Проект развития этно-краеведческого музея "ВОЗРОЖДЕНИЕ"
Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_proekt_nov.docx | 53.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Утвержден и введен в действие
приказом № от 2014 г
Директор МБОУ Ташкирменской ООШ
Лаишевского муниципального района РТ
_________________М.Т. Сидорова
Школьный проект
развития школьного этно-краеведческого музея
«ВОЗРОЖДЕНИЕ»
Ташкирмень, 2014
Пояснительная записка.
Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Школьный музей является одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта. Кроме того - это отбор, а зачастую и совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, природопользовании, сельском хозяйстве, промыслах, материальной и духовной культуре и, конечно же, в сфере нравственности и патриотизма.
Важнейшей первоочередной задачей юных краеведов является сбор и сохранение информации о памятниках истории и культуры: документальных, археологических, архитектурных, фольклорных.
Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребенка, определенных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение, такие понятия, как «малая родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
Основные цели проекта:
- Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
- Сохранение исторической памяти и наследия кряшен, развития интереса к истории своего народа, края, района.
- Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины.
- Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою отчизну.
Основные задачи проекта:
Образовательные
- Научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценить их с точки зрения развития истории и культуры;
- обучить активным формам деятельности в обстановке информационно-насыщенной работы;
- способствовать активной мотивации в познавательной деятельности и практическом использовании полученных знаний;
- обучить самостоятельной работе с библиографическими источниками;
- сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экскурсионной методики;
- сформировать устойчивый интерес в изучении истории и культуры края, района;
- cформировать навыки публичных выступлений;
- сформировать первоначальные навыки общения с экскурсионной группой;
- сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуры посредством общения с памятниками истории и культуры;
- сформировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;
- сформировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
Развивающие
- развивать уверенность в реализации личностных качеств;
- содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;
- способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;
- развивать предпосылки для осознанного подхода обучающихся к подготовке и проведению экскурсий;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия кряшен;
- развивать целеустремленность в овладении экскурсионным методом, самореализации, самосовершенствовании;
Воспитательные
- воспитывать гражданские качества, патриотическое отношение к России и к своему родному краю, воспитывать любовь и уважение к малой и большой родине;
- воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности судьбам жителей;
- воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия;
- воспитывать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
- воспитывать духовно-нравственные качества личности;
Сроки реализации проекта.
Программа рассчитана на 5 лет (2013-2018 гг.)
Участники проекта. Совет школьного музея. Учащаеся – 10 – 16 лет.
2. Образовательное пространство реализации проекта
Практическая значимость исторического краеведения – участие в решении задач учебно-воспитательного процесса школы. Историческое краеведение помогает учащимся приобщиться к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до серьёзных исследовательских работ, имеющих общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности. Центральное место в системе краеведческой работы занимает школьный музей, материалы которого широко используются в учебном процессе и во внеклассной работе.
Формы реализации проекта
урочная деятельность внеурочная деятельность
Уроки истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, интегрированные уроки, уроки технологии | Традиционные школьные мероприятия, краеведческие экскурсии и походы, кружки по интересам |
Деятельность учащихся в реализации проекта
начальный уровень: помощь в сборе информации выставка рисунков «Юный эколог» | основной уровень: сбор и обработка информации подготовка экспозиций музея, оформление стендов проведение экскурсий фоторепортажи работа в этно-краеведческом кружке |
участие в конкурсах, акциях школы, района, республики
волонтерская деятельность
На базе музея проводятся тематические экскурсии, классные часы: «День народного единства, «Дети войны», Уроки мужества, Уроки памяти. 15 февраля была проведена встреча с участниками боевых действий «Солдат войны не выбирает» в честь 25 -летия вывода советских войск из Афганистана.
Экспозиция, посвященная истории пионерского движения, знакомит учащихся с детским движением советского периода.
Проводятся предметные уроки на тему «История утюга», «Песни наших бабушек». Экспозиция «Волжско-Камский заповедник» помогает при проведении уроков по окружающему миру. Проводятся уроки народной культуры, например на тему: «Бабушкины узоры», «Узоры на головном уборе, платье кряшенок».
Направления реализации проекта
Экологическое «Кирмэн» «Тропа предков» «Звон серебряных
монет»
«Честь, доблесть, слава»
Экологическое направление.
Село Ташкирмень расположено в живописнейшем месте Лаишевского района. Дорога к селу пролегает через Волжско-Камский заповедник, а береговая зона омывается акваторией Куйбышевского водохранилища. Основной задачей данного направления является изучение флоры, фауны, ихтиофауны природного ареала села. В школе существуют традиционные акции по защите природы заповедника и окрестностей села: «Чистый берег», «Чистая поляна», «Посади дерево», «Подари дом птице», «День птиц», операция «Чистое село». Ежегодно в апреле в школе проводятся фотовыставка «Малая родина», экологическая конференция школьников. Собранные данные передаются в совет местного самоуправления и в дальнейшем обсуждаются на сельском сходе. Данное направление изучает не только природу. Важным элементом направления является пропаганда ЗОЖ.
Направление «Кирмэн».
«Кирмэн» в переводе с татарского языка означает «крепость». Мы используем это понятие не как архитектурное, а как символическое обозначение того, что современное поколение кряшен возрождает, хранит и воспроизводит традиции. Собранный материал станет основой в открывшемся музее, планируется создание таких экспозиций, как:
«История кряшен», «Одежда. Элементы одежды мужчин и женщин кряшен», «Быт кряшен», «Система образования у кряшен», «Топонимика села Ташкирмень», «Архитектурные и археологические памятники».
Значимой частью данного направления является изучение истории просвещения кряшен. Целью исследования был поиск данных по истории миссионерства Русской Православной Церкви, по истории педагогики и просвещения нерусского населения России, деятельности просветителя нерусских народов Н.И. Ильминского. Значение исследования проявляется в накоплении сведений по истории кряшен, принятии ими Православия, возникновения алфавита, основанного на кириллице, самобытности их культуры и языка. Мы используем данный материал на уроках истории России и истории Татарстана при изучении тем по культуре и просвещению во второй половине 19 века. Исследовательская работа на тему «Миссионерско-просветительская деятельность Николая Ивановича Ильминского в судьбе кряшен» заняла второе место в 3 Фестивале наук в районе.
Направление «Тропа предков».
Главной идеей этого направления является обозначение экскурсионной тропы по историческим местам села, сбор, обработка и создание экскурсионного материала. Это семь объектов:
- Волжско-Камский заповедник и Куйбышевское водохранилище.
- Церковь св. Гурия;
- Здание миссионерской школы;
- Кала Башы (большое городище);
- Бишек тавы (малое городище «Колыбель-гора»);
- СДК и ансамбль «Сурэкэ»;
- Этно – краеведческий музей при МБОУ Ташкирменская ООШ;
Создание экскурсионной тропы – это начальный этап проекта. Собран и подготовлен материал, который и стал основой экскурсии по истории села. Наш проект экскурсионной тропы стал лучшим на районном этапе Республиканского конкурса экскурсионных маршрутов «Ожерелье Татарстана», приуроченного к Всемирной студенческой универсиаде 2013 года.
Направление «Звон серебряных монет».
Основной задачей данного направления является изучение и воспроизведение фольклора кряшен:
- устное народное творчество кряшен села Ташкирмень;
- обряды и обычаи;
- праздники кряшен.
Изучение элементов одежды и их значение в социуме предков:
- женский головной убор – сурэкэ, мэлэнчек и др;
- нагрудные женские украшения – тамакса, кукрэкчэ и др;
- обувь и одежда кряшен;
Для реализации поставленных задач данного направления с сентября в школе начал работу этно-краеведческий кружок «Көмеш тәңкә чыңы», одним из видов деятельности которого является разучивание и исполнение старинных обрядов и оригинальных песен кряшен села Ташкирмень. Ансамбль «Көмеш», созданный при кружке, уже проявил себя, заняв в октябре 2013 года на зональном отборочном туре 6 Республиканского молодёжного фестиваля народного творчества «Ватан» сразу 3 призовых места.
Направление «Честь, доблесть, слава».
Главной идеей этого направления является воспитание гордости, гражданской ответственности за вклад предков в военную летопись государства. Сбор информации о боевой славе села: об участниках русско-японской войны, первой мировой войны, ветеранах ВОв, тружениках тыла в годы ВОв, детях войны, об участниках военных действий в Афганистане, Чечне. Традиционными мероприятиями данного направления являются:
- Почетный караул в день 9 мая;
- Митинг «Память» - 9 мая;
- Акция «Обелиск» - уход и облагораживание памятника павшим воинам;
- Акция «Забота» - оказание шефской помощи ветеранам ВОв, вдовам, пожилым людям;
Месячник по военно-патриотическому воспитанию:
- Смотр строя и песни;
- Оформление экспозиций в музее «Помним и чтим» - об истории семьи в военной летописи государства;
- Конкурсы патриотической, военной песни.
3. Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.
Проект развития школьного этно-краеведческого музея обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему отечеству, к малой родине.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе. Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, полученные при изучении школьного курса истории и обществознания, литературы, реализуется региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история села Ташкирмень, деревни Макаровки и Лаишевского района.
4. Оценка результатов.
Эффективность достижения целей программы будет оцениваться:
во-первых, уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности.
Во-вторых, результатами участия в краеведческих форумах, конкурсах исследовательских работ и массовых мероприятиях.