Учебный план МБОУ ОСОШ №2
Учебный план
Школа работала по учебному плану, составленному на основе Базисного учебного плана 2004 года, первые классы учились по ФГОС на основании приказа МУ УО Орловского районаот 02.07.2010 № 268 «О присвоении статуса областнойпилотной площадки по внедрению федеральных государственныхобразовательных стандартов начального общего образования»
Федеральный компонент выполнен полностью за счет инвариантной и вариативной частей. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения, классами, предметами.
Учебный план школы ориентирован на дифференциацию обучения, развитие учащихся, профилизацию в 10 классах с учетом интересов учащихся, их родителей и возможностей школы.
Используя данный учебный план, школа обеспечивает право учащихся на выбор уровня образования и образовательных программ.
В школе реализуются три положения Концепции модернизации российского образования- доступность, качество и эффективность.
Учебный план 2-11-ых классов соответствует Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004. № 1312, в части соблюдения обязательной минимальной нагрузки по классам и ступеням обучения по пятидневной учебной неделе.
Продолжительность учебного года:
Iкласс – 33 учебные недели; продолжительность урока- 35 минут
II-IV, IXклассы – 34 учебные недели, продолжительность урока -40 недель
V-VIII, X-XI- классы- 35 учебных недель, продолжительность урока -40 минут.Учебный план 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебных недели, 2-4 классы – 34 учебные недели. Продолжительность урока для 1 класса – 35 минут, для 2-4 классов – 40 минут. Режим работы в 1-ых-4-ых классах – 5-дневная учебная неделя.
Для реализации учебных программ начальной школы используются следующие учебно-методические комплекты:
-УМК «Школа России» (1б, 2в классы);
-УМК « Гармония» под редакцией Н.Истоминой (2б,3б, 4б класс);
-УМК учебно-развивающей системы Л.В. Занкова (1а, 2а, 3а, 4а классы).
Система Л.В.Занкова представляет целостную систему обучения, которая способствует оптимальному общему развитию каждого ребёнка.
Курс ОБЖ интегрируется в форме модуля с предметом «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы.
1 дополнительный час по физической культуре не введен, но предусмотрена компенсация увеличения двигательной активности и спортивно-оздоровительной работы за счет ресурсов внеклассной деятельности: кружки, секции, дни здоровья, динамические паузы, соревнования, подвижные перемены. В 1-ых классах введена динамическая пауза – 1 час.
В соответствии с приказом МО и ПО Ростовской области от 11.06.2010 г. № 501 «О присвоении статуса областной инновационной площадки образовательным учреждениям», приказа МУ «Управление образования Орловского района» от 02.07.2010 № 268 «О присвоении статуса областной пилотной площадки по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» школа организует образовательный процесс в 1-ых классах в соответствии с требованиями стандарта начального общего образования. Учебный план разработан на основе базисного образовательного плана и представлен двумя компонентами: обязательная часть (20 часов) и часть, формируемая участниками образовательного процесса. Эта часть в 1-ых классах представлена 10-ю часами внеурочной деятельности по направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, гражданско-патриотическое, проектная деятельность – всего 330 часов в каждом классе на весь учебный год. Виды деятельности охватывают разные направления по содержанию и формам организации: кружки, студии, экскурсии, подвижные игры, исследовательская деятельность, социальные акции, коллективный проект. Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. Технология портфолио является наиболее удачной для накопления достижений обучающегося.
Учебный план 1-х классов
Предметные области | Учебные предметы
| 1-А | 1-В | Всего |
Л.В.Занков | Школа России | |||
Филология | Русский язык | 5 | 5 | 10 |
Литературное чтение | 4 | 4 | 8 | |
Математика и информатика | Математика | 4 | 4 | 8 |
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | 2
| 2 | 4 |
Искусство
| Музыка Изо | 1 1 | 1 1 | 2 2 |
Технология | Технология | 1 | 1 | 2 |
Физическая культура | Физическая культура | 2 | 2 | 4 |
Итого | 20 | 20 | 80 | |
Внеурочная деятельность | Виды деятельности | 10 | 10 | 40 |
Спортивно-оздоровительное | ОФП Ритмика Шахматы, шашки
| 1 1 1 | 1 1 1 | 2 2 2 |
Художественно-эстетическое | Театральная студия «Надежда» | 1 | 1 | 2 |
Художественное творчество | 1 | 1 | 2 | |
Хоровое пение | 1 | 1 | 2 | |
Научно-познавательная | Интеллектика Информатика малышам | 1 1 | 1 1 | 2 2 |
Гражданско-патриотическая | Помоги себе сам | 1 | 1 | 2 |
Доноведение | 1 | 1 | 2 | |
Всего | 30 | 30 | 60 |
Учебный план 2-4-х классов
Класс | 2-А | 2-Б | 2в | 3-а | 3б | 4-а | 4-б | ||||||||||||||
УМК | УМК Л.В.Занкова | Гармония | Школа России | УМК Л.В.Занкова | Гармония | УМК Л.В. Занков | Гармония | ||||||||||||||
учебные предметы | инвариантная | Доп.часы | ВСЕГО | инвариантная | Доп.часы Доп.часы | ВСЕГО | инвариантная | Доп.часы
| ВСЕГО | инвариантная | Доп.часы
| ВСЕГО | инвариантная | Дол.часы
| ВСЕГО | инвариантная | Дол.часы
| ВСЕГО | инвариантная | Длп.часы
| ВСЕГО |
русский язык | 5 |
| 5 | 5 |
| 5 | 5 |
| 5 | 5 |
| 5 | 5 |
| 5 | 5 |
| 5 | 5 |
| 5 |
литературное чтение | 4 |
| 4 | 4 |
| 4 | 4 |
| 4 | 3 |
| 3 | 3 |
| 3 | 3 |
| 3 | 3 |
| 3 |
иностранный язык | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
математика | 4 |
| 4 | 4 |
| 4 | 4 |
| 4 | 4 |
| 4 | 4 |
| 4 | 4 |
| 4 | 4 |
| 4 |
окружающий мир | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 |
музыка | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 |
изо | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 |
физкультура | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 |
труд | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 |
ВСЕГО | 22 | 2 | 24 | 22 | 2 | 24 | 22 | 2 | 24 | 22 | 2 | 24 | 22 |
| 22 | 22 | 2 | 24 | 22 | 2 | 24 |
Основное общее образование
Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение обучающихся – формирование нравственной позиции, мировоззренческой позиции, гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей обучающихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.
Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для получения обязательного среднего (полного) образования, подготовки обучающихся к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.
В 5-9 классах реализуется
1.учебный план составленный на основе БУП-2004;
2.В учебном плане представлены в полном объеме все образовательные области.
В 5-х классах часы вариативной части используются на:
-предмет регионального компонента: Информатика- для формирования компьютерной грамотности
- с целью адаптации учащихся ко второй ступени, введены факультативные курсы «Конструируем правильную речь», «Занимательная математика».
В 6-ых классах
Региональный компонент: биология, география,
для повышения компьютерной грамотности- информатика
В 7а,б, классах из 2-х часов регионального компонента выделены :
Для повышения компьютерной грамотности учащихся 1 ч выделен из вариативной части на учебный предмет «Информатика», 1 ч- риторика (продолжение изучения курса начатого ранее)
В 8а, б, в классах часы распределены
На изучение риторики- по 1 часу
1 ч - алгебра и геометрия (по 0,5 часа)
В 9а, 9б классе часы вариативной части используются на изучение «Экологии языка как культуры речи», «Математики», основная цель подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации, введен предмет «Черчение»,
В учебном плане сохраняется преемственность преподаваемых предметов, курсов.
Предметы федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования изучаются в объеме не меньше, чем определено федеральным базисным учебным планом.
Класс | 5-А,Б | 6-А, 6-Б, 6В | 7-А, 7-Б | 8-А, 8-Б | 9-А, 9-Б | ||||||||||
Учебные предметы | инвариантная | вариативная | ВСЕГО | инвариантная | вариативная | ВСЕГО | инвариантная | вариативная | ВСЕГО | инвариантная | вариативная | ВСЕГО | инвариантная | вариативная | ВСЕГО |
русский язык | 6 |
| 6 | 6 |
| 6 | 4 |
| 4 | 3 |
| 3 | 2 |
| 2 |
литература | 2 |
| 3 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 3 |
| 3 |
иностранный язык | 3 |
| 3 | 3 |
| 3 | 3 |
| 3 | 3 |
| 3 | 3 |
| 3 |
риторика |
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
|
|
|
математика | 5 |
| 5 | 5 |
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
алгебра |
|
|
|
|
|
| 3 |
| 3 | 3 | 0,5 | 3,5 | 3 |
| 3 |
геометрия |
|
|
|
|
|
| 2 |
| 2 | 2 | 0,5 | 2,5 | 2 |
| 2 |
информатика |
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 | 1 | 1 |
| 1 | 2 |
| 2 |
история | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 |
география |
|
|
| 1 | 0,5 | 1,5 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 |
обществознание |
|
|
| 1 |
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 |
природоведение | 2 |
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
биология |
|
|
| 1 | 0,5 | 1,5 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 |
физика |
|
|
|
|
|
| 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 |
химия |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
| 2 | 2 |
| 2 |
музыка | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
изобразительное искусство | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
мировая художественная культура |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| 1 | 1 |
| 1 |
физическая культура | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 |
ОБЖ |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| 1 |
|
|
|
технология | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 | 1 |
| 1 |
|
|
|
Конструируем правильную речь |
| 0,5 | 0,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Занимательная математика |
| 0,5 | 0,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Черчение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 |
Математика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 |
Экология языка как культура речи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 |
ВСЕГО | 26 | 2 | 28 | 27 | 2 | 29 | 29 | 2 | 31 | 30 | 2 | 32 | 29 | 3 | 32 |
При проведении занятий по «Иностранному языку», «Технологии», в 5-9 -ых классах осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 20 человек и более, в 8- 9 классах осуществляется деление на группы по «Информатике и ИКТ», при наполняемости классов 20 человек и более.
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПЛАНА ШКОЛЫ III СТУПЕНИ
(средняя (полная) школа).
Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективная реализация указанных целей возможна при введении профильного обучения.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению позволяет:
- обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;
- установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Обязательными условиями для введения на третьей ступени обучения профилей являются:
- выбор обучающимися профиля обучения (по материалам анкетирования);
- наличие соответствующего материально-технического, программно-методического обеспечения, соответствующих кадровых ресурсов.
Рабочие программы учебных дисциплин в параллели 10-х, 11-ом классе составлены на основе примерных программ среднего (полного) общего образования.
На основе результатов анкетирования учебный план для 10-х классов предлагает углубленное изучение старшеклассниками в 10а классе истории и обществознания, в 10б -биологии
В образовательном учреждении предельно допустимая аудиторная нагрузка в 10-11 классах 35 часов
Часы вариативной части распределены следующим образом
10 класс: элективные курсы
1ч –английский язык
0, 5-немецкий язык
0,5 ч- трудные вопросы географии
0,5ч-измерение физических величин
0,5ч -химия, решение задач
0,5ч-экология языка, как культура речи
0,5 ч- трудные случаи орфографии и пунктуации
2 ч- подготовка к ЕГЭ по математике
Принципы построения базисного учебного плана для 11-го класса основаны на идее универсального учебного плана, инваририантная часть выдержана полностью
Часы вариативной части используются:
1 ч -Вопросы истории и обществознания
0,5ч –измерение физических величин
0,5ч –биология в вопросах и ответах
1ч технология ( автодело)
1ч- подготовка к ЕГЭ по русскому языку
1ч-подготовка к ЕГЭ по иностранному языку
При проведении занятий по «Иностранному языку» «Технологии», «Физической культуре», «Информатике и ИКТ», в 10-11-ых классах осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 20 человек.
Старшая ступень готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе начального и среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности. Это, в частности, определило социально-правовую направленность содержания вариативной части.
VI. Кадровое обеспечение образовательного процессе
В школе работало 42 педагогических работника, из них: учителей начальных классов- 9, учителей-предметников – 27, педагог-психолог – 1, администрация школы– 5.
Школа укомплектована кадрами полностью. Коллектив стабилен. Несколько лет текучести кадров не наблюдалось.
VII. Материальная база школы
В школе функционируют кабинеты: информатики на 13 посадочных мест, физики, химии, биологии, экологии и географии, технологии (домоводства и мастерские), спортивный зал, имеется оборудованная спортивная площадка, кабинет психолога, медицинский и стоматологический кабинеты, библиотека, оснащенная компьютером. Материальная база школы в 2010 году пополнилась 6 новыми интерактивными досками. Все кабинеты оснащены рабочим местом учителя, в него входит: компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор, имеется большая медиатека. В 2009 году приобретен информационно-интегрированный программный продукт КМ –Школа, он позволяет учителям широко использовать готовые информационно-образовательные ресурсы «КМ-Школы», которые могут быть использованы в процессе обучения, — это готовые мультимедиа-уроки по предметам школьной программы, медиатеки, энциклопедии, обучающие и развивающие игры, тренинги, электронная библиотека, коллекция музыки, курсы развития личности и многое другое.Библиотека пополнена художественной литературой, энциклопедическими словарями.
Школа имеет выход в Интернет, создан школьный сайт, имеется локальная сеть.
На базе школы функционирует столовая, рассчитанная на 100 посадочных мест, организовано бесплатное питание для 40% учащихся из малообеспеченных семей и платное для всех желающих, в соответствии с требованиями СанПиНа 2.4.2.1178-02, работает буфет.
В школе обеспечены условия безопасности: в 2004 году установлена «Тревожная кнопка», организована круглосуточная охрана здания и территории школы. В 2006 году установлена противопожарная система сигнализации, аварийное освещение
В школе действуют два отряда «Юные инспектора движения», «Юные друзья пожарных». Созданы формирования гражданской обороны.
Планово проводится подготовка по вопросам личной и коллективной безопасности, отработка действий в чрезвычайных ситуациях, итоговым занятием является «День защиты детей», проводимый в конце учебного года. Совершенствуется система взаимодействия с правоохранительными органами и ВДПО, разработаны планы совместной работы. Ведется целенаправленная работа с учащимися, родителями о возросшей необходимости быть бдительными, соблюдать нормы общественного поведения и требований безопасности.
Результатом обеспечения условий безопасности является отрицательная динамика роста травматизма с учащимися на уроке и отсутствие в течение 10 лет травматизма на рабочем месте сотрудников школы.
С 2000 года в школе не было чрезвычайных ситуаций с нарушением систем жизнеобеспечения: отопления, канализации, энергоснабжения.
Большое внимание уделяется укреплению здоровью учащихся, формированию здорового образа жизни. С этой целью проводятся «Дни здоровья», поддерживается нормальный температурный, световой режим. В планах классных руководителей предусмотрено проведение классных часов, направленных на формирование здорового образа жизни.
В период летних каникул работает летняя оздоровительная площадка
С 1 апреля 2004 года школа осуществляет самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность. Имеет свой расчетный счет.