КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ
Предварительный просмотр:
Календарный план музыкальных занятий в подготовительной группе
Сентябрь
Народная музыка
ЗАНЯТИЕ 1
Тема «Русская народная музыка»
Цель: знакомить детей с русской народной музыкой, ее особенностями.
Оборудование: глобус, платочки, иллюстрации, веночки, иллюстрации о России.
ЗАНЯТИЕ 2
Тема «»
Цель: вызвать эмоциональный отклик, желание исполнять народную музыку Республики Коми.
Оборудование: глобус, платочки, иллюстрации, графическое изображение мелодии, схемы перестроений.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема «Легенды народа Республики Коми»
Цель: знакомить детей с новыми героями коми легенд; вспомнить» уже знакомых.
Оборудование: иллюстрации героев коми легенд, элементы костюмов, атрибуты для танцев.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема «Цыганская музыка»
Цель: знакомить детей с музыкой цыган, ее особенностями, цыганскими исполнителями, романсами.
Оборудование: иллюстрации с изображением цыганской жизни, костюмов, элементы костюмов, иллюстрации, изображающие музыкальные инструменты, глобус.
ЗАНЯТИЕ 5
Тема «Испанская музыка»
Цель: знакомить детей с музыкой Испании, ее особенностями, музыкальными инструментами — кастаньетами, сравнить с музыкой цыган.
Оборудование: иллюстрации с изображением корриды, торреадора, испанской красавицы, кастаньеты, элементы костюмов, глобус.
ЗАНЯТИЕ 6
Тема «Греческая музыка»
Цель: знакомить детей с музыкой Греции, ее особенностями.
Оборудование: иллюстрации с греческими костюмами, фотографии Греции, иллюстрации с изображением греческих богов, элементы костюмов, глобус.
ЗАНЯТИЕ 7
Тема «Восточная музыка»
Цель: знакомить детей с музыкой Востока, ее особенностями.
Оборудование: глобус, бумага, карандаши, графическое изображение мелодии, иллюстрации с изображением восточных красавиц, элементы костюмов Парео.
ЗАНЯТИЕ 8
Тема «Музыка народов мира»
Цель: повторить и закрепить пройденный материал, выявить различия музыки разных народов.
Оборудование: карта мира, элементы костюмов, иллюстрации, графическое изображение мелодии.
Октябрь
Природа и музыка
ЗАНЯТИЕ 1
Тема «Осень в музыке»
Цель: учить детей различать настроение в природе средствами музыкального и изобразительного искусства.
Оборудование: репродукция картин русских художников, цветные карточки, портреты композиторов, иллюстрации с осенними пейзажами.
ЗАНЯТИЕ 2
Тема «Осень в нашем парке»
Цель: развивать танцевальное творчество, фантазию; использовать прием эмпатии — перевоплощения в знакомые детям образы.
Оборудование: зонтик, шапочки грибов и ягод, султанчики дождя, музыкальные инструменты, портреты композиторов.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема «Звуки осени»
Цель: учить детей сопоставлять звуки музыкальных инструментов со звуками природы; учить различать шум деревьев на слух.
Оборудование: султанчики, атрибуты для танцев, зонтики, портреты композиторов.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема «Огород»
Цель: развивать танцевальное и певческое творчество. Оборудование: зонтики, шапочки овощей, осенние веточки, шапочки грибов и ягод.
ЗАНЯТИЕ 5
Тема «Жаворонок»
Цель: знакомить детей с птицей, ее образом в музыке, развивать пластичность движений.
Оборудование: иллюстрации жаворонка, элементы костюмов, шапочки птиц.
ЗАНЯТИЕ 6
Тема «Приметы осени»
Цель: знакомить детей с закличками, русскими пословицами об осени.
Оборудование: шапочки грибов, муляжи овощей, лопатка, гармошка, большая ложка, иллюстрации к песням.
ЗАНЯТИЕ 7
Тема «Что? Где? Когда?»
Цель: повторить и закрепить пройденный материал в игровой форме.
Оборудование: шапочки овощей, грибов, черный ящик, колокольчики, несколько столов,
иллюстрации к песням, элементы костюмов.
Ноябрь
Песня. Танец. Марш
ЗАНЯТИЕ 1
Тема «Жанры музыки»
Цель: вспомнить и повторить жанры музыки.
Оборудование: дидактическая игра «Жанры музыки», иллюстрации к попевке, репродукции и фотографии о
зиме, барабан, портреты композиторов.
ЗАНЯТИЕ 2
Тема «Жанры музыки»
Закрепить знания об особенностях различных жанров
()борудование: дидактическая игра «Жанры музыки», атрибуты для танца, портреты композиторов, иллюстрации к произведениям, нотная запись.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема «Танцы»
Цель: вспомнить и повторить названия знакомых детям танцев, найти различия.
Оборудование: султанчики, элементы костюмов, атрибуты для танцев, иллюстрации танцующих людей, цветные кубики.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема «Старинные танцы»
Цель: знакомить детей с историей танца, старинными танцами — менуэт и полонез, их особенностями.
Оборудование: иллюстрации с изображением танцующих людей, видеозапись исполнения менуэта, полонеза, портреты композиторов.
ЗАНЯТИЕ 5
Тема «Старинные танцы»
Цель: учить детей различать старинные танцы по характеру.
Оборудование: графическое изображение мелодии, схемы построений, портреты композиторов, иллюстрации танцующих, видеозапись.
ЗАНЯТИЕ 6
Тема «Балет»
Цель: знакомить детей с понятием «балет», знаменитыми артистами балета.
Оборудование: видеозапись балета, иллюстрации симфонического оркестра, портреты композиторов, колокольчики.
ЗАНЯТИЕ 7
Тема «Песня»
Цель: вспомнить виды песен — хороводная, плясовая, колыбельная, заклички.
Оборудование: иллюстрации поющих людей, схемы перестроений, иллюстрации по сюжету песен, графическое изображение мелодии, зеркало.
ЗАНЯТИЕ 8
Тема «Опера»
Цель: знакомить детей с понятием «опера», видами вокального исполнения музыки ария, вокализ, солистами, хором.
Оборудование: видеозапись оперы, иллюстрации, графическое изображение мелодии.
Декабрь
Сказка в музыке
ЗАНЯТИЕ 1
Тема «Путешествие к старинному замку»
Цель: знакомить с музыкальными произведениями из «Картинки с выставки» М. Мусоргского; развивать творческие способности, фантазию детей.
Оборудование: листочки бумаги для каждого, акварельные краски, элементы костюмов, карта путешествия.
ЗАНЯТИЕ 2
Тема «Путешествие к старинному замку»
Цель: развивать танцевальное творчество.
Оборудование: элементы костюмов, «сказочная карта», дидактическая игра «Кто как идет?», портреты композиторов.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема «Волшебный лес»
Цель: знакомить детей со сказочными образами, средствами музыкальной выразительности, их изображающими.
Оборудование: элементы костюмов, музыкальные инструменты, иллюстрации музыкальных инструментов, симфонического оркестра.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема «Зимняя сказка»
Цель: развивать творческие способности; помочь в сочинении истории по собственному замыслу на основе знакомых произведений.
Оборудование: элементы костюмов, атрибуты для танца, дидактическая игра «Кто как идет?».
ЗАНЯТИЕ 5
Тема «Зима приглашает в гости»
Цель: помочь в сочинении сюжета на зимнюю тематику.
Оборудование: «сказочная карта», элементы костюмов, атрибуты для танцев, «волшебная палочка», схема составления рассказа.
ЗАНЯТИЕ 6
Тема «День рождения елки»
Цель: развивать творческие способности; составлять рассказ ПО собственному замыслу.
Оборудование: искусственная елка, шапочки «медведей», элементы костюмов, атрибуты для танца.
Новогодние утренники.
Январь
Музыкальные инструменты и игрушки в музыке
ЗАНЯТИЕ 1
Тема «Игрушки в музыке»
Цель: вспомнить и повторить музыкальные произведения, характеризующие игрушки в музыке, выявить сходства в средствах музыкальной выразительности.
Оборудование: дидактическая игра «Кто как идет?», шапочки кукол, элементы костюмов, атрибуты для танца.
ЗАНЯТИЕ 2
Тема «Игрушки в музыке»
Цель: развивать фантазию и танцевальное творчество в движении под музыку.
Оборудование: шапочки «клоунов», схемы перестроений, элементы костюмов, дидактическая игра «Кто как идет?».
ЗАНЯТИЕ 3
Тема «Звоны колоколов»
Цель: знакомить детей с музыкой, изображающей звучание колоколов и колокольчиков.
Оборудование: музыкальные инструменты, валдайские колокольчики, портрет композитора, колокольчики, иллюстрации с изображением колоколов.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема «Колокольный звон»
Цель: знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, литературы, музыки, изображающих церковные колокола, вызвать эмоциональные и эстетические переживания.
Оборудование: репродукции картин, портреты композиторов, колокольчики, бумага, акварельные краски, кисточки.
ЗАНЯТИЕ 5
Тема «Карнавальное шествие»
Цель: моделировать с детьми сюжет на тему игрушек, развивать творческие способности, двигаться под музыку в соответствии с музыкальным образом.
Оборудование: дидактическая игра «Кто как идет?», элементы костюмов, обручи, иллюстрации с изображением сказочных героев.
Рождественские каникулы.
Февраль
Настроение, чувства в музыке
ЗАНЯТИЕ 1
Тема «Плачущая фея»
Цель: знакомить детей с печальным, тоскливым настроением в музыке, обогащать словарный запас детей новыми определениями.
Оборудование: кукла «Плачущая фея», цветные карточки, бумага, акварельные краски, кисточки.
ЗАНЯТИЕ 2
Тема «Плачущая фея»
Цель: учить детей различать средства музыкальной выразительности, передающие тоскливый, печальный характер музыки.
Оборудование: атрибуты для танца, цветные карточки, кукла «Плачущая фея».
ЗАНЯТИЕ 3
Тема «Снегурочка»
Цель: знакомить детей с сюжетом оперы Н.А. Римского-Корсакова; вызвать эмоциональное переживание за судьбу Снегурочки; сравнить ее эмоциональное состояние в разные периоды.
Оборудование: иллюстрации с изображением сцен оперы «Снегурочка», бумага, акварельные краски, кисти.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема «Снегурочка»
Цель: учить детей различать средства музыкальной выразительности и понимать их назначение.
Оборудование: графическое изображение мелодии, цветные карточки, иллюстрации к музыкальным произведениям, атрибуты для танца.
ЗАНЯТИЕ 5
Тема «Реквием»
Цель: знакомить детей с определением «реквием», его особенностями.
Оборудование: цветные карточки, иллюстрации, портреты композиторов, атрибуты для танцев.
ЗАНЯТИЕ 6
Тема «Скорбь в музыке»
Цель: учить детей различать оттенки настроения музыкальных произведений; находить сходства и различия.
Оборудование: цветные карточки, иллюстрации, атрибуты для танцев.
ЗАНЯТИЕ 7
Тема «Образ женщины в музыке»
Цель: знакомить детей с образом женщины в произведениях Музыки, литературы, живописи; характеризовать настроение музыкального произведения.
Оборудование: слайды, иллюстрации, репродукции картин, Портреты композиторов.
ЗАНЯТИЕ 8
Тема «Настроение, чувства в музыке»
Цель: учить детей различать музыкальные произведения по характер и настроению; находить сходства и различия.
Оборудование: музыкальный лототрон, цветные карточки, дидактическая игра «Гномы».
Март
Музыкальные инструменты
ЗАНЯТИЕ 1
Тема «Симфонический оркестр»
Цель: знакомить детей с особенностями симфонического оркестра.
Оборудование: иллюстрации, слайды с изображением симфонического оркестра, портреты композиторов.
ЗАНЯТИЕ 2
Тема «Группа ударных инструментов симфонического оркестра»
Цель: знакомить детей с ударными инструментами симфонического оркестра, их тембром, названием.
Оборудование: иллюстрации с изображениями музыкальных инструментов, детские музыкальные инструменты, дидактическая игра «Какой звучит инструмент?».
ЗАНЯТИЕ 3
Тема «Группа духовых музыкальных инструментов»
Цель: знакомить детей с музыкальными инструментами группы духовых; научить различать их по тембру.
Оборудование: иллюстрации, слайды с изображением музыкальных инструментов, детские музыкальные инструменты, портреты композиторов.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема «Струнные музыкальные инструменты»
Цель: знакомить детей со струнными музыкальными инструментами.
Оборудование: металлофон, нотный стан, дидактическая игра «Какой звучит инструмент?», детские музыкальные инструменты, портреты композиторов.
ЗАНЯТИЕ 5
Тема «Инструменты симфонического оркестра»
Цель: повторить группы инструментов, вспомнить их название.
Оборудование: иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, портреты композиторов, детские музыкальные инструменты, дидактическая игра «Какой звучит инструмент?».
ЗАНЯТИЕ 6
Тема «Инструменты симфонического оркестра»
Цель: развивать тембровый слух; различать звучание разных
инструментов симфонического оркестра.
Оборудование: дидактическая игра «Какой звучит инструмент?»
иллюстрации с изображением музыкальных инструментов.
ЗАНЯТИЕ 7
Тема «Симфонический оркестр»
Цель: воспитывать музыкальную культуру, желание слушать произведения в исполнении симфонического оркестра, эмоционально воспринимать богатство его звучания.
Оборудование: дидактическая игра «Какой звучит инструмент?», иллюстрации, музыкальные детские инструменты, портреты композиторов.
ЗАНЯТИЕ 8
Тема «Орган»
Цель: знакомить детей с органом, его особенностями, богатством его звучания.
Оборудование: иллюстрации и слайды с изображением органа, видеозапись.
Апрель
Песня, танец, марш
ЗАНЯТИЕ 1
Тема «Песня, танец, марш»
Цель: повторить и обобщить знания о жанрах музыки.
Оборудование: элементы костюмов, схемы перестроений, портреты композиторов, графическое изображение характера музыки (доска, мел).
ЗАНЯТИЕ 2
Тема «Танцы»
Цель: повторить названия танцев, знакомых детям.
Оборудование: атрибуты для танцев, элементы костюмов, схемы перестроений, портреты композиторов.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема «Балет»
Цель: вспомнить особенности балета; развивать танцевальное творчество; научить сочинять собственный сюжет для танца.
оборудование: схемы перестроений, элементы костюмов, атрибуты для танцев, портреты композиторов.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема «Танцы разных народов»
Цель: знакомить детей с танцами разных народов; учить различать их по характеру.
Оборудование: иллюстрации с изображением сцен из балета, красавиц Испании, Востока, портреты композиторов, схемы перестроений.
ЗАНЯТИЕ 5
Тема «Песня»
Цель: повторить особенности песен, их разновидности.
Оборудование: иллюстрации, портреты композиторов, графическое изображение мелодии.
ЗАНЯТИЕ 6
Тема «Опера»
Цель: вспомнить особенности оперы; развивать творческие способности.
Оборудование: платок, металлофон, иллюстрации, портреты композиторов, доска, мел.
ЗАНЯТИЕ 7
Тема «Марши»
Цель: вспомнить и закрепить названия знакомых детям маршей и их назначение.
Оборудование: иллюстрации, элементы костюмов, портреты композиторов.
ЗАНЯТИЕ 8
Тема «Клуб знатоков»
Цель: повторить и закрепить полученные знания в игровой форме.
Оборудование: маленькие столы, колокольчик, ящик-сюрприз, флажки, портреты композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям, доска, мел для графического изображения, дидактическая игра «Жанры музыки».
Май
До свиданья, детский сад
ЗАНЯТИЕ 1
Тема «Если бы у меня была волшебная палочка»
Цель: учить детей фантазировать; развивать танцевальное творчество.
Оборудование: элементы костюмов, цветные стеклышки, мот. берт с картой.
ЗАНЯТИЕ 2
Тема «Волшебные превращения»
Цель: учить детей сочинять сюжет, используя знакомые музыкальные произведения.
Оборудование: элементы костюмов, цветные стеклышки, «волшебная палочка».
ЗАНЯТИЕ 3
Тема «Остров забияк»
Цель: закрепить навыки и умения в пении.
Оборудование: элементы декораций, пальмы, элементы костюмов.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема «Остров забияк»
Цель: привить стремление к выразительному исполнению произведений.
Оборудование: элементы костюмов, декорации, атрибуты для танцев