Главные вкладки
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Унэгэтэйский детский сад "Колосок"
Сайт детского сада
Страна: Российская Федерация
Регион: Республика Бурятия
Населенный пункт: село Унэгэтэй
Год основания: 1980
Количество учащихся: 99
Детский сад стоит на том же месте - уже не мало - много лет!
Да, столько лет мы с вами вместе - поддерживаем этот свет-
Свет, что горит не угасая, и нет вовек ему конца.
И отдаем мы без остатка работе души и сердца.»
Коллектив детского сада «Колосок»
О нас
История нашего детского сада начинается с 80-х годов. Заведующим данного ДОУ в то время была назначена Раиса Петровна Потемкина учитель русского языка . В 1987г. После ухода на пенсию руководителем была назначена Соболева Галина Андриановна.
С 1989 года и по сей день руководителем данного учреждения является Надежда Александровна Шестакова.
По сей день в ногу со временем коллектив под моим руководством трудится и вносит свой вклад в дело воспитания подрастающего поколения.
Детский сад 34 года назад был круглосуточным, работал по шестидневной системе. В саду действовало 4 группы. Круглосуточную группу посещали дети животноводов и овощеводов. Коллектив детского сада был из 25 работников, из них – 9 воспитателей. Посещаемость детей составляла от 90 до 105 детей в день.
Коллектив был дружным, решал проблемы умственного, трудового, физического воспитания. Воспитатели участвовали в проведении кустовых и районных методических объединениях.
В 1995 году в связи ликвидацией совхоза «Унэгэтэйский» происходит сокращение штатов. В 1996 году остается только 2 разновозрастные группы. А в 1997 году снова происходит сокращение и остается одна разновозрастная группа.
Через четыре года в 2000 году детскому саду улыбнулась фортуна удачи и радости – открывается вторая группа. На смену приходят новые кадры, т.е. новый педагогический коллектив: Верещагина Ирина Федоровна и Спиридонова Наталья Николаевна.
1 октября 2013года в нашем саду открывается третья группа «Колокольчики». В коллектив вливаются новые кадры- воспитатель Спиридонова Наталья Мансуровна и Коновалова Нина Андреевна.
22 апреля 2014года нашему детскому саду исполняется 34 года со дня основания. За эти годы наш детский сад, как и наше село в целом, пережил трудные времена. Распался совхоз, который снабжал всю республику овощами и мясом. Актуальным на сегодняшний день остается проблема не занятости населения. Исчезает самобытность, теряется связь времен. Люди бесхозяйственно и варварски стали относится и к природе, не задумываясь над тем: «А что мы оставим для своих детей?». А ведь наше село расположено в очень живописном месте на берегу реки «Курба». Наше село издавна славилось обилием ягод, грибов, лекарственных растений, наличием лечебного озера, куда летом приезжает много отдыхающих. В нашем саду выполняется проект «Зеленая елочка- живи долго». Цель этого проекта сохранить нашу красавицу новогодний праздник.
Родители с удовольствием откликнулись на осуществление этого проекта. Теперь уже три года мы встречаем Новый год с искусственной красавицей. Детям эта гостья очень нравится и они точно, знают, что одна елочка будет сохранена на год.
Одна из самых актуальных на сегодняшний день проблем – это проблема направление деятельности с точки зрения духовно-нравственно и экологического воспитания с учетом национально-регионального компонента, именно в детском возрасте идет становление важнейших качеств человеческой личности.
Своим опытом работы мы делимся с коллегами из других учреждений района.
За период 2010-2014г.г. педагогический коллектив принял участие в следующих мероприяьтий на разных уровнях (района, Республики, России) Педагоги и дети учавствуют в районых: Участие в муниципальном конкурсе «Лучшие территориальные общественные самоуправление» в номинации « Формирование здорового образа жизни и повышение качества жизни населения»-2013год- диплом 2 место, воспитатель года 2012г.»
В Республиканских: Участие в республиканском конкурсе « Наш новый детский сад» в номинации « Системная поддержка этнокультурных традициях» с проектом « Найди и познай себя» и « Мир комнатных лекарственных растений» Участие в республиканской научно-практической конференции « Здоровьесбережение: опыт, проблемы, перспективы развития» – диплом первой степени.
Во всероссийских конкурсах: Всероссийский конкурс дошкольных образовательных учреждений «Изюминка- 2». Название работы: « Наш музей- Родник истории»- 3 место, конкурс детских утренников, тетрализованных, спортивных и цирковых представлений « Чудеса для Деда Мороза- 2013г.» и « 8 марта 2012г.» - диплом 2 место, конкурс для педагогов « Открытая книга»- дипломы дипломантов и лауреатов, конкурс « Крибли! Крабли! Бумс!» «Опытно- экспериментально деятельность в ДОУ»- диплом участника. Подготовка к участию во всероссийском конкурсе рисунков «Мой самый лучший день рожденья» - сертификат вручен: Бабинову Роме, Габдулиной Карине, Тяпиной Эвелине, Курмазовай Татьяне, Мамедову Диме. 10 воспитанников приняли участие в конкурсе «Звездочка в ладошке» - Тяпина Эвелина, Мамедов Дима, Устинова Даша, Устинов Егор, Хомяков Саша, Ручкин Артем, Хорушунова Олеся, Дорофеев Иван, спиридонов Максим (Е) и Спиридонов Максмм(В).
Это не только заслуга педагогического коллектива но и всего коллектива в целом. А это – младшие воспитатели- Якимова Вера Александровна, Ерофеева Нина Анатольевна и Коновалова Нина Андреевна, повар детского сада- Спиридонова надежда Петровна и Габдулина Ирина Владимировна, дворник- Ерофеев Василий Иванович, сторож детского сада – Ивановы Вера Геннадьевна и Петр Федорович. А завхоз Татьяна Нефедовна Габдулина не только выполняет свои должностные обязанности но и учавствует активно в общественной жизни сада и села.
Благодаря такому дружному сплоченному коллективу мне легко работать. У которых ни один год работы в данном учреждении. Без хорошего коллектива нечего не добьешься. Я благодарю судьбу, что связала с такими надежными и творческими людьми.
В нашем детском саду проходят разные праздники на разные темы, где принимают участие не только дети, но и их родители и коллектив детского сада. На них царит удивительная атмосфера тепла, любви и дружбы.
Наши достижения
2012 г. – Муниципальный конкурс «Лучшее территориальное общественное самооуправление – Диплом II место
2012 г. Участие в республиканской научно-практической конференции «Здоровьесбережение: опыт, проблемы, перспективы развития». Диплом I место
Презентация опыта работы; публикация статьи в сборнике конференции по здоровьюсбережению
2012 г. – Межрегиональный конкурс инновационных идей, проектов и программ дошкольного образования «Наш новый детский сад» - Диплом за участие
Профессиональные достижения заключаются в участии в конкурсах различного уровня:
2012 г. Всероссийский конкурс рисунков «Мой самый лучший день рожденья»
2012 г. - Всероссийский конкурс «Крибли! Крабли! Бумс! «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» - Диплом
2012 г. Всероссийский конкурс детских утренников, театрализованных, спортивных и цирковых представлений «8 марта 2012 года» Диплом 2 место
2013 г. II Всероссийский творческий конкурс для педагогов «Открытая книга»
Тема: «В детство осторожно приоткрою дверь» номинация: «Конкурс методических разработок»
2013 г. II Всероссийский творческий конкурс для педагогов «Открытая книга»
Тема: «В детство осторожно приоткрою дверь» номинация: «Конкурс сценариев детских праздников»
2013 г. – Проведение районного методического объединения «Формирование основ безопасности и экологической культуры у дошкольников» Открытый просмотр НОД «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
2013 г. Всероссийский конкурс детских утренников, театрализованных, спортивных и цирковых представлений «Чудеса для Деда Мороза – 2013» Диплом 2 место
2014 г. Всероссийский конкурс дошкольных образовательных учреждений «Изюминка-2»
Название работы: «Наш музей - Родник истории» Диплом 3 место
2014 г. - Всероссийский конкурс «Звездочка в ладошке» - 10 воспитанников
2014 г. - Разработаны и опубликованы 2 методических пособия для воспитателей:
- «Народные праздники и приметы, игры и потешки, пословицы и поговорки, пестушки и прибаутки», которое посвящено сохранению национальных традиций и установлению связей между календарно-обрядовой и современными культурами при использовании музейной педагогики в детском саду.
- «Использование развивающих тренажеров из бросового материала» по сенсорному воспитанию, предназначено для кружковой работы. Опыт работы был представлен на Республиканской выставке - ярмарке «Педагогические инновации как ресурс развития региональной системы образования» и на Конкурсе Инновационных идей в системе образования Республики Бурятия» в декабре 2014 - вручены сертификаты участника.
2014 г. - Всероссийский конкурс детских утренников, театрализованных, спортивных, цирковых представлений:
- «8 Марта 2014 – го» - диплом за II место по Республике Бурятия в номинации «Мы великие артисты». Название постановки «Праздник мам»
- «Защитники Отечества в 2014 – ом» -диплом за I место по Сибирскому федеральному округу .Название постановки - «КВН, посвященный дню Российской Армии».
- «Широкая Масленица 2014-го» - Диплом за III место по сибирскому федеральному округу. Название постановки – «Широкая масленица – лакомка!»
- «Золотая осень 2014 года!» - «Волшебница Осень!» - свидетельство участника
- Участие во XI Всероссийской акции «Спорт-альтернатива пагубным привычкам» в номинации «Исследовательская работа» - здоровьесберегающие технологии.
2014 г. Участие в муниципальном конкурсе «Безопасность» Грамота III место
2014 г. Районное методическое объединение «Лучшее мероприятие моего сада» Грамота
Презентация «Лучшее занятие в нашем саду»
- Участие в районном конкурс рисунков среди дошкольников, посвященному 365-летию создания российской пожарной охраны – грамота за I место – Мамедов Дима, Тимофеев Кирилл и грамота за участие в конкурсе - Спиридонов Максим, Спиридонов Кирилл.
- Участие в районный конкурсе поделок среди дошкольников, посвященному 365-летию создания российской пожарной охраны- грамота за I место - Габдулин Артем.
2015 г. – Всероссийский конкурс «Знатоки наук – 2015» - число участников в интеллектуальной игре – 11.
- Участие во Всероссийском фестивале педагогических идей «Что? Где? Когда? Почему? Зачем? Как?» в номинации «Открытое занятие» - обмен опытом по проведению ООД по ФГОС «Сообщество интеллектуалов» - «Знатоки природы» - викторина для дошкольников- 18 участников.
- Участие во Всероссийском фестивале рисунков» «Здравствуй, Зимушка-Зима 2015!» - 3 участника
2015 г. – Районный конкурс рисунков в номинации «Краски лета» - Габдулина Карина – I место, Хорушунова Олеся – III место
2015 г. Участие в конкурсе Бал Цветов «Первый звонок» - Диплом II место
2015 г. Всероссийский конкурс детских утренников, театрализованных, спортивных, цирковых представлений «Чудо Осень к нам пришла» диплом 1 место по РБ
2015 г. – Всероссийская дистанционная олимпиада для дошкольников «Калейдоскоп» - победитель – Габдулина Карина, призеры – Десятова Аня и Габдулин Артем
2015 Всероссийский конкурс детских утренников, театрализованных, спортивных, цирковых представлений «С Новым 2015-м годом!» диплом 1 место по РБ
2016 г. –3 апреля Районный детский конкурс «Маленькая Фея» - Пахомова Ангелина – грамота УО ЗР в номинации «Мисс Фея – Талант»
2016 г. – 17 апреля Районный детский конкурс исполнителей детской песни «Ладушки» категории «Младшие» - диплом II степени Пахомова Ангелина
2016 г. 22 апреля Ацагатский образовательный округ на тему «Традиции и народные праздники села и детского сада» («Вербное воскресенье» и «День рождение сада»)
2016 г. - 28 апреля Рыцарский турнир -
2016 г. Всероссийский конкурс детских утренников, театрализованных, спортивных, цирковых представлений «Выпускной 2016 –го» в номинации «До свидания детский сад» - диплом 1 место по РБ
2016 г. – 14 сентября Открытое мероприятие с ГИБДД «Красный желтый зеленый» грамота за активное участие в профилактическом мероприятии по безопасности дорожного движения - «Красный желтый зеленый»
2016 г. – 31 10 Осенний праздник – «Осенние забавы» участие в конкрсе «Лучшая поделка» -
В 2013 году наш детский сад стал держателем Бронзового сертификата, а в 2014 году Серебряного сертификата, в 2015 году Золотого Сертификата соответствия на образовательные услуги для детей дошкольного. По итогам ССИТ педагогам в 2014 году вручены Серебряные сертификаты, а в 2015 году – Бронзовые.
Дополнительное образование
В нашем МБДОУ Унэгэтэйский детский сад "Колосок" работают 6 педагогов. Из них - 2 педагога имеют Почетное звание работника РФ, 3 педагога имеют высшую квалификационную категорию - Шестакова Надежда Александровна, Верещагина Ирина Федоровна и Спридонова Наталья Николаевна. 1 педагог - первую квалификационную категорию - Спиридонова Нталья Мансуровна. 2 молодых специалиста в октябре прошли аттестацию на соотвествие занимаемой должности - Воробъева Валентина Николаевна и Бурханова Наталия Серегеевна. Стаж работы которых составляет более 2-х лет. Все педагоги имеют высшее образование.
Наши проекты
Педагогами ДОУ разработаны и реализованы следующие творческие проекты: «Эколого-оздоровительный огород доктора Пилюлькина», где дети получают знания о лекарственной флоре родного края; «Центр воды и песка», где происходит привитие навыков и закрепление умения работы с песком, землей и водой, природным материалом через трудовую и игровую деятельность в зимнее время в мини-лаборатории; Зимний сад «Мир комнатных растений» - продолжение проекта «Эколого-оздоровительный огород доктора Пилюлькина», где дети получают знания о лекарственных комнатных растениях, их пользе, навыках ухода за ними; «Наш Музей» - на базе детского сада открыт мини-музей «Русская изба» и «Бурятская юрта», где дети знакомятся и культурой, традициями и обычаями нашего народа.
В 2012 году организована работа по созданию ТОСа(территориальное общественное самоуправление МО СП «Унэгэтэйское») «Родник Истории». Получен диплом за второе место в номинации «Формирование здорового образа жизни и повышение качества жизни населения» конкурса «Лучшее территориальное общественное самоуправление». Здесь видна совместная работа с социальными институтами села – это «Женсовет», Дом Культуры, сельская библиотека, УСОШ, ООО «Агро-В».
Наши партнёры
Партнеры:
1.МБУК МИКДЦ «Родник» - директор Пахомова О.А.
2. УСОШ – директор Пахомова Н.М.
школьная библиотека – заведующий
3. МО СП «Унэгэтэйское»: администрация: глава СП Воробъев М.С.
Женсовет – председатель Воробъева Т.В.
Сельская библиотека – заведующий Воробъева В.Н.
4. ООО «Агро-В» - главный председатель - Синявина Г.Л.
5. ТОС «Родник Истории» - председатель Шестакова Н.А.
6. ТОС «Ангир» - Ламсанова И.Ж.
7. ТОС «Завод» - председатель Шурыгина Е.В.
8.ТОС «Мир» - председатель Романова Н.В.
9. УФПС Почта России заведующий Потемкина Е.В.
10. УВА - ГБУЗ Заиграевская ЦРБ – заведующий Ручкина А.С.
Контакты
Адреса электронной почты структурных подразделений:
- МБДОУ Унэгэтэйский детский сад Колосок" - uds1980@mail.ru
- Верещагина Ирина Федоровна - воспитатель ДОУ - irina.vereshagina.69@mail.ru
- Спиридонова Наталья Николаевна - воспитатель ДОУ - nats1972@inbox.ru
- Спиридонова Натлья Мансуровна - воспитатель ДОУ - natalia.spiridonova2016@yandex.ru
- Воробъева Валентина Николаевна - воспитатель ДОУ - 6352559@inbox.ru
- Бурханова Наталия Сергеевна - воспитатель ДОУ - natsb@inbox.ru
Дополнительная информация
Я работаю воспитателем в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учрежденииУнэгэтэйский детский сад «Колосок». Наше дошкольное образовательное учреждение является детским садом общеразвивающего вида, реализующим основную общеобразовательную программу, разработанную на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса., Т. С. Комаровой.Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей воспитывающихся в образовательном учреждении.
В детском саду функционируют три разновозрастных группы и одна группа кратковременного пребывания «Подготовка детей к школе». Всего детский сад посещает 98 детей.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. С
1 января 2014 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Центральное место в структуре требований настоящего стандарта занимают требования к условиям реализации Программы, которые в конечном итоге ориентируют на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды.
Л.С. Выготский определял социальную ситуацию развития как особое социальное пространство, которое создает взрослый для развития детской личности.
Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, если все многообразие знаний и навыков, формирующееся мировоззрение, различные формы индивидуальной и социальной активности, все это пронизано духовно-нравственным воспитанием.
Обеспечение духовно-нравственного развития личности россиянина — ключевая задача современной государственной политики, направленной на модернизацию страны.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены базовые национальные ценности.Их содержание отражает основные направления развития личности, которые определены как: личностная, социальная и семейная культура.
Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного общества и человека не случайно Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро.Трансформация всех сторон жизни в последнее время особенно
болезненно отразилась на духовно-нравственной сфере. Гуманитарный кризис обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.
Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание детей, является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важныйкомпонент социального заказа для образования.
В 2015 г. детский сад, в котором я работаю отметил тридцатипятилетний юбилей со дня основания. За эти годы наш сад, как и наше, село в целом, пережил трудные времена. Распался совхоз, который снабжал всю республику овощами и мясом. Вследствие социально-экономических трудностей снизилась рождаемость, увеличился отток молодого населения в город. Актуальными на сегодняшний день остается проблема не занятости населения, исчезает самобытность, теряется связь времен.
В современных условиях особенно осложнился процесс социализации сельского дошкольника. В силу ряда социально-географических факторов (отдаленность от культурных центров, ограниченность и замкнутость сельского социума, специфика учебно-воспитательного процесса, неразвитость системы внешкольных учреждений, численность и состав учащихся и педагогов, малая степень разнообразия досуговой деятельности, отсутствие необходимой учебно-материальной базы и др.) современный сельский педагог ДОУ сталкивается в своей работе с определенными трудностями.
В то же время сельский социум обладает воспитательным потенциалом, отсутствующим в городе. Это тесная органическая связь с природной средой, сохранившиеся традиции, обычаи, ритуалы в общественной и семейной жизни. Духовное единение, забота о младших и людях старшего поколения, направленность детей с раннего возраста на игровую и трудовую деятельность, который способствует активному формированию у детей социальных качеств, социального поведения и социальной
адаптации в окружающей среде. Эти особенности привели меня к необходимости поиска новых форм и методов организации воспитания и образования детей в условиях сельской местности
Поэтому, реализуя региональный компонент основной образовательной программы нашего дошкольного образовательного учреждения с целью формирования духовно-нравственных качеств личности, мы используем различные образовательные технологии, в частности, методы проектирования, одним из которых является «Мини- музей в детском саду.
Музейная педагогика – достаточно известное направление современной педагогики. Оно имеет длительную историю, но в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия.
Изначально музейная педагогика подразумевала, прежде всего, сотрудничество детского сада и музея. В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два крупных направления.
· сотрудничество ДОУ с музеем;
· создание и использование мини-музеев в детском саду.
Н. А. Рыжова в своей работе указывает на разнообразие мини-музеев в детском саду: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные и пр.
Почему именно мини-музей? Достаточно рассмотреть ряд характерных отличий детского мини-музея и традиционного:
· его главная задача – просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;
· это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может делать самостоятельно, по своему выбору, с учетом собственных интересов и возможностей;
· музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОУ.
О.В. Кравцова справедливо утверждает, что музейная педагогика в ДОУ базируется на игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Применение игровых технологий в музее привлекательно для детей по ряду причин:
· возможность общения;
· сотрудничество, партнерство;
· возможность творчества, проявления своих способностей;
· возможность получения и применения на практике новых знаний.
В силу удаленности нашего дошкольного учреждения от культурных центров, первое направление достаточно трудно реализовать в ДОУ. Поэтому мы ориентировались на второе направление. В нашем детском саду оборудованы два краеведческих мини- музея: «Русская изба» и «Бурятская юрта».Здесь представлены материалы и орудия мужского и женского крестьянского труда, народные игрушки, одежда, инструменты рукоделия, кухонная утварь, предметы быта.В дополнение к основным экспонатам, в
«избу» разместила предметы, имитирующие натуральный быт. Например, печь, сундук, ткацкий станок, Так как в нашей коллекции элементы одежды, украшений и головных уборов представлены мало, кукла является необходимым экспонатом для ознакомления дошкольников с русским и бурятским народным костюмом.
Создавая мини-музейный комплекс, мы разработали программу «Найди и познай себя», основываясь на учебно-методическое пособие «Национально-культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста» (авторы составители – З.И. Пазникова, Р.И. Карпова, С.А. Ступина; издательство Бурятского госуниверситета, 2010 г.). Актуальность проблемы, что родители детей нашего дошкольного учреждения хотели бы приобщить к истории народной культуры и это приобщение должно быть непосредственно в системе дошкольного учреждения, определила название программы с точки зрения духовно-нравственного воспитания.
Основные направления программы представлены следующими блоками:
· ознакомление с окружающим миром;
· нравственно-патриотическое воспитание;
· физическое развитие и оздоровление.
Предмет изучения: растительный и животный мир Бурятии, элементы этнической культуры.
Целью программы является:
· формировать познавательные и творческие способности в процессе овладения художественной и информационно-поисковой деятельностью;
· расширять знания в области национально-региональной политики:
· индивидуализировать процесс воспитания, интегрировать различные виды деятельности.
Для реализации цели я определила алгоритм деятельности через решение следующих задач:
· ознакомление детей с культурой русского и бурятского народа.
· уважение своих традиций, понимание своих национальных особенностей;
· формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей
· воспитание свободной и творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки и способной ориентироваться в современном мире.
Программа настроена на взаимодействие дошкольников с культурой семейского и бурятского народа, с природой родного края. Содержание программы носит развивающий и воспитывающий характер.
Прикосновение к старинной вещи затрагивает струны души, которые, как правило, молчат при рассматривании иллюстраций. Это тем более важно для впечатлений детской души, для которой «знания» об исторических предметах превращаются в личную причастность к истории своего народа, родному краю.
Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление и очень важно, чтобы экспонаты были не только предметами, а демонстрировались в действии: например семейский костюм и предметы семейского быта на фольклорных праздниках, досугах и театрализованных представлениях. И как, приятно напевая колыбельную песенку легко покачивать детскую люльку, подвешенную к потолку. Или сидя за столом пить чай из самовара. Посещение мини-музеев начинается с младшей группы. Малыши приходят в мини-музей, как в сказку, все предметы необычные да расписные. Как не любить такую красоту? Моя задача: дать вторую жизнь, старинным предметам, обыграть их, научить ребенка ладить с ними. Потешки, прибаутки, которые я разучивали с детьми в группе, здесь звучат по-новому, становятся понятными, а значит надолго останутся в памяти детей.
Непонятные и даже забытые слова (чугунки, прялка, люлька и т. д.) станут для детей знакомыми и родными.
С детьми знакомимся с обычаями русского и бурятского народов. Это позволяет заглянуть в удивительный мир бытовых традиций, дети активно приобщаются к народному творчеству, создавая атрибуты к фольклорным праздникам. А чаепитие, со всей его атрибутикой становиться традиционным.
Детей предшкольного возраста знакомлю уже с семейным устройством, разделением обязанностей не только между мужчинами и женщинами, но и между поколениями одной семьи – это обосновано задачей формирования в мальчике необходимых черт хозяина, кормильца, а в девочке – матери, мастерицы,хранительницы домашнего очага и родовых традиций.
В ходе реализации программыя использовала различные формы работы:
· интегрированные занятия;
· экскурсии;
· занятия-путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история самовара, утюга, сундука);
· занятия на основе нетрадиционной организации и представления программного материала – урок мудрости, урок мужества, урок любви, занятие-презентация;
· занятия с использованием фантазии (занятие-сказка, занятие-сюрприз);
· беседы, соревнования, игры, конкурсы, турниры, викторины, репортажи.
Занятия-экскурсии и развлечения разработаны с учетом возрастных особенностей дошкольников. Каждое занятие-экскурсия начинается как увлекательное путешествие. Дети выступают в роли экскурсоводов, моих помощников и даже авторов занятия (включается личностный компонент), когда они рассматривают историю своей семьи, в связи с историей и жизнью родного села («Родословное древо моей семьи», «Моя семья»).
Целый ряд музейных уроков построен в форме инсценировок. Это посиделки, где дети как бы становятся участниками событий, на которых не только веселились, но и работали. Широко использую фольклорный материал: народные песни, хороводные и подвижные народные игры, пословицы, поговорки, загадки. Особенно нравятся детям сказки. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступи ребенка. В мини- музее собрана библиотека народных русских и бурятских сказок.
Эффективными методами, используемыми в моей работе, являются экспериментирование и проектирование. При ознакомлении с историей вещей и техническим прогрессом, дети на практике изучают свойства таких осветительных приборов, как лучина, лампада, свеча, керосиновая лампа; при знакомстве с понятием
«изобретение» пробуют изобрести новые предметы, фантазируют. Метод проектов даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Обращение к праздникам народного календаря является одной из самых эффективных форм работы с детьми в силу многофункциональности народного календаря: это и передача знаний из поколения в поколение, и сплочение участников события в единый коллектив, и формирование духовно-нравственных качеств, и уважение к народной культуре. В детском саду традиционно проводятся Осенины, Рождество,
Сагаалган, Масленица, Пасха, Троица; Сухарбан, День семьи, любви и верности. В традицию детского сада вошло мероприятие «День рождение детского садика», где опытом работы поделились на Ацагатском образовательном округе 22 апреля 2016 года на базе нашего учреждения.
Занятия в мини-музее позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает. Пополняет в активной деятельности знания о родной природе и ее региональных особенностях, в интересной игровой форме обогащает словарь, развивает коммуникативные навыки и умения.
С целью формирования толерантного отношения к представителям других национальностей особое внимание уделяю обучению детей навыкам конструктивного взаимодействия. Здесь мне помогают игры социоигровой направленности. Игры и упражнения, разработанные Клаусом Фопелем, помогают мне уже на первом этапе работы создать в группе атмосферу сплоченности и доверия, раскрыть творческий потенциал участников. Они формируют толерантное отношение ко всем членам группы, способствуют осознанию того, что различия между людьми способствуют расширению наших представлений о себе и о других. Игры в равной степени затрагивают разум и чувства ребенка, отвечают его потребности в движении, но самое главное, они доставляют детям удовольствие.
В ходе проведенной работы нами апробирована программа «Найди и познай себя».Собран краеведческий материал об истории нашего села. В соответствии с данной темой работы в учреждении создана предметно-развивающая среда,отражающая специфику и приоритетное направление нашего учреждения.
Кроме того, данная работа позволила вовлечь не только родителей, но и неравнодушных людей нашего села в музейное дело, сделать их активными участниками творческого музейно-педагогического процесса.
Методический материал, собранный в ходе реализации программы был представлен на Всероссийском конкурсе «Изюминка 2». Результат - диплом за третье место по Российской Федерации.
Собранный краеведческий материал был систематизирован и опубликован в методическом пособии«Сборник народных игр, пословиц, потешек и пестушек» в марте
2014 года. Данное пособие посвящено актуальной проблеме – сохранению национальных традиций, установлению связей между календарно-обрядовой и современными культурами. В него включены тематическое календарное планирование по ознакомлению дошкольников с культурой родного края, перечень народных примет, календарных праздников, народный месяцеслов, народные игры и т.д. Проведена совместная работа по созданию ТОСа (территориальное общественное самоуправление)
«Родник истории» на базе ДОУ – на конкурсной основе МО СП «Унэгэтэйское» по улучшению условий в ДОУ. По результатам районного конкурса наш ТОС «Родник истории» занял призовое место. Получен ДипломII степени и сертификат на 15 000 рублей для оборудования игровых участков в народном стиле. Благодаря созданию ТОСа мы тесно сотрудничаем с жителями своего села. На совместных мероприятиях дети слушают сторожил, которые рассказывают, как жили раньше, чем занимались. Приглашаем на такие тематические вечера народных умельцев, где дети знакомятся с вышивкой, рассматривают изделия мастеров и сами вместе трудятся. Дети получают огромное удовольствие от совместной и самостоятельной деятельности. На базе детского сада действует кружок «Волшебная игла», где дети занимаются вышивкой вместе с сотрудником детского сада Габдулиной Татьяной Нефедовной. Воспитанники теперь знают, что Татьяна Нефедовна не только стирает белье, но иможет быть художником и мастером своего любимого дела. В декабре 2016 года воспитанники данного кружка приняли активное участие в Республиканском конкурсе «Альтернативная елка» в акции «Сохраним леса Байкала». Представлены 8 детских работ.
Таким образом, использование средств музейной педагогики позволяет нам адаптировать дошкольников к современной жизни в условиях сельской местности, расширить духовно нравственные представления детей. Новая информативная среда предоставила детям возможность сопереживания общих впечатлений с другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в самостоятельной и совместной с взрослыми творческой деятельности.
Проектируя развитие дошкольника, мы уделяем внимание не только формированию знаний, умений, навыков и адаптации к социальной действительности, но и обучение его через проблематизацию, совместный поиск решений, предоставление ему возможности самостоятельного овладения нормами культуры. Такую возможность дает метод проектов. Унэгэтэй - уникальное село, которое расположено в очень живописном месте на берегу реки «Курба». Наше село издавна славилось обилием ягод, грибов, лекарственных растений, наличием лечебного озера, куда летом приезжает много отдыхающих. Поэтому для сохранения его уникальности актуальным является формирование у детей навыков
природоохранного поведения и воспитания начал экологической культуры. С этой целью был реализован проект «Природный мир родного края». В рамках данного проекта мной разработана и апробирована рабочая программа по экологическому воспитанию
«Мир вокруг нас».
Программа настроена на взаимодействие дошкольников с природой ближайшего окружения с учетом национально-регионального компонента. Дети знакомятся с растительным, животным миром Бурятии, с ее достопримечательностями, с природоохранной деятельностью заказников, заповедников, с Красной книгой Республики Бурятии. Программа предусматривает формирование у детей начал экологической культуры, навыков природоохранного поведения с детьми от 3 до 7 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
С целью воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной появилась идея создать проект «Генеалогическое древо моей семьи». Работа над проектом способствовала сохранению преемственности поколений, укреплению семейных и семейно-родственных связей, возрождению национальных традиций, обычаев своего народа. Огромную работу проделали родители для поиска информации о происхождении своей фамилии, воссоздания генеалогического древа своей семьи, вспомнили пра-прапрабабушек ипра- прапрадедушек.
В рамках работы по экологическому воспитанию также реализован проект
«Мир комнатных лекарственных растений». Проект направлен на более углубленное изучение воспитанниками комнатных растений. Основной его целью является ознакомление детей с лекарственными растениями. Для этого мною совместно с родителями в помещении детского сада был создан «Зимнийсад комнатных лекарственных растений доктора Пилюлькина». Это уголок, где дети наблюдают за ростом растений, знакомятся с правилами ухода за ними, узнают о лекарственных свойствах этих растений. Постоянные наблюдения и уход за растениями воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.
Итогом работы над данным проектом стало сбор информации для созданиякалендаря комнатных лекарственных растений 2012 года и «Картотеки комнатных лекарственных растений». Эта картотека по ознакомлению детей с комнатными лекарственными растениями используется как необходимая информация и для жителей села. В данной картотеке систематизирован материал о нескольких видах растений с описанием их целебных свойств.Презентация опыты работы по данному направлению представлен на Республиканской научно-практической конференции
«Здоровьесбережение: опыт, проблемы развития». Статья «Инновационная деятельность внутри МБДОУ Унэгэтэйский детский сад «Колосок» опубликована в сборнике
«Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ» г. Улан-Удэ 2012 г.По данному направлению с детьми приняли участие во Всероссийском фестивале педагогических идей
«Что? Где? Когда? Почему? Зачем? Как?» в номинации – открытый урок – «Знатоки природы» по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» 2015 год.
Воспитание экологической культуры дошкольников тесно связано с осуществлением поисково-исследовательской деятельности. Поисково-исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим особый интерес для детей представляет экспериментирование как форма этой деятельности. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, творчество.С этой целью был реализован проект «Юные исследователи». В рамках данного проекта мною в группе была создана небольшая лаборатория природы, которая расположена в доступном для свободного экспериментирования месте, и в которой собран в достаточном количестве материал и оборудование. Материал в лаборатории я разбила по темам: «Песок и вода»,
«Магниты», «Природные материалы». «Стекло». «Бумага» и т. д. Традиционно для нашего детского
сада является совместное участие детей и родителей в сельском конкурсе-выставке «Живи Земля – пока жива Земля» и «Село мое родное», где представлены детские работы из природного материала. Принимала участие во Всероссийском конкурсе «Крибле»! Крабле! Бумс!», проводимым журналом «Дошкольная педагогика» г. Санкт-Петербург. На конкурс был отправлен материал по опытно-исследовательской деятельности в ДОУ. В статье представила опыт работы по организации проектно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания и конспекты познавательных занятий по данному направлению. Материал опубликован в сборнике журнала «Дошкольная педагогика» ООО «Издательство «Детство-Пресс», г. Санк- Петербург.Получен сертификат участника конкурса.
Совместно с детьми и родителями провели работу по открытию кружка «Юные исследователи». Приняли участие во Всероссийском конкурсе интеллектуальной игры
«Знатоки наук -2015», где 23 участника показали свои знания и умения, способности к творчеству.
Проблема воспитания детей в сенсорном развитии актуальна и для нашего детского сада. Практического материала недостаточно для работы с детьми по данному направлению. Основываясь на пособие Е.В. Полозовой, мы разработали серию развивающих тренажеров, с помощью которых у детей развиваются мышление, восприятие, память, внимание, мелкая моторика руки, формируется представление о цвете, количестве.
Развивающие тренажеры просты в изготовлении, не требующие больших финансовых затрат. Работа с пробками, которые предоставляет наш полодвоовощной завод ООО «Агро-В», использую для создания дидактических пособий и развивающих тренажеров. С их помощью происходит не механическая отработка навыков, а формируется осмысленная деятельность. Они могут быть включены в игровую деятельность. Использование стихотворной формы проведения занятий в общей связи положительно влияет на развитие речи, внимания, памяти, мышления, наряду с этим происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие дошкольников. Результат работы с развивающими тренажерами очень и очень эффективен.
Данные тренажеры были представлены на VБайкальском образовательном форумев 2013 г. в п. Онохой, где коллеги одобрили игрушки-трансформеры. Коллективом был собран материал для выпуска учебного пособия по работе с развивающими тренажерами.
В декабре 2014 года приняли участие в Республиканском конкурсе
«Инновационных идей в системе образования Республики Бурятия» и в выставке-ярмарке
«Педагогические инновации как ресурс развития региональной системы развития региональной системы образования» по направлению «Инновационный опыт образовательных организаций в контексте основных направлений государственной и региональной политики».Была представлена педагогическая идея «Использование развивающих тренажеров из подручного материала». Данный опыт работы опубликован в методическом пособие «Использование развивающих тренажеров из бросового материала» с подробным описанием изготовления этих игр-трансформеров.
Одним из ключевых направлений национальной образовательной инициативы
«Наша новая школа», является сохранение и укрепление здоровья детей.
Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция общей ослабленности здоровья поступающих в детский сад воспитанников, снижение иммунитета. Поэтому сохранение и укрепление здоровья — одна из главных стратегических задач дошкольного воспитания.
В нашей практике воспитателя это направление также является приоритетным.Я считаю, что необходимо формировать у детей и родителей воспитанников активную позицию, направленную на укрепление и сохранение своего здоровья, которая впоследствии стала бы потребностью, привычкой, элементарным навыком.
Анализ заболеваемости детей в ДОУ показал, что положительная динамика все же есть, но она недостаточна, для того чтобы говорить об эффективной системе здоровьесбережения в ДОУ. Несмотря на то, что в ДОУ проводятся мероприятия
обеспечивающие охрану и укрепление здоровья воспитанников, существует ряд проблем, а именно: - экологические проблемы, отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания – вот лишь некоторые факторы, агрессивно действующие на здоровье дошкольников. Особую озабоченность вызывает рост у детей, поступающих в учреждение, числа осложненных диагнозов, процента хронических заболеваний внутренних органов.
Комплексно применяем в воспитательно – образовательном процессе здоровьесберегающие технологии, различные виды закаливания (водное, воздушное), использую нетрадиционное оборудование для профилактики нарушения осанки и плоскостопия: ребристые коврики, мешочки с песком, массажные мячи. Во время проведения всех спортивных игр использую дыхательную гимнастику в виде игр:
«Пузыри», «Ветер», «Кошка и шарик» и другие.
Создаем максимально благоприятные условия в центре здоровья воспитанников, оснащенного традиционными и нетрадиционными пособиями для укрепления и сохранения здоровья детей, которые обеспечивают психологический комфорт ребенка, предупреждают развитие негативных явлений, побуждают его к двигательной активности. Оздоровительную работу с детьми провожу на основе методических рекомендаций по здоровьесбережению М.Ю. Картушиной «Хотим быть здоровыми», Н.Ф. Коробовой
«Пальчиковая гимнастика с предметами», где широко представлены различные виды массажа и самомассажа, комплексы развивающих упражнений гимнастики, пальчиковые игротренинги, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки. На основе здоровьесберегающих технологий разработала консультации для родителей: «Осанка ребенка», «Гимнастика после сна», «Пальчиковая гимнастика», «Упражнения для малоподвижных детей».
Для укрепления и поддержания психологического состояния детей, в группе оформила «Уголок уединения». Мною изготовлены различные игры для снятия стресса, для умения мириться между собой: «Рукавички примирения», «Коврик дружбы»,
«Коробочки добрых дел», «Шляпа дружбы», «Мешочки настроения», «Волшебный песочек», музыка для релаксации. Мною разработаны конспекты по использованию игр на психологическую разгрузку детей: «Игры с водой», упражнения для релаксации. Все это помогает мне вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, делает общение сказочным не только во время занятий, но в игровой деятельности. Использование материалов психологического уголка принесли хорошие результата: воспитанники с повышенной активностью научились саморегуляции; агрессивные дети стали меньше ссорится и драться; игры помогли раскрыться застенчивым детям; ребята
научились сотрудничать друг с другом, согласовано действовать к командных играх. Проводя все намеченные мероприятия по здоровьесбережению, прослеживается стойкая динамика снижения заболеваемости детей за последние два года. Ежегодный мониторинг определил уменьшение количество часто болеющих детей на 65%.Также приняла участие в Межрегиональном конкурсе инновационных идей, проектов и программ дошкольного образования» «Наш новый детский сад» в номинации «Здоровьсберегающие технологии в ДОУ».
Самым большим достижением своей работы по формированию культуры здоровья считаем реализацию эколого-оздоровительного проекта «Огород доктора Пилюлькина». Целью данного проекта было приобщение детей к сельскохозяйственному труду, а также формирование привычки здорового образа жизни и навыки культуры здоровья, через применение нетрадиционных методов оздоровления в летний период времени.
На свободном участке детского сада сотрудники детского сада совместно с родителями и детьми разбили небольшой огород, где посадили выращенную предварительно с детьми рассаду овощных культур (томат, перец, огурцы, капуста и т. д.).На протяжении всего лета дети активно трудились на своем огороде: высаживали рассаду, поливали, рыхлили, убирали сорняки.
В процессе ухода за огородом знакомим детей с навыками работы сельскохозяйственным инструментом. Вели наблюдение за ростом овощей, лекарственных трав и растений. Дети имели возможность попробовать результаты своего труда прямо на огороде. Их восторгу не было предела. Когда наступило время сбора урожая, мои воспитанники с удовольствием принимали участие в этом процессе. Заготовленные овощи хранятся в специально оборудованном помещении детского сада. Мы используем собранный урожай для приготовления супов, салатов, в течение всего года. Собранные лекарственные растения мы применяем для фитотерапии. Также с детьми собираем семена овощей и цветов для следующего урожая. После сбора урожая мы проводим праздник «Милости просим матушка Осень». В рамках данного праздника проходят выставки –конкурсы: «Бал цветов», «Необычный овощ», «Осенняя мозаика».
В традицию детского сада вошел народный праздник «Капустные вечерки» в
«Русской избе». Совместно с детьми, родителями и сотрудниками детского сада проводим осенние посиделки по заготовке капусты на зиму. Приняли активное участие во Всероссийском конкурсе «Изюминка-2». На конкурс был представлен материал по традициям детского сада «Капустные вечерки», вручен диплом III место по Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на взаимодействие с родителями.
Родители это первые помощники в нашей работе. С помощью родителей была создана предметно-развивающая среда в ДОУ. Это помощь в создании и пополнении мини- музея, приобретение и изготовлении детского инвентаря, благоустройство детской площадки.В рамках благоустройства мы провели акцию «Посади дерево», где родители вместе с детьми по периметру территории детского сада посадили кустарники и деревья.Оказали помощь в создании группового сада лекарственных растений, а также исследовательского центра. Теперь дети нашего детского сада имеют возможность и в зимнее время играть с песком и водой, заниматься экспериментальной исследовательской деятельностью в кружковой работе.
Наиболее интересная форма сотрудничества – это проведение совместных праздников. Это утренники не для пап и мам, а с участием их в общем празднике. Сценарий такого праздника предусматривает как подготовленные выступления, так и игровые ситуации, в которых дети и родители действуют спонтанно. Главным стержнем такого праздника является его непредсказуемость, неожиданность, сюрпризность. Эта форма проведения праздника я считаю наиболее удобной. Так как в процессе подготовке не требуется «прогонов» и «генеральных репетиций», а также она наиболее удобна, универсальна и основывается на игровой затее.
Свой опыт по проведению совместных мероприятий с родителями мы представили на Всероссийском творческом конкурсе детских утренников, театрализованных, спортивных и цирковых представлений «8 Марта 2012-го», «Мой самый лучший день рожденья», «Чудеса для Деда Мороза – 2013», «Золотая осень 2014 года!», «Звездочка в ладошке»,«Широкая Масленица 2014-го», «Защитники Отечества в 2014 – ом»,«8 Марта 2014 – го», «Дед Мороз, Снегурочка, Баба Яга, Коза, Обезъяна,Снеговик, Мишка в гостях у детей на новогоднем утреннике»,«С Новым 2015-м годом!»,«Чудо Осень к нам пришла»,
«До свидания, детский сад», «Красный желтый зеленый».
В нашем детском саду много делается для того чтобы детский сад представлял собой открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума. Опыт работы ДОУ с учреждениями социума показал, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает воспитательно- образовательный процесс более эффективным, открытым и полным.
Значительно повысился показатель по социальной активности детей и родителей. Они являются постоянными участниками всех мероприятий проводимых как внутри группы, так и в учреждении в целом.
Подводя итог свое работы над данной темой, я могу с уверенностью сказать, что дети нашего детского сада, в отличие от своих сверстников знают об истории и культуре своего села, имеют представления о растительном мире нашего края и лекарственные свойства этих растений, умеют трудиться, ухаживать за комнатными растениями. Умеют играть и объяснять правила народных игр – «Салки», «Городки», «Горшки» и др. Умеют соотносить, увиденное в природе с народными приметами.
Наша главная задача на данном этапе, здесь, именно в саду – не заглядывать в туманную даль будущего, а действовать работать сейчас, в направлении, которое мне видно, это работа с дошкольниками. Хочется закончить свое рассуждение о жизненной позиции и о работе словами из книги великого учителя В.А.Сухомлинского: «…чтобы стать настоящим педагогом, надо уметь сочетать сердечность с мудростью».