Ментальная Арифметика

Ментальная арифметика или как вырастить гения !

ментальная арифметика это действенный метод совершенствования с одновременным развитием памяти, внимания, аналитического и творческого мышления.

Каждый родитель хочет, чтобы его чадо выросло умным человеком. И конечно каждый хочет, чтобы ребенку в жизни все легко давалось. Как добиться такого результата?Каждый знает, что наш мозг имеет два полушария. Доказано, что хоть внешне полушария мозга схожи, но функции выполняют совершенно разные. Например, левое полушарие отвечает за логику, абстрактное мышление, функции языка. Правое отвечает за изображения, творчество, интуицию, предметное мышление. Если оба полушария развиваются гармонично, то это станет ключом успеха вашего ребенка в дальнейшем. Развить оба полушария поможет ментальная арифметика.Детская ментальная арифметика представляет собой весьма популярный метод устного счета, который развивает ум ребенка или подростка в возрасте от 4 до 14 лет. Если ребенок обучается ментальной арифметике, то он развивает способности к решению различных арифметических задач, от простых вроде сложения и вычитания, до сложных, вроде извлечения корня или возведения в степень. Происходит это быстрее чем с использованием калькулятора. Метод ментальной арифметики раскрывает скрытые способности ребенка и очень помогает в учебе.В чем преимущества ментальной арифметики?

-ребенок становится более внимательным

-развивается память, в том числе фотографическая

-раскрывается творческий потенциал

-развивается воображение

-ребенок легко считает в уме

-развивается аналитическое мышление.

Что представляют собой занятия ментальной арифметикой?Тренировка производится с помощью специальных счетов абакус. Дети начинают тренировку со счетами, постепенно переходя от простых вычислений к более сложным. В итоге дело доходит до сложных арифметических задач, которые ребята выполняют в уме. Также на наших занятиях мы выполняем другие различные задания на развитие памяти, внимания, мышления и воображения ребенка.

Новости

Методика развития познавательно способностей у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения. Палочки Кюизенера легко вписываются сейчас в систему подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.

Использование в видах НОД:

➢Занимательные встречи.

➢Комбинированные занятия.

➢Интегрированные занятия (математика, развитие речи и изобразительная деятельность, экологическое образование и конструирование.)

Особенностью данного пособия является:

принцип развивающего образования
принцип необходимости и достаточности
принцип интеграции образовательных областей
Интеграция образовательных областей

Художественно эстетическое развитие
Социально коммуникативное
Речевое развитие
Физическое развитие
I этап- игровой (палочки заменяют конструктор и мозаику)

Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней. Предлагаю детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками проводятся систематически, индивидуальные упражнения чередуются с коллективными.

В младшем возрасте проводятся упражнения в игровой форме.

1. Игра " Найди такую же". Цель: знакомство и закрепление знаний о цвете и длине.

2. Игра " Строим дорожки". Цель: учить группировать предметы по цвету и длине.

3. Игра " Коврик для кошечки". Цель: Закрепление знаний о цвете и длине.

4. Игра " Лесенка для зайки". Цель: осваивается последовательная зависимость палочек по длине.

5. Игра " Поезд". Цель: закреплять умение различать цвета и соотношение длины.

6. Игра " Построим забор". Цель: закрепление умения выделять цвета и сравнивать по длине. Например: спрячем собачку за забором. Палочки в заборе должны быть одного цвета и одинаковой высоты.

II этап – старший возраст

В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей. Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств.

• Игры с палочками Кюизенера:

1. «Цветные коврики». Цель: углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел.

2. «Играем с цветом». Цель: развивать умение комбинировать цвет в рисунке.

3. «Измерение с помощью палочки-мерки». Цель: учить детей измерять объекты. Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа. Умение считать.

4. «Дополни». Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа.

5. «Подбери цифру». Цель: умение соотносить количество предметов с цифрой.

6. «Цветные числа». Цель: закрепить счет в пределах 10.

7. «По порядку становись». Цель: упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде.

8. «Кто где живет». Цель: умение выявлять наличие нескольких признаков цвета и величины.

9. «Составь число». Цель: знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел.

10. «Больше - меньше». Цель: приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.

11. «Найди дом для палочки». Цель: совершенствовать умение детей соотносить цветные числа с цифрами.

12. «Конструирование цифр». Цель: развивать умение изображать цифру разными способами.

13. «Разведчики». Цель: совершенствовать умение детей работать с карточкой-схемой. 14. «Число-головоломка». Цель: умение детей выполнять арифметические действия с палочками Кюизенера.

15. «Что пропустили?». Цель: закреплять прямой обратный счет.

16. «Весы». Цель: закреплять знания о составе числа.

17. «Магазин игрушек». Цель: упражнять в счете в пределах 10.

18. «Составь поезд». Цель: закреплять знания о составе числа в пределах 10.

19. «Измерь длину стола». Цель: умение измерять с помощью условной мерки палочки.

20. Упражнение «Лесенка высокая и лесенка низкая» постройте лесенки к домикам разной высоты

21. Упражнение «Лесенка широкая и лесенка узкая»

• Постройте лесенки для двух разных людей – один толстый, а другой худой.

22. Упражнение «Заборы низкие и высокие»

• Построение заборов для разных домиков из палочек, укладывая их вертикально рядом друг с другом. Сравнение заборов по высоте.

23. Упражнение «Мосты через реку»

• Каждый ребёнок намечает, в каком именно месте реки он будет строить мост, и подбирает для него палочки соответствующей длины, чтобы их длина перекрывала ширину реки.

24. Упражнение «Знакомство с цифрой и буквой».

Знакомя детей с цифрой , прежде чем научить ее записывать, я прошу детей выложить ее зрительный образ на столе из различного материала, очень удобно выкладывать цифры и буквы палочками Кюизенера.

В дальнейшем, для развития зрительного внимания и закрепления образа цифры или буквы можно организовывать игры: «Какого элемента не хватает», «Отремонтируй букву» и т.д. При этом для детей с нарушением зрения цветные элементы служат дополнительной подсказкой.

25. Упражнение "МАШИНА ЕДЕТ» Закреплять в речи правильное употребление приставочных глаголов. Закреплять словарный запас по теме: "Транспорт". Дети вместе с педагогом строят автомобильную дорогу, вдоль дороги строят дом, гараж. Инструкция: Вы должны правильно назвать действия машины. (Например: Машина подъезжает к дому или Машина отъезжает от гаража).

Применение палочек в разные режимные моменты:

• Распределение на занятия по местам, разделение на пары, подгруппы

• (Игра «Поезд»- билеты)

Лабиринты.

Задание №1 • Построй лабиринт • Выложи путь и запиши

Задание №2 • Распределение по парам («Игра «Крестики-нолики») • Игра 3*3 «Заполни квадрат»

Задание №3. Д/Игра «Муха» • С одной палочкой • С разными (Цветные ориентиры)

Физминутки

• «Стройся в ряд»

• «Семейки»(«Найди свой домик»)

• «Какой не хватает»

Круги Эйллера . Разложи палочки в обручи

1. Разложите (красные)палочки в обруч.

2. Разложи в красный палочки красной семейки, в синий синюю семейку, в желтый – желтую семейку А куда остальные?

3. Угадай звуки и рассели их по домикам

4. Изобразите при помощи палочек и кругов отношения между множествами А и В, если А – множество четных чисел, В –множество чисел кратное

5. В круг положите все палочки (числа), делящиеся на 2 и на 3 одновременно. (6) Вне круга лежат палочки(числа), не делящиеся на 2 или не делящиеся на 3. (1,2,3,5,7,9,10)

6. В круг положите все палочки (числа), делящиеся на 2 или на 3. (2,3,4,6,8,9,10) Вне круга лежат палочки (числа), не делящиеся ни на 2, ни на 3. (1,5,7)

Работа проводится, во второй половине дня со всей группой, основывались на принцип от простого к сложному. Работу с детьми мы строили на включении каждого ребёнка в образовательный процесс и увеличении сложности заданий.

В плане развития логического мышления с учетом использования дидактических игр с палочками Кюизенера проведены следующие мероприятия:

- апробирован перспективный план работы по формированию логического мышления и элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

- организованы и проведена непосредственно образовательная деятельность в течение учебного года.

- организована индивидуальная работа со слабыми и сильными детьми – в течение года, в разные режимные моменты.

В группе была создана развивающая среда, которая включала наличие необходимых учебных пособий, игр и игровых материалов уголок «Весёлые игры», в соответствие возрасту и индивидуальных особенностей детей. Уголок был насыщен играми и игровыми материала, а также пособиями, моделями и книгами, которые менялись в соответствии поставленной задачи. В уголке, используя пособия, дети самостоятельно или в парах закрепляли и отрабатывали логические операции, так как мы постарались подготовить игры с проблемным характером, чтобы дети использовали имеющийся у них опыт. Для детей, которые умеют читать, подготовили кроссворды с заданиями картинками. После проведения детско-родительского конкурса уголок пополнился лепбуками, созданными родителями совместно с детьми на тему «Волшебные палочки».

В ходе работы была создана спокойная доброжелательная атмосфера, в которой проявились задатки, способности детей и формировались коммуникативные навыки. Дети научились оказывать помощь в решении проблемы. Организовали возможность свободного размещения, перемещения и общения испытуемых в группе, если ребёнку для задуманной постройке необходимы палочки определенного цвета или помощь в решении задания, то он поднимал карточку с красным цветом и мог воспользоваться помощью детей или взрослого по необходимости.

Все четыре этапа: мотивационно – ориентировочный, поисковый, практический и рефлексивно-оценочный были включены в организацию учебно-познавательной деятельности. Занятия проводились в основном как сказки – путешествия. Детям создавали проблемные ситуации, ситуации противоречия, где проблема определила цель работы («Палочки идут домой, но забыли в каком доме живут», «Деду Морозу нужно помочь дойти до избушки Бабы-Яги через лес»). Таким образом, при психологическом комфорте создавался дискомфорт содержательный. Занятия проводились во второй половине дня по подгруппам. Они не противоречили, а являлись дополнением к занятиям по методике В.П. Новиковой «Математика в детском саду».

В занятия включали упражнения, направленные на интеграцию направлений развития ребёнка согласно ФГОС (познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное, физическое) и формирование у детей учебных предпосылок. В упражнении «Угадай тень дерева» (НОД «Путешествие в осенний лес») дети закрепляют знания деревьев и кустарников, в игре «Что сначала, что потом» закрепляется временные представления и экологические понятия: семена, росток, побег, корни, ствол и так далее, а также закрепляется счёт (Отметьте палочками сколько хвойных деревьев, а сколько лиственных. Сколько всего деревьев?)

К дополнению использования развивающих видов деятельности на практике, мы старались дать больше детям самостоятельности, убрав тем самым элемент навязывания. Старались показать, что всё зависит от решения (Как бы ты решил проблему?) Такая работа в основном была с «сильными» детьми, в работе с ними использовались игры 2 варианта. В совместной деятельности с дошкольниками мы старались сохранять наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации. Организовали сотрудничество взрослого и детей. Со «слабыми» детьми в индивидуальном порядке были отработаны игры (1 вариант) для большего ознакомления с материалом. Для того чтобы «слабым» детям помочь в постройках велась предварительная беседа о этапах работы (Расскажи, что ты будешь делать сначала, что потом? Какие палочки ты возьмёшь? Почему ты так думаешь?) После того, как дети научились проговаривать алгоритм работы с ними обговаривали содержание постройки. Таким образом, в образовательный процесс вносится личностный акцент.

Сформулировав задание, педагог выслушивал предположение детей о решении задачи. Дети рассказывали план действий, что и как он будет делать если ребёнок затруднялся, то воспитатель задавал наводящие вопросы. Однако педагог, выслушивая детей спрашивал: «А как ты сделаешь? Как можно помочь по-другому? Что ещё можно добавить?» Это помогало детям понять действия, осознать существенные элементы различных видов деятельности, их назначения, сосредоточить внимание не только на результат, сколько на способы его достижения. Таким образом, системно-деятельностный акцент вносится в образовательный процесс.

С учётом полученных результатов диагностики проводился выбор развивающих игр, вместе с тем учитывались возрастные возможности. Мы также учитывали уровень сложности, то есть наличие постепенно усложняющихся способов действия. Вариантом для детей использовали следующие логические игры:

Игра «Найди лишнее». Формирует умение исключать лишний объект и классифицировать объекты по общим признакам; развивает словесно- логическое мышление.
«Домики для палочек». Задание: палочки забыли свой адрес, помогите им найти свой домик. 1 вариант: по семействам. 2 вариант: карточка-паспорт с указанным адресом улицы и дома (Например, улица Голубая, дом 5. На корточки нарисована голубая и желтая палочки)
«Чем похожи, чем отличаются». Упражнение развивает способность выделять в сравниваемых объектах признаки, сходства и различия. 1 вариант: простейшие фигуры, геометрические фигуры, цифры или буквы. 2 вариант: Даются карточки с заданиями для постройки (работа в парах). Дети строят, а потом анализируют свои постройки и ищут сходства и различия.
«Найди закономерность». Формирует визуальное, понятийное, интуитивное мышление, умение систематизировать, обобщать вербальные предметы. Ребёнку предлагается картинка, а он должен найти закономерность в рисунке и построить продолжение из палочек.
«Бусы для Золушки». «Выложи последовательность». Помогает учить устанавливать причинно-следственные связи.
«Выложи модель». Игра способствует повышению умению анализировать и выполнять умозаключения. После проведения этой игры предлагается ребёнку нарисовать свою постройку на разлинованном листе для «слабых» детей, простой лист для «сильных».
«Второй ряд». Направлена на развитие способности анализировать. 1 вариант: выложи такой же. 2 вариант: выложи так, чтобы... (даётся условие).
Данное пособие педагоги включали и в другие образовательные области: область «Социализация» в сюжетно – ролевых играх: «Супермаркет» – деньги, цены на товар обозначаются палочками или кодовыми карточками; «Почтовое отделение» – адрес на посылке, письме, открытке, доме; «Железная дорога», «Аэропорт» - билеты, места; «Поликлиника» – количество таблеток, количество раз приема таблеток.

В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов «Пойди по загаданному маршруту», «Уберем камни», «Раз, два, три – беги»); во время дежурства для обозначения количества детей за столом, количества столовых приборов.

В области «Речевое развитие» при составлении или сочинении рассказа, сказки (используется как условное обозначение), а также по составленному рисунку придумать сказку. В ходе занятий по обучению грамоте полочки помогают в составлении предложений, слов с указанным количеством звуков, в обозначении количество звуков в слове, слов в предложении (особенно удобно обозначение предлогов).

Образовательная область «Художественное творчество» использовались для планирования будущих работ. Предлагали сначала построить и правильно расположить на листе бумаги, а потом выполняли. Например, перед выполнением работы «Цветы для мамы», дети продумывают (цвет, форму, название) и выкладывают цветы из палочек

Как было отмечено, что ребята достаточно быстро переходят от одного способа решения возникшей проблемы к другому и без труда объясняют свои действия. Они могут строить по схеме изображения, понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это довольно сложная речевая деятельность, но это очень необходимо. (Ребенок должен уметь объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не смущаться этого).

Вместе с тем следует подчеркнуть, что развитие логического мышления старших дошкольников, может развиваться при использовании пособия «Палочки Х. Кюизенера».

https://www.1urok.ru/categories/19/articles/56977

Использование палочек Кюизенера для развития логического мышления дошкольников

Среди большого количества дидактических пособий для развития математических и творческих способностей палочкам Кюизенера нет равных. Автором палочек является бельгийский математик, именем которого они и были названы. Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию. Публикация «Использование палочек Кюизенера для развития логического мышления дошкольников» размещена в разделах Логическое мышление Палочки Кюизенера Развитие ребенка. Материалы для педагогов Темочки Методика работы палочками Х. Кюизенера Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. • Задачи: • познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету). • познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине). • познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда. • осваивать прямой и обратный счет. • познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел). • помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания. • научить делить целое на части и измерять объекты. • развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. • развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.). • развивать логическое мышление, внимание, память. • воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Размер, см Цвет Условное обозначение
2х2 белая 1
2х4 розовая 2
2х6 голубая 3
2х8 красная4
2х10 желтая 5
2х12 фиолетовая6
2х14 черная
7 2х16 бордовая 8
2х18 синяя 9
2х20 оранжевая 10
Вместо брусочков можно использовать цветные полоски. Деревянные или пластиковые палочки Кюизенера имеют длину от 1 до 10 см. Палочки одной длины окрашены в одинаковый цвет. Каждая палочка отображает определенное число в см, объединенные общим оттенком палочки образуют «семейства». Каждое «семейство» отображает кратность чисел, например, в «красное семейство» входят числа, которые делятся на 2, в «зеленое семейство» входят числа, которые делятся на 3, и т. д. Как работать с палочками Кюизенера? Существует множество вариантов упражнений для работы с палочками. Все задания можно распределить по блокам: 1. Задания на ознакомление с палочками. • найди и покажи такую же палочку, как у меня; • найди самую длину или короткую палочку; • укажи из палочек каких цветов построен дом или дорога. 2. Задания на изучение цвета. • построй квадрат из красных палочек, а затем из голубых, какой больше; • выложи палочки по схеме : красная, желтая, красная, желтая; • положите несколько палочек перед ребенком и через несколько секунд уберите одну, спросив, палочки какого цвета не хватает. 3. Задания на измерение. • попросите ребенка найти любую палочку, короче синей, но длиннее желтой; • из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая или синяя; • с помощью любой палочки измеряйте длину карандаша, книги, ножку стола; • с закрытыми глазами найди две одинаковые длинные, а затем и короткие палочки; • постройте из палочек дорогу, заведомо пропуская палочки разного размера, и попросите ребенка заполнить пробелы. 4. Задания на построение. • попросите ребенка построить предмет, используя шаблон. 5. Задания на состав числа. • попросите ребенка найти большую палочку равную сумме двух маленьких. 6. Логические задания с палочками. • расположи палочки так, чтобы белая была между красной и синей, а синяя рядом с черной. Палочки интересны тем, что играть и продуктивно заниматься с ними смогут дети разного возраста, поэтому у европейских семей такие палочки давно стали лидерами среди развивающих игрушек. Польза занятий с палочками Кюизенера. Занятия с палочками Кюизенера должны происходить в виде волшебной игры, где ребенок это волшебник, который сможет из палочек создать любую картинку и фигурку. Итак, если вашему ребенку исполнился один год, то вы уже с успехом можете начать занятия с этими волшебными палочками. Если вы думаете, что малыш пока ничего не поймет, далеко заблуждаетесь. Маленьким деткам точно так же, как и более взрослым интересны подобные игры. С помощью них они осваивают математические алгоритмы и учатся решать легкие задачки. Ведь палочки Кюизенера представляют собой множество, которое способно создавать математические ситуации. Игры с палочками Кюизенера помогают ребенку понять, что любое число является результатом счета и измерения. Кроме того, после таких занятий дети уже осмысленно могут определить какое число меньше, а какое больше, понимают суть умножения, деления, прибавления и вычитания. Палочки Кюизенеравыполняют роль наглядного материала, который заставляет работать детскую логику и вырабатывать навыки счета, измерений. А научившись понимать все это, у ребенка закладывается прочная основа для дальнейших математических достижений. Занятия с палочками Кюизенера ускоряют процесс интеллектуально-творческого развития, помогают учиться фантазировать, тренируют память и наконец, развивают мелкую моторику пальцев. Нужно добавить, что цветными палочками с успехом пользуются даже педагоги в начальных классах и воспитатели в детских садах. Игровые задачи цветных палочек Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. Игры с палочками Кюизенера. Вот несколько самых популярных заданий: • Попросите ребенка показать вам палочку, цвет которой не будет красным и черным. • Спросите какого цвета палочка короче синяя или красная, фиолетовая или черная. • Пусть ребенок покажет вам две палочки одинакового цвета. Какая из этих палочек самая длинная? • Предложите малышу сделать лесенку из палочек преимущественно бордового, оранжевого и фиолетового цветов. Затем усложните задачу – нужно вставить в готовую лесенку синюю и черную палочку. • Пройдитесь пальцами по лесенке вверх, называя через ступеньку цвета палочек, а потом вниз, называя цвет уже каждой палочки. • Второй вариант лесенки: ребенок должен собрать лесенку из всех палочек, начиная с белой и заканчивая оранжевой. • Легкая игра «Назови число». Взрослый говорит любое число, а ребенок должен к нему найти подходящую палочку. Затем все наоборот. Взрослый сам выбирает палочку, а ребенок уже основываясь на ее длине называет число, к примеру, вы показываете голубую палочку, а ребенок отвечает 3. Чтобы малыш не запутался. Начните говорить числа по порядку от меньшего к большему, и чуть позже усложните задачу, называя цифры вразброс. • Спросите ребенка, из каких палочек можно составить оранжевую или фиолетовую палочку. Позже можно разнообразить упражнение и попросить его составить только из трех палочек одну фиолетовую. • Покажите ребенку дорожку длиной в 10 см. Пусть ребенок уложит на нее любые, по его мнению подходящие палочки. • И наконец, дайте ему задание, чтобы он с помощью счетных палочек Кюизенера посчитал длину и ширину стола. Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней. Предлагаю детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками проводятся систематически, индивидуальные упражнения чередуются с коллективными. В младшем возрасте проводятся упражнения в игровой форме. • 1. Игра " Найди такую же". Цель: знакомство и закрепление знаний о цвете и длине. • Например: покажите палочку такого же цвета как у меня. Покажите палочку синего цвета и попросите найти такую же. • 2. Игра " Строим дорожки". Цель: учить группировать предметы по цвету и длине. • Например: постройте дорожку из палочек красного цвета. Постройте дорожку из палочек голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая короче? Постройте дорожку самостоятельно любого цвета. • 3. Игра " Коврик для кошечки". Цель: Закрепление знаний о цвете и длине. • Например: Найдите палочки жёлтого цвета, положите их рядом, одну под другую. У нас получился маленький коврик для кошечки. • 4. Игра " Лесенка для зайки". Цель: осваивается последовательная зависимость палочек по длине. • Мы по лесенке шагаем и ступеньки все считаем. • Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной. • Первая - это белый листок, вторая - розовый лепесток, • Третья - как голубой океан, четвёртая - словно красный тюльпан, • Пятая - жёлтый солнечный свет, шестая - сиреневый яркий букет, • Седьмая - чёрный пушистый кот, восьмая - вкусный вишнёвый компот, • Девятая - синий мой лимузин, десятая - оранжевый апельсин. • 5. Игра " Поезд". Цель: закреплять умение различать цвета и соотношение длины. • Например: Сейчас мы построим поезд, а палочки - это вагоны. Возьмите палочки голубого, красного и жёлтого цветов, присоедините их кдруг другу как вагончики. • 6. Игра " Построим забор". Цель: закрепление умения выделять цвета и сравнивать по длине. • Например: Спрячем собачку за забором. Палочки в заборе должны быть одного цвета и одинаковой высоты. Старший возраст. В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей. Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление "поездов" одинаковой длины из двух, трех, четырех и т. д. "вагонов", измерение одной и той же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т. д. Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь ( наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств. Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений. Для успешной работы с палочками Кюизенера педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди: • поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое; • избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка; • сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.

Развитие логики у дошкольников 2-5 лет. Простые и бюджетные игры дома Для интеллекта взрослого человека основным видом мышления является словесно-логическое. У среднестатистического ребёнка оно впервые начинает проявлять себя в 5-7 лет, становится ведущим в 7-8, планомерно развивается на протяжении всего взросления и преобладает в дальнейшем. Из названия "словесно-логическое мышление" становится ясно, что развитая речь здесь очень важна. Всё потому, что любые понятия, из которых будут строиться выводы, выражаются именно в словах. Даже для решения простенькой загадки: "Что это за животное: ест морковку, прыгает, боится волка и лису, имеет длинные уши?" требуется прочитать или прослушать слова, проанализировать эти слова в голове - "прыгает", "ест морковку" и т.д., найти у них общее и после этого сделать логическое умозаключение к какому животному подходят все эти характеристики. Именно поэтому так часто можно увидеть информацию о том, что если ребёнок 5-6 лет не говорит/не понимает речь, это неизбежно потянет за собой задержку умственного развития вплоть до умственной отсталости. Поэтому коррекцию нарушений речи, особенно тяжелых, желательно начинать ДО 5 лет (чем раньше, тем лучше). Но для словесно-логического мышления не менее важна и развитая логика. Человек может не иметь никаких проблем с речью, но с хромающей логикой будет делать совершенно несостоятельные выводы и умным его тоже никто не назовёт. От развитости логики у ребёнка в период дошкольного возраста во многом зависит его будущий интеллект. Для детей с тяжёлыми нарушениями речи развитие логики приобретает особое значение ввиду того, что логические операции обрабатываются в левом полушарии мозга - том же самом, которое отвечает за речь. Получается, что стимулируя левое полушарие развитием логики, мы работаем не только с интеллектом, но и с речью. Так что же развивает логику у дошкольников? В первую очередь я хочу отметить, что формирование логики невозможно без внимания и пространственных представлений. При недостаточности эти двух функций будет страдать и логическое мышление. Кроме того, чтобы ребёнок мог выполнить многие задания на логику, от него требуется не только интеллектуальная сохранность, но и хорошее зрение. Поэтому при очевидных затруднениях даже в довольно простых, наглядных заданиях по возрасту, стоит посетить офтальмолога. Особенно это важно при нарушениях речи - малыш не сможет сообщить о каких-то своих проблемах и есть вероятность того, что все вокруг будут говорить, что ребёнок умственно неполноценный, а ему-то оказывается надо было скорректировать зрение. Ниже вас ждёт подборка бюджетных логических игр для детей 2-3 и 4-5 лет. Игры на развитие логики для детей 2-3 лет Простые закономерности Как правило, доступны детям ближе к 2,5-3 годам. На этот возраст подойдут простые вариации а-ля нанизываем одну чёрную бусину, одну белую, одну чёрную, одну белую и т.д. Помимо бусин, можно приобрести мозаику с гвоздиками и давать ребёнку чередовать гвоздики. Можно и вообще особо не тратиться, а вырезать, например, цветные круги или вагоны поезда, как на картинке ниже, и чередовать 2 цвета. Вагоны для игры Найди лишнее (3-ий или 4-ый лишний) Это сложная логическая операция, поэтому для детей этого возраста берутся очень наглядно отличающиеся вещи, а не понятия, требующие кругозора и дополнительных знаний. От ребёнка требуется найти лишнее в рядах, например, где 3 круга и один квадрат, или 3 зеленых звезды и одна красная. Игры типа базовых сортеров Для начала подойдут обычные сортёры. Когда ребёнок с ними освоится, можно попробовать дать ему подобные задания на бумаге (картинка ниже), чтобы он уже на глаз, не примеряя, пробовал определить куда подойдёт та или иная фигурка. пример сортера Сортировка от большого к маленькому и наоборот В первую очередь это всем знакомая пирамидка. Напоминаю, что идеальный вариант - когда стержень по всей длине имеет одинаковую толщину. При таких условиях у всех колец будет одинаковый диаметр и ребёнок будет сопоставлять кольца именно по величине, а не запоминать цветовую последовательность. Кроме того, я думаю, многим знакомы такие рамки-вкладыши: фото из открытых источников Они тоже хорошо тренируют зрительный анализ величин. Найди тень Много тут объяснять не надо - выглядит типовое задание, как на картинке ниже: фото из открытых источников Для некоторых детей поиск тени может оказаться сложным. В таком случае стоит спуститься на ступеньку ниже: надо распечатать, например, по 2 мишки, 2 петушка и т.д., смешать их и предложить малышу найти две одинаковые карточки. Так вы потренируете зрительное восприятие, а со временем станут доступны и задания посложнее. Чего не бывает (Нелепицы) Распечатайте рисунок, в котором что-нибудь из хорошо знакомых предметов очевидно неправильное - например, есть синее яблоко среди красных или фиолетовое дерево в зеленом лесу. Спросите у ребёнка, что по его мнению здесь неверно. Несмотря на, казалось бы, простую задачу, хочу отметить, что это задание сложное и требует некоторых знаний об окружающем мире и уже имеющегося опыта с логическими играми, поэтому такое лучше пробовать ближе к 3 годам. Игры на развитие логики для детей 4-5 лет Развитие обобщений по категориям В 4 года большинство детей начинают сортировать понятия не только по явным признакам (цвету, форме и т.д.), но и по "невидимым" категориям, основываясь на накопленных знаниях. Можно начать с категорий попроще: например, сортировать съедобное и несъедобное, деревья и цветы, мебель и бытовую технику, проговаривая обобщение с ребёнком, например: "Это мебель". А ближе к 5 годам уже переходить к не таким явным и более сложным вещам: учить сортировать домашних и диких животных, фрукты и овощи, полевые и садовые цветы, перелётных и зимующих птиц и т.д. Удобнее и дешевле всего это делать с помощью сортировки карточек с изображениями. Усложненные логические последовательности Теперь предлагается восстановить ряд из 3 и даже 4 деталей, которые к тому же могут различаться не одним признаком: фото из открытых источников Усложнённые картинки-нелепицы К 4-5 годам большинство детей уже имеет достаточно знаний и внимания, чтобы замечать сразу много несостыковок на картинках и многие довольно очевидные уже можно показывать ребёнку: Что перепутал художник? (картинка из открытых источников) Найди лишнее (3-ий или 4-ый лишний) Эти игры тоже начинают требовать от ребёнка определённых знаний об окружающем мире. Лишнее ищется уже не только по форме/цвету, но и по более сложным категориям. Например: сыр, молоко, кефир, колбаса - лишняя здесь колбаса, так как она не относится к молочным продуктам. Если понимаете, что малыш уже хорошо справляется, то усложнить задачу можно, перестав показывать предметы - просто говорите слова. Тут ребёнку нужно будет не только сделать вывод, но и представлять тот или иной предмет, что потребует от мозга дополнительной работы. Пятнашки Знакомая с детства простая логическая игра без лишних выдумок для детей от 4 лет. Нашла на яндекс.маркете такой бюджетный вариант: Если предыдущие игры не требовали особых речевых навыков, то пониже идут уже те, где нужно хотя бы ограниченное владение речью. Нелепицы в стихах Лёва обожает эти задания за веселье, а я за то, что они великолепно "качают" как логику, так и слуховое внимание, которое крайне важно для успешного обучения. От ребёнка требуется внимательно слушать, например, такое стихотворение: И хлопать в ладоши (или топнуть/постучать в барабан/позвенеть колокольчиком и т.д.), если он услышал неверное утверждение. Что нужно врачу/учителю/продавцу На самом деле список неисчерпаем. Вопросы требуют от ребёнка не только доставать из головы какие-то заученные знания, но и мысленно подбирать правильный предмет к каждой профессии. Игры с антонимами В этом возрасте дети уже неплохо ориентируются в противоположностях, но для игры, хотя бы поначалу, желательно подбирать признаки, которые можно наглядно показать. Например: длинный/короткий, горячий/холодный, тихий/громкий, светло/темно, тупой/острый и т.д. Званый ужин Игра достаточно сложная, но очень уж хорошо стимулирует мозги. Нужно распечатать картинки с изображением стола и нескольких разных животных: зайца, волка, лисы и ежа. От ребёнка требуется рассадить всех за стол, соблюдая условия: Заяц не может сидеть рядом с лисой и волком - они могут его съесть; Лиса не хочет сидеть с ежом - она боится уколоться; Волк может сидеть с кем угодно. Когда ребёнок начнёт хорошо справляться, можно добавлять новые условия, увеличивать количество животных на званом ужине, всё более усложняя задачу. Конечно только этими играми развитие логики не ограничивается, но я надеюсь, вы нашли в этом материале что-то интересное и для себя. https://dzen.ru/a/X7agUwp5C3uY9dtg

Для того, что бы посмотреть фотографии на главной странице нажмите на квадрат вначале текста.

Современный основатель программы для детей – Халит Шин, турецкий педагог, однако  история ментальной арифметики берёт своё начало в Древней Греции и Месопотамии (около 5 000 тысяч лет назад). Именно тогда появился невероятный способ, который стимулирует развитие обоих полушарий головного мозга, позволяет развить память, внимание и устный счет до фантастических результатов.

В основе методики лежат древние счеты-абакус. В Китае они называются суаньпань, а в Японии – соробан. Это самый главный инструмент, который был придуман для того, чтобы люди научились быстро и правильно считать. Можно сказать, что абакус — это прародитель современного калькулятора. Только калькулятор не развивает интеллект и не заставляет человека думать, а вот абакус устроен таким образом, что умение считать на нем тренирует мозг, развивает нейронные связи между обоими полушариями, творческие способности и интеллект.

Во многих странах Азии ментальная арифметика является обязательным предметом, с которого дети начинают обучение в школе. Очень активно применяют техники ментальной арифметики в Турции, Казахстане, Малайзии и странах Северной Америки. А, например, в России, уже несколько лет активно распространяется обучение , благодаря которому тысячи детей по всей стране получили возможность доступно заниматься ментальной арифметикой и развивать свой интеллект.


Папку можно получить по ссылке: https://yadi.sk/d/f-zgwkvp4DsobQ
Рисование двумя руками                https://yadi.sk/d/IyH8PvifxgWsPw

Первое время будем тренировать пальчики и развивать оба полушария.
Упражнение 1
Уточка соединяем большой и указательный палец чередуя нажим.
Слегка прикоснуться затем надавить.
Важно одновременно двумя руками.

Упражнение 2
Над головой выставляются рожки(сильно вытягивать указателтный и мизинец . Болтшой спрятан, средний и безымянный сжаты в кулачок).
Опускает ручки и делает ножки( выпрямляет указательный и средний пальцы, а большой безымянный м мизинец в кулачок)Вы говорите рожки  поднимают руки вверх, делают рожки.
Вы говорите ножки они опускают руки вниз делают ножки.
Упражнение 3 Рисование одновременно двумя руками.
 

На уровне фуражки морских офицеров имитируем козырек, пальцы прямые, большой плотно прижат к ладошке, спина прямая как по стойке смирно.
Вторая рука сжата в кулак большой палец поднят вверх. Фраза для концентрации.
Когда капитан смотрит вперед-все окей.
Хлопок и руки меняем местами.
 

Что вообще такое ментальная арифметика?

Это работа по прокачке мозга, направленная на развитие левого и правого полушарий мозга в процессе визуализации вычислений на специальных счетах в голове. Чтобы пользоваться счетами в уме, ребенок должен запомнить расположение косточек на спицах и ключевые манипуляции с ними. На первом этапе обучения ментальной арифметики применяются счеты абакус, или соробан – фишки, которые развивают мелкую моторику рук и помогают запоминать цифры и их значения при вычислениях.

Абакус или Соробан счеты для ментальной арифметики  

Счеты Абакус – рамка с поперечными перекладинами и шестью спицами с нанизанными на них пятью костяшками. При этом число спиц разное, тогда как одна из пяти косточек отделена поперечной планкой. Набор может быть из пластика или дерева

По мере взросления игрушка-счеты заменяются ее ментальным (воображаемым) аналогом, и ребенок “щелкает” в уме все более сложные математические расчеты, без помощи калькулятора. С возрастом уникумы достигают такого уровня развития, что одновременно с решением примера в уме читают книгу или декламируют стихи.

Чтобы начать заниматься ментальной арифметикой с ребенком, научите его счету от 1 до 10, вычитанию и сложению. Это уже будет отличным первым шагом!

Ребенок в возрасте с 4 до 12 лет максимально впитывает, получает новый опыт и знания, которые определяют его предпочтения и повышают возможности стать цельной личностью в взрослом возрасте. 

Ментальная арифметика – это набор упражнений для тренировки и развития мозга в процессе мысленной визуализации вычислений на специальных счетах. Вместе с 1таймер.ру, рассмотрим как применяя методики ментальной арифметики, мы закладываем фундамент будущих успехов и достижений своих детей.

 

Если хотите чтобы ребенок развил таланты, развивийте не только практические навыки и логику, дайте пространство для развития креатива и воображения. Интегрируйте больше занятий на правое полушарие мозга. Программа ментальной арифметики подключают спонтанность и воображение к процессу математических вычислений – возьмите на карандаш!.

В Китае и Японии ментальная математика включена в часть обязательной школьной программы. Дети во время обучения оттачивают навык вычисления в уме, они смотрят на результаты, а не на эффектность.

При этом методики, которыми пользуются азиатские педагоги, очень сильно отличаются от европейских и российских. Курс школьной математики и ментальной арифметики – разные дисциплины, которые гармонично дополняют друг друга. Самоцелью школьного курса ментальной арифметики является не только научить ребенка быстро считать в уме, но и развить его умственные способности по максимуму.

Ментальная арифметика не решит все проблемы, и не создает чудеса. Но если вы примените на регулярной основе ментальную арифмету, можно ожидать:

 

Навык быстрого счета в уме, умножению и делению шестизначных чисел;

Тренировка для развития мозга – как ее творческой составляющей, так и логической;

Скорочтение и возможность без труда выучить любой иностранный язык;

Высокая концентрация внимания, независимо от внешних условий;

Значительное повышение умственных способностей, во много раз увеличивается успеваемость по всем школьным дисциплинам, в том числе гуманитарным и точным наукам;

Значительно повышаются коммуникативные навыки – ребенок легче и охотнее находит общий язык как со сверстниками, так и с людьми старшего возраста, его речь становится более правильной;

Ментальная математика учит думать самостоятельно, на каждый факт у ребенка будет выстраиваться свое мнение, что редко.

МА можно заниматься в развивающих центрах с квалифицированными преподавателями, и в домашних условиях по учебникам. В Сети есть много обучающих видео и пособий, как правильно обращаться со счетной доской абакус.

 

 

«Гимнастика мозга»

Мозг, хорошо устроенный,

стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Мишель де Монтень.

Сухомлинский В. А. утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Сотрудники Института физиологии детей и подростков Российской Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. И. И. Сеченов считал«Неподвижный глаз также слеп, как неподвижная рука». Работы В. М. Бехтерева, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, Л. Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на функции В. Н. Д., развитие речи.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так, древнекитайская философская система Конфуция демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Бесспорно, все мы знаем, что наш мозгнаходится в черепной коробке в непрерывной связи с остальными частями нашего тела. Но на практике, когда мы исследуем мышление, пробуем стимулировать его, создавать благоприятные условия для развития и творчества, мы стремимся рассматривать его как бестелесный процесс, словно роль тела заключается только в том, чтобы «переносить» мозг с места на место и таким образом, обеспечивать его важную работу. Но не всё мышление и учение сосредоточено лишь в голове. Напротив, наше тело играет объединяющую роль во всех интеллектуальных процессах, начиная с раннего детства и до глубокой старости. Важнейшая роль тела в процессе учения уже отчётливо доказана многими научными исследованиями. Чем подробнее учёные рассматривают сложные связи, существующие между мозгом и телом, тем отчётливее выявляется главное: движение необходимо для учения. Движение пробуждает и активизирует многие умственные способности. Учение требует овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движения мышц. Все наши умения – это часть работы мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека. Последние исследования доказывают: движение приносит непосредственную пользу нервной системе.

Существует так называемая Гимнастика Мозга, упражнения которой активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью, Эти упражнения пробуждают систему «интеллект-тело» и приводят её в готовность к обучению.

Программа «Гимнастика Мозга» была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих «Долина» в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как «неспособных к обучению». В 1987 г. результаты ГМ (гимнастики мозга) были оценены экспериментально. В этом эксперименте принимали участие 19 учеников специальной школы. Каждый ученик делал упражнения ГМ по 10-15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании. В 1987 году в Америке была основана Организация Образовательной Кинезиологии. В России ГМ впервые появилась в 1988 г. Сейчас её используют в своей работе в учреждениях психологической помощи в 15 крупных городах страны (Москва, Санкт - Петербург, Томск, Уфа, Орехово -Зуево и др.). Огромная польза и привлекательность ГМ состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте, для повышения эффективности того, что он в данный момент делает. Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи, такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приёмов. Упражнения должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку, продолжительностью от 5 до 7 минут в день, ежедневно. С каждым днём упражнения могут усложняться, объём заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. ГМ представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают детям дошкольного возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут выполнения упражнений дают высокую умственную энергию, т. к. пластичность детского мозга является благоприятной почвой для его развития.

В своей работе мы используем следующие кинезиологические упражнения«Кулак-ребро-ладонь»«Лезгинка»«Ухо-нос»«Колечко»«Змейка», целью которых является:

- развитие межполушарного взаимодействия;

- развитие памяти, внимания, речи, мышления;

- способствуют устойчивости запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма;

1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

2. «Кулак - ребро – ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).

3. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

4. «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

5. «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

Особенно эффективной оказалась кинезиологическая гимнастика у детей, т. к. пластичность детского мозга является благоприятной почвой для его развития. Кинезиологическая гимнастика, потенцируя одновременность работы полушарий, помогает ребенку активно развиваться, более полно используя ресурсы своей психики, способностей.

Требования к выполнению кинезиологических упражнений: точное выполнение движений и приёмов;

В работе с детьми рекомендуем взрослым (педагогам, родителям) системно применять упражнения гимнастики мозга для тренинга определенных функций.

Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

Высшим достижением взрослого, работающего по предлагаемой методике, было бы обучение этим упражнениям ребенка с тем, чтобы он самостоятельно, в нужный момент, мог выполнить набор соответствующих упражнений. Например, при выполнении домашних заданий или контрольной работы.

В целом работа Пола Деннисона и Гейл Деннисон является совершенно новым явлением, и адаптация их работы к условиям российской образовательной системы является весьма актуальной. Она становится первым шагом в образовательной кинеспологии — науке, улучшающей обучаемость на уровне работы целостного мозга.

 

Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребенка (авт. Пол Деннисон).

Программа "Гимнастика Мозга" была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом И. Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих "Долина" в Калифорнии. В течение 20 лет помогал детям и взрослым с помощью разработанной системы быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. По мнению автора Пола И. Деннисона [1] гимнастика мозга оказалась эффективна в отношении детей, у которых проблемы с чтением и детей диагностированных, как "неспособных к обучению".  

Деннисон задумался над тем, что связывает человека с чтением? Наблюдая за детьми от раннего возраста до школьного, он заметил, что очень многие «вещи», которые понадобятся при чтении, осваиваются на телесном уровне, в обыкновенном движении ребенка (например, ползание).

Во время чтения глаза двигаются последовательно: слева - направо, сверху – вниз, слово за словом, строка за строкой, страница за страницей. Т.е в определенных плоскостях. Когда мы слышим речь, мы дешифруем её так же по горизонтали. Идет сканирование, фокусировка. Когда ребенок, еще не умеющий читать раскладывает на полу игрушки, он фокусируется на том, как он их кладет (пирамидкой, башней или просто вряд). Разглядывает комнату - шкаф, картину, лампу, маму.  Если глаза не научились сканировать в реальности мира, то и на бумаге это так же может и не произойти. Будут спонтанные всплески внимания  в отдельные точки,  и текст будет распадаться. Если представить книгу, то это - двухмерная плоскость, и для того, чтобы в ней ориентироваться, нужно освоить на уровне тела верх-низ, лево-право, серединную линию. Нельзя читать часть с одной страницы, часть - с другой. 

В работе Мухиной В.С.[2] утверждается, что начальное освоение левого-правого происходит при грудном вскармливании. Когда ребенка перекладывают с одной стороны на другую, он чувствует, что у него есть сторонность,  и  начинает различать правое и левое на телесном уровне. Эту сторонность он объединяет, когда начинает ходить. Появляется контрлотеральность. Первый раз это соединяется в ползании. Ребенок начинает ползти к цели. Происходит соединение понимания левого-правого, серединной линии, направления движений, целеполагание, подлинное достижение и оценка достижения.

Все это происходит в раннем младенческом возрасте. И если эта фаза по какой-то причине была пропущена, ребенок не работал в двухмерном пространстве пола, не научился последовательно распределять внимание между объектами, не освоил систему координат (верх-низ и т.д.) на телесном уровне,  в тот момент, когда он возьмет книгу, он не поймет, что он должен делать. Т.о. существует прямая корреляция между ползанием ребенка и проблемой чтения.

Сегодня я хочу представить вам «Антистрессовую гимнастику для взрослых и детей» («Троицкую гимнастику мозга») психолога Троицкой Ольги Иосифовны. Её комплекс основан на работе психолога Пола И. Деннисона. Комплекс упражнений доступно обоснован с точки зрения физиологии, нейропсихологии. По словам автора Троицкой О.И. [3] несколько минут занятий дают высокую умственную энергию.

Цели упражнений:

  • Оптимизация деятельности мозга.
  • Гармоничное развитие двухполушарного мышления.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
  • Улучшение работы долговременной и кратковременной памяти.
  •  Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
  • Повышение эффективности выполняемых действий при работе на компьютере.
  • Восстановление работоспособности и продуктивности.
  • Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
  • Формирование абстрактного мышления.

 

 

Комплекс упражнений «Троицкая гимнастика мозга»

 

ВНИМАНИЕ! Каждое упражнение делается не более 1 минуты!

Упражнение 1. КРОСС КРОЛЫ (перекрестный шаг).

Движения имитируют обыкновенное детское ползание. При этом головной мозг включает, соединяет и синхронизирует работу левого и правого полушария.

И.п.: Стоя, ноги на ширине плеч. Несем плечо к бедру, а не локоть к коленке!

Голова чуть-чуть поворачивается по ходу движения.

Тело как будто складывается, а руки и ноги только подставляются.

Рот не зажимать. Губы свободны. Зажата нижняя часть лица - зажаты все остальные мышцы тела.

Можно делать стоя, сидя, лежа – доставать локтем коленки. Можно просто маршировать.

Скорость – для детей не ограничена. Взрослым, для того, чтобы они услышали свое тело, первое время делать медленно, чувствовать, как плечо идет к бедру, и включаются косые мышцы живота.

Делайте «КРОСС КРОЛЫ» или просто маршируйте когда:

- Чувствуете упадок сил, вялость, ничего делать не хочется;

- Надо включиться в работу;

- Надо почувствовать себя более бодрым и живым

Упражнение 2. КНОПКИ МОЗГА

Два пальца одной руки под ключицами – там две ямочки. Вторая рука лежит на пупке. Мягко массируете подключичные ямки.  Меняем руки.

Между 1 и 2 ребром под ключицами ямочки – там с двух сторон от сердца идут крупные сосуды. Это мощная нейро-лимфатическая зона.

Слегка массируем (могут быть  болезненные ощущения, т.к. эта зона чаще всего зажимается при стрессе).

Делайте «КНОПКИ МОЗГА», когда:

  • плохо видите или появилась пелена перед глазами;
  • за рулем автомобиля, когда перестали видеть боковой обзор

(остановиться у обочины и сделать упражнение);

  • трудно включиться в какую-то работу;
  • появилась усталость или что-то не ладится.

 Упражнение 3. КОЛПАК ДЛЯ ДУМАНЬЯ

  1. Берем себя за уши – за верхнюю часть уха: большой палец сзади, указательный впереди, мягко массируем уши, как будто немного растягивая назад и выворачивая. Массируем несколько раз сверху вниз каждую точку на кромке ушной раковины.
  2. Поворачиваем голову влево до предела. Берем себя за уши и массируем, позволяя своей голове, глядя назад, уходить все дальше и дальше. Массируем несколько раз сверху вниз. Когда голова повернется до предела – достаточно.
  3. Поворачиваем голову вправо. И повторяем действия пункта 2.

Делайте « КОЛПАК для ДУМАНИЯ», когда:

  • голова отказывается работать;
  • нужно быстро собраться с мыслями;
  • активизировать работу головного мозга

Упражнение 4.  СОВА 

 Берем правой рукой за левое плечо посередине.

Немного поворачиваем голову влево.

Начинаем массировать  на выдохе, сжимаем пальцы и говорим -  «УХ».

Глаза расширить – смотреть как сова. Голову немного поворачиваем из стороны в сторону. Затем берем левой рукой за правое плечо и делаем то же самое.

Делайте «СОВУ»,  когда:

  • хотите спокойно общаться (помогает расслабить плечевой пояс);
  • нужно быстро снять стресс и восстановить дыхание. 

Упражнение 5.  ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ 

 И.п.: Ноги на ширине плеч. Стопы параллельны, колени по направлению большого пальца ноги. Колени слегка согнуты. Тело расслаблено.

Сгибаем одну руку в локте и выставляем вперед, большой палец вверх, на котором фиксируем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела. Мысленно перед собой представляем круг, в котором рисуем знак бесконечности – ленивую восьмерку, главное чтобы она была круглая.

 1. Левая рука свободно свисает вдоль тела. Правой рукой спокойно и вольно рисуем: вверх по серединной линии тела, влево – вниз-вправо до серединной линии дела и по ней вверх до середины и в другую сторону: вверх-вправо-вниз-влево-сер.линия - вверх.

2. Меняем руки.  И рисуем левой рукой.  Начало влево вверх.

3. Рисуем двумя руками вместе. Начало влево вверх.

Делайте «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ» когда:

  • плохо видите (повышает эластичность и кровоснабжение глазодвигательных мышц);
  • нужно восстановить целостность работы организма;
  • улучшить координацию движений. 

Упражнение 6.  КРЮКИ ДЭНИСОНА

 В крюках хорошо думать о каких-то проблемах

 1 часть: Ноги переплетаем.

Руки вытягиваем вперед, ладошки поворачиваем наружу, складываем ладошки, пальцы переплетаем, затем руки выворачиваем к груди.

Язык поднять и прижать к небу.

Глаза поднять вверх.

Стоим или сидим столько, сколько комфортно.

2 часть.  Ноги поставить  на ширину плеч, руки опустить вниз и сцепить лодочкой на уровне низа живота. Глаза опустить вниз.  Язык к небу. Чувствуем, как уходят остатки напряжения.

Упражнение  КРЮКИ рекомендуется выполнять,  когда:

  • надо быстро снять стресс и успокоиться;
  • нужно обдумать сложную проблему;
  • подумать, что лучше сейчас делать;
  • хотите понять себя и принять взвешенное решение.

  Таким образом, выполняя каждый день гимнастику мозга, мы  научим детей самоконтролю, улучшим психоэмоциональное, физическое и интеллектуальное состояние детей. Упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

Литература

1. Пол Е. Деннисон, Гейл Е. Деннисон. "Гимнастика мозга". Книга для учителей и родителей. 2015 год.

2. Мухина В. С. М92 Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:

Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. ISBN 5-7695-0408-0

3. Троицкая О.И. «Здоровье школьника» 2009 г Цикл статей в журнале «Здоровье школьника» 2008 – 2013 г.г. в рамках проекта журнала и Центра межличностных коммуникаций «Азбука чувств».

 

 

 

 

упражнения для мозга

обводилки для малышей  http://pesochnizza.ru/detishki/doshkolnik/obvodilki

раскраски по точкам https://moi-raskraski.ru/raskraski-obuchayushchie/...

30 упражнений для развития мозга https://heaclub.ru/razvitie-mozga-uprazhneniya-dly...

5 упражнений для развития обоих полушарий https://trenermozga.ru/mm/mozg/razvitie-polusharij...

ассимитричная пальчиковая гимнастика https://econet.ru/articles/174673-11-uprazhneniy-dlya-mozga

Мнемотехника https://1timer.ru/mozg-i-logika/mnemotehniki-za-5-min/