рабочая учебная программа Друзья природы

рабочая учебная программа по экологическому воспитанию Друзья природы , кружковая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rup_druzya_prirody.docx41.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Городское управление народного образования»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20 «Белочка» общеразвивающего вида

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Станция юных натуралистов»

Муниципальное управление культуры

 «Интинский краеведческий музей»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА  «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»

ПРИНЯТА:                                                                                                УТВЕРЖДАЮ:                                   Педагогическим советом                                                                        Заведующий МДОУ № 20                                        Протокол № 2                                                                                        «Белочка»                                                                          от « 10» февраля         2011 года                                                                           _____________ Л.Н. Дудина

                                                                                                        УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                        Директор МУК «ИКМ»

                                                                                                                                     

                                                                                                         ______________Е. И. Кулыгина

                                                                                                        УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                        Директор МОУ ДОД «СЮН»

                                

                                                                                                        _______________И.В.Вахрушева

Составитель:

Чекалина Валентина Васильевна

Педагог дополнительного образования

Направленность программы: познавательно- экологическая

Для детей: 5 – 7 лет

Срок реализации: 2 года                                              г. Инта, 2011 год

Пояснительная записка

  1.  Концептуальные основы программы

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В рекомендациях парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» прописано:«Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания». С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и, природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.

МДОУ «Детский сад № 20 «Белочка» реализует в своей педагогической деятельности программу Л.А.Венгера «Развитие», которая ставит перед педагогами задачу развития познавательных способностей детей через специфические виды детской деятельности. В связи с этим настоящая рабочая учебная программа базируется на таких ключевых концептуальных понятиях, как «деятельность» и «развитие». В данном случае под «развитием» понимается изменение, представляющее собой процесс продвижения от простого к сложному, от низшего к высшему. Это процесс накопления количественных и качественных изменений в сознании ребенка-дошкольника. Деятельность ребенка организуется так, что развивающая среда, окружающая ребенка, обеспечивает его развитие не только в деятельности, а посредством ее самой.

Рабочая учебная программа ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента.

        

2. Актуальность создания рабочей программы

        Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей, наблюдение педпроцесса, а также изучение созданной образовательной среды в ДОУ выявили ряд проблем, препятствующих развитию экологических представлений в полном объеме, как это предусматривают авторы программы «Развитие». К тому же, согласно Федеральным государственным требованиям, предъявляемым к дошкольным образовательным учреждениям, необходимо развивать не только способности ребенка к умственной деятельности, но и формировать социальные, коммуникационные навыки. Это возможно в предоставлении воспитанникам через «выход в социум», то есть конструктивное сотрудничество ДОУ с городскими учреждениями. Поэтому данная рабочая учебная программа построена на привлечении к образовательной деятельности социальных партнеров, имеющих образовательный, научный, познавательный потенциал: городской краеведческий музей и станция юных натуралистов.

  1.  Потребности ДОУ в разработке рабочей учебной программы:
  1. Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с флорой и фауной Республики Коми;
  2. создание условий для обеспечения ранней социализации старших дошкольников;
  3. укрепление партнёрских отношений с городским краеведческим музеем и станцией юных натуралистов;

Таким образом, актуальность программы заключается в том, что она:

  1. выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей 5-7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента:
  2. обеспечивает реализацию учебного плана программы «Развитие» Л.А.Венгра в полном объёме;
  3. способствует ранней социализации детей 5 – 7 лет, обозначенной в Федеральных государственных  требованиях;
  4. соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно разработанной в ДОУ модели его образа;
  5. формирует у ребенка 5-7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
  6. способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора (ФГТ: блоки «Познание», «Коммуникации», «Социализация»).

  1.  Задачи, решаемые в ходе реализации рабочей учебной программы «Друзья природы».

В старшей и подготовительной группе перед педагогами ДОУ, а также перед специалистами городского музея и станции юных натуралистов стоят следующие задачи.

- учебные: - овладение детьми действия наглядного моделирования,

                    - формирование и поддержка познавательного интереса к природе,

- развивающие: развитие коммуникационной культуры детей, социальной активности

-    формирование первичных учебных универсальных действий;

- воспитательные:  формирование и  закрепление навыков экологически грамотного и бережного поведения в природе и в быту, участия в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Особенностью рабочей учебной программы «Друзья природы» является выделение специального времени на занятии, направленного на   реализацию национально-регионального компонента.

Задачи развития экологических представлений у детей старшей группы:

  1. Формирование понимания связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.
  2. Развитее познавательного интереса через проведение экспериментальной работы с объектами природы;
  3. Развитие умения понимать и любить всё живое, преодоление потребительского отношения к природе.

Задачи развития экологических представлений у детей подготовительной группы

  1. Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе.
  2. Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
  3. Развитие экологического сознания, познавательных способностей, и интереса через исследовательскую деятельность.
  4. Воспитание бережного отношения ко всему живому, умению эстетически воспринимать природу.
  5. Формирование потребности и желания жить в гармонии с природой.

  1. Содержание рабочей учебной программы

«Друзья природы» представлено в виде перспективного планирования деятельности с детьми старшей и подготовительной групп, основываясь на содержании программы «Развитие».

Планирование образовательной работы включает в себя:

  1. Тему, цель, содержание регионального компонента, создание предметно-развивающей среды;
  2. Методы и приёмы взаимодействия с детьми, используемую методическую и познавательную литературу;
  3. Сопутствующие формы работы, наблюдения, опыты и эксперименты.

Для удовлетворения потребностей ДОУ в учебный план второй половины учебного года в старшей группе и на весь учебный год подготовительной к школе группы занятия по краеведению внесены как факультативные. Они проводятся вместо занятий учебного раздела «Развитие представлений об окружающем мире и о себе» (пр. «Развитие»). Диагностика проводится 3 раза в год в старшей группе и 2 раза в год в подготовительной:

  1. Вводная (сентябрь, октябрь)
  2. Промежуточная (январь, февраль)
  3. Итоговая (май)

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (модель предполагаемого результата по учебным задачам)

Дети будут знать:

  1. Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).
  2. О трёх стадиях развития живых организмов.
  3. О природно-климатических зонах Земли и Республики Коми.
  4. Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).
  5. О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.
  6. О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.

Дети будут иметь представления:

  1. О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.
  2. О Солнечной системе и её планетах.
  3. Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере).
  4. О возникновении жизни на Земле-Океании.

Дети будут уметь:

  1. С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах.
  2. Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.
  3. Объяснять экологические зависимости.
  4. Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Требования к уровню подготовки воспитанников подготовительной группы

Основной компонент

Национально-региональный компонент

Компонент ДОУ

Дети должны знать

Природно-климатические зоны Земли.

Особенности внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания.

Приспособляемость растений и животных к условиям жизни.

Роль человека в сохранении взаимосвязей.

Природные зоны Крайнего Севера.

Растения тундры.

Животных тундры. Лекарственные растения Севера и правили их сбора.

Грибы съедобные и опасные.

Свойства почвы, песка, глины, камней.

Воды, воздуха, как используются.

Стадии роста и развития животных и растений.

Основные признаки диких и домашних животных. Органы растений и их функции.

Условия, необходимые для роста растений и животных.

Иметь представления

О природных зонах.

О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.

Об особенностях внешнего вида животных, в зависимости от среды обитания.

О взаимосвязях растений и животных с условиями жизни в природной зоне.

Об особенностях внешнего вида животных, обитающих в различных природных зонах.

О развитии природного мира Земли.

Об уникальности природы Севера, Республики Коми.

О красной книге Республики Коми, животных и растениях Красной книги.

Фактах отрицательного воздействия человека на природу РК.

Примеры рационального использования природы человеком.

О явлениях природы.

О взаимосвязи живой и неживой природы, их жизни в сообществе.

О многообразии растений и животных и их связи со средой обитания.

О значении природы в жизни человека и о бережном отношении к окружающему миру.

О последствиях неграмотного поведения в природе.

Иметь навыки

С помощью модели устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах.

Бережно относиться к природе, ухаживать за животными и растениями.

Объяснять экологические зависимости.

Устанавливать связи и взаимодействия Человека с природой.

Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Оказывать помощь окружающей природе (подкармливать птиц, убирать мусор, подгребать снег под корни деревьев, мастерить кормушки изготавливать природные охранные знаки).

Выполнять правили поведения в природе.

Обеспечивать уход за растениями и животными.

Пересаживать растения из грунта в горшки.

Пересаживать комнатные растения.

  1. Используемая познавательная и методическая литература:

Для педагога

Для детей

1

Экологическое образование в детском саду. Н.А. Рыжова

Издательский дом «Карапуз», Москва, 2001г.

Растут, цветут, зреют.

Москва, «Малыш» 1998г.

2

Программа «Развитие» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова и др.

УЦ им.Л.А.Венгера «Развитие», Москва, 2000 год

Где живёт единорог. В.Танасийчук

Москва, «Детская литература» 1999г.

3

Энциклопедия для дошколят., Т.1-2., Н.Л. Вадченко, Н.В. Хаткина

Донецк, ПКФ «БАО», 1998г.

Удивительный мир диких животных

Издательство «Мир»., Москва., 1999г.

4

Ознакомление с окружающим миром., Потолицина Н.Б., Хабарова Т.В., Гудырева Л.Н.

Сыктывкар , 2007г.

В подводном мире., Ю.Ф. Астафьев

Москва., «Детская литература», 1999г.

5

Дошкольникам о природе родного края., Карпушова В.Н.

Сыктывкар , 2007г.

Розовые чайки и чёрные журавли., Н.Сладков

Ленинград., «Детская литература»., 1985г.

6

Что у нас под ногами. Н.А. Рыжова

Москва., ООО «Карапуз - Дидактика»., 2005г.

Дом друзей., Ю. Кушак

Москва., «Детская литература»., 1985г.

7

Почва – живая земля., Н.А. Рыжова

Москва., ООО «Карапуз – Дидактика»., 2005г.

Моя страна – Сибить., Г.Граубин

Москва., 1999г.

8

Мир животных., В.В. Волина

Ростов-на-Дону., Феникс., 2001г.

Мишкин мундир В. Ануфриев

Сыктывкар., 2002г.

9

Дидактические игры., Е.В. Карпова

Ярославль., «Академия развития»., 1999г.

Первая охота., В. Бианки

Сыктывкар., 1999г.

10

Развивающие игры для дошкольников., Н.Н. Васильева, Н.В. Новоторцева

Ярославль., «Академия развития»., 1999г.

Серии книг Моя первая книга о природе

Москва., «Малыш»., 2000г.

11

Детям о природе. Экология в играх., Л.М. Потапова

Ярославль., «Академия развития»., 1999г.

Бабочки

-//-//-

12

Не просто сказки., Н.А. Рыжова

Москва., «Линка-Пресс»., 2002г.

Цветы

-//-//-

13

Малышам о географических открытиях

Москва., «Педагогика»., 1998г.

Мои любимцы

-//-//-

14

300 вопросов и ответов по экологии., В.А. Алексеев

Ярославль., «Академия развития»., 1999г.

Чудо на ладони

-//-//-

15

300 вопросов и ответов о домашних животных., Е.Н. Анашкина

Ярославль., «Академия развития»., 2001г.

Дикие животные

-//-//-

16

300 вопросов и ответов о насекомых., В.А. Алексеев

Ярославль., «Академия развития»., 2001г.

Рыбы

-//-//-

17

Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду., А.И. Иванова

Москва., 2004г.

Деревья

-//-//-

18

Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников., С.Н. Николаев, И.А. Комарова

Москва., 2003г.

Птицы

-//-//-

19

Неизведанное рядом., Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, О.В. Дыбина

Москва., Творческий центр «Сфера»., 2001г.

Насекомые

-//-//-

  1. Учебно-тематический план

по курсу «Друзья природы» в старшей и подготовительной группах

Тема

Объём учебной нагрузки

Где проходит занятие

Срок

Связь содержания занятия с жизнью детей в детском саду

Теория

Практика

Старшая группа

1

Растения и животные (травоядные и хищники)

Взаимосвязь растений, животных и условий жизни (на примере родного края)

2

4

Краеведческий музей

Выставки:

1. «Животный мир Интинского района»

2. «Пернатые кошки»

IX

- Изготовление макета тундры;

- Аукцион знаний о животных и растениях севера (между командами)

ЦЕЛЬ: уметь оперировать информацией.

- Сбор семян для подкормки птиц;

- Ручной труд. Изготовление кормушек для птиц.

- Проведение экологического проекта «Мы на Севере живём».

2

Знакомство с лесом.

1. Разновидность растений.

2. Труд оленеводов и лесничих.

2

4

Краеведческий музей, выставки:

1. «В гости к оленеводам»

2. «Коми охотники»

3. «В гости к опасным растениям»

X

- Оформить коллах из листьев на административную лестницу «Осенняя палитра»

- Сбор лекарственных растений и оформление гербария.

- Выставка поделок из природного материала «Лесная мозаика»

3

Взаимосвязи в природе6 растения животные, человек (на примере северного леса)

- Познакомить с разновидностью лесов РК

- красная книга растений и животных РК

2

4

Краеведческий музей. Экскурсии:

1. «Животные строят»

2. «Зима в жизни животных»

XI

- Изготовление макета лесотундры;

- Экскурсия в парк «Кто улетел, а кто остался»

- Изготовление природоохранных знаков «Как вести себя в природе»

- Сбор природного материала для оформления выставки «Зимний хоровод»

- Подготовка образцов почвы для проведения опытов и экспериментов.

- Оформление выставки рисунков на тему: «Край, в котором я живу»

- Проведение экологического проекта «Зелёная аптека»

4

Жизнь и быт коми крестьян.

XIXв. И в наши дни.

- Разведение домашних животных, создание условий для их жизни

1

3

1. СЮН экскурсия «Скотный двор»

2. Краеведческий музей. Экскурсия «В гостях у Фёклы Сметаниной»

XII

- Оформление страничек «Жалобной книги природы»

- Трудовой десант «Помоги растениям»

- Участие в работе краеведческого кружка в центре национальных культур.

- Театрализованная игра «Как животные приспосабливаются»

5

Комнатные растения, их виды и способы ухода.

2

2

СЮН экскурсия «Родина растений»

I

- Рисование на тему: «Растение, которому я улыбнусь»

- Дидактическая игра: «Найди по описанию»

- Встреча на экологической тропинке со старичком Боровичком и ответы на его вопросы «У кого какие плоды?»

- Опыты и эксперименты с семенами растений.

Подготовительная группа

6

Воздух, вода, суша – среды обитания животных.

1

1

Краеведческий музей. Экскурсия

II

- Оформление выставки рисунков «Дом. в котором я живу»

- Слушание: Д. Кобалевский «Наш край»

М. Лебедева «Коми му»

7

Природная зона тундра

1

1

Краеведческий музей. Экскурсия: «По белой тропе»

II

- Подборка материала в уголках природы по теме занятия.

8

Природная зона – тайга.

2

4

Краеведческий музей. Экскурсия: «В гости к опасным растениям»

СЮН филиал.

Выставка: «Грызуны»

III

- Изготовление макета тайги.

- Рисование на тему: «Найди свой дом»

- Подбор книг на мини-выставку «Животные и растения тайги»

- Опыты и эксперименты с почвой «Назови свои находки»

9

Дары леса

1

0

Экскурсия «Чудесная береста»

III

- Изготовление природоохранных знаков «Как вести себя в лесу»

10

Человеческие расы

1

2

Краеведческий музей. Экскурсия «Голубой щенок»

VI

- Рисование на тему «Случайная встреча»

11

- Древние и современные млекопитающие.

- О поселениях древнего человека.

2

3

Экскурсия «В гости к древнему человеку»

V

- Оформить выставку книг о древних обитателях суши.

- Аппликация на тему: «Придумай мне название»

-  Конкурс на самую интересную сказку о древних обитателях суши «Если бы я был волшебником»