МОУ Бурмакинская СОШ№2 "Музей русского быта "Истоки"

сайт школьного музея русского быта "Истоки"

Нам в музее интересно, что увидим — неизвестно, станем всё мы изучать, будет всё запоминать.

Страна: Россия

Регион: 76. Ярославская область

Населенный пункт: Ярославская область Некрасовский район с. Бурмакино

Год основания: 2001 паспортизация 2010

Количество учащихся: 50

Красоту, чистоту мы у старших берем, Саги, сказки из прошлого тащим Потому, что добро остается добром В прошлом, будущем и настоящем…
Владимир Высоцкий

Люди испокон веков интересовались своим прошлым. Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа – это общемировая закономерность. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Изучение культуры своего народа на начальном этапе  воспитания личности ребенка – это актуальная задача современного образования. Народная культура, народное воспитание – это хранилище вековых традиций, мудрости, опыта, самосознания нации. Великий русский педагог под народным воспитанием, народностью понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание это то, что мы называем народностью… Воспитание, созданное на народных началах  имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа… Всякая живая историческая  народность - есть самое прекрасное создание на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника» (из статьи «О народности в общественном воспитании» 1857 год). Соприкосновение с народным искусством, фольклором и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Назначение музея – духовно-патриотическое, нравственное воспитание дошкольников.

Цель нашей работы:

Воспитывать у детей любовь, уважение, гордость к истории и культуре своей страны, к родному краю, дому, семье, родной природе и чувство ответственности за ее сохранение.

Задачи:

1. Формирование представлений о богатстве, разнообразии и красоте культуры родного народа.

2. Создание условий, которые дадут возможность ввести детей в мир русского народного быта, костюма.

3. При проведении праздников дать возможность почувствовать глубину и красоту русских обычаев, игр и обрядов, пробуждать интерес к ним.

4. Формирование простейших навыков в области прикладного искусства и развитие творческих способностей при изготовлении поделок, игрушек народного промысла.

5. Использование фольклора (заклички, считалки, попевки, сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.) в совместной деятельности, в режимных моментах. Дать возможность почувствовать красоту русского языка, народной обрядовой поэзии.

6. Формирование умения соотносить увиденное в природе с народными приметами, беречь родную природу.

Читая детям русские народные сказки, загадки, былины, пословицы, поговорки, мы педагоги сталкиваемся с тем, что большинство слов детям непонятны, приходится многое объяснять и рассказывать, многие предметы быта просто не существуют в современном мире. В настоящее время практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях и не только.  Мы уже не пользуемся кадушками, чугунками, ушатами, ухватами, зыбками и др. (например, «Федорино горе» К.И.Чуковского, колыбельные песни, потешки).

Загляни-ка ты в кадушку

И увидишь там лягушку.                                            

 

 Загляни-ка ты в ушат -                                                

Тараканы там кишат

Ребенку с его пытливым умом и любознательностью очень важно не только узнать, что означает тот или иной предмет, но еще и исследовать, потрогать его. А  традиции, обряды, народные праздники, которые стали забываться и которые еще пытаются сохранить наши бабушки и прабабушки. Как ребенку объяснить, почему бабушки в деревнях украшают березку лентами и дом березовыми ветками, почему красят яйца на пасху, почему на масленицу пекут блины, почему весной собирают веточки вербы и хранят ее букетики целый год дома. Как важно нашим детям, не только рассказать об этих красивых народных праздниках, но еще и дать возможность поучаствовать в них. Например,  посолить капусты в веселые капустники осенью, нарядить березку весной в Троицу, слепить птичек в весенние праздники и выучить заклички, а зимой в крещенские морозы сходить в гости к школьникам и спеть веселые колядки. Как важно нам педагогам, родителям не упустить время и  не оборвать ту нить истории, которая тянется из поколения в поколение, и дать ребенку возможность продолжать традиции наших прабабушек  и прадедушек, нашего народа.

 Именно поэтому нам пришла мысль о создании в детском саду комнаты старины. Идея понравилась, и  старинные вещи стали приносить сотрудники детского сада, родители и дети, жители поселка. Так постепенно копились экспонаты: орудия труда, посуда, предметы быта, кто-то с гордостью принес портрет своей прабабушки. Все аккуратно разложили в свободной комнате, соорудили русскую печь, поставили стол, покрыли его красивой вышитой скатертью, развесили ручники – получился макет избы. На протяжении нескольких лет накапливались экспонаты и методический материал, опыт работы с данным материалом обогащался, и обобщенный материал позволил более плодотворно использовать это в познавательных занятиях, фольклорных праздниках. Ребята с удовольствием приходили в «избу». И от каждой новой встречи получали радость и что-то интересное.

Основная методическая тема, над которой работает коллектив нашего детского сада  «Экологическое воспитание дошкольников». Детей мы учим наблюдать, экспериментировать, беречь и любить природу. Воспитание в детях экологической культуры немыслимо без формирования у ребенка нравственности, патриотизма, без приобщения детей к истокам народной культуры. Воспитание патриотизма и гражданственности успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию. Продолжая работать по данному направлению, мы решили глубже приобщать детей к русской народной культуре, через экскурсии, познавательные беседы, общения с народными умельцами, народные праздники, развлечения, фольклор (игры, заклички, поговорки, пословицы, приметы, загадки, сказки и др.), ручной труд. Мы расширились, заняли просторное и светлое помещение. С каждым годом количество экспонатов росло, у нас появились: люлька, сундук, прялки, разнообразные орудия труда и утварь, самовары, лампы разных видов, ступа с пестом и даже  вышитый ручник с изображением герба России – это означает, что вышит он был еще до революции, всего не перечислишь, но каждым экспонатом мы гордимся. Так, наша комната старины стала музеем народного быта. К нашему приятному удивлению нас стали посещать гости: родители воспитанников, школьников, жители поселка, студенты-практиканты, педагоги других образовательных учреждений.  Люди стали оставлять благодарные отзывы, которые  записываются в тетрадь.  Этому также способствовало объединение школы и детского сада в 2009 году. Много экспонатов было передано из школы в детский сад. Тем более начальные классы уже несколько лет использовали музей для проведения экскурсий, классных часов и бесед. В 2010 году наш музей был официально паспортизирован и стал носить красивое название «Истоки».

Мы считаем создание музеев и их работу в образовательных учреждениях одним из важнейших методов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Сейчас многие организуют музеи и мини-музеи, и это уже не является новшеством, но в каждом музее есть что-то особенное, своя индивидуальность и своя душа.  Весь воспитательно-образовательный процесс, планирование совместной деятельности нашего учреждения тесно взаимосвязан с работой музея, все это позволяет решать задачи нравственно-патриотического воспитания системно и продуктивно. Работа построена по народному календарю «Круглый год. Русский земледельческий календарь» (Составитель А.Ф. Некрылова). Основой работы с детьми является то, что дети узнают о праздниках, сезонных работах, приметах, поговорках и многом другом, опираясь именно на народный календарь. Например, дети приходят в детский сад и с утра, отмечая погоду  в календаре, узнают от воспитателя: какой сегодня народный праздник? Какие приметы этого праздника и этого дня? Что делали люди в этот день?

У нас ежегодно проходят такие мероприятия по блокам:

Экскурсии для гостей

Народные календарные праздники: «Покров, праздничек приходит», «Святочные гуляния», «Сретенье-весна с зимой встретились»,  «Капуста-барыня» (праздник «Вознесение») и другие.

Передвижные народные праздники: «Боярыня-масленица», «Люблю березку русскую, то светлую то грустную», «Вербное воскресенье», «Пасха» и другие.

Деятельность по знакомству с предметами быта, орудиями труда, обычаями, традициями и убранством избы: «Государыня-печка», «Льняные смотрины», «Три девицы под окном пряли зимним вечерком», «Май время дорогое всей семье нет покоя», «Праздник чая» и другие.

Выставки, участниками которых становятся сами дети, их родители и педагоги: «Покровская ярмарка», «Дары осени», «Дорого яичко к святому дню», «Волшебные кружева», «Приходите в гости к чаю», «Волшебное тесто» и другие.

Экскурсии: Дом культуры, библиотека, памятник, природные объекты: поле, лес, река, родник, березовая роща и другие.

Встречи с народными умельцами: плетение из ивового прута, рисование, вязание крючком и спицами, бисероплетение, вышивка, лоскутное шитье и другое.

Беседы, чтение русских народных сказок, былин.

Занятия  и мастер-классы по изготовлению изделий народного промысла: изготовление обрядовых кукол из соломы, ткани, дерева; лепка из теста; рисование орнаментов   и другое.

Многие мероприятия проходят совместно со школьниками младших классов. Детей  по традиции встречает хозяйка (воспитатель) избы в народном костюме, а  также сказочные герои. Например, на праздник чая в гости к детям приходил домовой Тихон, а познакомить детей с утварью приходила бабушка Федора. Цикл занятий и праздников ежегодно меняется, через несколько лет тематика повторяется, так как в детский сад приходят малыши. Но вся совместная деятельность разрабатывается с учетом индивидуальных способностей и особенностей темперамента детей. Современного ребенка мало чем удивишь и задача педагогов заинтересовать и увлечь его. Наш музей мы называем «Живым», потому что нашим детям можно все: потрогать все экспонаты и поиграть ими, смастерить куклу-оберег, посолить капусту в кадке, посидеть за прялкой, вытащить лопаткой пироги из русской печи, раздробить в ступе зерно, поиграть в народные игры или просто посидеть у печи, сказок послушать. Музей в дошкольных учреждениях – это особое пространство, это прекрасный и удивительный мир нашей истории, где дети являются не пассивными созерцателями экспонатов, а активными участниками всех действий.  Таким образом, мы надеемся зажечь в детях  огонек любви и интереса к истории и культуре России!  И искренне верим, что это поможет нам, взрослым, воспитать детей патриотами, которые знают свои корни и гордятся своей великой Родиной.

В методической копилке нашего музея достаточно много замечательных мероприятий, вашему вниманию предлагается совместная деятельность из цикла «Народные календарные праздники» - «Капуста-барыня» ; из цикла «Знакомство с предметами быта» - «Сундучок наш расписной, ты секреты нам открой» ; из цикла «Передвижные народные праздники» - «Боярыня – Масленица»

 

 

 

 

 

 

О нас

 ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

Свидетельство № 13837

Наименование

Музей народного быта «Истоки»

Профиль музея

Школьный музей

Образовательное учреждение

МОУ Бурмакинская СОШ №2

Субъект Российской Федерации

Ярославская область

Адрес (индекс, населенный пункт, ул., д., к.)

152295 Ярославская обл., Некрасовский р., с. Бурмакино

ул. Заречная, 34

Телефон с кодом города

 84853153115

Электронная почта

burmak2.edu.yar.ru

Сайт музея

 

Музейный педагог (Ф.И.О.)

Молькова Наталия Владимировна

Дата открытия музея

2001 год. Паспортизация:  ноябрь 2010 год.

Характеристика помещения

Музей находится на втором этаже детского сада в специальном помещении (18 кв. м) прямоугольной формы, имеет эстетичный вид, оформлен в светлых тонах. Помещение с хорошей освещенностью.

В музее оформлены 4 экспозиции.

Разделы экспозиций

  1. «Предметы быта»

 

  1. «Рукоделие»

 

  1. «Подворье крестьянина»

 

  1. «Музыкальные инструменты»

Краткая характеристика основного фонда музея

 

Основной фонд музея представлен разнообразными экспонатами.

К настоящему времени в музее школы 211 экспонатов, из них подлинных - 174

 

Содержание экспозиций:

  1. «Предметы быта» - мини-макет русской печи, чугунки, ухват, кочерга,

утюги, лампы, самовар, овощетерки, картофелемялка, кадушка и др.

  1. «Рукоделие» - прялка, веретено, ручники, вышитые полотенца,

подзоры, пододеяльник, наволочки, лоскутное одеяло, скатерти и др.

  1. «Подворье крестьянина» - орудия сельскохозяйственного труда, плетень, колеса телеги       и др.
  2. «Музыкальные инструменты» - гармони, патефон, проигрыватель, гитара, бубны, трещотка и др.

 

Эстетическое оформление музея – хорошее.

Экспонаты музея используются на классных часах, занятиях, фольклорных праздниках и развлечениях, встречах с народными умельцами.

 

 

Контакты

МОУ Бурмакинская СОШ №2 ( дошкольные группы)

152295 Ярославская обл., Некрасовский р., с. Бурмакино

ул. Заречная, 34

 

   телефон:  84853153115  

   электронная почта: burmak2.edu.yar.ru