекарь школы Суслова Алевтина Сергеевна (Пр.  239 от 11.09.67 г). В школе была штатная должность киномеханика и даже кино-класс. Заведовала Рипка Раиса Ивановна. Из Пр 9 от 17.02.69 п.2 мы узнаем, что «киномеханику Рипка Раисе Ивановне за добросовестное отношение к работе в 1 полугодии (вместо 75 фильмов по плану использовано 114 фильмов) объявить благодарность».

На 5 декабря 1971 года, в преддверии Дня Конституции в школе праздник Октябрят «Фестиваль дружбы народов» для учащихся 1-3 классов и их родителей. Классы представляли республики РСФСР, Украину, Белоруссию, Туркмению, Азербайджан, Армению, Эстонию (Пр 48 от 9.12.71), в национальных костюмах, исполняли песню и танец, приготовили краеведческий материал по республикам, отмечена хорошая работа классных руководителей, а вот песни петь и стихи читать на туркменском что-то плохо получилось, учителям пения указали на их недостаточную работу.

В период с 19 по 24 декабря 1988 года в школе проходила неделя, посвященная образованию СССР. Были проведены ярмарка солидарности, фестиваль республик и классные часы. Был подготовлен политклуб по интернациональным вопросам. (Пр 1 от 2.01.89). Да, как там в песне поется: «Мой адрес – не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз!»

В пионерский лагерь «Буревестник» ездили на базу «Автотранса» ежегодно. Организовывали летний отдых детям 1-6 классов. Начальником была Аксенова А.В.

С 30 мая 1966 года учащихся 7 и 9 классов направляют в комсомольский трудовой лагерь (Пр 189 от 1.06.66), начальником лагеря назначена Доценко В.И. Так у школы 69 появилась подшефная сельская школа в Недвиговском районе. Приказ 13 от 29.03.68 года, в котором директор разрешает поездку учащихся (23 человека и 4 преподавателя) «в подшефную сельскую школу с целью обмена дружескими визитами».

И так каждое лето в совхозы «Койсугский», «Бакланики», «Страховский», «Ажиновский», «Пригородный» и «Багаевский» ездили ученики 8-9 классов. Поездка в колхоз называлась спортивно-трудовым лагерем (начальником был Бельский Л.Б.), туда ежегодно выезжали учащиеся 8 классов.

Но в городе для наших ребят работы тоже хватало!

Даже деревья на Северном жилом массиве сажали ученики 69 школы. (Пр 8 от 16.03.77 г) «Разрешить выезд учащихся 9-10 классов в количестве 100 человек 16.03.77 в 14.45 на рытье ям для посадки деревьев в Северном жилом массиве Руководителями работы и ответственными за сохранение здоровья и жизни детей считать учителей Черчопова С.Т., Яремчук Л.П., Браташеву Л.П. и Якунина В.Н.»

Выходили ученики работать на овощную базу № 2 10 сентября 1978 г (в воскресенье) 10а, 10б, 8а

А вот интересный приказ 82 от 23.05.85. «О сборе и сдаче школьниками лекарственного сырья в аптеки г. Ростова-на-Дону». В целях выполнения решения Облисполкома 405 от 27 мая 1981 года «О мерах по увеличению объемов заготовок лекарственного сырья для нужд здравоохранения области», классные руководители должны были организовать работу звеньев по сбору лекарственных трав, учителя биологии должны были провести учебу по правилам сбора и сдачи лекарственного сырья.

А 12 августа 1985 года наши ученики помогали новой строящейся 40 школе. На основании положения о трудовом воспитании школьников и распоряжении Октябрьского исполкома райсовета, с целью оказания помощи на строительстве новой школы организовать производительный труд учащихся 6-10 классов на период с 15 по 31 августа. Были назначены руководители стройотряда Шконда Н.А. и Плахов В.П., 20 человек было направлено на трудовой подвиг.

И через год на основании приказа 45 по Октябрьскому районо от 16.05.86 для оказания помощи на строительстве школы-новостройки на площади 2-ой Пятилетки в школе создать строительную бригаду из числа учащихся 7-9 классов с 1 по 31 августа с замдиректора по УВР Колединцевой Р,А.

Жить – Родине служить!

 

Поступил новый указ Советского правительства о воинской повинности 23.12.67, в военкомате приписка учащихся 1950-1951 г.р., руководители 8-10 классов готовили документы мальчиков. Конечно, лучше всех справились ветераны войны и кл руководитель 10б Кульбикаян В.Х. и кл. руководитель 10 г Андрюшин И.М., за что получили благодарность (Пр 256 от 27.12.67)

9 марта 1968 года в 8.30 учащиеся 9-10 классов 69 школы совершили 8-километровый поход для «Сдачи норм на оборонные значки». Учащиеся 69 школы успешно сдавали нормы ГТО-1, о чем свидетельствует Пр 27 от 13.06.68, им даже были присвоены спортивные разряды.

С этого момента ежегодно вносились все результаты сдачи норм ГТО

 

И вот исторический документ Приказом Министерства просвещения в школах с 20 сентября 1968 года в 5,6,7 классах вводится преподавание Гражданской обороны на общественных началах, преподавание вели классные руководители 2 раза в месяц, в журналах отводилась специальная страница.

Мы узнаем, что в соответствии с постановлением Совета Министров СССР 289 от 29 апреля 1968 года и Совета Министров РСФСР 353 от 31 мая 1968 года, приказа Министра просвещения СССР 43 от 14 мая 1968 года и во исполнение решения Ростовского облисполкома 573 от 26.06.68 с 1 сентября 1971 года в школе введена начальная военная подготовка для учащихся 9-10 классов 70 часов в год. Проведение занятий было возложено на военного руководителя школы, подполковника запаса Ковальского Владимира Васильевича, он же был замдиректора по патриотическому воспитанию. В школе создали военно-патриотический совет, который должен был разработать план воспитательной работы. Проведены работы по оборудованию военного кабинета, строевого плаца, макета караульного городка и штурмовой полосы до 20 апреля 1972 г.

Всесоюзная игра «Зарница» не обошла стороной и нашу школу.

 

Первая игра «Зарница» по пр 41 от 21.09.70 года  предусматривала 5 видов соревнований:  смотр строя и песни, соревнование по гражданской обороне, соревнования санитарных постов, соревнование по четырехборью, соревнования по стрельбе, смотр боевых листков, все заканчивалось военно-спортивной игрой «Рубеж».

imageimage

Пр. 31 от 20.09.71 «В целях дальнейшего улучшения и расширения военно-патриотической работы в пионерской дружине и в отрядах, пропаганды среди пионеров и школьников Ленинских заветов о Родине, знакомства их с боевыми традициями Советских Вооруженных Сил создать штаб «Зарница», сформировать юнармейские отряды, объединить их в батальон, 5 классы представляли 1 роту, 6-е – 2 роту, 7-е – 3 роту, подготовка должна быть общевоенной, физической, стрелковой, гражданской и пожарной…» И уже 2 октября 350 человек пошли в поход для проведения игры «Зарница»

Военно-патриотические игры «Орленок» и «Зарница» переходили на новый качественный уровень. В них стали входить пулевая стрельба и стрельба из пневматической винтовки. Для этого было отпущено 1200 малокалиберных патронов и 5 винтовок. А в тире школы проводилась классификационная стрельба. Учащиеся, выполнившие норму местного стрелка, допускались к выполнению разрядных норм.

Связисты работали и на средствах связи и с помощью флажково-семафорной связи, появилась туристская полоса препятствий. На каждом этапе был назначен руководитель.

В апреле 1988 года во ВСИ «Зарнице» принимали участие 4а, 5в, 6б, 7а, показывали строевую подготовку, успехи в стрельбе, бег 60 м (4,5 кл), 2000 м (6,7), прыжки в длину, плавание 50 м, метание мяча и викторина. Затем была эстафета – тактическая игра на местности: сбор по цепочке, движение по азимуту 3 человека, передача сигналов флажками и по телефону 3 чел, метание гранаты в цель (3 чел.), прохождение по кочкам (3 чел), установка палатки (4 чел), разжигание костра (3 чел), приготовление пищи (2-3 чел), вынос раненого (3 чел), разборка и сборка АК – 3 чел, хождение по бревну (3 чел),

В игре «Орленок» (9А – 7 юношей, 4 девушки) показывали строевую подготовку, стрельба с МК, плавание 50 м, единая полоса препятствий, викторина по Советским ВС, инсценированная песня. Классы распределялись по специальностям: разведчики, стрелки, санитары, связисты, пожарные, инструкторы движения, флаговые, горнсты, барабанщики, редакторы стенгазеты, боевых листков.

Кроме того, были назначены учителя-наставники в подготовке. Так курс «Истории Вооруженных Сил СССР» читала Кудрявцева Г.Г., Устав ВС СССР Бабенко В.П., строевой подготовкой занималась Степанова Т.А, стрельбы – Бабенко В.П., разборка и сборка АКМ, медико-санитарная подготовка Билько Г.Г., подготовка разведчиков Ильницкий А.В., подготовка связистов – Похвала А.А., подготовка инспекторов движения – Цветкова Е.Н., подготовка пожарников Цветкова Е.Н., поисковая работа – Барчугова Р.С., выпуск боевых листков – классные руководители.

Группа учеников из 70 человек 9-класников отправилась в танковую часть в село Персияновка (пр 37 от 13.09.75) 14 сентября 1975 года.

На соревнования по программе допризывной молодежи учащиеся 10Б отправились 20 апреля 1980 г на стадион Ростсельмаш.

А в приказе 16 от 7 мая 1980 г. разрешено учащимся 5-10 классов выйти 9 мая 1980 г на ул Энгельса для приветствия ветеранов. По итогам НВП 1980 г. из 22 юношей 6 выпускников решили поступить в военные училища и посвятить жизнь службе в ВС СССР.

5 ноября 1982 года учащиеся 8-10 классов вышли на марш-бросок до мемориала в Большие Салы. Они должны были пройти 20 км по комплексу ГТО, ознакомиться с памятником героям-артиллеристам, провести митинг и возложить цветы.

Уже с 1995 года эта игра, хоть и видоизменилась, получила название «Юные патриоты России». Значит, страна нуждалась в героях.

Пост № 1

С 1976 г школа несет Вахту памяти у Вечного огня, Пост № 1. Пр 9 от 8.03.76 г. утверждали состав караула на заседании партийной, комсомольской и пионерской организации. Знакомили с обязанностями начальника Почетного караула, помощника начальника, обязанности разводящего, часового, подчасового, дежурного по караулу, дневального, дежурного связиста и часового у знамени. За отличное несение почетного караула была объявлена благодарность 57 ученикам. Одновременно в школе проводилась Неделя Боевой Славы.

«Школа в беде не оставит, чем сможет, поможет». И это не пустые слова. Для профилактики правонарушений в 1 полугодии 1980-1981 гг. учтены «трудные дети» (22 человека). Все трудные подростки распределены между учителями-коммунистами и комсомольцами для наставничества. В школе работает группа надзора (отв. уч. 10 «Б» Кочелиди Саша) и совет профилактики (отв. уч 10 «А» Чурикова Таня).

Если вы думаете, что школа занималась только физической и трудовой подготовкой, то ошибаетесь. Достаточно прочесть протоколы педагогических советов Протокол 57 от 4.04.72 и книгу приказов, чтобы узнать, как школа устанавливала связь с вузами. Пр № 4 от 15.02.72: «В целях дальнейшего совершенствования теоретической и методической работы в школе, учитывая важность ее научной направленности, исходя из требований по совершенствованию учебного процесса, а также учитывая переход на новое содержание образования, учредить при школе методический совет в следующем составе (далее фамилии). Просить т. Клементьеву установить связь с пед.институтом по вопросу оказания помощи в научном руководстве советом. Установить регулярность заседаний методического совета – 1 раз в учебную четверть. Яблокова».

Пр 38 от 22.09.76  стал действовать профцентр, классные руководители проводили беседы по профориентации учащихся, задачей классных руководителей была разработка маршрутов движения в профцентр и выявление опасных переходов, подключали комсомольское бюро.

Пр 33 от 1.09.79 «О создании в школе педагогического всеобуча для родителей в 1979-1980 гг» во исполнение решения Ростовского бюро обкома КПСС о педагогическом просвещении родителей начать в школе работу по педагогическому всеобучу. Занятия проводить ежемесячно 1 и 3 пятницы в школу, обязать классных руководителей вести строгий учет посещаемости лекций родителями, разрешать учителям-методистам привлекать для чтения лекций родителям работников медицины, милиции, юристов.

Учителя школы 69 показывали свои достижения, за проведение открытых уроков во время семинара директоров школ Октябрьского района 15 мая 1981 г, объявлена благодарность учителям Зерагия Н.Е., Аветисьян С.М. Кущенко Р.И., Браташевой Л.П., Федоровой Н.К., Чираковой Л.Н., Субботину А.С., Борисовой Т.С. Сахаровой А.И., Манацковой Д.А., Яхонтовой Я.Я.

Директора Октябрьского района на семинаре в школе № 69

И вот единая контрольная работа для всей страны. Приказ 75 от 10.04.85. В 1984-1985 гг. проводятся контрольные работы по единым текстам Министерства просвещения РСФСР в целях проверки знаний, умений и навыков учащихся с 3 по 9 классов, итоги должны сдать в РОНО, пакеты вскрывать в классе в присутствии учеников по русскому (диктанты), а контрольные по математике, физике, химии за час (их надо было написать на доске).

Школьное самоуправление нуждалось в педагогическом руководстве. И его организовали 4 ноября 1985 года (Пр 123). Для организации и проведении Всесоюзной игры-путешествия «Октябрята по стране Октября», были созданы клубы и назначены руководители:

КИД – Соловьева Н.М., политклуб «Меридиан» Тикиджьян Е.В., «Почемучка» (клуб октябрят) Аветисьян С.М. клуб «Красный галстук» Иванченко Л.А., отряд «ЮИД», «ДЮП» (юные пожарники), штаб «Зеленый патруль», кружок «Наш ленинский комсомол»…, появились кружки политинформаторов, оформителей

Школа с 1995 года работала над проблемой «Социальная адаптация. Мотивация учения в начальных и развитие положительного отношения к учению в средних и старших классах». Созданы условия для развития духовной и нравственной культуры учащихся, прошел процесс индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса». Работали школьные психологи с 1995 года, а научное руководство возглавлял Алферов Алексей Дмитриевич, д.п.н., замдиректора по экспериментальной работе (по научно-методическому обеспечению образовательного процесса).

Даже определена сфера его деятельности. Алферов А.Д. участвует в психолого-педагогических, социологических исследованиях, помогает  в разработке комплексной программы развития школы, организует обновление образовательного процесса на основе передовых педагогических технологий. Консультирует и ведет экспертизу индивидуальных программ учителей, обеспечивает внедрение в практику результатов исследований, подготавливает итоговый отчет-справку, оказывает помощь в проведении педсоветов, методических советов. Организует и планирует работу творческих групп учителей, проводит психолого-педагогические семинары, консультации.

Пр 111 от 30.12.94 о переводе учащихся 3 «А» на предметное обучение. Два года назад нынешний класс формировался по принципу хорошо подготовленных детей, имеющих склонность к изучению точных наук. Класс работал по авторской программе учителя Бурба Т.П. В перспективе планировалось закончить начальную школу за 2 года или со 2 полугодия ввести в 3 классе предметное обучение, поэтому с 10.01.85 в 3 «А» введено предметное обучение, преподавать  русский язык Николаенко Н.И. математику Баглей М.В., природоведение Олешко Т.С., труд Николаеву Т.С., музыку. Замдиректора школы по УВР Баглей М.В. и замдиректора по экспериментальной работе Алферову А.Д. провести со всеми предметниками инструктивное совещание и оказать помощь в составлении планирования, классным руководителем назначить Николаеву Т.С. Психолог школы должен подключиться к работе по формированию коллектива учащихся. Классному руководителю незамедлительно докладывать директору о срывах в работе класса.

Пришли новые времена, но школа принимает участие в спортивных праздниках «Кубок Победы», юные инспекторы движения в районных соревнованиях «Безопасное колесо», проведение недели безопасности «Внимание, дети!»,  первомайская эстафета «Ростовская миля»

В научно-практической конференции «Отечество» учащиеся школы 69 принимают участие с  1997 года (100-летие туризма в России).

Сейчас новая реформа школы и с 2014 будучи Многопрофильным лицеем № 69 в школе появилась работа по индивидуальным планам, профильное образование для 10-11 классов. Так, учащиеся 10 класса выбирают себе математический, социально-гуманитарный, естественно-научный или социальный профиль.

С 2017 года профильное обучение стало практиковаться с 5 класса. Это математический, инженерно-технологический, естественно-научный и гуманитарный профиль. Например, у учеников с гуманитарным профилем в неделю 5 часов английского языка и 2 часа французского.

С 2018 года после капитального ремонта школа получила Лабораториумы для углубленного изучения естественных наук и инженерно-математического направления. В школе будут 3Д принтеры и нано-чемоданчики для полноценного занятия в таких классах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Навигация