"Исследовательская деятельность - основа деятельностного подхода в образовании"
Образование в школе должно быть организовано так, чтобы в нем ясно просвечивала будущая цель образования личности к свободному самоопределению-С.И. Гессен
Дистанционный курс педагога дополнительного образования Иргалиевой Светланы (2017-2018 уч.г)
Образование – это не подготовка к жизни, оно не «прибавляется» к ней, как это часто думают.
Как говорил еще в 1923 году выдающийся русский педагог С.И. Гессен, «жизнь и есть образование, и теория образования есть в сущности теория жизни».
Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании!
Еще Л.С. Выготский в замечательной книге «Педагогическая психология», опередившей свое время как минимум лет на 60 (она была опубликована в 1926 г.), говорил о том, что в новой педагогике жизнь «раскрывается как система творчества... Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чемуто новому».
Новости
ТЕМА 5. Изучение научной
ТЕМА 5. Изучение научной литературы и уточнение темы
На данном этапе учащимися приобретается навык самостоятельной работы с литературой.
Это очень важный этап в исследовании. В современном мире интернет-технологий - множество разнообразной информации!
Поэтому, очень важно:
Список литературы по изучаемой проблеме рекомендуется учителем
Этапы самостоятельной работы с литературой:
знакомство с системой библиографических и элективных каталогов, правильное оформление библиографических данных;
овладение различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал:
- просмотровое (ознакомление с общим содержанием книги, ее глав или параграфов);
- изучающее (подробное) чтение;
овладение различными приемами фиксирования нужной информации:
- можно, читая научные тексты, делать выписки в виде конспектов;
- для кого-то удобнее фиксировать уже переработанный материал;
- для третьих – выписывать исключительно цитаты (интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения)
Очень удобны в использовании карточки с цитатами!
Одним из удобных способов оформления извлеченной из текста информации традиционно является составление на ее основе специальных карточек. Карточки каждый может оформлять по своему усмотрению, они создаются для вашего личного пользования, поэтому должны представлять информацию удобным для вас образом (см. схему). Можно дать общие советы. Например, нумеровать карточки и обозначать шифром тему вписанной информации для легкости ее обнаружения в дальнейшем, когда ваша картотека разрастется. Карточки должны быть одинаковыми по размеру и заполняться с одной стороны. Как правило, на одной карточке помещается одна цитата, но информацию по одному и тому же вопросу с разных страниц можно группировать вместе, не забывая при этом указывать номер каждой страницы.
ТЕМА 4. Разберемся с целями и
ТЕМА 4. Разберемся с целями и задачами исследования
В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.
Начнем с того, что выясним, каким образом сформулировать научную проблему.
Сформулировать научную проблему для автора – это значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.
Сформулированная корректно проблема конкретизируется в цель исследования.
О требованиях к формулировке проблемы, а также, о наиболее часто встречающихся ошибках в постановке проблемы - в материале по ссылке:
https://docs.google.com/document/d/1UN--T3dNDXjzQ57fezLYJ29LTGm4hUeeksq5...
Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
Задачи исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.
Заголовок: Определение гипотезы
ТЕМА 3 : Определение гипотезы
Уточнив тему, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.
В переводе с древнегреческого гипотеза значит «основания, предположение».
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
– быть проверяемой;
– содержать предположение;
– быть логически непротиворечивой;
– соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: "если..., то...”; "так..., как ...”; "при условии что...”, т. е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.
Если затрудняетесь в общей формулировке определения "учебный проект" и в признаках проектной деятельности, то можно ознакомиться с материалами по теме "Признаки проектной деятельности" - ССЫЛКА:
https://docs.google.com/document/d/17kpt8vG1hVuLIsSlxX-kdaYtKYVQQpwochSg...
ТЕМА 2. КАК НАЧАТЬ совместную
ТЕМА 2. КАК НАЧАТЬ совместную работу с ребенком над проектом?
«Если не ставить цель, то любой выстрел можно считать удачным»
(авт. предположительно Е.Я.Коган)
Стартовая презентация, это фактически реклама проекта. Именно с нее и начнется Ваша совместная работа с учащимися.
Что нужно сделать?
Во-первых, просмотреть примеры других проектов по теме.
Во-вторых, спланировать и создать свою.
На начальном этапе работы:
Выявляются видение проблемы учащимися их интересы и потребности. Обсуждаются вопросы, направляющие проект
В ходе презентации предполагается обсуждение плана работы и формирование групп для работы над проектом. Обсуждаются возможные формы представления результатов и требования к продуктам проектной/исследовательской деятельности учащихся
Учащиеся знакомятся с процедурой и инструментами оценивания их деятельности
ИКТ-средства, выбранные для создания презентации и дизайна педагогически целесообразны и эффективны
Советы о том, КАК НАЧАТЬ совместную с ребенком работу над проектом - по ССЫЛКЕ: https://docs.google.com/document/d/14b8jZXg2fERgYN95ZnRlIiFugtjnTKH_Vuxo...
Заголовок 1. Планирование проекта
ТЕМА 1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
Планирование проекта включает следующие этапы.
Этап 1. Определение темы, в рамках которой собираетесь проводить проект (т.е. название проекта).
Обратите внимание на формулировку названия своего будущего проекта.
Она должна быть:
а) интригующей, может быть, даже таинственной, (т.е. привлекательной с позиции ученика),
б) лаконичной ...
в) запоминающейся!
О правилах выбора и формулировки темы исследования можно изучить материалы по ССЫЛКЕ: https://docs.google.com/document/d/1lPOe8bVpTRZvOhyzIfrHofOMMgis4K4mXOjc...
Этап 2. Определение примерной структуры проекта.
Название.
Цитата, лозунг.
Аннотация
Цели и задачи.
Участники.
Условия регистрации.
Сроки реализации проекта.
Этапы проведения проекта.
Условия участия.
Особенности проведения, виды деятельности.
Формы взаимодействия организаторов с участниками.
Критерии оценивания работ участников и проекта.
Результаты проекта.
Авторы, координаторы, администраторы, организаторы.
ВВОДНЫЙ РАЗДЕЛ
ВВОДНЫЙ РАЗДЕЛ
Начать курс предлагаю с изучения статьи о том, что такое деятельностный подход в образовании.
Автор статьи: Леонтьев А.А. – доктор филол. наук, доктор психол. наук, профессор, академик РАО. Ректор Института языков и культур им. Л.Н. Толстого. Научный руководитель Образовательной программы «Школа 2100».
ССЫЛКА на статью: https://drive.google.com/file/d/0B-ZqqZYjVDqHcjNfNE1NRGdjNW8/view?usp=sh...
Подборка основных терминов, определений, этапов и принципов организации исследовательской проектной деятельности в ПРЕЗЕНТАЦИИ.
Ознакомьтесь с презентацией.
Все этапы-шаги мы постараемся исследовать в отдельности.
ССЫЛКА на презентацию: https://drive.google.com/file/d/0B-ZqqZYjVDqHZ05lOWtzLTRtVlE/view?usp=sh...