Сейчас по новым стандартам обучают всех детей первых и вторых классов в штатном режиме. Плюсом - третьеклашки 32 школ, а также некоторые 5 - 6 классы в апробационном режиме. Если в 2010 году только 3,5% учеников начальной школы учились по ФГОСам второго поколения, то сейчас их доля выросла до 55% (в среднем по России - 20%).
О результатах и перспективах новых стандартов образования рассказала Людмила Чеботарь, первый заместитель директора департамента образования и науки Тюменской области.
Пять параллелей уже учатся по новым стандартам
На уровне федерации проходит мониторинг по внедрению новых стандартов. Данные в федерацию поступают непосредственно из школ и из муниципалитетов. В данном случае областной департамент является сторонним наблюдателем, получающим аналитические выкладки по региону «сверху». По мнению Людмилы Григорьевны, это позволяет более объективно и всесторонне увидеть процесс внедрения ФГОСов.
- Если говорить о внеурочной деятельности, то она присутствует как в начальной, так и в основной школе, - говорит Людмила Чеботарь. - На нее в среднем отводится 9,8 часа в неделю, которые по-прежнему разбиваются на те же шесть направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. В большей степени дети задействованы в спортивно-оздоровительном и общеинтеллектуальном направлении, в среднем на них уходит более двух часов в неделю. Далее по убывающей - духовно-нравственное, общекультурное, социальное направления.
Первоначально были опасения относительно внеурочной деятельности как у педагогического сообщества, так и у нас как у управленцев. В первую очередь, что присутствие не одного, а нескольких учителей вызовет затруднения.
- Однако все классы (а это более 2000 детей) успешно справились с данной ситуацией. При этом особых проблем не возникло ни в крупных, ни в малых школах, - отмечаетЛюдмила Григорьевна. - Но главная задача новых стандартов - увязать первую и вторую половину дня. Чтобы это не было простым набором тех или иных направлений. Чтобы эти занятия были интересны и развивали каждого ребенка, независимо от того, в какой области находится его потенциал. То есть цель новых стандартов - дать возможность любому ребенку, независимо от его школы и места жительства, себя проявить и развивать.
В этом плане показателен конкурс «Живая классика», где дети представляют отрывки из своих произведений. В первый раз в лидеры выбивались ученики лицеев и гимназий, сейчас подтягиваются обычные отдаленные школы.
Еще один важный момент. Внеурочная деятельность должна перестать быть уроком. Даже в интеллектуальном направлении каждому ребенку должна быть предоставлена возможность действовать практически, не за партами. Это разгружает ученика и дает понимание того, что в школе не просто получают знания, а учат действовать, решать, создавать. Иными словами, развивают метапредметные знания и навыки.
«Не надо внушать ребенку, что учиться трудно»
Кроме федерального мониторинга, в Тюменской области проводят социологическое исследование по внедрению новых стандартов среди родительской общественности. В прошлом году их привязывали к форуму «Большая перемена», нынче - к областному педагогическому совету.
- Мы рады, что почти на 50% (до 72%) увеличивается число родителей, которые считают, что должны принимать участие в траектории своего ребенка, жизни школы и класса и пытаются это делать, - говорит Людмила Григорьевна. - Почти 90% опрошенных считают, что должна быть взаимосвязь между учебной и внеучебной деятельностью.
В Ишиме, к примеру, для этого привлекают студентов вузов. Родительница из 40-й школы Тюмени поделилась своими наблюдениями об отношениях в семье. Благодаря тесному взаимоотношению с учителями удалось избежать традиционных проблем, возникающих к восьмому классу.
Показательный пример, как объединить детей, - развитие образовательной робототехники, что было подхвачено не только школами Тюмени, но и в остальных территориях. Одна мама из Тобольска рассказывала о ситуации, когда ее дочь с подружкой в дружеской беседе начала говорить слова «легокоммутатор», «механизмы движения» и т. д. Такой интерес детей сподвиг маму пойти в школу и узнать, чем они там занимаются.
- Для школьников что-то новое воспринимается не как сложное, а как интересное, - говорит Людмила Григорьевна. - Новые направления иногда пугали родителей, они считали это дополнительной нагрузкой, тяжелой для школьников, и т. д. Но правильно построенная работа и правильное понимание взрослыми того, что делается детьми, снимает подобные вопросы. Ученики способны освоить навыки в большей степени, чем взрослые.
Взять, к примеру, задачи по новым учебникам. Родители звонят в департамент и говорят, что всей семьей не могли решить задачу по математике. В ней был икс, который пробудил стереотипы о сложности учебы. Хотя речь шла о простых арифметических действиях. Весь вечер семья решала задачу, но когда пришел старший ребенок, то сказал, что родители все решили не так.
- Оба ребенка получили удовольствие от того, что у них иное мышление, чем у родителей, - говорит Людмила Григорьевна. - Но позже выяснилось, что проблема была не в трудности задачи, а в том, что ребенку элементарно не хватало внимания. То есть мы иногда сами придумываем проблемы и настраиваем ребенка на то, как сложно и тяжело ему учиться в современной школе. Хотя это совершенно не так.
Школьникам помогут учиться вузы
- Через год планируем вводить в апробационный режим и старшую школу, - делитсяЛюдмила Григорьевна. - Постепенная отработка всех нюансов и направлений позволит скорректировать, найти сильные и слабые места, более тщательно подготовиться к штатному режиму.
Для работы со школьниками планируют подключать вузы. «Пионерами» в этом направлении станут учреждения, которые уже работают в режиме углубленной дополнительной подготовки.
Для начала департамент ждет предложений от школ, что именно и в каких объемах им потребуется, с которыми выйдет на совет ректоров. Будут рассмотрены разные варианты взаимодействия, в том числе совместительство преподавателей, дополнительные занятия в вузах и т. д.
Выгоду получат обе стороны: школьники будут ориентированы на новые веяния в вузах, студенты будут знать, что нужно реализовывать в современной школе, а не учиться снова, придя работать в школы.
Собеседования со школами-первопроходцами проходили в течение года, программы должны быть сформированы до конца мая. Апробация в старших классах начнется со следующего учебного года.
- Есть ли сейчас примеры взаимодействия между вузами и школами?
- Взаимодействие на сегодняшний день, конечно, есть, прежде всего у статусных учреждений - гимназий и лицеев. Причем не только с нашими тюменскими вузами, - говорит Людмила Григорьевна. - Но это все-таки единицы учебных заведений, которые имеют эти давние традиции с 90-х годов.
Первые результаты: дети более подготовлены
- На первых порах при введении новых образовательных стандартов кто-то путал внеурочную деятельность с продленкой. Кто-то ограничивался минимальной программой. Меняется ли отношение к стандартам сейчас? Развиваются ли авторские педагогические программы?
- Как правило, в тех 32 школах, которые первыми вошли в апробацию, действительно есть авторские программы, на основе которых были сформированы модели обучения. Это исключительно заслуга педагогов, - говорит Людмила Григорьевна. - Но сказать, что у нас нет проблем или вопросов с другими педагогами, мы не можем. Мы продолжаем обучать учителей через практикумы. Если раньше обязательными были 72 часа, то теперь 108 часов с 36-часовой практикой. Чтобы учитель понял, что новый стандарт - это не продленка, не дополнительное занятие, а иной ресурс. Мы не ставим план, что у каждого ребенка должно быть 10 часов в неделю, не больше и не меньше, лишь бы поставить галочку, что выполняем стандарт. Это не то, чего мы хотим, и продолжаем работать над тем, как это должно быть.
Примерно треть педагогов имеют свои осознанные, разработанные программы работы с учениками, как вы говорите - авторские. Хотя авторство тут относительное. Педагог пользуется другими наработками, включает свой опыт.
Еще треть педагогов пользуется опытом коллег в той или иной степени. Не комплексно, но по отдельным направлениям.
Оставшейся трети требуется наша активная помощь и обучение для того, чтобы они действительно перестроили свою работу под новые стандарты. Но, исходя из первого опыта, мы считаем, что полностью можем перестроить педагогические коллективы.
Сами школы осознали, что если в новом режиме не работает весь коллектив (особенно это касается внеурочной деятельности), то не получаются те результаты, которые хотелось бы иметь. Поэтому мы перешли на новый формат обучения - не через отдельных педагогов, а через команды. Если педагогические коллективы, пройдя курсы, разрабатывают свою программу развития школы, то тогда действительно будет результат.
- Кстати, в этом году мы проводим конкурс методических метапредметных объединений, где хотели бы увидеть коллективный опыт работы школ.
- Есть ли первые результаты работы по новым стандартов?
- Детей в новых стандартах тестируют дважды в год. Тестирования показывают, что данные ученики демонстрируют более высокие результаты.
Другое дело, что сами требования к школьникам другие, они более разнообразны. Если по старому стандарту смотрели только знания, то сейчас и личностные, метапредметные результаты. То есть дети должны уметь говорить, делать, самостоятельно организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими детьми.
Ученикам нового стандарта предоставляется больше возможностей. И мы предполагаем, что по выходу из школы они будут готовы к современной жизни в большей степени, чем если бы обучались по старым стандартам.
- Когда журналисты сами оказались за партами, то отметили, что в новых стандартах невозможно не отвечать. Стали ли дети более активными на уроках?
- Опыты таких уроков мы продолжили. В частности, родители садились за парты на форуме «Большая перемена». И после того как они побывали на месте своих детей, представили, что их школьники отвечают каждый день и на каждом уроке, стали с еще большим уважением к ним относиться.