Главные вкладки
Малая академия наук "Интеллект будущего"
Национальная образовательная программа "Интеллектуально-творческий потенциал России"
Регион: Калужская область
Населенный пункт: Обнинск
Год основания: 1985
Количество учащихся: более 100 000 ежегодно
Последние обсуждения
Статья Татьяны Ляшко "Одаренный ребенок: жизнь в условиях неопределенности"
История развития всех видов животных показывает пример того, как изменение условий жизни на Земле или в конкретном регионе приводило к изменению животных и к появлению новых видов, способных выживать в изменившемся мире. Причём, чем более было приспособлено животное к изменениям, тем жизнеспособнее оно оказывалось. Человек – часть природы. И способность соответствовать изменившимся условиям жизни тоже определяет его жизнестойкость.
В последние годы изменилось так много: социализм опять вернулся к капиталистическому укладу; Интернет вошёл в жизнь практически каждой семьи, каждый имеет самый широкий доступ к любой информации, размещённой в сети, причем, количество оцифрованных документов, книг возрастает многократно с каждым днём. Но, несмотря на это, школьная система образования осталась прежней: педагог – как основной источник знаний на уроке, учебник – слабое отражение того, чем владеет современная наука по данному направлению, – как путеводитель в последовательности изучения основ данной науки, ученики как обучаемые слушатели. В нынешней ситуации каждый из этих «элементов» оказался функционально непригоден. Учитель не может конкурировать по глубине и широте знаний с компьютером, готовым предложить сотни и тысячи самых последних научных и популярных статей по любой интересующей вас проблеме, а также видеосюжеты, тренинги и прочее. Учебник тем более устаревает не по дням, а по часам. Тем более в области химии, биологии, информационных технологий.
Что отличает одаренного ребёнка от обычных детей?
- Проявление собственной активности, умение взять на себя ответственность;
- Владение механизмами саморазвития;
- Способность к высокой концентрации;
- Системное мышление, умение выстраивать связи между имеющимися знаниями, способами деятельности и новыми знаниями;
-Увлеченность и трудолюбие.
Как ни странно, именно последние два качества оказываются определяющими, недаром существует высказывание «Талант – это 99 процентов труда и один – удачи». Если проанализировать состоявшихся ученых, то лишь небольшая часть из них в детстве признавалась одаренными детьми. В большинстве своём речь идёт именно об увлечённости – химией, физикой, биологией, иногда не самим предметом, а человеком, который этот предмет преподавал. И еще одна особенность: такое яркое увлечение происходило чаще вне стен школы, в системе дополнительного образования. Педагоги, эксперты Малой академии наук придерживаются позиции, что каждый здоровый ребенок является потенциально одаренным, а задача педагогов «увлечь», «зажечь», «подарить мечту» и дать «инструменты» талантливого мышления для её воплощения.
Когда мы говорим об «инструментах» талантливого мышления, то речь идёт о так называемых «навыках будущего», ключевых компетенциях, овладев которыми, ребёнок может мыслить так, как мыслит талантливый человек. Так, например, психологи утверждают, что если человек составил по всем правилам не менее 100 ментальных карт, то происходит некоторый «перелом» в мышлении, оно становится системным, глубинным, ассоциативным. Этот же эффект можно наблюдать при овладении технологиями эйдетики (образного мышления). На занятиях по развитию творческих способностей старшеклассники, которые на первом занятии запоминали не более 12 цифр или фигур, после трёх месяцев занятий восстанавливали последовательности из 100 цифр и расположение более 50 фигур. С точки зрения обычной психологии – это совершенно неординарный результат, один из признаков талантливости.
Современная педагогика имеет в своём арсенале такое количество технологий развития личности, что при умелом их использовании можно многократно увеличить количество детей, таланты которых будут раскрыты. Обучение и воспитание в стенах школы талантливого ребёнка именно потому, что он как никто не приемлет шаблоны, чувствителен к восприятию нового – затруднено. Чаще такой ребенок находит «приют» в неформальных объединениях.
В этом смысле система научных обществ учащихся, возникшая в шестидесятых годах XX века, стала образцом того, каким может быть наше образование, чтобы, с одной стороны, поддержать и развить талантливых детей, создать для обладателей различных «даров» совершенно уникальную, под них простроенную среду, дать возможность реализовать себя в социально значимой деятельности, во взросло-детском сообществе единомышленников. С другой стороны, научные объединения учащихся, основой которых являются увлеченные педагоги, научные сотрудники, одновременно являются местом, где «находят» себя «потенциальные» таланты, способности которых были скрыты.
Еще одна важная деталь. В научных объединениях учащихся и талантливые дети, и «обычные» работают совершенно на равных, без выделения: – это талант, а это – середнячок. Такой подход психологически очень верен. У талантливого ребенка нет постоянного страха, что он сделает что-то не так, и его перестанут считать особым. Здесь к нему относятся «ровно», с уважением к сделанному делу, а не к «потенциальным возможностям». В НОУ закладывают умение работать на все 99 процентов, которые станут основой успеха. Здесь же реализуется первый принцип – проявление собственной активности, готовность взять на себя ответственность, так как для проведения исследовательской работы нужно выявить проблему (социальную или техническую), найти способы решения и получить результат.
Научные объединения учащихся способны удовлетворить высокую активность (познавательную, личностное проявление) детей, предоставить им широкий спектр направлений и видов деятельности, а также свободу их выбора; научить планировать работу, находить оптимальные способы решения (в том числе, например, давая технологии ТРИЗ). Именно здесь дети имеют право на ошибку, на многократную смену видов деятельности, на остановку и размышление о себе, о жизни.
Конечно, реализовать деятельность научных объединений учащихся и выстроить траекторию развития каждого ребёнка могут только высококлассные педагоги, увлеченные своим делом, в большинстве своём тоже являющиеся исследователями, поэтому понимающие запросы детей, умеющие поддержать и при необходимости защитить их «особенность», неповторимость мышления, проявление в социуме.
В школах основной упор делается на трансляцию знаний. В любом учебнике мы найдём описание того, что было ранее. Даже учебник современной истории рассматривает события, происходящие не сегодня, а некоторое время назад. Ученик не является участником происходящих событий, не несёт личной ответственности за то, что происходит сейчас, не может влиять на то, что произойдёт в ближайшее время. Если рассмотреть положение ученика, то явно преобладают пассивные формы – «бери», что дают, учи то, что требуют. Своё мнение приветствуется в сочинении как обязательный формальный элемент, потому что от этого мнения ничто не зависит.
Положение школьника можно оценить как зависимое, с элементами свободы. Компенсировать недостающую свободу и активность, а для одаренных детей эти параметры являются ключевыми, в наибольшей степени можно именно в научных объединениях учащихся. Главное, ребенок сам выбирает, будет он заниматься астрономией или литературоведением, сам определяет, решает, с кем из предложенных педагогов будет сотрудничать. Работа изначально предполагает, что, изучив по выбранной теме, то, что было сделано ранее другими исследователями, учащийся вместе со своим наставником изучает, как это явление (социальное, физическое или иное) проявляет себя сейчас, делает предположения, выдвигает гипотезы – сколько всего того, чего нет в школе! И так до полного окончания, когда работа закончена, проверены гипотезы, сделаны выводы, предположения, даны рекомендации, как использовать полученный результат, проведена рефлексия собственной деятельности.
Здесь целая цепочка весьма важных моментов:
- самостоятельный выбор направления и научного куратора;
- выбор актуальной задачи, от решения которой зависит улучшение чего-либо в окружающем мире;
- активное, осознанное (потому, что это надо для решения важной задачи!) изучение определённых, наработанных другими знаний, поиск собственного пути;
- планирование своей деятельности, оптимизация, системный анализ полученных результатов;
- рефлексивный анализ своей деятельности, способов достижения цели, эффективности;
- планирование дальнейшей работы на основе полученных результатов, освоенных способов деятельности, приобретённого исследовательского опыта.
В школе – учебные задачи, и от того, решили вы их или нет, зависит только личный успех учащегося – оценка. Для одаренного ребёнка оценка как таковая в большинстве случаев не важна, он работает «на идею». В исследовательской работе достижение цели (например, разработка фильтров для очистки воды, восстановление названий притоков реки, определение влияния цветового оформления школы на зрение и т.п.) изначально важно не только для самого исследователя, но и для других людей, поэтому такая деятельность наиболее привлекательна для него.
Еще одна особенность работы научных обществ – командное взаимодействие – может помочь одаренным детям. Научное общество учащихся или малая академия наук – особенный тип общественной детской организации, основная цель которой приобщение детей к научно-исследовательской работе, вовлечение в научные школы, ориентация на ценности научного сообщества. Здесь изначально более высокие и нравственные критерии, и требования к самоотдаче, самостоятельности и активности. Желание сделать что-либо иначе, чем принято, не вызывает отторжения, а принимается как естественное. В сообществе увлечённых детей и взрослых трудно стать «белой вороной», так как здесь все разные, и эта особенность приветствуется.
Членов научного общества учащихся объединяют традиции, ритуалы, определённые формы сотрудничества, общие цели и перспективы. Все эти характеристики присущи коллективу. Именно таковыми становятся организации, уже много лет занимающиеся со школьниками научно-исследовательской работой. К числу таких объединений можно отнести Клуб юных астрономов Краснотурьинска, научные общества учащихся Челябинска, Краснодара, Мурманска, Малую академию наук Уфы, Черноголовки. Одаренным детям здесь рады, как и всем остальным, в том числе тем, таланты которых помогут открыть и развить.
Положение учащихся в научных объединениях имеет явное смещение в сторону активности и свободы. Причем, независимо от того, какой в школе учитель, какие элементы он вносит в преподавание, сама система заставляет находиться в определённых рамках. И, наоборот, в научных объединениях, даже начинающий педагог или представитель ВУЗа «обречены» на сотворчество с детьми, так как по каждой теме научного исследования нет заранее известного результата. Педагог может только показать алгоритм исследования, а дальше совместно с ребенком получать новое знание, которое еще не описано ни в одном учебнике, актуально в настоящее время и решает задачи нескольких ближайших лет. Школьник уже сейчас включен в решение реальных задач сегодняшнего дня и в построение основ дня завтрашнего.
Личностный потенциал одаренного ребенка по определению достаточно высок: он обладает в результате саморазвития и оптимально усвоенных технологий самосовершенствования большим объёмом знаний и способами их преобразования и применения.
Наличие базовых знаний определяет уровень возможной социальной активности, но не является единственным и необходимым условием того, что знания будут направлены на решение «глобальных задач» человечества, именно поэтому их уровень отражает лишь потенциальную возможность личности сделать свой вклад в развитие науки, культуры, общественно-политических структур общества. Сами научные общества учащихся можно рассматривать как пространство, а исследовательскую деятельность как способ социальной реализации внутреннего потенциала одаренных детей.
Рассмотрим виды исследовательской деятельности. Первый - учебно-исследовательская деятельность. Цель – приобщить ребёнка к интеллектуально-творческой деятельности, показать алгоритм исследования, познакомить со структурой исследовательской работы, с научными методами исследования и анализа полученных результатов. Самое главное, чтобы ребенок «загорелся», чтобы появился внутренний мотив к занятиям исследовательской деятельностью. На этом первом этапе вся деятельность направлена на самого ребёнка: на его совершенствование через выполнение исследовательской работы, через решение возникающих противоречий. И новизна полученных результатов в данном случае субъективна: для школьника эта тема новая, новы результаты исследования, впервые используется какая-либо методика и так далее. Становится понятным, что подобного рода работа, очень важная, особенно с точки зрения вхождения ребёнка в науку, лежит в плоскости развития личностного потенциала. Именно эта ступень может служить для «раскрытия» скрытых талантов, или для определения области приложения уже проявившегося дарования. Принципиально важно, что одаренный ребенок может не бояться ошибок, в НОУ нет оценок, можно менять виды деятельности, использовать самые современные методики, вплоть до создания своих.
Второй вид – научно-исследовательская деятельность. Юный исследователь изначально ставит цель решить конкретную социальную или техническую задачу, у которой нет готового «контрольного» ответа. Меняются акценты: с «выполнить работу для совершенствования себя как личности» на «использовать свой потенциал для решения важной социальной (технической) задачи». Ребенок видит проблему, преобразует её в цель исследования, ставит задачи, выдвигает гипотезы, определяется с методами исследования, проводит нужную работу, получает результаты, анализирует и интерпретирует их. Итог – получение нового знания, теоретически и/или практически значимого результата. Для одаренных детей одной из основных характеристик является активность, и направить её в русло социально-значимых дел – важная педагогическая задача. Научно-исследовательская деятельность многогранная и многофункциональная, где востребованы многие компетенции, в том числе ключевые, надпредметные. Именно это может привлечь одаренного ребенка, склонного к системному мышлению и к глубокому погружению в выбранную тему.
В настоящее время принято решение об обязательном введении в школе проектной и исследовательской деятельности. Это очень нужное, перспективное и по-настоящему смелое, инновационное решение. Но пока ещё совершенно не готова «инфраструктура»: в массовом порядке не готовы педагоги взять на себя руководство исследовательской деятельностью – понятно, ведь они сами никогда не вели научную работу; нет исследовательской базы – ни технической, ни методической; нет законов, прописывающих возможность работы детей на базах научно-исследовательских институтов и работы ученых в рамках школы; нет критериев оценки деятельности учителей и школ, занимающихся организацией исследовательской деятельности. Много чего нет, но главное сделано: исследовательская и проектная деятельность заявлены полноценной составляющей частью школьной программы.
В своё время пионерская организация из системы дополнительного образования перешла в школу. Большой плюс был в массовом охвате детей этим социально-значимым движением. Всё закончилось, когда формальная сторона жизнедеятельности самодеятельной пионерской организации полностью заслонила живую работу.
Перевод детских научных объединений в школу – несомненное благо, но нужно иметь ввиду ту самую формальную сторону, которая способна «убить» любое живое дело. Возникает важная проблема – как сделать так, чтобы научные объединения были востребованы обществом, чтобы воспринимались им как ресурс подготовки социально активных молодых людей. Ведь именно научные объединения учащихся предоставляют возможность «отдавать», реализовывать личностный потенциал, проявляя свою социальную активность, например, выполняя исследовательскую работу и решая определённую задачу, при этом активность направлена на окружающую действительность.
Для привлечения детей (одаренных и потенциально одаренных), для широкого массового участия педагогов и образовательных учреждений в исследовательской и творческой деятельности в Малой академии наук «Интеллект будущего» разработана комплексная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России».
Первая ступень программы – конкурсы-олимпиады для учащихся 1 – 11 классов. Задача конкурсов-олимпиад – массовое привлечение детей к интеллектуально-творческой деятельности с целью выявления их интересов, склонностей, предпочтительных направлений деятельности. Работы могут выполняться в течение месяца с привлечением дополнительной литературы, Интернет-ресурсов. Допускаются консультации с педагогами. Часть заданий рассчитывается так, чтобы дети привлекали родителей, взаимодействовали с одноклассниками, проводили эксперименты, учились выдвигать гипотезы и анализировать результаты. В течение нескольких лет участники программы могут менять виды конкурсов – от астрономии до философии, включая олимпиады по основным предметам. Часть конкурсов направлена на формирование надпредметных компетенций, например, «Интеллектуально-творческий марафон», «Ума палата», «Конкурс смекалки», «Интеллект-экспресс».
Вторая ступень – выполнение исследовательских работ. Те школьники, которые проявили интерес к интеллектуально-творческому профилю, включаются в исследовательскую деятельность. Для детей разного возраста функционируют несколько очных конференций. Для учащихся среднего звена – конференция «Шаги в науку». Для старшеклассников – Российская конференция «Юность, наука, культура». Для студентов и молодых аспирантов – «Научный потенциал - XXI». Недавно (7 лет назад) появился проект для младших школьников – «Рождественский фестиваль-конференция». Участие в конференции предполагает сначала региональный тур, а затем – российский. Но если в городе не проводятся конференции, каждый школьник имеет право подать свою работу непосредственно в оргкомитет конкурса на предварительный заочный этап. В течение 27 лет ежегодно проходили конференции, не взирая ни на какие внешние препятствия. Это стимулировало и поддерживало не только детей, но и педагогические коллективы, так как и у тех, и у других постоянно есть ближняя и дальняя перспектива – заочные и очные проекты.
Только за один 2010- 2011 учебный год в программе приняли участие более 100 000 человек со всех регионов России. Итоги участия каждого ребёнка в конкурсах отслеживаются в течение всего периода его включения в программу. Они хранятся в базе данных, причём действует рейтинговая система: за каждое достижение (участник проекта, Лауреат, победитель и так далее) начисляются рейтинговые баллы, и при достижении заданного количества баллов конкурсанту присваивается очередное игровое звание. Конечно, это дополнительный внешний стимул, который способствует, особенно на первых этапах, регулярной работе, поддержанию интереса к творческой, исследовательской деятельности. Когда проявляется интерес, выявляется склонность к определённому направлению, или тем более открывается талант, внешние стимулы уходят на второй план. В своих отзывах дети так и пишут: «Сначала участвовал в конкурсе, чтобы победить, получить премию, чтобы порадовать маму, а теперь хочется найти оригинальный способ решения, самому разработать задание, привлечь одноклассников, провести исследование».
На каждом очном проекте, где идёт защита исследовательских работ учащимися, для педагогов постоянно организуются курсы повышения квалификации. Лекции, тренинги, специализированные исследовательские игры, позволяющие понять технологию выполнения исследовательской работы, и в большей степени непосредственное присутствие на защите работ, где можно понять требования экспертов, услышать, как защищают работы дети из разных регионов России, увидеть качество представленных презентаций, методик исследования, выводы. Многолетняя работа в этом направлении помогла сотням педагогов успешно руководить научно-исследовательской работой в своей школе, городе или даже в области.
Центрами развития и поддержки интеллектуально-одаренных детей и их наставников стали конференции «Юность, наука, культура-Север», «Юность, наука, культура-Юг», «Юность, наука, культура-Сибирь», «Юность, наука, культура-Башкортостан» и другие, которые проходят в Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, в Новосибирске и Башкирии. Эти конференции проводят при поддержке Малой академии наук «Интеллект будущего» представители отделений Академии. У всех конференций единый методологический подход, общие традиции и единый центр. Программа Малой академии «Интеллект будущего» направлена на выявление, развитие и поддержку интеллектуально одаренных детей, на предоставление всем учащимся таких возможностей, которые будут основой их дальнейшего успеха в жизни.
Деятельность организации высоко оценена: разработчикам Программы в декабре 2011 года присуждена Премия Правительства Российской Федерации в области образования (распоряжение Правительства РФ №1946-р от 3.11.11 ) "за научно-практическую разработку "Система выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей в рамках программы "Интеллектуально-творческий потенциал России".
Другая высокая оценка – поддержка участников проектов премиями Президента РФ (победители – 60000 рублей и призёры – 30000 рублей):
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 октября 2012 г. N 869 "Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2013 году", в данный перечень включены следующие конкурсы Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего»:
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся «Юность. Наука. Культура»;
Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ учащихся и студенческой молодежи «Научный потенциал-XXI»;
Всероссийский конкурс «Интеллектуально-творческий потенциал России»;
Всероссийский конкурс по социальному проектированию «Интеллектуальная инициатива-XXI»;
Всероссийский литературно-творческий конкурс «Созвездие талантов»;
Всероссийский конкурс педагогов «Образование: взгляд в будущее».
Своеобразной "колыбелью талантов", местом их становления, пространством для практической реализации стала Малая академия наук "Интеллект будущего". За 28 лет здесь выросли тысячи одаренных школьников. Взрослея, они превращаются в хороших специалистов, которые расходятся по разным сферам деятельности и, самое главное, часть из них приходит в науку. Таким образом, Малая академия "Интеллект будущего" стала одной из опор российской науки, ее "кадровым ресурсом" .
Татьяна ЛЯШКО,
директор образовательных программ
Малой академии наук "Интеллект будущего"
"Юность. Наука. Культура", "Познание и творчество", "Шаги в науку"...
С наших конференций и олимпиад, конкурсов и фестивалей, игр и турниров начинается увлечение наукой и творчеством для десятков тысяч детей России.
Участвуя в них, ребята определяют свою будущую профессию, и, возможно, всю свою жизнь.
О нас
Наши достижения
Наши проекты ежегодно входят в перечень конкурсных мероприятий приоритетного национального проекта «Образование», по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодёжи. | Наша образовательная программа «Интеллектуально творческий потенциал России» отмечена премией правительства РФ в области образования. |
|
|
Мы - партнер Всероссийского Форума «Будущие интеллектуальные лидеры России». | Участники наших проектов — это в первую очередь школьники и педагоги, директора школ, заведующие по учебно-воспитательной работе, родители. |
Наши сертификаты
Наши проекты
Онлайн-олимпиады "IQ-чемпион">>
Всероссийские творческие олимпиады "Креативность. Интеллект. Талант">>
Всероссийские тестовые олимпиады "Интеллект-экспресс">>
Всероссийские предметные олимпиады "Познание и творчество">>
Всероссийский конкурс исследовательских работ учеников 9-11 классов "Юность. Наука. Культура">>
Всероссийский конкурс исследовательских работ учеников 5-9 классов "Шаги в науку">>
Всероссийский конкурс исследовательских работ учеников 1-4 классов "Юный исследователь">>
Онлайн-журнал "Образование и воспитание">>
Всероссийский конкурс проектных работ "Созидание и творчество">>
Всероссийские исследовательские, экспериментальные и развивающие олимпиады "Эврикум">>
Научно-образовательный журнал "Академиан">>
Наши партнёры
Контакты
(48439) 9-72-95
Дополнительная информация
Малая академия наук "Интеллект будущего" в Википедии
Национальная образовательная программа "Интеллектуально-творческий потенциал России" в Википедии