Литература для дошкольников
Литература для дошкольников
Рекомендации для различных возрастных групп дошкольников
Ребенок начинает понимать человеческую речь очень рано, задолго до того, как заговорит сам. Легче всего малыш воспринимает бытовую речь, когда он сам непосредственно включен в ситуацию и видит то, о чем говорят взрослые. Воспринимать устный рассказ, когда не видишь предмета разговора и надо задействовать воображение, намного сложнее. Способность к восприятию повествования развивается у ребенка постепенно и тем успешнее, чем больше рассказывают и читают ему. Большую помощь в этом взрослым способны оказать качественные иллюстрации и вспомогательные игровые занятия, описанные выше.
Ребенок начинает понимать человеческую речь очень рано, задолго до того, как заговорит сам. Легче всего малыш воспринимает бытовую речь, когда он сам непосредственно включен в ситуацию и видит то, о чем говорят взрослые. Воспринимать устный рассказ, когда не видишь предмета разговора и надо задействовать воображение, намного сложнее. Способность к восприятию повествования развивается у ребенка постепенно и тем успешнее, чем больше рассказывают и читают ему. Большую помощь в этом взрослым способны оказать качественные иллюстрации и вспомогательные игровые занятия, описанные выше.
Четко определить возрастные границы различных уровней восприятия литературных произведений у дошкольников довольно трудно. Одни дети более развиты в этом смысле, другие менее. Кто-то в 3 года еще не способен воспринимать что-либо сложнее «Теремка», а кому-то уже по силам сказки Г.-Х. Андерсена. Однако для каждой возрастной группы дошкольников необходимо определить примерный круг чтения. Существуют рекомендательные списки литературы для разных возрастов.
От 1 года до 2 (2,5) лет
Для детей этого возраста оптимально подойдут «потешки», пальчиковые игры («Сорока-ворона кашу варила»), стихотворения из одного-трех четверостиший, коротенькие сказки и истории, рассказанные простыми предложениями. В них могут содержаться звукоподражания, повторы. Для понимания этих произведений достаточно небольшого словарного запаса (пример — сказка В. Г. Сутеева «Цыпленок и утенок»). Обычно малыши любят слушать одну и ту же сказку или стишок несколько раз и непроизвольно выучивают их наизусть. Пусть они рассказывают сами, поощряйте это полезное занятие. Для детей этой возрастной группы необходимы сказки со счастливым концом. У ребенка должно возникнуть ощущение стабильности, надежности мира. Поэтому выбирайте варианты сказок со счастливым финалом.
Список рекомендуемой литературы
- 1. А. Барто «Игрушки» и другие короткие стихотворения
- 2. В. Бианки «Лис и мышонок»
- 3. В. Данько «С утра до вечера» (стихи для малышей)
- 4. Л. Дерягина «Баюшки-баю», «Игры, чистоговорки, песенки, потешки»
- 5. О. Жукова «Детские песенки и потешки»
- 6. Короткие народные сказки в вариантах со счастливым финалом («Репка»,«Курочка Ряба», «Теремок» и др.)
- 7. В. Сутеев «Цыпленок и утенок» и другие сказки для малышей
- 8. К. Д. Ушинский «Любимые сказки малышей»
- 9. К. Чуковский «Цыпленок»
От 2,5 до 4-х лет
В этом возрасте следует продолжать знакомство с произведениями В. Сутеева, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, с народными сказками, постепенно расширяя круг чтения, включая в него все новые произведения отечественной и зарубежной литературы для детей. Сказки и истории должны становиться длиннее, содержать больше персонажей и событий. Но по-прежнему важно, чтобы все истории заканчивались хорошо и не содержали слишком страшных событий. Чтение сказок, подобных «Красной Шапочке», где кто-то кого-то съедает или где действуют страшные ведьмы и чудовища, лучше отложить до старшего дошкольного или младшего школьного возраста.
Если ребенок любит книжки, и вы ему много читаете, можно переходить к более крупным произведениям и в 4 года. Для этого оптимально подойдут рассказы В. Осеевой, повести А. Линдгрен о Малыше и Карлсоне, об Эмиле из Леннеберги, о Пеппи Длинный чулок; повести Т. Янссон о муми-троллях; забавные сказки Т. Александровой о домовенке Кузе, А. А. Милна о Винни-Пухе и многие другие.
Список рекомендуемой литературы
- 1. А. Балинт «Гном Гномыч и Изюмка»
- 2. В. Бианки «Первая охота», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Лесные домишки», «Сова», «Кто чем поет?» и др.
- 3. Д. Биссет «Забытый день рождения», «Все кувырком», «Путешествие дядюшки Тик-Така»
- 4. Э. М. Блайтон «Знаменитый утенок Тим»
- 5. Е. Железнова «Волшебная черепашка»
- 6. Б. Заходер «Хрюк на елке», «О чем индюк думал», «Кит и кот»
- 7. М. Зощенко «Умные животные», «Показательный ребенок»
- 8. В. Кротов «Червячок Игнатий и его друзья»
- 9. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Про Комара Комаровича», «Сказка про храброго зайца Длинные уши — Косые глаза — Короткий хвост», «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке»
- 10. С. Маршак «Усатый-полосатый», «Где обедал, воробей?», «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Урок вежливости», «Про все на свете» и другие стихотворения и переводы
- 11. И. С. Михалков «Кто кого?», «Услужливый заяц», «Друзья в походе», «А что у вас?», «Песенка друзей», «Фома», «Рисунок», «Мой щенок» и др.
- 12. Э. Мошковская «Зоопарк» и др.
- 13. Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»
- 14. О. Онисимова «Самое прекрасное на свете»
- 15. В. Осеева «Волшебное слово»
- 16. М. Пляцковский «Солнышко на память», «Дневник кузнечика Кузи»
- 17. А. Прейсен «Про козленка, который умел считать до десяти», «Веселый Новый год»
- 18. «Приключения Пифа» в рисунках В. Сутеева и пересказе Г. Остера
- 19. И. Румянцева, И. Баллод «Про маленького поросенка Плюха»
- 20. Н. Сладкое «Бежал ежик по дорожке», «Воробьишкина весна» и другие рассказы
- 21. Л. Толстой «Три медведя», «Филипок», «Лев и собачка», «Сказки», «Басни»
- 22. А. Усачев «Жили-были ежики»
- 23. Ф. Хитрук «Топтыжка», «Каникулы Бонифация»
- 24. К. Чуковский «Телефон», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Айболит», «Путаница»
От 5 до 7 лет
Книг для детей старшего дошкольного возраста великое множество. Это рассказы и повести о животных, волшебные сказки и повести, веселые и забавные приключения, поучительные истории, басни и притчи, а также многочисленные стихотворения и сказки в стихах. Но в большинстве своем это произведения для детей, которые уже приучены слушать и читать книжки. «Телевизионно-компьютерные» дети обычно не могут воспринимать длинные истории, они не в состоянии сосредоточиться на тексте. Не видя перед собой «движущихся картинок», они испытывают трудности в том, чтобы представить себе происходящее в книге, им не хватает воображения. Таким ребятам будет сложно справляться со школьной программой.
Даже для старших дошкольников, привычных к чтению, лучше брать яркие, красочные издания с качественными иллюстрациями.