Группа № 11 "Колобок"
Воспитатель Минаева Марина Митрофановна
I квалификационная категория, средне-специальное образование
педагогический стаж - 24 года
Почетный работник начального профессионального образования
Воспитатель Добровольская Анна Александровна
средне-специальное образование
педагогический стаж - 2 года
20.03.2013 Воспитатель Добровольская Анна Александровна
Воспитатель Минаева Марина Митрофановна
Ранний возраст: маленькая энциклопедия капризов
Причин капризничать и упрямствовать у детей раннего возраста предостаточно. Назовем наиболее типичные из них, а также порекомендуем некоторые способы разрешения и предупреждения ситуаций, ими вызываемых.
- Неудовлетворительность повседневных жизненных нужд и потребностей.
Действия взрослых: накормить, напоить, уложить спать ребенка, переодеть его в удобную одежду, оказать ему медицинскую помощь, а иной раз проветрить помещение. Стараться соблюдать режим дня.
- Раннее детство - критическая пора.
- В этом плане возраст от 1 года до 3 лет, пожалуй, может конкурировать только с подростковым. Внутренняя кризисность, психологическая противоречивость возраста - глубинные причины негативных поведенческих проявлений малыша. Перед ребенком открываются поистине грандиозные перспективы. Девизом кризиса 3 лет, который психологи называют кризисом самостоятельности, служит гордое, упрямое, непокорное: «Я сам!». Своим криком и плачем младенец стихийно управляет поведением мамы. Ребенок встречает запрет не просто на достижение желаемого, а на активную попытку самоутверждения в новом качестве - самостоятельного, независимого, повзрослевшего человечка. Запрет взрослого для ребенка - отказ очень значимого для него лица признать его в этом качестве. Отсюда и бурная эмоциональная реакция.
Действия взрослых: Принять как должное возрастной негативизм малыша; понять, что ребенок раннего возраста уже не младенец, « привязанный» к определенному месту и родительским рукам; признать право на самостоятельность.
- Манипулирование взрослым.
- Капризничая, ребенок манипулирует взрослым. В той или иной форме с этим сталкивался любой родитель. Но и в этом ребенка винить не следует. Главная проблема не в том, что дети капризничают, а в том, как относятся к их капризам взрослые. Когда о ребенке говорят «капризный» ,на самом деле речь идет о результате услужливого потакания взрослого каждому сиюминутному детскому капризу. Поначалу капризы возникали по случаю, но благодаря упорным усилиям взрослым превратились в систему. Молчаливое игнорирование каприза- самый простой, но не единственный прием. Можно сделать нечто неожиданное не только для вашего ребенка, но и для вас самих. Можно, скажем, начать петь, танцевать, читать стихи или … стучать кулаками. Пусть вас не смущает «странность» такого поведения – просто удивление создает очень мощный эмоциональный противовес.
Действие взрослых: попытаться разобраться, что же хочет сказать ребенок своими капризами; относится к ним избирательно – в зависимости от значимости причин, которые вызывают их; реагировать не на капризы, а на их причины. Помнить, что и безграничное потакание, и постоянные ограничения ведут к одному и тому же – капризам и упрямству. Вносить в привычные формы контакта с ребенком элементы новизны и неожиданности.
- «Выяснение отношений» и потребность в общении.
- Простые жизненные наблюдения свидетельствуют: очень часто дети капризничают, чтобы завоевать внимание взрослых. Ребенок при этом далеко не всегда испытывает недостаток заботы и ласки со стороны взрослых. Скорее наоборот, такие капризы более характерны для детей из благополучных и обеспеченных семей. Каприз – это своего рода проверка на прочность родительского отношения к ребенку, средство получения новых подтверждений родительской любви.
Действие взрослых: учитывая, что «выяснение отношений» с близким взрослым является естественной потребностью ребенка, для удовлетворения которой мало одних слов, - необходимо содержательно насыщенное деловое общение, где старший поможет ребенку удостовериться в своей значимости не только для него, взрослого, но и для самого себя.
- Что похоже на капризы, но ими не является?
- Детский консерватизм. Маленькие дети очень не любят и раздражаются, когда что – то нарушает сложившийся порядок, часто установленный ими самими. Еще одна причина детского консерватизма кроется в недавнем прошлом ребенка. Подобный консерватизм напоминает ему о «младенческом» режиме жизни, который благодаря усилиям мамы также отличался стабильным и выверенным жизненным ритмом, что обеспечивало ребенку необходимую защищенность.
- Капризы на публике. Весьма распространенное явление, и связано оно с первоначальным вхождением ребенка в тот самый «огромный и неопределенный мир» значительную часть которого занимают другие люди. Ребенок испытывает стресс, канючит, плачет, кричит. Но есть путь решения проблемы, который известен многим родителям: взять с собой на прогулку любимую игрушку. В отличии людей игрушка никуда не спешит и ни на кого не кричит. Привлечь внимание ребенка к игрушке и этим успокоить его.
- Нежелание посещать детский сад. Это особая тема, выходящая за пределы темы нашего разговора. Нужно иметь в виду, что даже при благоприятных условиях посещение детского сада для многих детей если не травмирующий, то несомненно стрессогенный фактор. И это нормально, поскольку оно предполагает временный отрыв от семьи, которая для дошкольника главный жизненный мир. Что можно порекомендовать в данном случае? Один из выходов – определить ребенка в детский сад семейного типа. Можно вообще не отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Однако тогда сами родители должны полностью обеспечить ребенку прохождение той школы «социальной жизни», которую дети получают в его стенах.