Рабочая программа Художественного объединения по Изобразительному и Декоративно-прикладному искусству "Палитра"

Доценко Надежда Сергеевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к тематическому плану занятий  

художественного объединения                                                                                                                                                                           по изобразительному искусству «ПАЛИТРА»

Программа рассчитана на три года обучения  детей 7-13лет.           

Программа предполагает цело­стный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, народное  декоративно-прикладное искусство, лепку, моделирование из бумаги, оригами, аппликацию, мозаику.

Развернутое тематическое планирование составлено из расчета 2 часа в неделю (72 часов/занятий за учебный год).  Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической.

1й год обучения: 7-8 лет, 2й год обучения: 9-10 лет, 3й год обучения: 11-14 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palitra_2013-2014.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Северо-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное  образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением английского языка № 1370

127549, Москва, Алтуфьевское шоссе,60-б                                  

Телефон: 8 (499) 901-21-22, факс: 8 (499) 901-21-20  E-mail: school1370@yandex.ru

«Согласовано»

Председатель МО ___________

 (  ________________________)

«Согласовано»

Руководитель ГБОУ СОШ

 

№1370-3  ___________________

(  Ширяева В.А. )

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ №1370

___________________________

( Корышев С.В.)

Рабочая программа

Художественного объединения                                                                                                                                                                           по изобразительному искусству

«ПАЛИТРА»

Руководитель кружка: 

Доценко Н.С.

Возраст: 

7-14 лет

Срок реализации:

 3 года

Кол-во часов: в неделю/

2

Москва

2013-2014 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к тематическому плану занятий  

художественного объединения                                                                                                                                                                           по изобразительному искусству «ПАЛИТРА»

Программа рассчитана на три года обучения  детей 7-13лет.            

Программа предполагает целостный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, народное  декоративно-прикладное искусство, лепку, моделирование из бумаги, оригами, аппликацию, мозаику.

Развернутое тематическое планирование составлено из расчета 2 часа в неделю (72 часов/занятий за учебный год).  Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической.

1й год обучения: 7-8 лет, 2й год обучения: 9-10 лет, 3й год обучения: 11-14 лет.

Содержание программы направлено на овладение способами художественной деятельности, на приобщение к искусству как духовному опыту поколений, на развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментов, а также предполагается использование  электронных средств обучения.

Методическая поддержка, как из арсенала признанных художников, так и из авторских разработок педагога.

…….. изобразительного искусства «Палитра»

Девиз: «Сделай мир ярче!»

Символ: Палитра художника

Цели:

  • Помочь ребенку открыть самого себя, увидеть прекрасное в самых обычных вещах и сделать мир ярче (развивать творческую личность)
  • Воспитывать  интерес ко всем видам искусств, дизайну в разных формах
  • Приобщать  к национальному и мировому художественному наследию
  • Прививать любовь  к родной природе, своему народу, Родине (уважение к ее традициям, героическому прошлом, многонациональной культуре).
  • Развивать эмоциональную  отзывчивость на явления окружающей действительности, на произведения искусства
  • Формировать  художественно-образное мышление
  • Расширять  фантазию, воображение

Задачи:

  • Формировать художественную грамотность, практические  умения  и навыки работы
  • Познакомить с различными техниками рисования и историей рисунка
  • Познакомить с выразительными возможностями и свойствами изобразительных материалов
  • Познакомить  с жанрами изобразительного искусства
  • Познакомить с нетрадиционными техниками изображения, их применением

Формы подведения итогов

Формами подведения итогов реализации программы “Палитра ” являются выставки (тематические, праздничные) и  художественные конкурсы.

Критерии оценивания.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются  качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

Предполагаемые результаты

   Предполагаемые занятия кружка должны помочь учащимся усвоить ключевые понятия, связанные с изобразительным искусством, получить представления  о различных видах изобразительно и декоративно-прикладного искусства,  расширить кругозор.

   Учащиеся должны усвоить различные техники декоративно-прикладного искусства, испытать свои возможности в различных направлениях изобразительного искусства.

   Данный курс поможет учащимся овладеть способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Занятия кружка носят  ориентационный характер. Он осуществляет учебно-практическое знакомство  с произведениями декоративно-прикладного искусства; удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам декоративно-прикладного искусства, расширяет кругозор, углубляет знания в данных областях, знакомит с формами проектной деятельности. Детям во время творческого процесса предоставляется уникальная возможность понять простую истину, что люди разные и каждый из них имеет свою неповторимую индивидуальность. Это позволяет осознать ценность каждого человека и ценность его труда.

Основные виды деятельности учащихся:

  • Работа с источниками информации (чтение энциклопедических статей об искусстве, их обсуждение);
  • Овладение различными техниками живописи декоративно-прикладного искусства;
  • Создание узоров, рисунков;
  • Составление композиционных проектов;
  • Участие в проектной деятельности.

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1-ый год обучения

№  п/п

Содержание

Общее кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме занятия

Дата

Тематический раздел

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Введение

Формирование группы, знакомство с режимом работы кружка, правила  поведения во время занятий, ознакомление с планом работы и перечнем художественных материалов, необходимых для занятий.

Оформление стенда (символ, название, список учащихся)

Рисование на свободную тему       (для диагностики умений учащихся)

1

Школа рисования

Техника работы графитным карандашом.

Концентрические «загогулины»: «Зимний лес», «Девушка в бальном наряде»; штриховка

2

Цветовые решения. Техника работы цветными карандашами.

Радуга                        Цветик-семицветик

2

Техника работы акварелью

Рисуем море

2

Техника работы акварелью

Рисуем небо

2

Техника работы гуашью

Фантазия

«Звуки музыки»

2

Техника работы гуашью

Осенний лес

3

Техника «Набрызг»

Объекты природы (листья деревьев)

2

Школа мастерства

Поделки из соленого теста

Фоторамки

Подсвечники

4

Открытки-раскладушки

Простые игрушки на пружинах, с коробочкой

3

Школа рисования

Рисование пальчиками

Картина «Ёлка и Ёжики»

 

3

Рисование ластиком

Морозные узоры

2

Рисование зубной щеткой

Новогоднее дерево (Ёлка)

3

Рисование – печатание

Печатание ёлочных шаров трафаретами из половинок овощей

2

Техника работы гуашью и зубной пастой

Зимний пейзаж

2

Техника работы акварелью, губкой

Зимнее небо

2

Школа мастерства

Поделки из пуговиц

Сердечко (ко Дню Святого Валентина)

2

Поделки из пуговиц

Бабочки (к 8 марта)

2

Школа рисования

Рисование по мокрой бумаге

Открытка с Цветами

2

Школа мастерства

Рисование ножницами и украшение открытки

Открытка с украшениями и контуром профиля девушки (тень)

3

Игрушка-мобиле из картона и бумаги

Букет к 8 марта

3

Поделки из соленого теста

Подставки для яиц, подставки для салфеток (лепка)

2

Поделки из соленого теста

Подставки для яиц, подставки для салфеток (разукрашивание)

2

Игрушка-мобиле из картона и бумаги

Пасхальная корзина

3

Игрушки с подвижными частями

Ракета с космонавтом

2

Игрушки с подвижными частями

НЛО с марсианином

2

Школа рисования

Техника работы гуашью

«Лес весной»

3

Рисование по мокрой бумаге

«Весна»

2

Техника работы  цветными карандашами. Техника работы фломастерами.

Рисуем буквы и слова

2

Техника работы  цветными карандашами. Техника работы фломастерами

Рисуем цифры и числа

2

Техника работы гуашью

Рисование на свободную тему       (для диагностики умений учащихся)

2

Выставка работ учащихся

Организация выставки работ учащихся (Фотовыставка)

1

72 часов


2-ый год обучения

№  п/п

Содержание

Общее кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме занятия

Дата

Тематический раздел

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Школа рисования

Народные  росписи

Гжель

6

Хохлома

6

Дымковская игрушка

6

Школа мастерства

Печатание узоров  красками

Упаковка подарков, рисование узоров в круге, в полосе (орнаменты)

4

Поделки из пуговиц

Корона, рамка, «Осенний вальс», «Магия света»,          «Сияющие звезды»

4

Поделки из фасоли и тд. (аппликация)

«мозанка»

4

Школа рисования

 

Техника работы акварелью (тоновая отмывка).

Пейзаж

4

Техника работы  маслом (гуашью).

Рисование с натуры (букет цветов)

6

Школа мастерства

Карнавал: маски и костюмы.

Кинозвезда                       Пчелки над цветами Пляшущие рыбки        Птички                             Тигр

6

Открытки-раскладушки

Раскладные цепочки Раскладная ферма Зверюшки с открывающейся пастью Взлетающая ракета

6

Поделки из соленого теста

Натюрморт в корзине (фрукты)                     Натюрморт с самоваром (кондитерские изделия) Подвески, кулоны и т.д. Цветы, клумба        Картины                      Мелкие скульптуры        Вазы и кашпо

4

Объемное моделирование из бумаги

Кукольный домик        Техника                 Животные

6

Волшебная бумага

Объемные букеты Настенные панно

6

Волшебная нить (изонить)

Снежинки                        Узор в круге

4

Игрушки-мобиле

Карнавал                  Арктика                     Пасхальная корзина      Букет к 8 марта       Аквариум         Праздничный венок

4

Выставка работ учащихся

Рисование на свободную тему       (для диагностики умений учащихся) Организация выставки работ учащихся и фотовыставка «Наш кружок»                

1

Организация выставки работ учащихся и фотовыставка «Наш кружок»                

1

72 часов


3 год обучения

№  п/п

Содержание

Общее кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме занятия

Дата

Тематический раздел

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

        Школа рисования

Народные  росписи

Городецкая роспись

6

Урало-Сибирская роспись

6

Полх-майданская роспись

6

Школа рисования

История рисунка   Основные жанры изобразительного искусства

Рисунок на свободную тему (для диагностики умений учащихся)                  Знакомство с произведениями великих художников по репродукциям (серия книг «Художественная галерея»)

2

Композиция

Рисование с натуры (куб)

2

Перспектива

Рисование с натуры (шар)

2

Свет и тень

Рисование с натуры (конус)

2

Вес и объем

Рисование с натуры (цилиндр)

2

Конструкция

Рисование с натуры (тор)

2

Пропорции

Рисуем героев мультфильмов

4

Движение

Рисуем героев мультфильмов

4

Сюжетная композиция

Рисуем героев мультфильмов

4

Мимика, передача движения, усилия

Создаем комиксы

8

Школа мастерства

Поделки из соленого теста

Натюрморт в корзине (фрукты)                     Натюрморт с самоваром (кондитерские изделия) Подвески, кулоны и т.д. Цветы, клумба        Картины                      Мелкие скульптуры        Вазы и кашпо

4

Поделки из фасоли и тд. (аппликация)

«мозанка»

4

Волшебная бумага

Объемные букеты Настенные панно

4

Волшебная нить (изонить)

Снежинки                        Узор в круге

4

Игрушки-мобиле

Карнавал                  Арктика                     Пасхальная корзина      Букет к 8 марта       Аквариум         Праздничный венок

4

Выставка работ учащихся

Рисование на свободную тему       (для диагностики умений учащихся)

1

Организация выставки работ учащихся и фотовыставка «Наш кружок»                

1

72


                           Список методической литературы

  • Гусакова М. А. «Аппликация».  Москва «Просвещение» 1987.
  • Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала». Москва «Просвещение» 1991.
  • Халезова Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду». Москва «Просвещение» 1984.
  • Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.
  • Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И.  «Аппликационные работы в начальных классах».  Москва «Просвещение» 1983.
  • Барта Ч. «200 моделей для умелых рук».  Санкт-Петербург «Кристалл» 1997.
  • Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать».  Санкт-Петербург «Аврора» 1991.
  • Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования».  Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.
  • Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2002.
  • Хайнс К.,  Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный театр».  Москва «Росмэн» 2002.
  • Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2008. «Тестопластика»
  • Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №6.2008. «Тестопластика»
  • Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №8.2008. «Тестопластика»
  • Кирьянова О. Н. «Бумажные фантазии».  Москва «Профиздат» 2006.
  • Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика».  Москва «Эксмо», Санкт-Петербург «Валери СПД» 2008.
  • Мартин Б. «Рисуем с удовольствием».  Минск «Попурри» 2003.
  • Блейк В. Начинаем рисовать».  Минск «Попурри» 2003.