1.07. Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Скащенкова Татьяна Ивановна

В МДОУ д/с № 30 имеются объекты развивающей среды

В детском саду функционирует:

• групповые помещения — 5

• методический кабинет 

• музыкальный зал

• кабинет музыкального руководителя

• медицинский блок

• кабинет педагога -психолога

• кабинеты заведующего,  специалиста по кадрам и заведующего хозяйством

• пищеблок

• прачечная

• спортивная площадка, оснащённая необходимым оборудованием.

 

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают в учреждении: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Предметно – пространственная среда, оборудование и материалы в МДОУ обеспечивают реализацию общеобразовательной программы дошкольного учреждения, соответствуют индивидуальным особенностям детей (возрастным и гендерным) для осуществления самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда выполняет воспитательную, образовательную, информационную нагрузку, её обустройство удобно, практично, функционально, расположение мебели, игрушек и пособий активизирует детей, побуждает их к самостоятельному включению в различные виды деятельности. Современность интерьера, комфортность и уют дошкольного учреждения, способствуют созданию атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, создают условия для многоплановой деятельности детей и педагогов, позволяют варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности, максимально учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Для реализации задач образовательных областей социально – коммуникативного развития, художественно – эстетического развития, познавательного развития, речевого развития, физического развития, осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности в группах представлены различные пространства (уголки):

 - уголки художественного творчества оснащены предметами народных промыслов - «Дымковские игрушки», «Расписные ложки», «Матрёшки», «Расписные лошадки»; иллюстрациями декоративно – прикладного искусства «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись», «Народные промыслы»; трафаретами, изобразительными средствами (карандаши, гуашь, фломастеры, акварель, пластилин, мелки, пастель, кисти, дощечки, баночки - непроливайки, подставки, губки, ватные тампоны, стеки, бумага разного размера и плотности), мольбертами; оформлены выставочные стенды с творческими работами детей «Наш вернисаж», «Творческая выставка», «Галерея замечательных художников»; для конструктивной деятельности детей имеются различные виды конструкторов (крупный, мелкий, пластмассовый, деревянный, металлический), строительные наборы, природный и бросовый материал, бумага для моделирования, мягкие модули, фигурки людей, животных, транспортных средств для обыгрывания построек, иллюстрации, схемы с образцами построек в группах старшего дошкольного возраста;

- музыкальные и театральные уголки представлены набором детских, музыкальных инструментов (некоторые шумовые инструменты сделаны как результат проекта родителей и детей «Отходы в доходы»); иллюстрациями с изображением музыкальных инструментов, различными видами театра - би-ба-бо - «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка», «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса», «По щучьему велению», пальчиковый, на ложках, на фланелеграфе, теневой, театр из бросового материала; масками, декорациями, костюмами и атрибутами к спектаклям; в группах имеются ширмы для театрализации, мини – сцены; группы оснащены аудиотехникой, фонотекой;

- в уголках природы и экспериментирования представлен разнообразный природный материал, магниты, колбы и пробирки, микроскопы, лупы, ёмкости для исследования; растения, календари природы и наблюдений, коллекции живой и неживой природы - «Мир камней», «Такие разные семена»,  «Удивительные динозавры»; дидактические игры - «Чей домик», «Времена года», «Овощи, фрукты», «Узнай и назови», «Четыре сезона», лото «Животные», «Растения», «Птицы», «Овощи и фрукты», «В мире животных», «Дары лета», «Времена года»; наглядно – дидактические пособия - «Животные Росси», «Домашние животные», «Как мы провожали осень», «Встречаем весну», «Домашние и дикие птицы», «Домашние и дикие животные»; альбомы - «Домашний аквариум», «Времена года», «Мир животных»; детская литература - «Животный мир России», «Родная природа», «Круглый год», «Война грибов»; инвентарь для ухода за растениями, дидактический и демонстрационный материал природоведческого содержания; - в уголках познавательного развития имеются планшеты - вкладыши, лото, домино, пазлы разной тематики, мелкая и крупная геометрическая мозаика, пирамидки, логические кубы, игры – шнуровки, рамки – вкладыши, дидактические игры и пособия для нахождения сходства и различия, определения формы, цвета и размера предметов, составления целого из частей – «Цветная геометрия», Хитрые предметы», «Кто, где живёт», «Продолжи ряд», «Найди одинаковые предметы», «Подбери заплатку», «Фигуры», «Развивающее лото», «Весёлая геометрия»; раздаточный и демонстрационный материал (грибы, ёлочки, цветы, божьи коровки, морковки, зайчики, наборы полосок разной величины, матрёшки, машинки, числовые карточки), схемы звукового состава слов; шашки; геометрические плоскостные и объёмные фигуры, магнитные доски во всех группах, счёты и счётные палочки, шнуровки, вкладыши, песочные часы, фланелеграфы, сенсорные столы;

- игровые уголки для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Салон красоты», «Больница», «МЧС», «Моряки», «Мастерская», «Космонавты», «Почта», «Аптека»... позволяют детям самостоятельно организовывать игровое пространство в зависимости от придуманного сюжета, оснащены куклами, транспортными игрушками, игрушечными наборами (посуда, различные инструменты, муляжи овощей и фруктов), детской мебелью, сюжетными игрушками животных и их детёнышей; в контейнерах размещён игровой материал, предметы – заместители, атрибуты; имеются маркеры игрового пространства («Пароход», «Машина», «Военная машина», «Комната», «Аптека», «Ветлечебница», «Больница»), в группах используются мягкие модули, которые обеспечивают трансформируемость, полифункциональность игрового пространства;

 - книжные и речевые уголки представлены детскими книгами разных жанров, тематическими энциклопедиями, иллюстрациями к литературным произведениям, портретами писателей, иллюстрациями к произведениям народного фольклора; тематическими предметными картинками по сериям «Мебель», «Посуда», «Овощи – фрукты», «Одежда», «Животные», «Профессии», дидактическими играми «Чудесная коробочка». «Найди пару», «Звуковая дорожка», «Звуковая цепочка», «Найди звук», «В мире звуков», наборами игрушек и наглядных пособий, картин для составления описательных рассказов, наборами карточек, алфавитными наборами;

- физкультурные уголки содержат разнообразный материал и оборудование для организации самостоятельной и организованной двигательной деятельности детей в режиме дня - мячи большие и малые, султанчики, флажки, ска¬калки, кегли, обручи, гимнастические палки, массажные мячики, массажные дорожки, нестандартное физкультурное оборудование (массажные коврики из бросового материала)

-уголки семьи, патриотические уголки, уголки краеведения оснащены иллюстрациями, дидактическими играми с изображением детей и взрослых, их взаимоотношений, занятий, эмоционального состояния «Я хороший», «Что такое хорошо, что такое плохо», «В мире эмоций», «Наши чувства и эмоции», семейными фотоальбомами; демонстрационным материалом по валеологии, правилами безопасного поведения в быту, на природе, на улице, макетами проезжей части, плакатами по правилам дорожной и пожарной безопасности в группа, наглядно – дидактическими пособиями «Уроки безопасности», «Правила дорожного движения», «Не играй с огнём», «Дорожные знаки», «Как избежать неприятностей», развивающими играми «Дорожные знаки», «Умные машины», детской художественной литературой «Машины», «Городские помощник», «Дорожные знаки», «Очень важные машины»; иллюстрациями, художественной литературой, альбомами «Мой родной город Волжский», «Наша Родина», символикой о родном городе, стране, дидактическими играми «Мой дом», «Гер и флаг родного города», «Наша Родина», «Расскажи про свой город», макетами военной техники; в детском саду имеется мини – музей «Русская изба»; коллекции кукол в народных костюмах;

-трудовые уголки обозначены графиками дежурств, алгоритмами выполнения трудовых действий дежурными, имеются дидактические игры «Нужные предметы», «Профессии», оборудование для выполнения трудовых поручений (тазы, тряпки, щётки, емкости для сбора мусора), фартуки, косынки, колпаки, халаты.

-Для укрепления здоровья и физического развития детей в детском саду функционирует физкультурный зал, который совмещен с музыкальным залом. Оборудование выносится для занятий.   Физкультурное оборудование разнообразно:  гимнастическими скамейками, мишенями для метания в горизонтальную цель, матами, канатами, мячами разного диаметра, скакалками, обручами, мешочками для метания, атрибутами к общеразвивающим упражнениям, масками для проведения игр, имеется традиционное и нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия и нарушения осанки у детей.

Для художественно - эстетической деятельности с детьми в МДОУ оборудован музыкальный зал оснащённый  детскими музыкальными инструментами (маракасы, бубны, барабаны, манок, домра, тамбурины, треугольники, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны, клависы, румба, группы народных инструментов – ложки, трещётки, коробочки, тон – блок, свистульки, рубель, валдайские колокольчики, бубенцы; самодельные шумовые инструменты), пианино,  музыкальным центром, синтезатором, микрофонами, фонотека включает в себя более 150 СD, музыкально-дидактическими играми и иллюстрационным материалом, театральной ширмой. В уголках для родителей расположена медицинская и педагогическая информация, консультации по адаптации детей в ДОУ, возрастным особенностям развития детей групп, режим дня, меню, антропометрические данные, оформлены современные информационные стенды - «Наши именинники», «Советы доктора Айболита», «Наши именинники», «Советы доктора Айболита», «Наши достижения», специалистами предоставлен в группы многообразный консультативный материал, папки – передвижки «Консультации по вашей просьб"  

 В детском саду активно используются технические средства обучения: интерактивное оборудование размещено в музыкальном зале,имеются магнитофоны и коллекции фонотек, микрофоны.

В методическом кабинете МДОУ в достаточном количестве представлен дидактический материал по освоению дошкольниками общеобразовательной программы детского сада: серия «Мир в картинках»- «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», «Великая Отечественная война в произведениях художников», «Защитники Отечества», «Профессии», «Мой дом», «В деревне», «Арктика и Антарктика», «Высоко в горах», «Деревья и листья», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Животные — домашние питомцы», «Животные жарких стран», «Космос», «Морские обитатели», «Насекомые», «Овощи», «Рептилии и амфибии», «Собаки—друзья и помощники», «Фрукты», «Цветы», «Ягоды лесные», «Ягоды садовые», «Авиация», «Автомобильный транспорт», «Бытовая техника», «Водный транспорт», «Инструменты домашнего мастера», «Музыкальные инструменты», «Офисная техника и оборудование», «Посуда», «Спортивный инвентарь», «День Победы», «Филимоновская народная игрушка», «Городецкая роспись по дереву», «Полхов-Майдан», «Каргополь - народная игрушка», «Дымковская игрушка», «Хохлома», «Гжель», «Военно – воздушные силы», «Дорожная безопасность»; серия «Рассказы по картинкам» - «Времена года», «Зима», «Осень», «Весна», «Лето», «Колобок», «Курочка Ряба, «Теремок», «Моя семья», «Я расту», «Зимние виды спорта», «Кем быть», «В деревне»; демонстрационный материал «Безопасное общение», «Опасные предметы и явления», «Портрет», «Природные и погодные явления», «Развитие речи в детском саду», «Расскажи про детский сад», «Театр настроения», «Светофор», «Уроки доброты», библиотека детской художественной литературы насчитывает более 200 произведений; имеется методическое игровое оборудование «Пертра»; ТСО – проектор, компьютер, ноутбук. Методическое материал и оборудование активно используется педагогами в воспитательно – образовательной работе с дошкольниками. На групповых участках имеется спортивное оборудование, малые архитектурные формы, деревянные скульптуры сказочных героев (медведь, лиса, Машенька ).

Территория детского сада озеленена: имеется розарий, уголок сада, леса, огород, цветники. На территории детского сада имеется спортивная площадка, дорожка здоровья, площадка для асфальтовых игр для развития у детей физических качеств и привития интереса к спорту.

В МДОУ д/с №30 предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Принцип трансформируемости в группах реализуется при помощи изменяемости среды, в зависимости от возрастных особенностей детей. Все части пространства групп, имеют подвижные, трансформируемые границы. Столы, стулья, мягкая мебель, оборудование (мобильные подиумы, ширмы, игровые контейнеры), легко перемещаются, что позволяет организовать максимальное пространство для игр и развития детей. Полифункциональность материалов даёт возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, детской мебели, мягких модулей, ширм, имеются в наличии полифунциональные предметы, предметы из бросового материала, конструктор, мягкие модули, которые используются в разных видах детской активности. Вариативность среды в группах реализуется с помощью различных пространств (для игры, уединения, конструирования, экспериментирования), наличием материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек для развития детских видов деятельности. Постоянное обновление новыми предметами, согласно тематической недели, стимулирует коммуникативную, исследовательскую, познавательную, игровую, музыкально – художественную, трудовую, двигательную деятельность детей. Доступность развивающей предметно-пространственной среды МДОУ, свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивают детям возможность свободно заниматься различными видами деятельности. Мебель в группах МДОУ изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов, мебель закреплена. Игрушки и игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место, для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики, контейнеры. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа. РППС детского сада способствуют созданию оптимальных условий для развития ребёнка, его социально-эмоционального благополучия и адаптации в социуме взрослых и сверстников. Развивающая предметно - пространственная среда в ДОУ предоставляет необходимые возможности для игровой, познавательной, творческой, исследовательской, двигательной активности детей, обеспечивает эмоциональное благополучие дошкольников. При построении развивающей среды МДОУ педагогами учтены факторы создания ситуации успеха и эмоционального благополучия детей, современного дизайна, где оформление является творческим процессом детей, педагогов и родителей. Информация об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствие со статьей 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» пункт 1 в МДОУ д/с № 30 созданы условия для охраны жизни и здоровья детей:

- Определена оптимальная учебная нагрузка режима непосредственно образовательной деятельности и продолжительности каникул.

- план и календарный учебный график (расписание) на каждую возрастную группу непосредственно образовательной деятельности приняты педагогическим советом.

- Объем учебной нагрузки не превышает требований СанПиН.

- Функционируют  музыкальный зал(физкультурный совмещен  с музыкальным), в каждой группе оборудованы физкультурные центры, которые содержат в себе набор физкультурного оборудования для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

- Участки детского сада оборудованы детскими спортивными и игровыми комплексами.

- Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка со спортивно-игровым оборудованием.

- Ежегодно составляется план физкультурно-оздоровительной работы учреждения.

В целях пропаганды ЗОЖ в МДОУ д/с № 30 используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, тематические выставки, оформляются информационные уголки здоровья. В целях профилактики детского травматизма в методическом кабинете и в дошкольных группах имеется подборка методических пособий, включающих в себя: дидактические игры, картины, плакаты, конспекты бесед с детьми. 

В МДОУ д/с № 30 созданы безопасные условия пребывания детей: изданы внутренние локальные акты (приказы и инструкции по охране жизни и здоровья детей), локальные акты по пожарной безопасности и обеспечении безопасности при угрозе террористических актов и ЧС. Ведутся журналы, установленного образца, учета несчастных случаев с воспитанниками и работниками учреждения. Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.

   Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с 29 статьей ФЗ «Об образовании в РФ» в МДОУ д/с № 30 формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности ДОУ, и обеспечивает доступ к этим ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Для обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официального сайта МДОУ д/с № 30 в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы" на сайте учреждения разработана версия для слабовидящих.

Методический кабинет

 

Групповые комнаты

Группа №1 "Капитошка"

Группа № 2 " Звездочка"

Группа № 3 "Буратино"

Группа №4 "Солнышко"

Группа № 5 "Пчелка"

В состав групповых ячеек входят комната приёма детей, групповая, спальня, буфетная и туалетная. Вся мебель установленная в этих помещениях, соответствует росту и возрасту детей, гигиеническим и педагогическим требованиям.

1. Оборудование и игрушки подобраны из материалов, поддающихся частой влажной санитарной обработке, мебель - без острых углов. Имеются шкафы для хранения игровых материалов, конструкторов. Столы и стулья для детей регулируются с учётом антрометрических показателей. В группе размещены крупные образные игрушки, большие машины, каталки, имеется крупный и мелкий строительный материал.

Оборудование дошкольных групп активизирует самостоятельную творческую и исследовательскуюдеятельност детей. Предусмотрено свободное пространство для активных игр и движений детей. Зонирование пространства позваляет организовать деятельность детей в небольних подгруппах (3-6 чел). В различных зонах представлены материалы, игры и пособия, рассчитанные на разный уровень детей.

2. В комнатах приёма детей секциональные сушильные шкафы с вентиляцией для одежды и принадлежностей детей, скамейки.

3. В туалетных комнатах выделены две зоны: умывальная и санузел. Основная цель оснащения даных зон - обеспечение оптимального ухода за детьми. В средних и старших группах туалетные оборудованы отдельно для мальчиков и девочек.

4. Спальни оборудованы стационарными кроватями по количеству воспитанников.

 

Музыкальный зал

 

 

Кабинет ИЗО деятельности

 

 

Медицинский кабинет

Медицинский блок оснащен:

  •  Облучатель бактерицидный напольный;
  • Таблица определения остроты зрения вдаль;
  • Динамометр кистевой;
  • Аэроионизатор воздуха;
  • Прибор для измерения артериального давления;
  • Сумка холодильник медицинская для перевозки биологических материалов;
  • Весы медицинские;
  • Ростомер;
  • Плантограф;
  • Пульмотест;
  • Холодильники 2 шт.;
  • Аптечки для оказания неотложной помощи;
  • Стол письменный 2 шт;
  • Шкаф для документации;
  • Стулья 4 шт.

 

                                                                                                                                          условия питания  

Пищеблок состоит из цехов первичной обработки овощей, горячего, холодного , мясо-рыбного ,раздаточной, моечной кухонной посуды, кладовой сухих продуктов, кладовой для овощей, холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов, закрузочной, помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления моющих и дизинфицирующих растворов.

В ДОУ питание осуществляет организация ООО "Веста", в соответствии с правилами и нормами СанПина, которое является полноценным, разнообразным по составу продуктов и удовлетворяет физиологические потребности растущего организма в основных пищевых веществах.  

Основными принципами организации питания в нашем учреждении являются:

*   Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.

*   Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.

*   Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.

*   Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.

*   Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.

*   Соблюдение гигиенических требования к питанию (безопасность питания).

Количество приемов пищи в нашем детском саду – 3 раза за время пребывания в детском саду.
Завтрак – молочные каши: овсяная, рисовая, пшенная, гречневая, В качестве напитка –  кофейный напиток с молоком, чай с лимоном, какао на молоке с бутербродом с маслом сыром.
Обед –  Первое горячее блюдо – щи, борщ, овощной суп, суп с крупами или макаронными изделиями с мясом. Второе  блюдо – мясное, рыбное, из птицы, из печени с гарниром. Третье блюдо – компот из свежих фруктов, сухофруктов, кисель.
Полдник в нашем учреждении – уплотненный, включает в себя блюда из творога – запеканки, пудинги, блюда из рыбы, птицы, овощей, омлет из натуральных яиц, а также напиток –  молоко, соки,  чай с лимоном с выпечкой собственного производства, кондитерскими изделиями: печенье, вафли.