СТРАНИЦА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
Быть готовым к школе уже сегодня – не значит
уметь читать, писать и считать. Быть готовым
к школе – значит быть готовым всему этому
научиться.
Венгер Л.А., Венгер А.Л.
Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу.
Своё имя, отчество, фамилию.
Свой возраст (дату рождения).
Свой домашний адрес.
Свой город.
Страну, в которой живёт.
Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
Домашних животных и их детёнышей.
Транспорт наземный, водный, воздушный.
Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
Знать великих русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.И. Тютчева и других, а также некоторые их произведения для детей.
Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, квадрат.
Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т.д.).
Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный текст, составить (придумать) рассказ по картинке.
Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.
Различать гласные и согласные звуки.
Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
Определять количество и последовательность звуков в словах типа: «МАК», «ДОМ», «СУП», «ДУБЫ», «САНИ», «ЗУБЫ», «ОСЫ».
Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контур предметов.
Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 минут).
Сохранять хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Тема:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.
К. Д. Ушинский
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и, конечно же, культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.
В конце ХХ века в нашей жизни появилось большое количество заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день приобрела особую значимость.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные и поучительные сказки – все это сочинил великий и бессмертный русский народ.
Есть в русском фольклоре особые стишки – потешки, которыми забавляют, потешают маленького ребёнка. Некоторые потешки связаны с игрой. Постепенно ребёнок запоминает стишки – потешки, сопровождающие игру, и сам произносит некоторые слова, отвечает на вопросы. Таким образом, потешки способствуют развитию связной речи, регулируют интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от её содержания, закрепляют правильное произношение отдельных звуков.
Когда ребёнок становится старше, он сам без подсказки начинает пользоваться народными поэтическими произведениями. Связные повествовательные тексты ему не всегда под силу, а вот коротенькие стишки он легко запоминает и может применить при случае. Таковы заклички – обращения к природе, животным с просьбой или требованием. Когда-то давно заклички были логическими формулами, своего рода заговорами, которыми древний земледелец заклинал солнце, дождь, чтобы дать нужные земле тепло и влагу. Позже заклички стали детскими игровыми стишками. Дети, фантазёры и выдумщики, чуткие к слову, дополняют старинные заклятья новыми строками и получаются стишки, наивные с точки зрения взрослого, но выражающие детский взгляд на мир. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств и переживаний. Сочетание действий ребёнка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать его ритм, отдельные звукосочетания. Заклички дают возможность ребёнку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе, развивают его речь и артикуляционный аппарат, мышление, фантазию.
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая речь; развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Пословицы и поговорки образны, поэтичны. Они наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, метких определений. Недаром великий поэт А.С. Пушкин говорил о них: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Использование пословиц и поговорок активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.
Скороговорки – тоже игра со словом. В них используются слова, похожие по звучанию, одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Произнести их трудно, при быстром произнесении органы речи не успевают перестроиться, получается что-то не то, и это вызывает у детей веселье, смех. Скороговорки – это удивительный жанр фольклора, созданный народной мудростью не для пустословия, а для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка. Скороговорки способствуют закреплению правильного произношения звуков, для тренировки и совершенствования голосового аппарата, развивают фонематический слух у ребёнка.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умения самостоятельно делать выводы, умозаключения, четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность». Ю.Г. Илларионова, автор пособия «Учите детей отгадывать загадки» считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая её в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.
Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух-четырёх, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребёнка. Для прибауток характерны уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя – коток, курочка – рябушечка. Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передаёт звук, движение, объём, цвет и даже вкус. Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни, научиться передавать увиденное с помощью слова. Использование прибауток - лучший способ развития координации движения, общей и мелкой моторики. Ребёнок учится согласовывать свой движения с ритмом прибаутки. Прибаутки способствуют развитию образной речи.
Чистоговорки слагаются для упражнения в скором и чистом произношении, поэтому в них сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Чистоговорки можно использовать в работе над речевым дыханием, для формирования правильного звукопроизношения, для развития и совершенствования речевого слуха, для тренировки в смене громкости голоса, в смене скорости речевого высказывания, в правильной постановке логического ударения, вопросительных и утвердительных интонаций.
Нелепицы, чепуха, небывальщина – прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости. Ребёнку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он-то знает, как всё бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы его обманули на чепухе. Нелепицы открывают ребёнку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для неё выразительность, образность, юмор.
Колыбельные песни наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька»; способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка. Сказка способствует развитию связной речи ребёнка, обогащает речь эпитетами, сравнениями, образными выражениями и является одним из важнейших социально – педагогических средств формирования личности. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.
Таким образом, произведения устного народного творчества эффективно развивают речь детей, мышление, память и имеют огромное познавательное и воспитательное значение.
С уважением, учитель-логопед Митенкова Татьяна Владимировна.
НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В своей повседневной жизни мы часто встречаемся с тем, что не только дети, но и некоторые взрослые произносят отдельные звуки речи необычно, «не так, как все». При этом в одних случаях такое своеобразие в произношении звуков выражено резко и буквально «режет ухо», в других оно менее заметно, но обращает на себя внимание. Всегда ли здесь можно говорить о нарушениях (недостатках, дефектах) в произношении речевых звуков в прямом смысле этого слова? Нет, не всегда. К ним не относятся, например:
1.Иностранный акцент, обусловленный неточным усвоением артикуляции звуков русского языка.
2.Диалектные особенности произношения некоторых звуков, свойственные большинству людей, проживающих в определенной местности.
3.Возрастные своеобразия детской речи, обусловленные функциональной незрелостью речевого аппарата и постепенно исчезающие с возрастом без всякой специальной помощи.
Под дефектами же звукопроизношения следует понимать устойчивые индивидуальные отклонения от нормы в произношении звуков речи, вызванные специфическими причинами и требующие для своего преодоления специальной логопедической помощи.
Внешние дефекты звукопроизношения могут выражаться в одном из таких вариантов:
1. Полное отсутствие в речи того или иного звука. В этих случаях звук просто опускается, не произносится: АМА вместо РАМА, УНА вместо ЛУНА.
2. Замена одного звука речи другим (ЛАМА или ЙАМА вместо РАМА,
ЙУНА вместо ЛУНА).
3. Искаженное произношение звука (например, картавое Р).
Нарушения звукопроизношения у детей могут выступать либо как самостоятельный дефект речи, либо как один из симптомов какого-то более сложного речевого расстройства. О дефектах звукопроизношения как самостоятельном нарушении речи принято говорить в тех случаях, когда они являются единственным отклонением от нормы в речи ребенка. Если же они проявляются на фоне недостаточного для его возраста словарного запаса и аграмматично построенной или даже вообще не сформированной фразовой речи, то они представляют собой лишь один из симптомов более сложного речевого расстройства. В этом последнем случае в процессе логопедической работы нельзя ограничиваться коррекцией одного только звукопроизношения.
Основными причинами нарушения звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом и без выраженных отклонений в поведении являются следующие:
а) нарушение слуха и слуховой дифференциации звуков речи;
б) нарушение анатомического строения артикулярного аппарата;
в) нарушение его нормального функционирования
(недостаточная подвижность артикулярных органов);
г) неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное с
их стороны внимание к его речи.
Рассмотрим каждую из этих причин.
Любые нарушения слуховой функции, наступившие в раннем возрасте, отрицательно сказываются на формировании правильного звукопроизношения у детей и их речи в целом. При снижении слуха (так называемой тугоухости) речь развивается с существенными отклонениями от нормы, в том числе и в плане звукопроизношения. Выраженность таких отклонений при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от степени тугоухости.
Помимо снижения биологического слуха на формирование звукопроизношения у детей отрицательно сказываются и нарушения слуховой дифференциации звуков речи. В этом случае дети слышат хорошо, но некоторые акустически близкие звуки (например, С и 3) кажутся им одинаковыми и не дифференцируются. По этой причине ребенок, овладевший, скажем, правильным произношением звука С, не чувствует никакой необходимости в том, чтобы усваивать еще и произношение звука 3, в силу чего спокойно говорит САМОК вместо ЗАМОК или САЯЦ вместо ЗАЯЦ. В раннем возрасте такие нарушения могут сойти за возрастные особенности в произношении звуков, однако, в отличие от них, в дальнейшем они не исчезнут без специальной логопедической помощи. Вот почему так важно в возрасте после двух лет проверить у ребенка состояние слуховой дифференциации акустически близких звуков.
Нарушение анатомического строения артикулярного аппарата (неправильное строение челюстей и зубов, нёбные расщелины, короткая уздечка языка и т.п.) также во многих случаях препятствуют овладению правильным произношением некоторых или даже большинства звуков речи. Например, при короткой уздечке языка ребенку не удается поднять язык к верхним резцам, без чего не может быть усвоена нормальная артикуляция звука Р.
Недостаточная подвижность органов артикуляции (прежде всего языка и губ) не может не сказываться отрицательно на овладении звукопроизношением, поскольку при произнесении каждого звука артикулярные органы должны занимать вполне определенное положение. Точные и скоординированные движения губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок возможны потому, что их работой управляет головной мозг. К этим группам мышц из двигательных отделов коры головного мозга по проводящим нервным путям передаются нервные импульсы. При органическом повреждении как коры головного мозга, так и проводящих нервных путей или периферических нервов передача этих импульсов нарушается, а то и совсем прекращается, что и приводит к нарушению подвижности артикулярных мышц: в них наблюдаются явления паралича или пареза (мышечной слабости, вялости). Естественно, что при этих условиях звуки речи или вообще не могут артикулироваться или артикулируются с большим трудом и лишь приблизительно.
При более легких нарушениях в работе двигательных отделов коры головного мозга, имеющих функциональный характер, движения языка осуществляются в полном объеме, но могут быть несколько замедленными и недостаточно точными, что приводит к значительно менее тяжелым нарушениям звукопроизношения.
Неправильная речь окружающих ребенка людей и недостаточное с их стороны внимание к его речи (неблагоприятные социальные факторы). Если ребенок в качестве образца подражания имеет неправильно произносимые взрослыми звуки (например, картавое Р), то он и следует именно этому образцу за неимением другого. Что касается невнимательного, безразличного отношения со стороны взрослых к речи ребенка, то это отрицательно сказывается на формировании не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.
Во многих случаях у одного и того же ребенка может наблюдаться взаимодействие сразу нескольких рассмотренных причин, что особенно неблагоприятно сказывается на овладении звукопроизношением.
Поскольку как причинная обусловленность, так и внешние проявления нарушений звукопроизношения очень многообразны, то возникает необходимость в их классификации. В основу ее положены два основных принципа. С одной стороны, дефекты звукопроизношения классифицируются по чисто внешним признакам (по проявлениям), а с другой - с учетом их причинной обусловленности и характера повреждения речевого аппарата.
При построении классификации по проявлениям принимаются во внимание лишь внешние проявления дефекта, без учета вызывающих его причин.
Слушая речь человека, неправильно произносящего те или иные звуки, мы невольно обращаем внимание на то, какие именно звуки и много ли звуков он произносит дефектно. Именно на эти вопросы и отвечает данная классификация.
Неправильно может произноситься как один звук, так и несколько или даже много звуков речи, что характеризует чисто «количественную» сторону нарушения. Дефектное произношение одного звука или звуков одной фонетической группы (например, свистящих С,3,Ц или заднеязычных К, Г, Х) принято называть простыми, или мономорфными («моно» - один) нарушениями звукопроизношения. В тех же случаях, когда речь идет о неправильном произношении сразу многих звуков или только двух звуков, но из разных фонетических групп (например, Ч и К, Р и Ц, Л и Ш), приходится говорить о сложном, полиморфном («поли» - много), или разлитом, нарушении звукопроизношения, которое как бы «разлилось» сразу на многие звуки.
В принципе нарушаться может произношение всех без исключения речевых звуков: как гласных, так и согласных. Однако чаще всего ребенок не овладевает правильным произношением тех из них, которые более сложны по артикуляции, то есть требуют особенно дифференцированных движений речевых органов. К таким звукам относятся прежде всего Р, Л, а также шипящие и свистящие, не случайно появляющиеся в речи детей позднее всех прочих. Другие звуки страдают значительно реже. В основном можно говорить о семи основных видах неправильного звукопроизношения, (приведенное ниже примерное процентное их соотношение касается детей в возрасте от 5 до 9 лет).
Для обозначения дефектного произношения разных групп звуков были использованы названия букв греческого алфавита. Считаю необходимым привести эти термины ввиду их широкого употребления в практике логопедической работы - они должны быть понятны и неспециалистам:
1. Ротацизм (Р, по-гречески РО) – 26 %.
2. Ламбдацизм (Л - ЛАМБАДА) – 20 %.
3. Сигматизм (С - СИГМА) - 22—24 %.
В этой группе различают сигматизм свистящих звуков и сигматизм шипящих звуков.
4. Йотацизм (И - ЙОТА) - 1,5%.
5. Дефекты произношения заднеязычных звуков (К, Г, Х) - 1%.
6. Дефекты звонкости (взаимные замены парных звонких и глухих согласных: П - Б, Т - Д, К - Г, Ф - В, С - 3, Ш - Ж) - 4,5%.
7. Дефекты смягчения (взаимные замены внутри 15 пар звонких и глухих согласных, например, П – П’, Б – Б’ и т.п.) — 1,5 - 2%.
Значительно реже наблюдается неправильное произношение других звуков.
Внутри каждой из этих групп имеется более детальная классификация нарушений звукопроизношения. Прежде всего, здесь принято разграничивать чисто фонетические нарушения.
Фонетические дефекты выражаются в искаженном звучании звука, не смешиваемого ни с какими другими звуками, что свидетельствует о достаточно четком выделении его ребенком из всех других, об условии его как фонемы (обобщенного звука, играющего в языке смыслоразличительную роль). Так, например, ребенок может произносить звук [Р] картаво или звук [С] - с просунутым между зубами кончиком языка, но от этого они не перестают быть именно данными звуками, не переходят в какие-то другие звуки. Такого рода дефекты являются именно «косметическими» - они «портят» только произношение звука, но не отражают в дальнейшем на письме, на различении сходных по звучанию слов.
Фонематические нарушения, в отличие от фонетических, выражаются в полной замене одного звука речи другим (например, вместо Ш произносится С), что свидетельствует о неразграничении ребенком этих двух фонем. Такие нарушения звукопроизношения не ограничиваются только «некрасивостью» звучания звука, а имеют более серьезные последствия. В этих случаях ребенку будет трудно или вообще невозможно различать близкие по звучанию слова (типа МИШКА— МИСКА), то есть пострадает точность восприятия речи окружающих. Кроме того, такие нарушения звукопроизношения обычно отражаются и на письме, то есть один имеющийся дефект приводит к появлению другого. Для обозначения фонематических дефектов употребляются специальные термины: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм и т.п. («пара» - около, рядом).
В качестве звукозаменителей могут выступать самые разные звуки, однако чаще всего это будут артикуляторно или акустически близкие к заменяемому. Так, например, Р скорее будет заменено на Л или И, чем на Ц.
К фонематическим дефектам не относятся возрастные замены звуков, которые до определенного времени имеют вполне «законное» право на существование.
Что касается фонетических дефектов, выражающихся в искаженном звучании звука, то они очень многообразны (например, один только звук Р может иметь свыше 20 разных вариантов неправильного звучания). По этой причине и внутри фонетических дефектов приятно выделять несколько наиболее распространенных видов искаженного звучания. Приведем для примера некоторые из них.
При образовании сложных по артикуляции согласных звуков неправильное положение могут занимать различные артикуляторные органы и, в частности, губы или язык. Например, при произнесении звука Л, в образовании которого губы вообще не должны принимать активного участия, нижняя губа может сближаться с верхними зубами, в результате чего вместо Л образуется звук, близкий к В (ВАМПА вместо ЛАМПА). Такой дефект получил название губно-зубного ламбдацизма.
Если же наблюдается сближение губ, то говорят о губно-губном ламбдацизме, при котором вместо Л слышится звук, близкий к У (УАМПА вместо ЛАМПА). Подобным же образом выделяется губно-губной ротацизм (так называемое «кучерское» Р, образуемое вибрацией губ) и губно-зубной сигматизм. При просовывании кончика языка между верхними и нижними резцами во время произнесения свистящих и шипящих звуков говорят о зубном сигматизме. «Боковой» сигматизм или ротацизм имеет место в тех случаях, когда при образовании звуков струя выдыхаемого воздуха выходит не по средней линии языка, а у его боковых краев, что опять-таки придает звукам необычный характер звучания.
Все приведенное выше «подразделения» дефектов в произношении звуков, включая и самые «тонкие», затрагивают лишь поверхностную, видимую сторону дефекта. Так, чисто внешне можно видеть, что кончик языка при межзубном сигматизме просовывается между зубами, или что при боковом сигматизме или ротацизме струя выдыхаемого воздуха «уходит вбок». Но почему так происходит и, следовательно, как это можно установить - эти важнейшие вопросы остаются открытыми. На них классификация нарушений звукопроизношения по проявлениям не дает никакого ответа. А это значит, что специалисты не могут довольствоваться только одной этой (хотя и очень нужной) классификацией дефектов в произношении звуков, и что необходима какая-то более глубокая классификация нарушений, позволяющая учесть их причинную обусловленность и наметить основные направления коррекционного воздействия.
В зависимости от причин, вызвавших нарушения звукопроизношения, все его разновидности подразделяются на две большие группы - на дислалию и дизартрию.
К дислалии относятся такие нарушения в произношении звуков, которые не связаны с органическим поражением центральных отделов речевых анализаторов.
К дизартрии принято относить такие расстройства звукопроизношения, которые вызываются нарушением иннервации речевых мышц, что приводит к их параличам и парезам. Чаще всего это бывает обусловлено органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора. В выраженных случаях дизартрии, помимо нарушений звукопроизношения, обычно наблюдаются такие расстройства речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи, что в целом нередко приводит к полной невнятности речи ребенка.
Тема:
Учитель -логопед Митенкова Татьяна Владимировна, высшая квалификационная категория.
ЛЕВОРУКОСТЬ У ДЕТЕЙ/
Многие родители проявляют беспокойство, заметив, что их дети пишут или рисуют не правой рукой, а левой, пытаются их переучить или даже обращаются к врачам.
Ещё совсем недавно некоторые учителя и воспитатели считали своей обязанностью переучить ребенка, заставляя брать карандаш или ложку из левой руки в правую. Но целый ряд наблюдений показал, что дети, которые наперекор врождённым свойствам пытались перейти к пользованию правой рукой, нередко начинали заикаться, теряли уверенность в себе. Теперь большинство людей понимают, что никакой патологии тут нет, так уж распорядилась природа.
Так надо ли вообще пытаться переучивать такого малыша? Чем он отличается от других, обычных, по нашему мнению детей? Лишь только тем, что у него доминирует правое полушарие. Но ведь ребёнок рождается с двумя ... правыми полушариями. И лишь позднее, по мере развития личности малыша, одно из двух начинает «леветь».
Поэтому мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение, так как в одном и другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека. Например, левое отвечает за речь и абстрактное мышление, правое - за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. При доминировании левого полушария испытывается счастье и наслаждение, при доминировании правого - страх и печаль. Эти различия можно продолжать, но главное, что даже относительное доминирование какого-либо из полушарий обусловливает психологические особенности людей. Толчками для превращения одного из правых полушарий в левое является начало овладения речью и первое осознание ребенком самого себя. Поэтому после кризиса 3-х лет и начинают вырисовываться различия между правшами и левшами, вернее, праворукими и леворукими детьми. Как праворукость, так и леворукость объясняют тем, что существует перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям мозга. Причем при доминировании левого полушария ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого полушария - левая. У третьей части людей ни одно из полушарий не доминирует.
Ребёнок – «правополушарный» левша - намного отличается от своих сверстников и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трёх лет немного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Между прочим, многие люди выдающихся дарований были именно левшами, например, Леонардо да Винчи и Микеланджело. Да и того мастера, что в знаменитом рассказе Лескова сумел подковать блоху, тоже не зря так прозвали... Все отмечают большие музыкальные способности левшей, для них не редок абсолютный слух. Но в это же время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков.
Такой ребёнок непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлении желаний.
Ему с большим трудом даются чтение и письмо, овладение которыми в раннем возрасте оказывается совершенно непосильным, а в первом классе может быть камнем преткновения.
В обыденной жизни левше придется труднее, чем правше. Ведь большинство предметов, которыми мы пользуемся, приспособлены под правую руку. Хотя и возникает для окружающих некоторое неудобство, когда человек больше действует левой рукой, чем правой, само по себе в жизни это не имеет никакого значения. Как правило, левши очень быстро адаптируются и не испытывают никаких затруднений.
Окружающим такого ребёнка взрослым важно ни в коей мере не подчеркивать это свойство, лучше всего вообще не предпринимать никаких попыток что-либо изменить. Более того, стоит показать, что вы считаете леворукость даже преимуществом. И если мы, учитывая эти особенности, найдем правильные методы воспитания, все наши проблемы будут решены.
Несколько советов, как нужно вести себя с ребёнком - «левшой».
- Учитывать повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность ребёнка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
- Создать благоприятный климат для него в семье.
- Не воевать с ним из-за частого упрямства; выходки упрямо постараться завуалировать какой-нибудь игрой.
- Принять как должное особенность ребёнка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что леворуких людей очень много. И это тоже разновидность нормы.
- Хвалить его за самые малейшие успехи и поощрять художественный или музыкальный дар, но не стремиться создать вундеркинда.
- Стараться чаще делать малышу сюрпризы.
- Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим обычным детям.
- Желательно не обучать ребёнка до школы чтению, письму, иностранным языкам, т.е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.
- Любить его таким, какой он есть.
- Если после 5-летнего возраста вы заметите у ребёнка непонятные вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно к специалисту.
Для определения преобладающей руки у ребёнка ответьте на вопросы, а также предложите выполнить малышу задания.
1. Узнайте, имеются ли у ребёнка близкие родственники с ведущей левой рукой.
2. Вспомните, в возрасте до одного года какой рукой чаще пользовался ребёнок (брал погремушку, ложку и т.д.)
3. Предложите ребёнку расчесаться. В какую руку он возьмёт расческу?
4. Обратите внимание, в какой руке ребёнок держит карандаш или ручку во время рисования.
5. Предложите ребёнку послушать часики. К какому уху он их поднесёт?
6. Предложите ребёнку похлопать в ладони так, чтобы одна из рук была сверху. Обратите внимание, что это за рука.
7. Предложите ребёнку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки ляжет сверху?
8. Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет наверху?
9. Предложите ребёнку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?
10. Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?
11. Предложите ребёнку посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?
Если большинство заданий ребёнок выполнял левой рукой, ногой, ухом, глазом, то ведущим является правое полушарие головного мозга
.
контактная информация
Адрес: Россия, Кемеровская область, город Прокопьевск, улица Гайдара, 27а
Электронный адрес: a href = "http://nsportal.ru/site/mbdou-no81-lesnaya-polyanka" ( гугл)
телефон- 68-31-40