Рабочая программа Художественного объединения по Изобразительному и Декоративно-прикладному искусству "Палитра"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к тематическому плану занятий
художественного объединения по изобразительному искусству «ПАЛИТРА»
Программа рассчитана на три года обучения детей 7-13лет.
Программа предполагает целостный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, народное декоративно-прикладное искусство, лепку, моделирование из бумаги, оригами, аппликацию, мозаику.
Развернутое тематическое планирование составлено из расчета 2 часа в неделю (72 часов/занятий за учебный год). Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической.
1й год обучения: 7-8 лет, 2й год обучения: 9-10 лет, 3й год обучения: 11-14 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palitra_2013-2014.doc | 235 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Северо-Восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением английского языка № 1370
127549, Москва, Алтуфьевское шоссе,60-б
Телефон: 8 (499) 901-21-22, факс: 8 (499) 901-21-20 E-mail: school1370@yandex.ru
«Согласовано» Председатель МО ___________ ( ________________________) | «Согласовано» Руководитель ГБОУ СОШ
№1370-3 ___________________ ( Ширяева В.А. ) | «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ №1370 ___________________________ ( Корышев С.В.) |
Рабочая программа
Художественного объединения по изобразительному искусству
«ПАЛИТРА»
Руководитель кружка:
Доценко Н.С.
Возраст:
7-14 лет
Срок реализации:
3 года
Кол-во часов: в неделю/
2
Москва
2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к тематическому плану занятий
художественного объединения по изобразительному искусству «ПАЛИТРА»
Программа рассчитана на три года обучения детей 7-13лет.
Программа предполагает целостный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, народное декоративно-прикладное искусство, лепку, моделирование из бумаги, оригами, аппликацию, мозаику.
Развернутое тематическое планирование составлено из расчета 2 часа в неделю (72 часов/занятий за учебный год). Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической.
1й год обучения: 7-8 лет, 2й год обучения: 9-10 лет, 3й год обучения: 11-14 лет.
Содержание программы направлено на овладение способами художественной деятельности, на приобщение к искусству как духовному опыту поколений, на развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментов, а также предполагается использование электронных средств обучения.
Методическая поддержка, как из арсенала признанных художников, так и из авторских разработок педагога.
…….. изобразительного искусства «Палитра»
Девиз: «Сделай мир ярче!»
Символ: Палитра художника
Цели:
- Помочь ребенку открыть самого себя, увидеть прекрасное в самых обычных вещах и сделать мир ярче (развивать творческую личность)
- Воспитывать интерес ко всем видам искусств, дизайну в разных формах
- Приобщать к национальному и мировому художественному наследию
- Прививать любовь к родной природе, своему народу, Родине (уважение к ее традициям, героическому прошлом, многонациональной культуре).
- Развивать эмоциональную отзывчивость на явления окружающей действительности, на произведения искусства
- Формировать художественно-образное мышление
- Расширять фантазию, воображение
Задачи:
- Формировать художественную грамотность, практические умения и навыки работы
- Познакомить с различными техниками рисования и историей рисунка
- Познакомить с выразительными возможностями и свойствами изобразительных материалов
- Познакомить с жанрами изобразительного искусства
- Познакомить с нетрадиционными техниками изображения, их применением
Формы подведения итогов
Формами подведения итогов реализации программы “Палитра ” являются выставки (тематические, праздничные) и художественные конкурсы.
Критерии оценивания.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Предполагаемые результаты
Предполагаемые занятия кружка должны помочь учащимся усвоить ключевые понятия, связанные с изобразительным искусством, получить представления о различных видах изобразительно и декоративно-прикладного искусства, расширить кругозор.
Учащиеся должны усвоить различные техники декоративно-прикладного искусства, испытать свои возможности в различных направлениях изобразительного искусства.
Данный курс поможет учащимся овладеть способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Занятия кружка носят ориентационный характер. Он осуществляет учебно-практическое знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства; удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам декоративно-прикладного искусства, расширяет кругозор, углубляет знания в данных областях, знакомит с формами проектной деятельности. Детям во время творческого процесса предоставляется уникальная возможность понять простую истину, что люди разные и каждый из них имеет свою неповторимую индивидуальность. Это позволяет осознать ценность каждого человека и ценность его труда.
Основные виды деятельности учащихся:
- Работа с источниками информации (чтение энциклопедических статей об искусстве, их обсуждение);
- Овладение различными техниками живописи декоративно-прикладного искусства;
- Создание узоров, рисунков;
- Составление композиционных проектов;
- Участие в проектной деятельности.
Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | ||||||
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | ||||||
1-ый год обучения | ||||||
№ п/п | Содержание | Общее кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме занятия | Дата | ||
Тематический раздел | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | ||||
Введение | ||||||
Формирование группы, знакомство с режимом работы кружка, правила поведения во время занятий, ознакомление с планом работы и перечнем художественных материалов, необходимых для занятий. | Оформление стенда (символ, название, список учащихся) Рисование на свободную тему (для диагностики умений учащихся) | 1 | ||||
Школа рисования | ||||||
Техника работы графитным карандашом. | Концентрические «загогулины»: «Зимний лес», «Девушка в бальном наряде»; штриховка | 2 | ||||
Цветовые решения. Техника работы цветными карандашами. | Радуга Цветик-семицветик | 2 | ||||
Техника работы акварелью | Рисуем море | 2 | ||||
Техника работы акварелью | Рисуем небо | 2 | ||||
Техника работы гуашью | Фантазия «Звуки музыки» | 2 | ||||
Техника работы гуашью | Осенний лес | 3 | ||||
Техника «Набрызг» | Объекты природы (листья деревьев) | 2 | ||||
Школа мастерства | ||||||
Поделки из соленого теста | Фоторамки Подсвечники | 4 | ||||
Открытки-раскладушки | Простые игрушки на пружинах, с коробочкой | 3 | ||||
Школа рисования | ||||||
Рисование пальчиками | Картина «Ёлка и Ёжики» |
| 3 | |||
Рисование ластиком | Морозные узоры | 2 | ||||
Рисование зубной щеткой | Новогоднее дерево (Ёлка) | 3 | ||||
Рисование – печатание | Печатание ёлочных шаров трафаретами из половинок овощей | 2 | ||||
Техника работы гуашью и зубной пастой | Зимний пейзаж | 2 | ||||
Техника работы акварелью, губкой | Зимнее небо | 2 | ||||
Школа мастерства | ||||||
Поделки из пуговиц | Сердечко (ко Дню Святого Валентина) | 2 | ||||
Поделки из пуговиц | Бабочки (к 8 марта) | 2 | ||||
Школа рисования | ||||||
Рисование по мокрой бумаге | Открытка с Цветами | 2 | ||||
Школа мастерства | ||||||
Рисование ножницами и украшение открытки | Открытка с украшениями и контуром профиля девушки (тень) | 3 | ||||
Игрушка-мобиле из картона и бумаги | Букет к 8 марта | 3 | ||||
Поделки из соленого теста | Подставки для яиц, подставки для салфеток (лепка) | 2 | ||||
Поделки из соленого теста | Подставки для яиц, подставки для салфеток (разукрашивание) | 2 | ||||
Игрушка-мобиле из картона и бумаги | Пасхальная корзина | 3 | ||||
Игрушки с подвижными частями | Ракета с космонавтом | 2 | ||||
Игрушки с подвижными частями | НЛО с марсианином | 2 | ||||
Школа рисования | ||||||
Техника работы гуашью | «Лес весной» | 3 | ||||
Рисование по мокрой бумаге | «Весна» | 2 | ||||
Техника работы цветными карандашами. Техника работы фломастерами. | Рисуем буквы и слова | 2 | ||||
Техника работы цветными карандашами. Техника работы фломастерами | Рисуем цифры и числа | 2 | ||||
Техника работы гуашью | Рисование на свободную тему (для диагностики умений учащихся) | 2 | ||||
Выставка работ учащихся | Организация выставки работ учащихся (Фотовыставка) | 1 | ||||
72 часов |
2-ый год обучения | ||||||
№ п/п | Содержание | Общее кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме занятия | Дата | ||
Тематический раздел | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | ||||
Школа рисования | ||||||
Народные росписи | Гжель | 6 | ||||
Хохлома | 6 | |||||
Дымковская игрушка | 6 | |||||
Школа мастерства | ||||||
Печатание узоров красками | Упаковка подарков, рисование узоров в круге, в полосе (орнаменты) | 4 | ||||
Поделки из пуговиц | Корона, рамка, «Осенний вальс», «Магия света», «Сияющие звезды» | 4 | ||||
Поделки из фасоли и тд. (аппликация) | «мозанка» | 4 | ||||
Школа рисования
| ||||||
Техника работы акварелью (тоновая отмывка). | Пейзаж | 4 | ||||
Техника работы маслом (гуашью). | Рисование с натуры (букет цветов) | 6 | ||||
Школа мастерства | ||||||
Карнавал: маски и костюмы. | Кинозвезда Пчелки над цветами Пляшущие рыбки Птички Тигр | 6 | ||||
Открытки-раскладушки | Раскладные цепочки Раскладная ферма Зверюшки с открывающейся пастью Взлетающая ракета | 6 | ||||
Поделки из соленого теста | Натюрморт в корзине (фрукты) Натюрморт с самоваром (кондитерские изделия) Подвески, кулоны и т.д. Цветы, клумба Картины Мелкие скульптуры Вазы и кашпо | 4 | ||||
Объемное моделирование из бумаги | Кукольный домик Техника Животные | 6 | ||||
Волшебная бумага | Объемные букеты Настенные панно | 6 | ||||
Волшебная нить (изонить) | Снежинки Узор в круге | 4 | ||||
Игрушки-мобиле | Карнавал Арктика Пасхальная корзина Букет к 8 марта Аквариум Праздничный венок | 4 | ||||
Выставка работ учащихся | Рисование на свободную тему (для диагностики умений учащихся) Организация выставки работ учащихся и фотовыставка «Наш кружок» | 1 | ||||
Организация выставки работ учащихся и фотовыставка «Наш кружок» | 1 | |||||
72 часов |
3 год обучения | ||||||
№ п/п | Содержание | Общее кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме занятия | Дата | ||
Тематический раздел | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | ||||
Школа рисования | ||||||
Народные росписи | Городецкая роспись | 6 | ||||
Урало-Сибирская роспись | 6 | |||||
Полх-майданская роспись | 6 | |||||
Школа рисования | ||||||
История рисунка Основные жанры изобразительного искусства | Рисунок на свободную тему (для диагностики умений учащихся) Знакомство с произведениями великих художников по репродукциям (серия книг «Художественная галерея») | 2 | ||||
Композиция | Рисование с натуры (куб) | 2 | ||||
Перспектива | Рисование с натуры (шар) | 2 | ||||
Свет и тень | Рисование с натуры (конус) | 2 | ||||
Вес и объем | Рисование с натуры (цилиндр) | 2 | ||||
Конструкция | Рисование с натуры (тор) | 2 | ||||
Пропорции | Рисуем героев мультфильмов | 4 | ||||
Движение | Рисуем героев мультфильмов | 4 | ||||
Сюжетная композиция | Рисуем героев мультфильмов | 4 | ||||
Мимика, передача движения, усилия | Создаем комиксы | 8 | ||||
Школа мастерства | ||||||
Поделки из соленого теста | Натюрморт в корзине (фрукты) Натюрморт с самоваром (кондитерские изделия) Подвески, кулоны и т.д. Цветы, клумба Картины Мелкие скульптуры Вазы и кашпо | 4 | ||||
Поделки из фасоли и тд. (аппликация) | «мозанка» | 4 | ||||
Волшебная бумага | Объемные букеты Настенные панно | 4 | ||||
Волшебная нить (изонить) | Снежинки Узор в круге | 4 | ||||
Игрушки-мобиле | Карнавал Арктика Пасхальная корзина Букет к 8 марта Аквариум Праздничный венок | 4 | ||||
Выставка работ учащихся | Рисование на свободную тему (для диагностики умений учащихся) | 1 | ||||
Организация выставки работ учащихся и фотовыставка «Наш кружок» | 1 | |||||
72 |
Список методической литературы
- Гусакова М. А. «Аппликация». Москва «Просвещение» 1987.
- Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала». Москва «Просвещение» 1991.
- Халезова Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду». Москва «Просвещение» 1984.
- Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.
- Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И. «Аппликационные работы в начальных классах». Москва «Просвещение» 1983.
- Барта Ч. «200 моделей для умелых рук». Санкт-Петербург «Кристалл» 1997.
- Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать». Санкт-Петербург «Аврора» 1991.
- Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.
- Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2002.
- Хайнс К., Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный театр». Москва «Росмэн» 2002.
- Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2008. «Тестопластика»
- Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №6.2008. «Тестопластика»
- Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №8.2008. «Тестопластика»
- Кирьянова О. Н. «Бумажные фантазии». Москва «Профиздат» 2006.
- Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика». Москва «Эксмо», Санкт-Петербург «Валери СПД» 2008.
- Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2003.
- Блейк В. Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2003.