Методическая копилка

Панкова Лариса Николаевна

Занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Konspekt_zanyatiya.rar995.74 КБ
Файл Roditelskoe_sobranie.rar1.73 МБ
Файл Konsultaciya.rar1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

 «Нравственно-волевая подготовка детей к школе»

Цели:

  1. Формирование активной педагогической позиции родителей.
  2. Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями.
  3. Вовлечение родителей в воспитание своих детей.

Повестка дня:

  1. Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье.
  2. Рубрика «Вопрос – ответ» (ответы на вопросы родителей по подготовке детей к школе)
  3. Разное.

Подготовка:

  1. Перезентация
  2. Диагностика детей, методика «Краски»
  3. Плакат “Семья на пороге школьной жизни”

Материалы:

  1. чистый лист бумаги квадратной формы,
  2.  бланки для выполнения экспресс-тестирования,
  3.  простые карандаши.

Ход встречи:

I. Незаметно приближается время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни семьи: скоро у ребенка появятся новые, серьезные обязанности, его главным делом станет учение.

1.  Всем участникам предлагается упражнение “Снежинка”.

- Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок

 - Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

- Нашли? Участники отвечают, что не нашли.

 - А почему? Как вы думаете?

Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

  1. Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе?»

 1. Ребенок посещает детский сад или групповые занятия?
а) Да, с удовольствием.
б) Посещает по необходимости, но ему там не нравится.
в) Нет.

    
2. Как ведет себя ваш ребенок, попадая в незнакомую компанию сверстников?
а) Предлагает ребятам поиграть в свою любимую игру.
б) Присоединяется к их играм, даже если они ему не нравятся.
в) Играет в одиночестве или сидит около взрослых.

    3. Если вашего ребенка кто-то из детей обидит, он:
а) Даст сдачи.
б) Пожалуется взрослым.
в) Будет терпеть и никому ничего не скажет.

    4. Как ребенок реагирует на критические замечания?
а) Старается исправиться.
б) Никак не реагирует.
в) Делает «назло».

    5. Когда вы задаете ребенку вопрос, на который он не знает ответ, он:
а) Рассуждает вслух и пытается догадаться.
б) Честно признается, что не знает. Задает этот же вопрос вам и внимательно слушает ответ.
в) Начинает кривляться и переводит тему.

    6. Если к ребенку обращается малознакомый человек, он:
а) Легко вступает в разговор.
б) Односложно отвечает на вопросы.
в) Молчит и прячется за родителей.

    7. Разговаривая, ребенок:
а) Спокойно излагает свои мысли.
б) Много жестикулирует, часто заменяет слова жестами и мимикой.
в) Часто сбивается, перескакивает с одного на другое, по несколько раз повторяет одни и те же слова и забывает, с чего он начал рассказ.

    8. Вы разговариваете с кем-то из взрослых и просите ребенка немного помолчать, он:
а) Терпеливо ждет, пока вы договорите.
б) Постоянно влезает во взрослый разговор.
в) Начинает ныть и капризничать.

    9. Если вы даете ребенку поручение, которое ему не нравится (например убрать игрушки), он:
а) Старается побыстрее убрать.
б) Долго ноет, но все-таки убирает.
в) Убирает только с вашей помощью.

    10. При необходимости длительное время концентрировать внимание на одном деле (например собирая конструктор), ребенок:
а) Сидит до тех пор, пока не соберет.
б) Просит вас помочь.
в) Если возникают сложности, откладывает конструктор и переключается на другие дела.

    
Подведем итоги:
За каждый ответ «а» - поставьте три балла, «б» - один балл, «в» - ноль баллов.

  Подсчитайте полученный результат.

  От 20 до 30 баллов: 

Психологическая готовность 100%.


Психологически ваш ребенок готов к школе. Он достаточно уверен в себе и своих способностях, адекватно воспринимает критику и умеет отстаивать свою точку зрения. Изменение распорядка дня, повышенная ответственность, новые требования и правила поведения не станут для него сильным стрессом. Поэтому, даже если он еще недостаточно хорошо умеет читать и писать, не стоит откладывать знакомство со школой. Хорошая психологическая готовность поможет вашему ребенку быстро догнать сверстников по интеллектуальному развитию (если он действительно отстает). А если ребенок уже давно освоил программу первого класса, психологическая зрелость позволит ему наилучшим образом проявить свои способности.

  От 20 до 10 балов:

 Психологическая готовность 50%.


Ваш ребенок находится на промежуточной стадии достижения психологической готовности к школе. В этом случае, при принятии решения, решающее значение имеет наличие интеллектуальной зрелости. Если ребенок легко проходит все тесты и решает вступительные задачки, то можно не откладывать знакомство со школой до следующего года. Но, принимая решение отдать малыша в школу, будьте готовы к тому, что вам придется постоянно его контролировать и помогать концентрировать внимание на конкретном предмете (действии). Кроме того, изменение образа жизни и повышенные требования могут стать для ребенка сильным стрессом. Чтобы сгладить резкую смену ролей, желательно отдать ребенка в группу подготовки к школе.

  1. Немного теории.

Многие родители  считают, что основное при подготовке к школе – это научить ребенка читать, писать, считать. Безусловно, специальная подготовка важна, но ее недостаточно для успешного обучения к школе.

Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять его нормам и правилам, установленным школой, считаться с интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности – вот далеко не полный перечень требований, предъявляемый школой к будущему первокласснику. Чтобы справиться с ними, ребенку необходимо обладать такими нравственно-волевыми качествами, как организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность.

Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности, в разных условиях общения и отметьте, достаточно ли  воспитаны у него данные качества.

Рассмотрим характеристики этих качеств.

Организованность:

  1. Умение следовать цели, поставленной взрослыми или выдвигаемой самостоятельно, подчинение деятельности поставленной цели;
  2. Умение руководствоваться планом, предложенным взрослыми, и самостоятельное осуществление последовательно намеченных действий;
  3. Рациональное использование времени, установленного для выполнения задания, умение ускорить темп работы;
  4. Умение справедливо оценить свою работу и работу товарищей, находить недостатки в своей работе;
  5.  Внешняя организованность: порядок на рабочем месте, аккуратность в обращении с материалами для работы, отсутствие отвлечений на работе;
  6. Умение сдерживать импульсивные порывы, контролировать свои действия.

Ответственность:

  1. Понимание ребенком значимости и необходимости обязательного выполнения деятельности, имеющей значение не только для него лично, но и для других людей, а также готовность держать ответ за порученное дело;
  2. Умение и желание преодолевать встретившиеся трудности и препятствия, переделывать если получилось неудачно, искать более рациональные приемы;
  3. Удовлетворение от того, что дали поручение, беспокойство за успех;
  4. Умение оценить результат труда.

Самостоятельность:

  1. Охотное принятие ребенком предложения что-нибудь сделать, умение самому найти себе полезные дела и создать условия для игры, занятия, учебы;
  2. Выполнение задания при отсутствии контроля со стороны взрослого;
  3. Умение выполнить работу без посторонней помощи;
  4. Умение преодолевать трудности и достигать результаты;
  5. Моральное удовлетворение от самостоятельно выполненного действия.

Дисциплинированность:

  1. Охотное и своевременное выполнение требований взрослого (поручений и обязанностей);
  2. Умение удерживать себя от поступков, идущих вразрез с требованиями дисциплины;
  3. Умение согласовывать свои интересы, желания с интересами и желаниями окружающих.

Настойчивость:

  1. Умение длительное время мобилизовывать усилия к достижению поставленной цели и достигать ее;
  2. Преодоление трудностей и препятствий;
  3. Доведение начатого дела до конца.

Понятие “готовность ребенка к школе” - комплексное и охватывает все сферы деятельности ребенка.

4. Работа с изображением цветка.

Цветок - это ваш ребенок, наш ученик.

Корни цветка - дошкольная зрелость.

Листья - общее психологическое развитие и саморегуляция.

Именно они способствуют качественному развитию цветка, т.е. вашего ребенка. Посмотрите, на этом рисунке нигде не обозначены навыки письма, чтения, счета. Если у ребенка хорошо развиты высшие психические функции, то эти навыки успешно сформируются и разовьются. Таким образом развивается и вырастает ваш ребеночек - цветочек вашей жизни.

  1. Результаты диагностики детей по методике «Краски»

6.  А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку “Колобок” на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.

Итак, начали.

Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

Первая заповедь: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.

По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса колобка.

Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.

Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.

На этом встреча наша заканчивается. Я попрошу вас взять приготовленные для вас небольшие памятки.

II. Ответы на вопросы родителей по обучению детей навыкам чтения.

III. Разное.



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Слайд 2

Кто такой левша?

Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.

Дело в том, что левшество - это один из вариантов нормального развития организма, связанное с особенностями работы головного мозга.

Слайд 3

   У каждого полушария головного мозга своя роль. Правое полушарие в основном отвечает за левую сторону тела: принимает информацию от левого глаза, уха, левой руки, ноги, а левое полушарие обслуживает правую сторону тела.

  Его еще называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, помогает приспосабливаться  к переменам.

Слайд 4

Любая деятельность “делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга.

Слайд 5

Многие ошибочно полагают, что если человек ест и пишет левой рукой, значит, его можно назвать левшой. Это не совсем так. Настоящий левша - этот тот человек, у которого ведущую роль играет не только левая рука, но и левое ухо, левый глаз.

Что же еще бывает левым?

Слайд 6

У каждого человека возможны разные сочетания ведущих показателей

Слайд 7

 Амбидекстры - люди, у которых одинаково работают оба полушария.

Слайд 8

Слайд 9

Ученые выделили несколько причин возникновения леворукости у детей (хотя они полностью не доказаны и спорны):

  1. Родовой стресс (наличие не менее 2х неблагоприятных факторов, среди которых малый вес новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов родовспоможения, асфиксия у новорожденного и т.д.)
  2. Особенности воспитания (когда взрослые перекладывают ложку в “правильную” руку, наказывают за проявления леворукости)
  3. Передается генетически по наследству, причем это может произойти через поколения.

Гена, отвечающего за левшество (правшество) пока не найдено.

Слайд 10

Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Какие проблемы возникают у детей–левшей и амбидекстров

Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.

Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” и “З”, “6” и “9”, т.д.) представлении таких детей буквы и цифры можно написать или прочитать не только в зеркальном, но и в горизонтальном, и вертикальном направлениях. Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за “правильность” не стоит.

Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9и (у каждого индивидуально) возникают проблемы.

Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.

Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, а леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.

У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.

"Комплекс левши"

Главная проблема левшей в том, что их меньшинство. Как известно, в жизни часто считается, что прав тот, кто сильнее или принадлежит к большинству. Левши бессознательно могут переживать из-за этого. Причем, если ребенку не говорить, что он не такой, как все, проблемы просто не возникнет. Чаще всего комплекс левши появляется по вине родителей. Иногда бывает, что внимание на левшестве ребенка заостряет взрослый (его учитель, тренер или просто какой-нибудь знакомый). Если это происходит, нужно обязательно поговорить с этим человеком. Скорее всего, он делает это, не осознавая последствий. В случае непонимания лучше просто оградить ребенка от такого общения, например, перевести в другую школу. Если не сделать этого вовремя, ребенок может стать замкнутым и необщительным. Помните, здоровье ребенка дороже всего. И еще, ни в коем случае нельзя ставить в пример левше детей правшей. Лучше сравните его поступки... с его же поступками: "Вчера ты сделал это хорошо, а сегодня у тебя не получилось. Но обязательно получится!"

Слайд 15

У детей-левшей, которых упорно переучивали, развивается невроз, вот некоторые его проявления:

  1. Нарушения сна
  2. Нарушения аппетита
  3. Головные боли
  4. Боли в животе
  5. Страхи
  6. Дневной и ночной энурез
  7. Заикание
  8. Тики, навязчивые движения
  9. Повышенная возбудимость, раздражительность
  10. Укачивание в транспорте
  11. Повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам
  12. Длительное беспокойство, неусидчивость
  13. Вялость, заторможенность
  14. Ухудшение зрения
  15. Бронхиальная астма, аллергические реакции

Слайд 16

Что делать, если ребенка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?

Слайд 17

Кроме того, Вам, родители, следует знать, что действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны. Существуют методические рекомендации Министерства здравоохранения (от 1985г.), где говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей. Допустимым является вертикальное написание или наклон букв влево.

Слайд 18

Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребенок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком случае придется смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1го класса все налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых).

Но в ситуации, когда ребенок упорно работает левой рукой несмотря на переучивание, разрешение ее использовать может снять многие проблемы.

Психологи утверждают, что у ребенка-левши есть два пути развития: либо развиваться нормально, но писать и есть левой рукой, либо пользоваться правой, но превратиться в невротика. Родители, пытающиеся приучить ребенка «быть как все» на самом деле пытаются переделать его биологическую природу.

Слайд 19

Как учить?

Ведущую руку левши необходимо развивать с достаточно раннего возраста. Образное мышление маленького левши можно использовать при обучении его грамоте и письму. Скажите что буква "Х" - это шагающий человечек, буква "Ф" похожа на очки, а буква "Ч" - на носик чайника. Аналогичные ассоциации можно подобрать к каждой букве. Причем ребенок может сделать это и самостоятельно. При зеркальном написании букв помогут специальные упражнения. Заполните целую строчку, например буквами "Р" и парочку букв в этом ряду специально нарисуйте неправильно, "зеркально". Пусть ребенок найдет эти буквы. Можно в некоторых буквах "забыть" дорисовать какие-нибудь элементы, пусть ребенок сделает это сам.

Кстати, если у правшей при письме свет должен падать слева, то левше рекомендуется ставить настольную лампу справа от себя.

Чаще всего почерк левши имеет левый наклон или вообще его не имеет. Ему так писать удобнее. Это не страшно. Почерк - один из штрихов в индивидуальном портрете каждого человека. А индивидуальность необходимо развивать. Оригинальность в поступках левшей - это неизбежность. Как говорят учителя, дети левши особенным образом складывают числа. Правши спокойно считают многозначные числа столбиком и складывают сначала единицы, а потом десятки и сотни. Левши делают это невообразимым, известным только им способом. Например, складывая 14 и 55, они могут сначала к 55 прибавить 5, потом 10, а потом отнять единицу. Левши не любят и не желают решать задачи по физике или математике, пользуясь заданным алгоритмом. И, кстати, часто приходят к правильному ответу совершенно нерациональным путем. Они делают это не специально, просто им так удобнее.

Полезный совет: чтобы научить ребенка-левшу пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т.д., возьмите его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторите нужное движение. Ваша задача - буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы.

У детей-левшей также часто возникают проблемы при выполнении сложных движений, что особенно заметно при необходимости быстрых несинхронных действий обеих рук. Часто дети жалуются, что им "мешают" руки или ноги, если приходится выполнять сложное гимнастическое упражнение или танец.

Полезный совет: дайте левше время, чтобы включиться в работу, не торопите его, если он не может делать сразу несколько дел. Во время утренней зарядки, при подвижных играх предлагайте упражнения, в которых были бы задействованы обе руки или ноги (например, имитация плавания кролем).

Плавание вообще очень полезно, а для левшей с их координационными особенностями - особенно. Помогают и такие "малозатратные" виды упражнений, как "глазодвигательные" (слежение взглядом за двигающимся предметом или самостоятельно - влево, вправо, вверх, вниз и т.д.). По мере усвоения они могут выполняться в комплексе с движениями мышц языка: сначала язык и глаза двигаются в одну и ту же сторону, затем - в противоположные.

Еще несколько советов. Попробуйте еще такое упражнение: вращать руку справа налево и одновременно ногу в другую сторону. Начинать следует медленно. Добившись успеха, попробовать сделать то же обеими руками и ногами. Варианты: левой рукой гладить себя по голове слева направо, а правой - по животу справа налево. Левой рукой "забивать гвоздь молотком", а правой - "гладить что-то утюгом". Помните, что каждое упражнение должно быть предварительно отработано по отдельным составляющим движениям.

Для преодоления речевых затруднений с ребенком нужно больше разговаривать, обучая его самостоятельно подбирать нужные слова.

Еще одна особенность левшей заключается в том, что они хуже воспринимают (не путать с "видят"!) то, что расположено слева от них. Показывая ребенку книжку с картинками, разместите ее так, чтобы она находилась немного правее от него.

Слайд 20

Гениальные левши

  1. Художники: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пабло Пикассо;
  2. Композиторы: Бах, Бетховен;
  3. Ученые: И. Павлов, И. Ньютон, А. Эйнштейн;
  4. Писатели: Н. Лесков, В. Маяковский, Л. Кэррол;
  5. Полководцы: А. Македонский, Цезарь, Наполеон, Жанна д Арк;
  6. Звезда балета: У. Лопаткина.

Интересные факты про левшей

  1. 13 августа — международный день левшей
  2. Все полярные медведи — левши
  3. Некоторые левши обладают способностями экстрасенса
  4. В Японии муж мог развестись с женой, узнав, что она — левша
  5. Левши чаще рождаются во второй половине года, а реже всего весной
  6. Левши под водой видят лучше, чем правши
  7. На Земле более 500 миллионов левшей
  8. Левша Леонардо да Винчи вел все свои записи справа налево, так что прочитать их можно было, только поднеся к зеркалу

Слайд 21

Спасибо за внимание!

МАГАЗИН ДЛЯ ЛЕВШЕЙ

Вот несколько интернет-магазинов в которых можно приобрести продукцию для левшей:

http://www.lefthandwriting.ru/   канцелярская продукция для левшей, ручки, карандаши, линейки, ластики и т.д.

http://www.levo.labms.ru/   товары для левшей, ножи, штопоры, прописи, наборы для школьников

http://www.lefthandshop.ru/  магазин товаров для левшей

 


Консультативный пункт

Консультация

«Ребенок левша»

Провела:

Панкова Л.Н