Педагогический совет "Развитие познавательных способностей детей как основы интеллекта"

Суслова Наталья Алексеевна

 

Развитие познавательных способностей детей как основы интеллекта

Использование различных видов и форм образовательной работы с детьми как эффективное средство интеллектуального развития ребенка

Форма проведения – ярмарка педагогических идей.

Ход педсовета:

1. "Основные понятия – интеллект, мышление, познавательные способности" – презентация, зам.зав. по УВР.

2. «Развитие мышления в дошкольном возрасте – виды мышления, способы организации педагогического процесса» - сообщение зам.зав. по УВР.

3. Ярмарка педагогических идей – открытие:

– Уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас на Ярмарке педагогических находок. Ярмарка – это представление своего товара. В отличие от выставки, на ярмарках можно купить понравившийся товар. Поскольку наша ярмарка – это ярмарка педагогических идей и находок, купить здесь ничего нельзя, но вполне можно понравившуюся идею взять себе в арсенал для практического использования.

И так, мы с вами на ярмарке педагогических идей, где педагоги представляют свой товар, свое мастерство.

Материалы педсовета:

  • Конспект развивающего занятия в младшей группе - воспитатели младшей группы;
  • "Опытно-экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста" - видеоклип, воспитатели подготовительной логопедической группы;
  • "Графические задания для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста" – презентация, воспитатель старшей группы;
  • "Обучение грамоте с использованием конструктора ЛЕГО" – презентация, воспитатель старшей логопедической группы;
  • "Забавные поделки из цветной бумаги и картона (развитие мелкой моторики)" – презентация, воспитатель старшей логопедической группы;
  • "Физическая активность и развитие интеллекта" – сообщение, инструктор по физической культуре;
  • "Значение музыкальной деятельности для всестороннего воспитания" - сообщение, музыкальный руководитель;
  • «Последовательные картинки»: задания для интеллектуального и речевого развития – представление пособия и методических рекомендаций по работе с ним, воспитатель средней группы.

 

4. Решение педсовета:

  1. Проанализировать уровень развития умений и навыков детей своей возрастной группы в соответствии с разделом Программы воспитания и обучения – «Умственное развитие», выявит недостатки. Учитывать их при планировании работы.
  2. Пересмотреть планирование развития умственной деятельности  в соответствии с данными рекомендациями, уделив внимание использованию в свободное время развивающих игр и игровых заданий.
  3.     Организовать и провести занятие с использованием заданий на развитие мышления для родителей или воспитателей (конспекты занятий оформить в копилку методического кабинета).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет

Развитие познавательных способностей детей как основы интеллекта

Использование различных видов и форм образовательной работы с детьми как эффективное средство интеллектуального развития ребенка.

Форма проведения – ярмарка педагогических идей.

Ход педсовета

1. Основные понятия – интеллект, мышление, познавательные способности – презентация.

2. «Развитие мышления в дошкольном возрасте – виды мышления, способы организации педагогического процесса» - сообщение зам.зав. по УВР.

3. Ярмарка педагогических идей – открытие:

– Уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас на Ярмарке педагогических находок.

Ярмарка – это представление своего товара. В отличие от выставки, на ярмарках можно купить понравившийся товар. Поскольку наша ярмарка – это ярмарка педагогических идей и находок, купить здесь ничего нельзя, но вполне можно понравившуюся идею взять себе в арсенал для практического использования.

И так, мы с вами на ярмарке педагогических идей, где педагоги представляют свой товар, свое мастерство.

  1. конспект развивающего занятия в младшей группе;
  2. конспект математического досуга в старшей группе;
  3. опытно-экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста - видеоклип;
  4. графические задания для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста – презентация;
  5. обучение грамоте с использованием конструктора ЛЕГО – презентация;
  6. забавные поделки из цветной бумаги и картона (развитие мелкой моторики) – презентация;
  7. физическая активность и развитие интеллекта – сообщение;
  8. значение музыкальной деятельности для всестороннего воспитания - сообщение
  1. «последовательные картинки»: для интеллектуального и речевого развития – представление пособия и методических рекомендаций по работе с ним.

4. Решение педсовета:

  1. Проанализировать уровень развития умений и навыков детей своей возрастной группы в соответствии с разделом Программы воспитания и обучения – «Умственное развитие», выявит недостатки. Учитывать их при планировании работы.
  2. Пересмотреть планирование развития умственной деятельности  в соответствии с данными рекомендациями, уделив внимание использованию в свободное время развивающих игр и игровых заданий.
  3. Организовать и провести занятие с использованием заданий на развитие мышления для родителей или воспитателей (конспекты занятий оформить в копилку методического кабинета).


Предварительный просмотр:

Значение музыкальной деятельности для всестороннего воспитания

Музыка оказывает  сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию детей. Слушая  музыкальные произведения, ребёнок приобретает знания и представления о мире. При систематическом слушании музыки дети начинают выделять её настроение, эмоциональную окраску: радость, грусть. Помогают пониманию эмоционального направления музыки и проводимые с детьми специальные игры и упражнения.

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребёнка, мы формируем основы его музыкальной культуры в целом. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребёнка. В процессе музыкального воспитания, дети познают музыку разного характера (весёлая, грустная, быстрая и т.д.) и не просто познают, а воспринимают и усваивают специфику разных произведений ( авторская или народная песня; двух- трёх- частная форма и т. д; колыбельная, плясовая,  полька, вальс, марш и т. д), т.е. обогащается их представления о музыке разного характера. Слушая музыку, ребёнок её анализирует ( мысленно), относит к определённому жанру.

Интеллектуальное развитие осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. Так в пении дети имеют возможность импровизировать, создавать свой вариант мелодии, найти соответствие литературного текста выразительным интонациям, подстраивают голос, его звучание определённой мелодии. Содержание песен и авторских и народных несёт нравственный заряд. Дети из песен узнают, как живут люди, как заботятся друг о друге.

Через содержание музыкальных произведений дети знакомятся с взаимоотношениями, обычаями, обрядами, с трудом взрослых и т.д. Так, например, в песне « А я по воду ходила…» поётся о труде девушки, а в песне « Голубые санки»- о дружбе мальчика Вани и девочки Марины, которые быстро едут с горы на санках, сделанных старым дедушкой для маленького Вани. Воспитание любви, заботы, добрых взаимоотношений, общая деятельность объединяют детей, приобщают ребёнка к нравственно - эстетической культуре.

Интеллектуальному развитию способствуют и другие виды музыкальной деятельности. В музыкально - ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая, двигаясь под музыку. Движение под музыку создаёт бодрое, весёлое настроение, что способствует улучшению осанки, координации движений рук и ног, вырабатывается лёгкость бега, прыжков. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально - игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой- либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово, характер мелодии. При этом наблюдается определённая последовательность: дети слушают, обсуждают тему, распределяют роли, затем действуют.

На каждом этапе возникают новые задачи, побуждающие мыслить, фантазировать, творить. В играх, хороводах, развлечениях, на праздниках, кукольном театре воспитывается умение объединяться для общего дела, готовить  атрибуты, распределять роли, оформлять декорации. Кроме того,  создание атрибутов, декораций, подготовка красочных материалов к занятию, к спектаклю, к игре и уборка своего рабочего места требуют трудовых усилий. «Без применения трудового усилия  ребёнок не может получить изображение, которое доставило бы ему радость и понравилось окружающим» (Т. С. Комарова).

Игра на музыкальных инструментах, игры - драматизации объединяют в себе музыкальные движения,  пение, художественное слово, мимику, пантомиму  подчиняя их главной задаче – создание  художественного образа. В дошкольном возрасте наблюдаются лишь минимальное детское музыкальное творчество, его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах. Музыка развивает ребёнка умственно. Она отражает жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, быте и традициях.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на  общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление ребёнка, чуткость к красоте в искусстве и жизни. Музыка обладает своим « языком», своей « речью». Важно не просто научить ребёнка выразительно, чисто петь, двигаться под музыку. Музыка и связанная с ней деятельность могут вызвать в ребёнке особую потребность – желание» общаться» с нею, а по мере возможности и « рассуждать» о ней ( Д. Б. Кабалевский). Проявление музыкальных способностей индивидуально у каждого ребёнка. У  одних в силу природных задатков они ярко выражены, у других формируются и постепенно раскрываются в активной  музыкальной деятельности.

Таким образом, нельзя говорить об отсутствии музыкальных способностей у детей: их проявление во многом зависит от воспитания и обучения, стимулирующего положительные эмоции и интерес. Положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают мотивацию детей, активизируют деятельность , познавательный процесс.



Предварительный просмотр:

Физическая активность и развитие интеллекта ребенка

Движение-это жизнь! Мы никогда не задумывались, насколько глобально это выражение. Прежде чем стать человеком, обезьяна совершила движение, взяв в руки палку и сбив ей банан или кокос (грубо говоря). Началась работа мысли. Обезьяна постепенно превратилась в человека благодаря движению. Внутри любого живого организма тоже непрерывно происходит движение: делятся клетки, бежит по венам кровь и т.д.

Движение неразрывно связано с развитием интеллекта. Специалисты, изучавшие развитие интеллекта у малышей, заметили, что ребенок, рано начавший ходить, обычно опережает сверстников в умственном развитии. Умственное развитие малыша происходит параллельно с физическим и сенсорным, это естественно, ведь мозг - часть организма.Объясняется это еще и тем, что главный и практически единственный способ знакомства с миром для младенца - движение. Через движение он исследует и познает окружающий мир, устанавливает контакты с окружающей средой. Этим объясняется столь важная роль движений в развитии его интеллекта. Адаптация малыша к окружающему миру происходит преимущественно путем совершенствования координации восприятия и движения. Американский психиатр и педиатр Г.Доман, наблюдая за индийскими женщинами отмечает, что они никогда туго не пеленают своих малышей, их редко кладут на спину, им дают возможность активно двигаться едва ли не с первых минут жизни. Он подчеркивает в своих работах, что пеленание и укладывание на спину вредно и существенно влияет на психику ребенка, закрепляя ощущение беспомощности и зависимости. Это в дальнейшем может приводить и приводит к пассивности.

Специальными экспериментами давно доказано, что ограничение свободы действия детей, выраженное в самых разных формах - ограничении двигательной активности или в постоянных "нельзя", "не лезь туда", "не тронь", - способно серьезно помешать развитию детской любознательности: ведь все это сдерживает порывы ребенка к исследованиям, а следовательно, ограничивает возможность самостоятельного, творческого изучения и осмысления происходящего.

Предоставление младенцу максимума условий для свободных спонтанных движений является одной из важных предпосылок удовлетворения поисковой активности, а следовательно, и условий для интеллектуально-творческого развития. Естественно, что по мере взросления ребенка задачи, ставящиеся перед ним, постепенно и существенно усложняются и специализируются.

Спортивные занятия в детском саду естественно вносят свой вклад в развитие интеллекта ребёнка. На занятиях у детей закрепляются знания об окружающем их мире в подвижных играх. Чтобы изобразить движение животного, его повадки, вспомнить образ жизни, нужно проявить творческую активность, память, наблюдательность. При выполнении различных видов основных движений(ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание, равновесие)дети должны проявить сообразительность. Например, на шведской стенке по первой лесенке залезть до пятой ступеньки, на соседнем пролёте спуститься на ступеньку ниже, на последнем ещё на ступеньку ниже. Ступеньки отсчитывать ногами. В ориентировке в пространстве и на теле тоже необходимо проявить смекалку и сообразительность, ведь для ребёнка не так просто повернуться направо или налево и сделать определённое количество шагов в ту или другую сторону. Дотронуться правой рукой до левой ноги(руки, уха и т.д.) Для выполнения упражнения или любого основного движения по схеме, изображённой на карточке, требуется немало сообразительности, а также умений и навыков. Чтобы отгадать загадку и ,промолчав, показать отгадку, требуется немало выдержки и творческой активности от наших детей. И детки, занимающиеся в нашем детском саду, успешно справляются с такими сложными заданиями. Безусловно, прав Г. Доман, утверждая, что в истории человечества нет более любознательных исследователей, чем дети до четырех лет. К шести годам, когда ребенок обычно отправляется в школу, он уже знает об окружающем мире столько, сколько вряд ли усвоит за всю оставшуюся жизнь. И в обретении этих знаний детям помогает движение.

Рекомендации родителям

1. Устраивайте ребенку-дошкольнику во время домашних занятий короткие перерывы - физкультминутки. Разучите с ним, если он не знает, несложные упражнения, подберите веселую, энергичную музыку.

2. Занимаясь с дошкольником, не требуйте от него, чтобы он неподвижно сидел во время ваших занятий, разрешите ему свободно двигаться, как он пожелает.

3. Ребенок должен регулярно заниматься спортом. Наиболее предпочтительной является физическая активность на свежем воздухе.

4. Занимаясь с ребенком-дошкольником старайтесь, чтобы ваши занятия носили как можно более практический, а не теоретический характер. Например, изучая математику, используйте настоящие предметы, сравнивайте их, пересчитывайте, взвешивайте с помощью весов. Проводите с ребенком физические и химические опыты (их описание можно найти на детских сайтах). Наблюдайте за насекомыми, животными и птицами в естественных природных условиях. Пусть ребенок на ваших домашних занятиях выступает в роли активного исследователя и экспериментатора вместо того, чтобы пассивно заучивать полученную от вас информацию.



Предварительный просмотр:

Прогрессивные матрицы Дж. Равена (взрослый и детский варианты)

Прогрессивные матрицы Равена (Raven Progressiv Matrices) - тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. Предложен Л.Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Прогрессивные матрицы Равена разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучшим способом измерения фактора "g" является выявление отношений между абстрактными фигурами.

Согласно Равену – это тест испытания способностей воспринимать определенные формы, охватывать их особенности, характер, взаимные отношения или ансамбль, совокупность отношений, а поэтому он требует по отдельным задачам метода логических рассуждений. Автор не считает, что таким образом можно производить измерения некоего абсолютного интеллекта, однако существующие результаты дают понять, что измеренные тестом мнения и навыки в определенной мере репрезентуют интеллект.

Перцептивная шкала матриц опирается или основана на 2-х теориях:

а) на теории восприятия форм, развитой гештальтпсихологией;

б) на теории неогенеза К.Спирмена.

При решении заданий выступает 3 основных психических процесса:

1) внимание, внимательность (внимание отделяется от восприятия и мышления);

2) восприятие, восприимчивость;

3) мышление, понятливость.

При решении задач внимание сильно напряжено, поддерживает стремление (интерес) к решению. Оно требует концентрированного внимания в объеме и распределении. При снижении внимания всегда появляются ошибки. Кроме внимания, выступает воля и эмоции.

Поэтому испытание прогрессивными матрицами Равена не является тестом «всеобщего интеллекта», а испытывает остроту и точность внимания и ясность мышления. В данном случае речь идет об определении способности к систематизации в мышлении и планомерности или методичности, а не о самом интеллекте. Тесты Равена – невербальные испытания, свидетельствующие о том, что вербализация как мыслительный процесс в их решении значения не имеет.

Существует два варианта теста:

1. Цветной вариант (предназначен для детей от 5 до 11 лет и иногда рекомендуется для лиц старше 65 лет).

2. Черно-белый (для обследования подростков 14-16 лет и взрослых от 16 до 65 лет).


Методика

для определения наглядно-образного мышления

у детей дошкольного возраста

        Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.