Дистанционный курс по теме "Обучение по планированию исследовательской деятельности" 2015-2016 уч.г.

Образовательный курс

Начинаем дистанционное обучение. Всем - успехов!

Новости

Занятие 6.

 

Результаты и итоги исследовательской деятельности должны быть грамотно оформлены для представления работы на научно-практической конференции.

Требования к оформлению представлены в сборнике "Информация для участников республиканских соревнований научных проектов школьников (РСНПШ)".

  1. ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОГО ПРОЕКТА

Производится с соблюдением ряда требований.

5.1 Научный проект должен содержать:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основную часть;

- заключение;

- список использованной литературы;

 - приложения (если в них имеется необходимость).

В целом научный проект учащегося должен выполнен аккуратно, иметь эстетически оформленный вид.

5.2. К научному проекту прилагается следующая документация:

- аннотация – на казахском,  русском и  на английском языках;

- отзыв научного руководителя на работу учащегося, заверенный его росписью;

- рецензия специалиста вуза по соответствующей дисциплине на работу ученика, заверенная его росписью и печатью вуза (на областной тур).

- дневник исследования.

         5.3. Оформление титульного листа (см. образец):

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Западно-Казахстанская область

Направление:

Секция:

Заголовок:

Автор (-ы): (Ф. И. О. полностью,  класс, школа,

город)

Руководитель: (Ф. И. О. полностью, предмет,

школа, город)

Научный консультант: (Ф. И. О. полностью,

ученая степень, звание, учебное заведение,  город)

2016 год

 

 

 

5.4. Оформление страницы с оглавлением:

- в верхней части листа, посредине, указывается слово «Оглавление» (или «Содержание»);

- в оглавлении указывается последовательность частей научного проекта –

  • Введение;

  • Глава 1 (как правило, включает в себя несколько подпунктов, которые нумеруются так: 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.);

  • Глава 2 (и подпункты 2.1, 2.2 и т.д);

  • возможно, Глава 3 (и соответствующие ей подпункты);

  • Заключение;

  • Список литературы;

  • Приложения (если есть).

- с правого края, напротив каждого из пунктов оглавления, арабскими цифрами ставится номер страницы, соответствующий данному пункту;

- нумерация страниц производится с введения, которое начинается с 3-й страницы (1-я страница – титульный лист – не нумеруется, но учитывается, 2-я страница  - оглавление – не нумеруется, но учитывается).

5.5. Оформление введения научного проекта.

- во введении (не более 2-х страниц) приводятся: актуальность выбранной темы исследований, цель, задачи;

- введение начинается с новой страницы, нумеруется 3-й страницей;

- номера страниц указываются в нижней части листа, справа.

5.6. Общие правила оформления текста.

- текст должен быть набран на компьютере.

- размеры полей: левое – 2,5 см, правое – 1 см, верхнее – 2 см, нижнее  -  2 см.

- шрифт - Times New Roman или KZ Times New Roman, 14 кегль;

- наличие абзацев;

- межстрочный интервал – одинарный;

- введение, каждая новая глава, заключение, список литературы, приложения начинаются с новой страницы;

- подпункты в пределах главы не нужно начинать с новой страницы, они могут следовать друг за другом, их следует разделить небольшим интервалом;

- название каждой части научного проекта следует обязательно писать перед ее началом жирным шрифтом, посредине. При написании глав и подпунктов обязательно указывают их номера (1, 2, …1.1, 1.2. и т.д.).

- при написании  научного проекта следует соблюдать нумерацию страниц и последовательность расположения отдельных частей проекта, как это указано в оглавлении;

- в тексте обязательно должны даваться ссылки на используемую литературу (в квадратных скобках);

- основная часть не должна превышать 20 страниц;

- заключение (не более 1 страницы) содержит основные результаты работы и сделанные на их основании выводы,  рекомендации по использованию результатов работы в научных и практических целях;

- использованная литература приводится в конце работы общим списком в следующем порядке:

фамилия и инициалы автора,
название статьи и журнала (для журнальных статей),
название журнала, книги,
место издания и издательство (для книг),
год издания, номер выпуска, страницы.  

- литературу следует располагать по мере встречаемости в тексте;

- приложения (если в них имеется необходимость) располагаются после списка литературы и могут представлять собой карты, рисунки, схемы, графики, диаграммы, таблицы данных и т.д.. Приложения располагаются также по мере встречаемости и обращению к ним в тексте, нумеруются.

5.7. Написание аннотации (абстракта).

- абстракт (аннотация) (не более 250 слов) должен отражать:

краткое содержание проекта, включая:

- цель, задачи  исследования;

- объект, предмет исследования;
- гипотезу;
- этапы, процедуру исследования;
- методику эксперимента;
- новизну исследования и степень самостоятельности;
- результаты работы и выводы;
- области практического использования результатов.

5.8. Отзыв руководителя

Каждая работа должна сопровождаться отзывом руководителя, в котором отражается актуальность выбранной темы, личный вклад автора в работу, недостатки работы и рекомендации по дальнейшему использованию результатов. Отзыв заверяется личной росписью научного руководителя проекта.

Выбор направления и секции

Бағыт /

Направление

Секциялар /

Секции

Негізгі пән бойынша тест тапсыру /

Профильный предмет при тестировании

1

I. Ғылыми-техникалық прогресс – экономикалық өсудің негізгі буыны

I. Научно- технический прогресс как ключевое звено экономического роста

    1. Физика

    2. Техника

  3. Жер мен ғарыш туралы  ғылым / Наука о земле и космосе

  1. Физика

  1. Физика

  1. Физика

2

II. Экономикалық және әлеуметтік процесстерді математикалық моделдеу

II. Математическое моделирование экономических и социальных процессов

  1. Математика

  1. Қолданбалы математика/ Прикладная математика

  1. Информатика

  1. Экономика

  1. Математика

  1. Математика

  1. Информатика

  1. Математика

3

III. Таза табиғи орта – «Қазақстан -2030» стратегиясын іске асырудың негізі

III. Здоровая природная среда – основа реализации стратегии «Казахстан – 2030»

  1. Химия

  1. Биология

  1. Адам денсаулығы және қоршаған ортаны қорғау/ Охрана окружающей среды и здоровья человека

  1. Химия

  1. Биология

  1. Биология

 

4

IV. Қазақстанның тарихи ескерткіштері және болашақ дамуы бар саяхат маршруттары

IV. Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты

  1. Тарих/ История

  1. Әдебиет /   Литература

  1. Тіл білімі/ Языкознание

  1. Өлкетану / Краеведение

  1. Этномәденеттану / Этнокультуроведение

  1. Тарих / История

  1. Әдебиет / Литература

  1. Қазақ немесе орыс тілі / Казахский или русский язык

  1. Тарих және география / История и география

  1. Тарих және әдебиет /     История и литература

 

 

Занятие 5

 

Очень важным при исследовательской деятельности является ведение дневника исследования.

 

Ведение дневника исследования

     Ведение дневника начинается с того времени, когда учащийся выбирает тему и работает с литературными источниками, и заканчивается с момента оформления проекта и подготовкой необходимой документации.

     В дневнике исследования должна быть отражена вся проделанная автором работа.

     Титульный лист дневника может быть заполнен так:

 

 

ДНЕВНИК НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Заголовок исследования________________________________________________

Ф.И. ученика_____________________________________________________

Школа, класс_____________________________________________________

Ф.И.О. научного руководителя______________________________________

     Также на титульном листе должна стоять печать школы и роспись директора.

 

 

     Основная часть дневника должна содержать поэтапное описание проделанной учащимся работы и может иметь следующий вид: 

  • Дата
  • Содержание работы
  • Методы исследования
  • Примечания

     Научный руководитель должен быть ознакомлен с содержанием дневника и на каждой его странице поставить свою роспись.

Занятие 4.

 

Приступаем к организации исследования.

 

Возникает первый вопрос: как составить план работы?

Для того, чтобы составить план работы, надо комментировать на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого нам надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод – способ, приём познания явлений окружающего мира. Предлагается список доступных методов исследования:

  1. Подумать самостоятельно.
  2. Посмотреть книги о том, что исследуешь.
  3. Спросить у других людей.
  4. Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования.
  5. Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет.
  6. Понаблюдать.
  7. Провести эксперимент.

Воспользуйся теми методами, которые помогут проверить  гипотезу.

Познакомиться с характеристиками и описанием основных методов исследования можно по ссылке:

 

ССЫЛКА НА ДОКУМЕНТ "ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ"

С чего надо начинать любую исследовательскую работу. 

1) Зададим  вопросы:

  1. Что я знаю по этой теме?
  2. Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
  3. Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?

 

2) Обратиться к книгам.

Если то, что ты исследуешь описано в известных тебе книгах, к ним надо обратиться в первую очередь. Ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и записано в книгах. Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Первыми помощниками станут энциклопедии,  информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём». Конечно же, не всегда  сможешь найти все нужные книги в домашней библиотеке, нужно посетить школьную, районную или городскую библиотеки. Если справочной литературы  оказывается недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.

 

3)Спросить у других людей.

Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты. К специалистам мы отнесём всех тех, кто профессионально занимается тем, что исследуем. Неспециалисты для нас будут все остальные люди, но их тоже можно расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты изучаешь.

 

4) Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования.

Фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя. Надо помнить об этом источнике знаний. Надо вспомнить, какие известные фильмы могут помочь в сборе информации по теме исследования.

 

5) Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет.

Сегодня ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по разным вопросам. Кроме Интернета, звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на компакт-дисках. Также с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников.

 

6)Понаблюдать.

Интересный и доступный способ добычи  новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли,  подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы,  приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны, - всё это также можно использовать в исследованиях. Надо подумать какими приборами ты можешь воспользоваться для проведения наблюдений.

 

7) Провести эксперимент.

 

Эксперимент – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом  исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Надо продумать план эксперимента. Может быть необходимо провести не один, а несколько экспериментов.

 

(источник)

3 занятие

Выбор темы для исследования.

В Интернете можно найти множество рекомендаций по выбору темы для исследований. Это очень важный этап, так как часто бывает, что успех всего исследования зависит от правильного выбора темы исследовательской работы.

При выборе темы исследования нужно придерживаться определенных правил.

Рекомендую статью Ирины Жакулиной, посвященную проблеме выбора темы ученического исследования:

ссылка на статью .

Подготовила для вас выборку разнообразных тем для исследования, просмотрите документ до конца: вы можете обнаружить для себя полезные Интернет-ресурсы, где Вы можете не только найти интересные темы по своему предмету (адаптировав их под своих учеников), но и просмотреть лучшие работы -

ссылка на документ .

Добавьте выбранную тему для исследования и добавьте её в нашу Таблицу самозаписи.

Кстати, в нашей общей таблице можно общаться при помощи комментариев (учимся и этому тоже): для этого находим в правом верхнем углу документа слово "Новости", кликнув на него, выбираем команду "Добавить" и пишем своё сообщение: 

Занятие 2.

Сегодня мы поговорим о том,  как зарегистрироваться в Гугл Диск.

Гугл Диск очень удобен и необходим, так как позволяет все зарегистрированным пользователям хранить в интернете свою информацию, которая весит не больше 5 ГБ. Еще он очень полезен и удобный, вам не нужно возить с собой диск, флешку или съемный винчестер, вам нужно только знать логин и пароль от своего аккаунта, чтобы вы могли зайти на любом компьютере в интернет и скачать нужную вам информацию, или же дать доступ на расстоянии другому человеку.

Теперь более конкретно перейдем к нашему вопросу, как зарегистрироваться в Гугл Диск.

Если у вас есть уже аккаунт в Гугл, вам нужно будет зайти на него и перейти в раздел «ДИСК». Пошаговые картинки-инструкции:

1 шаг. Переходим в раздел "Сервисы"

2 шаг. Выбираем Диск Google

3 шаг. Переходим к Google Диску

4 шаг. Совершаете вход в свой аккаунт, заполняя логин и пароль (которые вы на первом занятии аккуратно записали в свой блокнот! :))

 

Теперь переходим по ссылке и заполняем свои данные в Таблицу самозаписи нашего КУРСА

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!!

1. Документы в Гугл Диске сохраняются автоматически и не требуют сохранения.

2. Переместите Таблицу самозаписи КУРСА в свой Диск, чтобы всегда иметь к нему доступ. Для этого выполните команды "Файл", "Переместить в папку"

 

Занятие 1. Создание аккаунта Google

 

Мы сегодня научимся создавать аккаунт Google. Это подарит Вам в буддущем большие возможности.

Аккаунт Google – это ваш универсальный пропуск ко всем сервисам Google, включая Gmail, Google+, YouTube и многие другие. Чтобы воспользоваться любым из них, вам необходимы лишь имя пользователя и пароль вашего аккаунта. Создав аккаунт Google, вы сразу получаете почтовый ящик Gmail и профиль в Google+. Вы можете использовать одни и те же имя пользователя и пароль для входа в любой сервис Google.

Чтобы создать аккаунт google:

1) Перейдите на Google.ru. Нажмите на кнопку «Войти» в правом верхнем углу страницы.

Создать аккаунт гугл

2) Затем Вы должны выполнить команду "Создать аккаунт"

3) И, заключительный шаг - заполнить личные данные о себе - перед Вами появляется форма регистрации (необязательным является заполнение полей: номер телефона и адрес электронной почты):

Не забудьте нажать на кнопку "Далее", для редактирования своего профиля.

4) Аккуратно запишите в свой блокнот аккаунт и пароль!