Публичный отчёт МБОУ ДОД дом детского творчества №2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дома детского творчества № 2
ОТЧЁТ
О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ
За 2012- 2013 учебный год.
Директор МБОУДОД дома детского творчества № 2 ________________Акимова Г.В.
|
Информационная справка об учреждении дополнительного образования
Общие сведения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества № 2,
юридический адрес: 143330, М.О., Наро – Фоминский район, г. Верея, пл. Советская, д.18г , телефон\ факс 8(496)-34-68-627
В Доме детского творчества обучались на начало года 2012 года 511 детей. Работало 28 объединений 42 групп. На начало- 2013 учебного года в МБОУДОД доме детского творчества № 2 обучалось 556 детей работало 30 объединений, в которые входили 46 групп.
Особенностью работы нашего МБОУДОД дома детского творчества № 2 являлась его функциональность – это учебная, воспитательная, досуговая, методическая, информационная, профилактическая, хозяйственная работа посредством реализации программ разных видов, направленных на создание условий для самореализации, творческое развитие личности, укрепление здоровья и профессиональное самоопределение детей, свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения, на многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самым разным интересам учащихся.
Вся учебно-воспитательная работа в МБОУДОД доме детского творчества № 2 в 2012- 2013 учебном году подчинялась главной тематике – Году Экологии, празднованию 68-летия Победы в Великой Отечественной войне, работа велась по программе « Возвращение к истокам». Эта программа стала основой, мобилизующей усилия всех детских объединения дома детского творчества № 2 по недопущению дальнейшего размывания духовных устоев школьников, для формирования духовно-нравственной, физически и интеллектуально-зрелой личности, способной к активной общественно-полезной деятельности, располагающей потребностями и способностями к самопознанию, самореализации, саморазвитию и самоутверждению. Через любовь и толерантность к ближнему воспитывались высокие нравственные качества: доброта, милосердие, любовь к Родине, Отчизне, родному краю.
Программа была рассчитана на учащихся МБОУДОД дома детского творчества № 2. Её участниками стали дети 4 -16 лет .
Одной из главных целей программы является воспитание образованной, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально-зрелой личности каждого учащегося, воспитание чувства коллективизма, уважения друг к другу.
Реализация этой программы включала решение конкретных образовательных и воспитательных целей и задач:
ЦЕЛЬ: Методическое обеспечение деятельности МБОУДОД дома детского творчества № 2 как центра внешкольной работы.
Для осуществления этой цели решались следующие ЗАДАЧИ:
- организация действенной помощи различным педагогам общеобразовательных учреждений города;
- подготовка методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса, по составлению сценариев, конкурсов, викторин, массовых мероприятий.
- проведение учеб, семинаров для ПДО;
- Организация и контроль за состоянием выполнения намеченных мероприятий;
- Воспитание активной гражданской позиции, любви к Родине, России, ее историческому прошлому;
- Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, ее идеалам;
- Участие в мероприятиях различного уровня.
МБОУДОД дом детского творчества № 2 в 2012- 2013 учебном году предоставлял различный спектр дополнительных образовательных услуг и работал по 4 направлениям образовательной деятельности:
Структура детских объединений по направлениям
№№ |
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ | Кол-во объединений | |
30 | % | ||
Художественно-эстетическое | 17 – | 57 % | |
Физкультурно-спортивное | 3- | 10% | |
Культурологическое | 5- | 16,5 % | |
Социально-педагогическая | 5 | 6,5 % |
Образовательная деятельность МБОУДОД дома детского творчества №2 осуществлялась по 30 образовательным программам:-1 года обучения,2 года обуч., 3 года обуч., 4 года обуч.
17 программ- 57 % от общего количества реализуются в течении 1 года
20 программ - 67 % от общего количества реализуются в течении 2 лет
2 программы- 6,7 % от общего количества реализуются в течении 3 лет
1 программа- 3,3 % от общего количества реализуются в течении 4 лет.
Реализация программ по направленностям.
Из 30 объединений МБОУДОД дома детского творчества № 2 работало:
19 – в МБОУДОД доме детского творчества № 2;
11- объединений работало на базе сельских СОШ,
1- объединение на базе Детской городской библиотеки.
Объединения, работающие в МБОУДОД доме детского творчества № 2, на базах сельских СОШ и Детской городской библиотеки.
№№ | Школа | Руководитель ПДО | Направление деятельности |
1 | МБОУДОД дом детского творчества № 2 | Латышева В.Н. Тарасова О.В. Довголап Е.В. Зубкова В.В Брагина О.В. Левина Т.С. Шилина В.И. Приварская Л.П. Дашкова Н.Н.
| Художественно- эстетическое – 13 «Юный художник» «Лепка из глины» «Бумажная мозаика» «Бисеринка» «Мастерица» «Роспись по дереву» «Резьба по дереву» «Батик» «Ладушки» «Умелые ручки» «Окружающий мир» «Этюд» «Улыбка» Культурологическое- 1 «Аккорд» Социально- педагогическое- 5 «Капелька» «Золотая нотка» «Радуга» «Весёлый Тедди» «Скрипичный ключ» |
2 | Веселёвская СОШ 4 объединения | Сучкова Е.Ю. Завьялова М.А. Минайкина Е.В. Акацкая М.В.
| Культурологическое -1 объединение «Актёрское чтение» Художественно- эстетическое- 2 объединение «Волшебный клубочек» объединение «Бумажная фантазия» Физкультурно- спортивное - 1 объединение «Ритмическая гимнастика» |
3 | Волчонковская СОШ- 3 объединения | Черкасов А.Ю. Панасенков Б.В. Ткаченко Г.М. | Физкультурно- спортивное- 1 объединение «Физическое воспитание» Культурологическое - 1 объединение «Историческое краеведение» Художественно- эстетическое -1 объединение «Изумруд»
|
4 | Татищевская СОШ 1 объединение | Валуёв А.А. | Физкультурно- спортвное - 1 объединение «Физическое воспитание» |
5 | Шустиковская СОШ 2 объединение | Петрова Г.А. Сима Л.И. | Художественно- эстетическое- 1 объединение «Родничок» Культурологическое -1 объединение «Колобок» |
6 | Детская городская библиотека1 об. | Шилина В.И. | Социально- педагогическое – 1 объединение «Почемучка» |
Название направления | Число объединений | Количество детей в них | Количество программ | Характеристика образовательных программ | ||
Типовая | Модифи- цированная | Экспери-ментальная | ||||
Художественно-эстетическое | 17 | 310 | 17 | - | 17 | - |
Физкультурно-спортивная | 3 | 63 | 3 | - | 3 | - |
Культурологическое | 5 | 66 | 5 | - | 5 | - |
Социально-педагогическая | 5 | 117 | 5 | - | 5 | - |
Итого: | 30 | 556 | 30 |
| 30 |
|
Анализ сохранности контингента:
Набрано | 2012-2013г
| Переведено | 2013- 2014 г | Потеряно | Причины |
Группы 1 года обучения | 20 (43,7%) | На 2 год обучения | 15 (32,6%) | 5 (10,9%) | Объединения работающие по 1 годичной программе |
Группы 2 года обучения | 23 (50%) | На 3 год обучения | 8 (17,3%) | 15(32,6%) | Объединения работающие по 2 годичной программе |
Группы 3 года обучения | 2 (4,3%) | На 4 год обучения | 1 (2,8%) | 1 (2,8%) | Объединения работающие по 3 годичной программе |
Группы 4 года обучения | 1 (2,8%) |
0
| 1 (2,8%) | 0 | Объединения работающие по 4 годичной программе |
Итого: 55,5% | 46,3% |
|
Вывод:
В учреждении обучаются дети преимущественно до 16 лет. Максимальный процент обучающихся приходится на школьников в возрасте от 7 до 10 лет (40% от общего количества обучающихся), что обусловлено как возрастными особенностями обучающихся, так и возрастной ориентацией образовательных программ, реализуемых в учреждении.
Представленные данные сохранности контингента демонстрируют уменьшение, как числа обучающихся, переходящих на последующие года обучения, в течение учебного года сохранности контингента обучающихся остаётся почти неизменной. Сохранность обучающихся групп 2, 3 и пр. годов обучения составила 55,5%, в целом же по учреждению сохранность контингента воспитанников за 2012-13 учебный год составила 90%, что соответствует муниципальному заданию.
Причин уменьшения количественных изменений банка данных несколько:
Процент образовательных программ, реализуемых в учреждении и имеющих срок реализации 1 год -16,6%. Обучающиеся, освоившие «годовую» образовательную программу, продолжают своё образование по другой программе, схожей направленности, становясь вновь обучающимся первого года обучения в детском объединении, либо занимаются «поисками себя» в объединениях другой направленности. Таким образом, эти обучающиеся не попадают в категорию «переведенные».
Учитывая право обучающихся, закрепленное в т.ч. и в локальных актах учреждения, на получение образования в двух и более детских объединениях различной направленности, а т.ж. смену их в течение года, обучающиеся «мигрируют», меняя детские объединения. Данный факт не поддается предложенной форме статистической отчётности и, к сожалению, констатируется как «потеря сохранности».
Максимальный процент «потери» контингента воспитанников приходится на обучающихся первого года обучения (7-10 лет). Причиной данного факта отчасти является отсутствие эффективного, отработанного механизма сотрудничества МОУДОД дома детского творчества № 2 в рамках реализации ФГОС. Данный факт, безусловно, является проблемой, над которой предстоит работать учреждению в следующем учебном году.
Помимо прочего существует ряд объективных факторов, не зависящих от педагога и также отрицательно сказавшихся на сохранности контингента воспитанников в 201-2013 уч. году: смена места жительства обучающихся, смена расписания в школе, состояние здоровья педагога и т.д.
Характеристика педагогического коллектива:
Всего пед. работников | По полу | По возрасту (лет) | Аттестация педагогов | Педагогический стаж работы | |||||||||||
Штат. | Совм. | м | ж | Моложе 20
| 25-35- | 35 и старше | 2 | 1 | высшая | Соответствие должности | Менее 2 лет | От 2 до 5 | От 5 до 10 | От 10 до 20 | Свыше 20 |
20 | 14 | 3 | 17 | 1 | 1 | 18 | 1 | 9 | 7 | 3 | 2 | 0 | 1 | 4 | 13 |
| 5% | 45% | 35% | 15% | |||||||||||
100 % штатных 70% совместителей | 15% | 85% | 10 % | 10% | 80% | 5% педагогического коллектива аттестованы В 2013 году | 20% | % | 10% | 40% | 65% |
Сведения о прохождении курсов повышения квалификации педагогами:
Общее количество педагогов | Из них | Место прохождения курсовой подготовки | Количество часов | ||
Методистов | Педагогов | Администр. работников |
|
| |
20 (4 педагога прошли курсы повышения квалификации ) | 1 | 19 | 3 | ГБУВПО МО АСОУ | 288 час |
Вывод:
Анализ кадрового состава Дома детского творчества с позиций возрастного ценза, достижений, профессионального роста педагогов позволил сделать ряд выводов:
Соотношение количества представителей различных возрастных групп (моложе от 20 лет – 10%, от 25 до 35 – 10% и старше 35 лет – 80%) говорит о балансе, позволяющем использовать опыт старших поколений и эффективно вводить необходимые инновационные преобразования. Благодаря гармоничному взаимодействию представителей разных поколений процесс обновления педагогических кадров проходит безболезненно и не сказывается на качестве функционирования образовательного учреждения.
Процент педагогических работников учреждения, имеющих аттестационную категорию, высокий (85 %). В учреждении МБОУДОД доме детского творчества № 2 работают молодые специалисты (10%), педагогический стаж которых ещё не позволяет пройти квалификационные испытания. Помимо аттестации, показателем уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива также является оценка деятельности и заслуг педагогических работников дома детского творчества№ 2, имеющих почетные звания, 20% от общего числа педагогических работников учреждения.
Проблема «текучки» кадров в учреждении в 2012-2013 уч.году практически отсутствует, что, безусловно, является заслугой всего коллектива, в т.ч. администрации. Осуществление грамотного подбора и расстановки кадров, основанного на соотнесении личностных целей, особенностей, уровня подготовленности работника с задачами, стоящими перед педагогическим коллективом учреждения, организация условий труда, обеспечивающих личностный рост педагогов, организация периодического повышения квалификации работников (5 % педагогов повысили квалификацию в 2012-13 уч. году), как планового (1 раз в 5 лет) – за счёт государственного финансирования, В следующем учебном году планируется
повышения квалификации ещё 4 педагогических работников ( 20 %)
Результативность участия кружковцев в республиканских, всероссийских, международных конкурсах, соревнованиях, фестивалях.
№ п/п | Название мероприятия | Уровень участия | Название коллектива | Руководитель | Результат участия | ||||
Муниципальный | Областной . | Федеральный.,
| Международный. | ||||||
| |||||||||
1 | Всероссийский конкурс изобразительного искусства «Лето ,ах лето» |
|
|
+ |
| Объединения «Лепка из глины» «Радуга» «Мастерица» «Бумажная мозаика» | Латышева В.Н. Тарасова О.В. Акимова Г.В.
| 2 -место- по России(1) | |
2 -место- По Фед. окр.(1) | |||||||||
3- место по Моск.обл (2) | |||||||||
Победитель- по району- 3 место- по району(2) | |||||||||
2 | Всероссийский конкурс изобразительного искусства «Африка» |
|
|
+ |
| Объединения «Лепка из глины» «Радуга» «Мастерица» «Бумажная мозаика» «Резьба по дереву» | Латышева В.Н, Тарасова О.В. Акимова Г.В. Довголап Е.В | 3 место -по Моск. Обл (1) | |
Победитель по району(1) 3 место по району(1)
| |||||||||
3 | Всероссийский конкурс изобразительного искусства «Космическое путешествие»» |
|
| + |
| Объединения «Лепка из глины» «Радуга» «Мастерица» «Бумажная мозаика» «Роспись по дереву» | Латышева В.Н, Тарасова О.В. Акимова Г.В. Довголап Е.. Зубкова В.В
| по району победители (2) 2 место (3) | |
4 | Всероссийский конкурс изобразительного искусства «Сергей Михалков» |
|
| + |
| Объединения «Лепка из глины» «Радуга» «Мастерица» «Бумажная мозаика» «Роспись по дереву» | Латышева В.Н. Тарасова О.В. Акимова Г.В. Довголап Е.В. | Итогов конкурса ещё нет | |
5 | Фестиваль любительских театров «Когда открывается занавес» | + |
|
|
| Объединение «Этюд» «Улыбка» | Брагина О.В. Левина Т.С. | Диплом участников | |
5 | «Юные таланты Подмосковья» | + |
|
|
| Объединение «Этюд» «Ладушки» «Улыбка» | Брагина О.В. Зубкова В.В. Лёвина Т.С. |
_ | |
6 | «Новогодняя открытка» | + |
|
|
| Объединения «Лепка из глины» «Радуга» «Мастерица» «Бумажная мозаика» «Роспись по дереву» | Латышева В.Н. Тарасова О.В. Акимова Г.В. Довголап Е.В. | Отмечены грамотами за участие | |
7 | Конкурс «Декоративно- прикладного искусства – Светлое воскресенье Пасхи» | + |
|
|
| Объединения «Лепка из глины» «Радуга» «Мастерица» «Бумажная мозаика» «Роспись по дереву» | Латышева В.Н. Тарасова О.В. Акимова Г.В. Довголап Е.В. Зубкова В.В. | 2место- (2) получено30 сертификатов за участие. | |
8 | «День Бородина» |
|
|
| + | Объединение «Этюд» «Улыбка» | Брагина О.В. Левина Т.С. | 2 место- (2) человека | |
В 2012-2013 году в МБОУДОД доме детского творчества № 2 было проведено
56 мероприятия с детьми школьного возраста и 9 с дошкольниками.
№ | Мероприятия проведённые в доме детского творчества | Количество |
1 |
| 9 |
2 | По направлению. «По гражданско- патриотическому воспитанию»
Уборка братских могил. и т.д. | 16 |
3 | По противопожарной безопасности
Беседы по противопожарной безопасности. КВН «Что,Где, Когда» | 5 |
4 | По профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Беседы о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. | 5 |
5 | По профилактике дорожно- транспортного травматизма.
| 7 |
6 | По профилактике формирования здорового образа жизни
| 5 |
| С дошкольниками
| 9 |
Вывод: Анализ представленных данных свидетельствует о высоком уровне творческой активности обучающихся МБОУ ДОД дома детского творчества № 2.
В сравнении с прошлым годом значительно увеличился процент участия в мероприятиях различного уровня обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста, что обусловлено расширением спектра возможностей. Произошло значительное улучшение -технической базы учреждения – свободный доступ к сети Интернет позволил расширить образовательное пространство, соответственно, число возможностей для выражения творческой составляющей, как воспитанников, так и педагогов .Система стимулирования, реализуемая в учреждении, мотивирует педагогов к проявлению творческой активности, способствует созданию атмосферы сотрудничества и здоровой соревновательности.
Активность родителей, их стремление использовать все имеющиеся образовательные ресурсы и возможности для развития ребенка, раскрытия его творческого потенциала, позиция со-участника образовательного процесса, умело организованная педагогами атмосфера доверия и сотрудничества, также являются мотивирующими факторами творческой активности обучающихся.
В качестве проблемных зон, работать с которыми предстоит в следующем учебном году, можно выделить :
Отсутствие возможности очного участия детских коллективов в конкурсах международного и всероссийского уровня по причине необходимости значительного финансирования этих мероприятий.
Работа с семьями:
№ п/п | Направление взаимодействия | Форма |
| Изучение условий семейного воспитания. | Беседа, анкетирование обучающихся |
| Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса. | Родительские собрания, консультации, беседа, демонстрация документации, локальных актов при поступлении ребёнка в объединение. |
| Совместная деятельность родителей и учащихся. | Совместные проекты, репетиции и сопровождение обучающихся на массовых мероприятиях, участие в коллективных творческих делах, пр. |
| Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей. | Родительские собрания, индивидуальное консультирование , обсуждения интересующих тем, прием у руководителя |
|
|
|
Вывод:
Демократический характер управления, развитие самостоятельности учреждения в решении вопросов, касающихся организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности обеспечиваются через организацию работы Совета учреждения, действующего на основании Положения (принято на Общем собрании учреждения 01.09.2012). В состав Совета учреждения входят помимо представителей педагогического коллектива представители родителей (законных представителей) обучающихся. В каждом творческом коллективе создан– выборный орган, принимающий решения о жизни конкретного творческого коллектива.
Родители принимали активное участие в образовательном процессе учреждения посредством участия в совместных проектах, занятиях, оказания помощи в подготовке воспитательных мероприятий.
Условия реализации образовательного процесса
Модернизация материально-технической базы:
№ п/п | Наименование | Количество (штук) |
| Компьютерная техника | 9 |
| Мультимедийный проектор | 1 |
| Плазменные телевизоры | 1 |
| Телевизоры | 2 |
| DVD проигрыватели | 4 |
| Музыкальные инструменты (, муз. центры и пр.) | 2 |
| Мебель: шкафы, ростовая мебель, столы, стулья, стеллажи, тумбы и пр. (включая ростовую мебель) | Полная комплектация кабинетов – более 150 наименований |
Обеспечение информационно-методического фонда:
В библиотечном фонде в настоящее время хранится более 400 различных печатных изданий.
В библиотеке педагоги могут ознакомиться со следующими периодическими изданиями:
Я вхожу в мир искусств;
Практика административной работы;
Дополнительное образование;
Воспитание школьников;
Вестник образования России;
Справочник руководителя образовательного учреждения;
Помимо специальной (учебной и учебно-методической) литературы и изданий периодической печати участниками образовательного процесса активно задействуются электронные информационные ресурсы: презентации к занятиям, электронные учебно-методические пособия, учебные и методические аудио и видео материалы.
Обеспечения педагогических работников необходимой информацией осуществляется через:
- доступ к Интернет-ресурсам (Wi-fi).
- информационно-методический фонд методического кабинета (специальную литературу педагогической, методической направленности, нормативные документы; специальные периодические издания и т.д.);
- медиатеку (электронные каталоги, презентации образовательных программ, фотоархив и т.д.);
- видеотеку (фонд видеозаписей);
- компьютерную зону, принтер, сканер и проч.
Обобщающий вывод
с выходом на приоритетные цели и задачи развития на будущий год.
Запланированные на 2012-13 учебный год этапы работы были выполнены, учреждение завершило основной этап реализации программы развития. Работу учреждения в целом можно признать отвечающей требованиям и, хотя показатели результативности позволяют судить о достаточно продуктивной работе педагогического коллектива, также выявляют ряд проблем, над которыми предстоит работать:
Вопрос профессиональной компетентности педагогов:
Современные требования к образовательному процессу, уровень модернизации материально-технической базы учреждения, требуют определенного уровня профессиональной компетентности педагогов, в т.ч. её информационной составляющей. Однако, достаточно большой процент педагогов не использует возможности, имеющиеся в образовательной среде учреждения в силу отсутствия навыков работы с новыми технологиями, незнанием современных ресурсов. Решение данной проблемы видится в активизации внутрифирменного обучения, активизации взаимодействия педагогов с методической службой учреждения, стимулировании методической активности педагогов и улучшении информационного наполнения образовательной среды учреждения.
Вопрос аттестации педагогических работников учреждения:
Анализ кадрового состава ДДТ выявил проблему отсутствия квалификационной категории у 67% педагогических работников, что обусловлено работой в учреждении педагогов-совместителей, имеющих квалификационную категорию по должности «учитель», а не «педагог дополнительного образования» и определенным количеством молодых специалистов. Решение данной проблемы видится в разработке и реализации плана мероприятий по мотивации, интенсивному методическому сопровождению данной категории работников в подготовке их к процедуре аттестации.
Решение задач творческого развития ребенка в ходе занятий в учреждении дополнительного образования возможно при условии реального соединения в единое целое процессов обучения и воспитания. Это можно сделать, только превращая каждое занятие кружке в познание ребенком себя самого и своих отношений с окружающими.
Поиск новых форм и методов работы, методической работы, кружков на базе школ , совершенствование программ работы объединений ведется постоянно.
Основной упор в процессе образования и воспитания строился, и будет строиться на формировании у ребенка с раннего детства ориентации на самовоспитание и способности к творчеству.
Сильные стороны МБОУДОД дома детского творчества № 2
- Умение административной команды работать по созданию нормативно-правовой базы.
- Наличие 95% необходимых локальных актов.
- Имеются специально обученные сотрудники по охране труда (1 чел).
- Использование информационных технологий в создании нормативно-правовой базы.
- Выписывание методических журналов по ДО.
- Умелое ведение делопроизводства.
- Соблюдение номенклатуры дел.
- Своевременное оформление управленческих решений: приказов, распоряжений и т.д.
Слабые стороны МБОУДОД дома детского творчества № 2
- Отсутствие 5 % необходимых локальных актов.
- Отсутствие в штатном расписании должности техника-программиста.
- Отсутствие должности заместителя директора по АХЧ