рабочая учебная программа Друзья природы
рабочая учебная программа по экологическому воспитанию Друзья природы , кружковая работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rup_druzya_prirody.docx | 41.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Городское управление народного образования»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20 «Белочка» общеразвивающего вида
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Станция юных натуралистов»
Муниципальное управление культуры
«Интинский краеведческий музей»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДАЮ: Педагогическим советом Заведующий МДОУ № 20 Протокол № 2 «Белочка» от « 10» февраля 2011 года _____________ Л.Н. Дудина
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МУК «ИКМ»
______________Е. И. Кулыгина
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ ДОД «СЮН»
_______________И.В.Вахрушева
Составитель:
Чекалина Валентина Васильевна
Педагог дополнительного образования
Направленность программы: познавательно- экологическая
Для детей: 5 – 7 лет
Срок реализации: 2 года г. Инта, 2011 год
Пояснительная записка
- Концептуальные основы программы
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В рекомендациях парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» прописано:«Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания». С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и, природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.
МДОУ «Детский сад № 20 «Белочка» реализует в своей педагогической деятельности программу Л.А.Венгера «Развитие», которая ставит перед педагогами задачу развития познавательных способностей детей через специфические виды детской деятельности. В связи с этим настоящая рабочая учебная программа базируется на таких ключевых концептуальных понятиях, как «деятельность» и «развитие». В данном случае под «развитием» понимается изменение, представляющее собой процесс продвижения от простого к сложному, от низшего к высшему. Это процесс накопления количественных и качественных изменений в сознании ребенка-дошкольника. Деятельность ребенка организуется так, что развивающая среда, окружающая ребенка, обеспечивает его развитие не только в деятельности, а посредством ее самой.
Рабочая учебная программа ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента.
2. Актуальность создания рабочей программы
Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей, наблюдение педпроцесса, а также изучение созданной образовательной среды в ДОУ выявили ряд проблем, препятствующих развитию экологических представлений в полном объеме, как это предусматривают авторы программы «Развитие». К тому же, согласно Федеральным государственным требованиям, предъявляемым к дошкольным образовательным учреждениям, необходимо развивать не только способности ребенка к умственной деятельности, но и формировать социальные, коммуникационные навыки. Это возможно в предоставлении воспитанникам через «выход в социум», то есть конструктивное сотрудничество ДОУ с городскими учреждениями. Поэтому данная рабочая учебная программа построена на привлечении к образовательной деятельности социальных партнеров, имеющих образовательный, научный, познавательный потенциал: городской краеведческий музей и станция юных натуралистов.
- Потребности ДОУ в разработке рабочей учебной программы:
- Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с флорой и фауной Республики Коми;
- создание условий для обеспечения ранней социализации старших дошкольников;
- укрепление партнёрских отношений с городским краеведческим музеем и станцией юных натуралистов;
Таким образом, актуальность программы заключается в том, что она:
- выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей 5-7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента:
- обеспечивает реализацию учебного плана программы «Развитие» Л.А.Венгра в полном объёме;
- способствует ранней социализации детей 5 – 7 лет, обозначенной в Федеральных государственных требованиях;
- соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно разработанной в ДОУ модели его образа;
- формирует у ребенка 5-7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
- способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора (ФГТ: блоки «Познание», «Коммуникации», «Социализация»).
- Задачи, решаемые в ходе реализации рабочей учебной программы «Друзья природы».
В старшей и подготовительной группе перед педагогами ДОУ, а также перед специалистами городского музея и станции юных натуралистов стоят следующие задачи.
- учебные: - овладение детьми действия наглядного моделирования,
- формирование и поддержка познавательного интереса к природе,
- развивающие: развитие коммуникационной культуры детей, социальной активности
- формирование первичных учебных универсальных действий;
- воспитательные: формирование и закрепление навыков экологически грамотного и бережного поведения в природе и в быту, участия в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Особенностью рабочей учебной программы «Друзья природы» является выделение специального времени на занятии, направленного на реализацию национально-регионального компонента.
Задачи развития экологических представлений у детей старшей группы:
- Формирование понимания связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.
- Развитее познавательного интереса через проведение экспериментальной работы с объектами природы;
- Развитие умения понимать и любить всё живое, преодоление потребительского отношения к природе.
Задачи развития экологических представлений у детей подготовительной группы
- Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе.
- Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
- Развитие экологического сознания, познавательных способностей, и интереса через исследовательскую деятельность.
- Воспитание бережного отношения ко всему живому, умению эстетически воспринимать природу.
- Формирование потребности и желания жить в гармонии с природой.
- Содержание рабочей учебной программы
«Друзья природы» представлено в виде перспективного планирования деятельности с детьми старшей и подготовительной групп, основываясь на содержании программы «Развитие».
Планирование образовательной работы включает в себя:
- Тему, цель, содержание регионального компонента, создание предметно-развивающей среды;
- Методы и приёмы взаимодействия с детьми, используемую методическую и познавательную литературу;
- Сопутствующие формы работы, наблюдения, опыты и эксперименты.
Для удовлетворения потребностей ДОУ в учебный план второй половины учебного года в старшей группе и на весь учебный год подготовительной к школе группы занятия по краеведению внесены как факультативные. Они проводятся вместо занятий учебного раздела «Развитие представлений об окружающем мире и о себе» (пр. «Развитие»). Диагностика проводится 3 раза в год в старшей группе и 2 раза в год в подготовительной:
- Вводная (сентябрь, октябрь)
- Промежуточная (январь, февраль)
- Итоговая (май)
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (модель предполагаемого результата по учебным задачам)
Дети будут знать:
- Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).
- О трёх стадиях развития живых организмов.
- О природно-климатических зонах Земли и Республики Коми.
- Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).
- О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.
- О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.
Дети будут иметь представления:
- О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.
- О Солнечной системе и её планетах.
- Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере).
- О возникновении жизни на Земле-Океании.
Дети будут уметь:
- С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах.
- Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.
- Объяснять экологические зависимости.
- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
Требования к уровню подготовки воспитанников подготовительной группы
Основной компонент | Национально-региональный компонент | Компонент ДОУ | |
Дети должны знать | Природно-климатические зоны Земли. Особенности внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания. Приспособляемость растений и животных к условиям жизни. Роль человека в сохранении взаимосвязей. | Природные зоны Крайнего Севера. Растения тундры. Животных тундры. Лекарственные растения Севера и правили их сбора. Грибы съедобные и опасные. | Свойства почвы, песка, глины, камней. Воды, воздуха, как используются. Стадии роста и развития животных и растений. Основные признаки диких и домашних животных. Органы растений и их функции. Условия, необходимые для роста растений и животных. |
Иметь представления | О природных зонах. О соотношении воздуха, воды и суши на Земле. Об особенностях внешнего вида животных, в зависимости от среды обитания. О взаимосвязях растений и животных с условиями жизни в природной зоне. Об особенностях внешнего вида животных, обитающих в различных природных зонах. О развитии природного мира Земли. | Об уникальности природы Севера, Республики Коми. О красной книге Республики Коми, животных и растениях Красной книги. Фактах отрицательного воздействия человека на природу РК. Примеры рационального использования природы человеком. | О явлениях природы. О взаимосвязи живой и неживой природы, их жизни в сообществе. О многообразии растений и животных и их связи со средой обитания. О значении природы в жизни человека и о бережном отношении к окружающему миру. О последствиях неграмотного поведения в природе. |
Иметь навыки | С помощью модели устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах. Бережно относиться к природе, ухаживать за животными и растениями. Объяснять экологические зависимости. Устанавливать связи и взаимодействия Человека с природой. Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. | Оказывать помощь окружающей природе (подкармливать птиц, убирать мусор, подгребать снег под корни деревьев, мастерить кормушки изготавливать природные охранные знаки). | Выполнять правили поведения в природе. Обеспечивать уход за растениями и животными. Пересаживать растения из грунта в горшки. Пересаживать комнатные растения. |
- Используемая познавательная и методическая литература:
Для педагога | Для детей | |||
1 | Экологическое образование в детском саду. Н.А. Рыжова | Издательский дом «Карапуз», Москва, 2001г. | Растут, цветут, зреют. | Москва, «Малыш» 1998г. |
2 | Программа «Развитие» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова и др. | УЦ им.Л.А.Венгера «Развитие», Москва, 2000 год | Где живёт единорог. В.Танасийчук | Москва, «Детская литература» 1999г. |
3 | Энциклопедия для дошколят., Т.1-2., Н.Л. Вадченко, Н.В. Хаткина | Донецк, ПКФ «БАО», 1998г. | Удивительный мир диких животных | Издательство «Мир»., Москва., 1999г. |
4 | Ознакомление с окружающим миром., Потолицина Н.Б., Хабарова Т.В., Гудырева Л.Н. | Сыктывкар , 2007г. | В подводном мире., Ю.Ф. Астафьев | Москва., «Детская литература», 1999г. |
5 | Дошкольникам о природе родного края., Карпушова В.Н. | Сыктывкар , 2007г. | Розовые чайки и чёрные журавли., Н.Сладков | Ленинград., «Детская литература»., 1985г. |
6 | Что у нас под ногами. Н.А. Рыжова | Москва., ООО «Карапуз - Дидактика»., 2005г. | Дом друзей., Ю. Кушак | Москва., «Детская литература»., 1985г. |
7 | Почва – живая земля., Н.А. Рыжова | Москва., ООО «Карапуз – Дидактика»., 2005г. | Моя страна – Сибить., Г.Граубин | Москва., 1999г. |
8 | Мир животных., В.В. Волина | Ростов-на-Дону., Феникс., 2001г. | Мишкин мундир В. Ануфриев | Сыктывкар., 2002г. |
9 | Дидактические игры., Е.В. Карпова | Ярославль., «Академия развития»., 1999г. | Первая охота., В. Бианки | Сыктывкар., 1999г. |
10 | Развивающие игры для дошкольников., Н.Н. Васильева, Н.В. Новоторцева | Ярославль., «Академия развития»., 1999г. | Серии книг Моя первая книга о природе | Москва., «Малыш»., 2000г. |
11 | Детям о природе. Экология в играх., Л.М. Потапова | Ярославль., «Академия развития»., 1999г. | Бабочки | -//-//- |
12 | Не просто сказки., Н.А. Рыжова | Москва., «Линка-Пресс»., 2002г. | Цветы | -//-//- |
13 | Малышам о географических открытиях | Москва., «Педагогика»., 1998г. | Мои любимцы | -//-//- |
14 | 300 вопросов и ответов по экологии., В.А. Алексеев | Ярославль., «Академия развития»., 1999г. | Чудо на ладони | -//-//- |
15 | 300 вопросов и ответов о домашних животных., Е.Н. Анашкина | Ярославль., «Академия развития»., 2001г. | Дикие животные | -//-//- |
16 | 300 вопросов и ответов о насекомых., В.А. Алексеев | Ярославль., «Академия развития»., 2001г. | Рыбы | -//-//- |
17 | Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду., А.И. Иванова | Москва., 2004г. | Деревья | -//-//- |
18 | Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников., С.Н. Николаев, И.А. Комарова | Москва., 2003г. | Птицы | -//-//- |
19 | Неизведанное рядом., Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, О.В. Дыбина | Москва., Творческий центр «Сфера»., 2001г. | Насекомые | -//-//- |
- Учебно-тематический план
по курсу «Друзья природы» в старшей и подготовительной группах
Тема | Объём учебной нагрузки | Где проходит занятие | Срок | Связь содержания занятия с жизнью детей в детском саду | ||
Теория | Практика | |||||
Старшая группа | ||||||
1 | Растения и животные (травоядные и хищники) Взаимосвязь растений, животных и условий жизни (на примере родного края) | 2 | 4 | Краеведческий музей Выставки: 1. «Животный мир Интинского района» 2. «Пернатые кошки» | IX | - Изготовление макета тундры; - Аукцион знаний о животных и растениях севера (между командами) ЦЕЛЬ: уметь оперировать информацией. - Сбор семян для подкормки птиц; - Ручной труд. Изготовление кормушек для птиц. - Проведение экологического проекта «Мы на Севере живём». |
2 | Знакомство с лесом. 1. Разновидность растений. 2. Труд оленеводов и лесничих. | 2 | 4 | Краеведческий музей, выставки: 1. «В гости к оленеводам» 2. «Коми охотники» 3. «В гости к опасным растениям» | X | - Оформить коллах из листьев на административную лестницу «Осенняя палитра» - Сбор лекарственных растений и оформление гербария. - Выставка поделок из природного материала «Лесная мозаика» |
3 | Взаимосвязи в природе6 растения животные, человек (на примере северного леса) - Познакомить с разновидностью лесов РК - красная книга растений и животных РК | 2 | 4 | Краеведческий музей. Экскурсии: 1. «Животные строят» 2. «Зима в жизни животных» | XI | - Изготовление макета лесотундры; - Экскурсия в парк «Кто улетел, а кто остался» - Изготовление природоохранных знаков «Как вести себя в природе» - Сбор природного материала для оформления выставки «Зимний хоровод» - Подготовка образцов почвы для проведения опытов и экспериментов. - Оформление выставки рисунков на тему: «Край, в котором я живу» - Проведение экологического проекта «Зелёная аптека» |
4 | Жизнь и быт коми крестьян. XIXв. И в наши дни. - Разведение домашних животных, создание условий для их жизни | 1 | 3 | 1. СЮН экскурсия «Скотный двор» 2. Краеведческий музей. Экскурсия «В гостях у Фёклы Сметаниной» | XII | - Оформление страничек «Жалобной книги природы» - Трудовой десант «Помоги растениям» - Участие в работе краеведческого кружка в центре национальных культур. - Театрализованная игра «Как животные приспосабливаются» |
5 | Комнатные растения, их виды и способы ухода. | 2 | 2 | СЮН экскурсия «Родина растений» | I | - Рисование на тему: «Растение, которому я улыбнусь» - Дидактическая игра: «Найди по описанию» - Встреча на экологической тропинке со старичком Боровичком и ответы на его вопросы «У кого какие плоды?» - Опыты и эксперименты с семенами растений. |
Подготовительная группа | ||||||
6 | Воздух, вода, суша – среды обитания животных. | 1 | 1 | Краеведческий музей. Экскурсия | II | - Оформление выставки рисунков «Дом. в котором я живу» - Слушание: Д. Кобалевский «Наш край» М. Лебедева «Коми му» |
7 | Природная зона тундра | 1 | 1 | Краеведческий музей. Экскурсия: «По белой тропе» | II | - Подборка материала в уголках природы по теме занятия. |
8 | Природная зона – тайга. | 2 | 4 | Краеведческий музей. Экскурсия: «В гости к опасным растениям» СЮН филиал. Выставка: «Грызуны» | III | - Изготовление макета тайги. - Рисование на тему: «Найди свой дом» - Подбор книг на мини-выставку «Животные и растения тайги» - Опыты и эксперименты с почвой «Назови свои находки» |
9 | Дары леса | 1 | 0 | Экскурсия «Чудесная береста» | III | - Изготовление природоохранных знаков «Как вести себя в лесу» |
10 | Человеческие расы | 1 | 2 | Краеведческий музей. Экскурсия «Голубой щенок» | VI | - Рисование на тему «Случайная встреча» |
11 | - Древние и современные млекопитающие. - О поселениях древнего человека. | 2 | 3 | Экскурсия «В гости к древнему человеку» | V | - Оформить выставку книг о древних обитателях суши. - Аппликация на тему: «Придумай мне название» - Конкурс на самую интересную сказку о древних обитателях суши «Если бы я был волшебником» |