Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Чернокурьинской СОШ Карасукского района Новосибирской области
СОДЕРЖАНИЕ
Основной образовательной программы начального общего образования
МБОУ Чернокурьинской СОШ Карасукского района Новосибирской области
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка………………………………………………….
2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования……..
3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
II. Содержательный раздел
1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования…………………………
4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни…………………………………………………………
5. Программа коррекционной работы………………………………..
III. Организационный раздел
1. Учебный план начального общего образования……………………
2. План внеурочной деятельности
3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта…
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
I. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1) Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Чернокурьинской СОШ Карасукского района Новосибирской области (далее – ООПНОО МБОУ) разработана коллективом учителей с привлечением органов самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления общеобразовательного учреждения, рассмотрена и принята педагогическим советом МБОУ Чернокурьинской СОШ Карасукского района Новосибирской области (протокол № _____ от _______) пишем от 2011 г, внесены изменения….
ООПНОО МБОУ разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной к использованию образовательными учреждениями РФ (протокол заседания Координационного совета от 27-28 июля 2010 г.), в соответствии:
· С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 24 январь 2012 г.) к структуре основной образовательной программы;
· Программы развития школы;
· С основополагающими принципами УМК «Школа России»
· Образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
· СанПиНом от 3 марта 2011;
· с внесёнными изменениями в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждёнными приказом Министерств образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2354 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»;
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
ООПНОО МБОУ учитывает существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.
Целью реализации ООПНОО МБОУ является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
2) В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся (пункт 44 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации в редакции от 23 декабря 2002 г. № 919).
При этом формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Для развития потенциала обучающихся, детей с ограниченными возможностями здоровья, разработаны с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.
Разработанная ООПНОО МБОУ предусматривает:
• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями физического и психического здоровья;
• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;
• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды села Чернокурья для приобретения опыта реального управления и действия.
Реализуя ООПНОО, общеобразовательное учреждение обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
• с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в МБОУ Чернокурьинской СОШ Карасукского района Новосибирской области;
• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре (Приложение 1) отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
3) Содержание основной образовательной программы начального общего образования сформировано с учётом социокультурных особенностей и потребностей населённого пункта.
Чернокурьинская средняя школа находится в Новосибирской области Карасукского района в селе Чернокурья. Школа расположена в 25 километрах от районного центра г. Карасука и от областного центра г. Новосибирска – 380 километрах. Ближайшие села, где расположены школы, удалены на расстоянии 12 – 14 километров.
В селе насчитывается 224 дома, проживает около 800 человек населения, из них 71 семья имеет детей школьного возраста. В школе обучаются дети из 15 многодетных семей, 14 семей являются неполными, 6 семей неблагополучных, 15 учащихся входят в «группу риска», 1 ребенок под опекой, детей сирот нет.
В селе имеется детский сад, с которым ОУ осуществляет преемственность. Работа МДОУ осуществляется с требованиями ФГТ. На образовательную ситуацию в школе оказывают влияние следующие учреждения: сельский ДК, сельская библиотека.(написать про совет инвалидов Учащиеся школы имеют возможность получать дополнительное образование при ДОД ДДТ, бассейне города Карасука. Но школа остается основным центром воспитания и развития детей.