Родительский лекторий
- Первый раз в первый класс: Личность учителя. Сенсорный канал, пути усвоения информации и почему нельзя всех детей выгонять на перемену из класса. Навыки письма и чтения. Дошкольное обучение. Определение круга знаний.
- Всё о домашнем задании первоклассника.
- Начальная школа и новый образовательный стандарт. ФГОС. УУД. ИКТ. ИС.
- Выбираем правильный портфель.
Личность учителя
Большую роль в школьной успешности ребенка играет личность учителя начальных классов. От него зависит, как будут учить ребенка, а этот вопрос является краеугольным камнем при обучении в начальной школе. Школьное обучение в основном ориентировано на левое полушарие головного мозга, в связи с чем детям с ярко выраженной правополушарной асимметрией учиться сложно.
- Сенсорный канал
Легче учиться в школе тому ребенку, у которого ведущий сенсорный канал совпадает с учительским. Последнее время в педагогической психологии все больше внимания уделяется вопросу о том, каким сенсорным каналом человек преимущественно принимает информацию.
Если отдается предпочтение зрению, то человек относится к так называемым визуалам,
слуху — аудиалам,
практическим действиям — кинестетикам.
В процессе познания, безусловно, задействованы все каналы одновременно, и, тем не менее, у каждого человека есть предпочитаемый. Е. С. Гобова предлагает наблюдать за поведением детей на перемене, для того, чтобы определить ведущую модальность каждого ученика. Зрительно ориентированные дети чаще всего предпочитают оставаться в классе, если большинство учеников из него выходит: спокойствие и тишина для них — идеальная атмосфера для того, чтобы отдохнуть, пребывая в своих визуальных образах, которые для них дороги. Если же классная комната превращается на перемене в «слуховые баталии» аудиалов или в «салки-гонялки» кинестетиков, то визуал, скорее всего, предпочтет покинуть класс и постоять у стеночки, наблюдая за другими детьми или играя в электронные игрушки.
Ученики-аудиалы используют перемену, чтобы всласть наговориться, особенно если предыдущий урок
был «молчаливым», а значит ужасно трудным и неинтересным.
Для кинестетика перемена — это исключительная и единственная возможность размяться, подвигаться. Многие кинестетики на перемене осваивают школьное пространство: их можно увидеть на разных этажах, в самых отдаленных местах от малышового класса, они достаточно смелы и инициативны для этого.
При объяснении урока учитель в зависимости от своего ведущего сенсорного канала чаще использует
те или иные образы (зрительные, слуховые, тактильные). Ребенку-аудиалу трудно воспринимать объяснения учителя-визуала и наоборот.
- Подход к изучению материала
От учителя также зависит, какой подход к изучению нового материала он выберет: аналитический (детальный) и синтетический (глобальный). Аналитический подход — это изучение материала отдельными частями, из которых затем выстраивается целостная картина. Синтетический подход предполагает общее представление о предмете или явлении, при этом выясняются
общие взаимосвязи. В начальной школе преимущественно используется аналитический способ объяснения материала, так как освоение многих предметов предполагает выделение отдельных частей, а затем усвоение целого (буква, слог, слово, предложение).
Ребенок же синтетик должен понять ситуацию в целом, прежде чем приступать к работе над отдельными частями.
- Стиль работы с классом
От учителя зависит стиль работы с классом. Установлено, что шестилетние дети лучше работают, если учитель придерживается демократического стиля, а семилетние школьники — при авторитарном стиле руководства. В зависимости от условий учитель, безусловно, должен быть гибким руководителем, но авторитарность на первых порах нужна в силу того, что у ребенка происходит выработка навыков поведения и привычек, связанных с усвоением школьных норм, а в этом случае должны существовать четкие границы дозволенного.
- Навыки чтения
Часто родители озабочены вопросом: надо ли дошкольника перед школой учить читать?
Многие дети делают это достаточно охотно и уже в 5 лет знают буквы и могут их складывать. Однако некоторые дошкольники активно отказываются учиться читать. Причины могут быть разные, в том числе и созревание мозга и его структур. Чтение представляет собой сложную деятельность, для осуществления которой необходимо взаимодействие различных функций мозга с другими системами организма, особенно зрительно-двигательной. Часто ребенку, не желающему учиться читать, надо дать время для того, чтобы произошло созревание организма, и на каком-то этапе онтогенетического развития он начнет делать это охотно. Также ребенок, которому часто читают взрослые, не хочет прилагать усилия для овладения навыком чтения. У него не развивается познавательная потребность в чтении, так как она мгновенно удовлетворяется взрослым. В подобном случае можно использовать следующий прием. Начните читать интересный для ребенка рассказ, а затем прервитесь, сославшись на неотложные дела. Делайте так неоднократно, чтобы любопытство ребенка осталось неудовлетворенным. Современные дети не хотят читать еще и в силу того, что слишком много сведений получают из средств массовой информации, в частности телевидения. Образы, которые создаются на экране, преподносятся в готовом виде, а при чтении надо прилагать серьезные усилия, чтобы возник образ, — заставлять работать собственное воображение.
Хорошо читающему ребенку в школе легче, так как в первое время за счет навыка чтения у него появляется уверенность в успешности: он делает что-то быстрее других, более высоко себя оценивает.
Психологами установлен факт: читающие дети обладают более высокой самооценкой, чем их нечитающие сверстники.
- Навыки письма
Относительно навыков письма можно сказать следующее: если вашего ребенка учат писать специалисты, то это полезно. Но не пытайтесь сделать это самостоятельно! Вспомните, как трудно переучиваться, если вы к чему-то привыкли, если выработался навык: например, работая на компьютере и переходя с русского на английский алфавит, человек испытывает часто затруднения, когда ищет нужную букву. Срабатывает так называемый закон взаимодействия навыков, который называется «интерференция»: замедление или искажение действий при выработке новых навыков под влиянием уже имеющихся. Если ребенок сразу стал «не так» держать ручку при письме, то избавиться от этого дефекта в силу интерференции навыка будет непросто.
Задача родителей заключается в том, чтобы создать как можно больше ситуаций, когда ребенок должен осуществлять деятельность, в которой задействованы мышцы мелкой моторики руки. Для этого существуют разнообразные приемы: нанизывание бусин и бисера на нитку, перебирание крупы, гороха, пуговиц, вышивание, забивание гвоздей, сбор мозаики, состоящей из мелких деталей и т. п. Все эти и подобные им движения направлены не только на развитие моторики руки, но и на развитие мозга ребенка.
- Дошкольное обучение
Многие родители считают своим долгом подготовить ребенка к школе лучше других детей, в связи с чем начинают водить их в различные дошкольные развивающие организации, благо в настоящее время нет дефицита подобного рода услуг.
При этом надо помнить о том, что чрезмерное развитие каких-либо психических функций не всегда полезно. Рассмотрим это на следующем примере. Для изучения творческого воображения психологи часто используют следующую простую методику: ребенку предлагают рисунок, на котором изображены круг, треугольник и квадрат. Предлагается их дорисовать так, чтобы получился какой-нибудь предмет, а затем нарисовать что-нибудь, где бы сразу присутствовали все эти элементы. Чаще всего дошкольники дорисовывают круг до солнышка, треугольник до домика, квадрат до стола или табуретки. Некоторые дети, не понимая задания, начинают просто рядом рисовать такие же элементы.
Одни дети при выполнении этого задания не могут выйти за пределы математических конструкций, соединяют геометрические фигуры, путем их переориентации в пространстве. Создание образа отличается шаблонностью, неумением выйти за рамки простого перемещения, дети как бы подогнаны под определенный стандарт.
Другие же могут изобразить машину, солдата.... В этих рисунках необходимые элементы входят как часть реального целого.
Развивая ребенка дошкольного возраста, родители и воспитатели не должны подавлять его индивидуальность, любопытство и любознательность. Ребенок должен оставаться ребенком, а «маленьким профессором» его сделают в школе.
- Определение круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей действительности
Для того чтобы иметь свое мнение о круге знаний и представлений ребенка, сложившихся у него на пороге школы, задайте ему следующие вопросы и проанализируйте ответы.
Задание 1
Ребенку последовательно задаются вопросы, которые приведены ниже. Все ответы необходимо записать. При анализе результатов учитывается, насколько у обследуемого развиты основные представления о жизни, общая понятливость.
1. Как тебя зовут? Сколько тебе лет?
2. Как зовут твоих родителей?
3. В каком городе (поселке) ты живешь? Твой адрес?
4. Сколько человек в вашей семье? Назови всех.
5. Москва — что это за город? Что интересного в Москве?
6. Что интересного есть в городе (в поселке), в котором ты живешь?
7. Что бы ты сделал, если бы увидел, что кто-то упал на улице и не может встать?
8. В какое время года на деревьях появляются листья?
9.Для чего нужна армия?
10. Что остается на земле после дождя?
11. Как правильно переходить дорогу?
12. Для чего человеку голова? Нос? Уши? Руки?
13. Ты хочешь ходить в школу? Почему?
14. Назови времена года. Чем отличается осень от .лета?
15. Сколько дней в неделе? Назови их.
16. Какие ты знаешь профессии?
17. Какие страны ты знаешь?
18. Какие передачи ты смотришь по телевизору?
19. Что ты знаешь про космос?
20. Что нужно сделать, если ты порежешь палец?
21. Назови своих друзей. Почему ты дружишь с ними?
22. На чем ездят люди? Как это назвать одним словом?
23. Какие продукты питания ты знаешь?
24. Каких ты знаешь писателей, поэтов?
25. Назови предметы столовой и кухонной посуды.
26. Какие знаешь сказки? За что их любишь?
27. Как назвать одним словом лук, репу, морковь, огурец?
28. Чем отличаются дикие животные от домашних? Приведи примеры.
29. Чем отличается день от ночи?
30. Что ты будешь делать, если потеряешь игрушку своего друга?
31. Сосчитай до 10. Какое число перед числом 6?
32. Реши задачу: на дереве сидели три птички, потом две улетели. Сколько осталось птичек?
33. Какое число больше: 7 или 8? На сколько?
34. Как ты думаешь, что интересного будет в школе?
35. Почему нельзя трогать спички?
36. Что такое честность, скромность, правдивость?
37. Назови предметы круглой, прямоугольной и треугольной формы.
38. Как нужно вести себя в гостях?
39. Для чего выращивают пшеницу, гречиху, картофель?
40. Зачем надо учиться в школе?
41. Чем отличается река от озера?
42. Как, по-твоему, лучше: учиться дома с мамой или в школе с учителем?
43. Чем отличается самолет от птицы? Чем похож?
44. Как понять фразу: «У человека золотые руки»?
45. Чем отличается дерево от кустарника?
46. Какие продукты продаются в молочном магазине, в хлебном?
47. Чем отличается человек от животного? Чем они похожи?
48. Что нужно делать, если случится пожар?
49. Почему в магазине, в транспорте, в кино нужно платить деньги?
50. Назови друзей Буратино.
51. Кто написал сказку о рыбаке и золотой рыбке?
52. Кто такой Юрий Гагарин?
Оценка результатов
Высокий уровень — ребенок ответил более чем на 34 вопроса.
Средний уровень — ребенок ответил на 18—33 вопроса.
Низкий уровень — ребенок ответил на 1 — 17 вопросов.
Теперь вы знаете, какие вопросы (касающиеся определенной области жизни) вызвали у вашего ребенка наибольшие затруднения.
Задание 2
Данная методика определяет запас слов, который хранится в активной памяти ребенка. Экспериментатор называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 секунд, а в целом на выполнение всего задания — 160 секунд. Все ответы протоколируются.
1. Животные.
2. Растения.
3. Цвета предметов.
4. Формы предметов.
5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
6. Действия человека.
7. Способы выполнения человеком действий.
8. Качества выполняемых человеком действий.
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.
8—9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.
6—7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.
4—5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.
2—3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.
1 балл — ребенок за все время назвал не более19 слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий;
8—9 баллов — высокий;
4—7 баллов — средний;
2—3 балла — низкий;
О—1 балл — очень низкий.
Задание 3
Это задание позволяет проверить, как ребенок владеет некоторыми простыми понятиями. Ребенку предлагают охарактеризовать предмет, задав вопрос: «Что такое мяч?» Далее следуют слова: «тигр», «автомобиль», «солдат», «лодка», «картофель», «магазин».
Определение должно содержать описание предмета, или указывать на материал, из которого он сделан, или относить его к определенному классу понятий (солдат — это человек). Ответ: «Солдат — это чтобы идти на войну» признается неполным; «Солдат — это человек, который идет на войну» — хороший
Оценка результатов
Высокий уровень — все 7 слов отнесены к определенному классу предметов.
Средний — определения даны на основе функциональных признаков, часто выделены несущественные признаки.
Низкий — многие слова вызвали затруднения.
Задание 4
Ниже приведен ряд вопросов, предназначенных для выявления того, насколько ребенок проявляет интерес к окружающему миру и в какой степени ему свойственно понимание основных законов природы и жизненных принципов. Это тест на так называемое «научное понимание». Вопросы надо читать громко вслух, давая за ответы 0, 1 или 2 балла в зависимости от того, насколько ответ ребенка близок к одному из приведенных ответов. Если возможны разные ответы, ребенку достаточно дать один из них для получения соответствующего балла. Не торопите ребенка и не задавайте ему дополнительных вопросов, кроме тех случаев, когда это предусмотрено вариантом ответа. Не говорите ребенку, правильно ли он ответил. Прекратите тестирование, если ребенку не удается получить ни одного балла за пять вопросов подряд.
Примечание. Не следует читать ребенку варианты ответов, они приводятся здесь лишь как ориентиры для подсчета баллов. Ребенок должен отвечать на вопросы свободно. Вы можете потом пройти с ребенком приведенные варианты ответов, если захотите.
1. Откуда берется шерсть?
Овцы — 2 балла.
Австралия (Новая Зеландия) — 1 балл.
Магазин (шкаф) — 0 баллов.
2. Что нужно, чтобы сделать лед?
Вода и низкие температуры — 2 балла.
Холодильник (холодная вода) — 1 балл.
Форма для льда — 0 баллов.
3. Зачем ежу иголки?
Защита от врагов — 2 балла. .
Чтобы его не брали в руки — 1 балл.
Чтобы драться — 0 баллов.
4. Почему в пустыне нет деревьев?
Слишком сухо, нет дождей — 2 балла.
Плохой климат (дополнительный вопрос: Чем он плох?) — 1 балл.
Слишком жарко (плохая почва) — 1 балл.
Все сгорело (все вырубили) — 0 баллов.
5. Откуда берется жемчуг?
Устрицы — 2 балла.
Море — 1 балл.
Раковина (дополнительный вопрос: «Какая?») — 1 балл
Ожерелье — 0 баллов.
6. Куда уходит ночью солнце?
Другая сторона света — 2 балла
Ниже горизонта — 2 балла.
Под землю — 1 балл.
За холмы (дома, деревья) — 1 балл.
За облака (на небо) — 0 баллов.
Кто-то его выключает — 0 баллов.
7. Почему некоторые шары взлетают?
Они наполнены газом, который легче воздуха — 2 балла.
Они наполнены водородом (гелием) — 2 балла.
Они наполнены газом (дополнительно: «Каким?») — 1 балл.
Очень раздуты (переполнены воздухом) — 0 баллов.
Хозяин отпустил веревку — 0 баллов.
8. Почему мы не могли бы жить на Луне без скафандра?
Нет кислорода (атмосферы), чтобы мы могли дышать — 2 балла.
Из-за отсутствия атмосферы там бывает слишком жарко и слишком холодно — 2 балла.
Мы не смогли бы дышать (дополнительный вопрос: «Почему?») — 1 балл.
Мы бы там сгорели/замерзли (дополнительный вопрос: «Почему?») — 1 балл.
Нас бы унесло в космос — 0 баллов.
Там нет воды для питья — 0 баллов.
Нас бы убили чудовища — 0 баллов.
9. Каким образом парашют замедляет наше движение при падении?
Создает сопротивление воздуха — 2 балла.
Захватывает снизу много воздуха, который в него упирается — 2 балла.
В него набирается воздух — 1 балл.
Широко открывается — 0 баллов.
Человек привязан к нему веревками — 0 баллов.
10. Как ученые узнают, какие животные жили миллионы лет назад?
Изучают окаменевшие останки (кости), сохранившиеся в земле — 2 балла.
Выкапывают их останки из-под земли (по рисункам в пещерах) — 1 балл.
Читают много книг — 0 баллов.
Разговаривают с людьми из примитивных племен, которые их помнят — 0 баллов.
11. Зачем нашему телу необходима кровь?
Доставляет кислород и питание органам — 2 балла.
Поддерживает деятельность системы обмена веществ — 2 балла.
Удаляет из организма отходы — 2 балла.
Чтобы жить (дополнительный вопрос: «Уточни, пожалуйста») — 1 балл.
Если бы она вытекла, мы бы умерли — 0 баллов.
Чтобы мы выглядели румяными — 0 баллов.
12. Почему костер можно затушить песком?
Костры не могут гореть без воздуха (кислорода) — 2 балла.
Песок уничтожает пламя, перекрывая поступление воздуха — 2 балла.
Песок уменьшает пламя (дополнительный вопрос: «Как он это делает?») — 1 балл.
Потому что песок мокрый — 0 баллов.
Он сбивает пламя с кусочков дерева — 0 баллов.
13. Как образуется радуга?
Разное преломление солнечных лучей в каплях дождя — 2 балла.
Разложение белого света в спектр — 2 балла.
Капли дождя действуют как маленькие призмы и создают разные цвета — 2 балла.
Солнечные лучи светят сквозь капли дождя — 1 балл.
Это происходит, когда солнечные лучи проходят сквозь туман — 1 балл.
Солнце светит на облака — 0 баллов.
Бог посылает радугу, чтобы сказать, что больше ливня не будет — 0 баллов.
14. Зачем хамелеон меняет цвет?
Защитная окраска — 2 балла.
Благодаря этому враги не могут отличить его от фона — 2 балла.
Защита — 1 балл.
Они застенчивы, расстроены — 0 баллов.
Они любят меняться — как люди меняют одежду — 0 баллов.
15. Как рентгеновский аппарат помогает врачам заглянуть внутрь тела?
Лучи проходят через одни части тела лучше, чем через другие, и из-за этого на фотопластинке получается изображение — 2 балла.
Лучи проходят через все, кроме костей — 1 балл.
Лучи проходят через человека, и, когда они выходят из него, их фотографируют — 1 балл.
Как фотоаппарат, который видит сквозь людей — 0 баллов.
Как моя мама, которая видит всех насквозь — 0 баллов.
16. Почему одежда светлых тонов особенно хороша для лета?
Она отражает тепло — 2 балла.
Темная одежда поглощает больше тепла — 2 балла.
В ней прохладнее (дополнительный вопрос: «Почему?») — 1 балл.
Зимой она сильнее пачкается — 0 баллов.
Хорошо выглядит на солнце — 0 баллов. Она тоньше — 0 баллов.
17. Почему замораживание позволяет дольше сохранить пищу?
Бактерии менее активны при низких температурах — 2 балла.
Оно останавливает распространение микробов — 2 балла.
Оно убивает всех червей — 1 балл.
Оно не дает мухам садиться — 0 баллов.
Холодные продукты вкуснее — 0 баллов.
18. Почему цветы обычно имеют яркую окраску?
Чтобы привлекать насекомых (которые помогают опылению) — 2 балла.
Потому что именно такие цветы были выбраны для разведения — 2 балла.
Это полезно для выживания растений (дополнительный вопрос: «Почему?») — 1 балл
Так они лучше выглядят — 0 баллов.
19. Что вызывает приливы на море?
Притяжение Луны и Солнца — 2 балла.
Воду тянет за собой Луна, которая вращается вокруг Земли — 2 балла.
Притяжение Солнца — 1 балл.
Луна — 1 балл.
Это море приходит на сушу — 0 баллов.
Полная луна — 0 баллов.
Сильный ветер в сторону берега — 0 баллов.
Разливы рек — 0 баллов.
20. Почему летучая мышь в полете не натыкается на предметы?
Она создает звук, который отражается от препятствий — 2 балла.
У нее есть нечто вроде радара, использующего звуки — 2 балла.
Радар/очень хороший слух — 1 балл.
Она может видеть в темноте — 0 баллов.
Хорошо знает дорогу к своей пещере — 0 баллов.
21. Как погружается в воду подводная лодка?
В специальные отсеки заливается вода — 2 балла
Набирает воду — 2 балла.
Ее делают тяжелее воды (дополнительный вопрос: «Как?») — 1 балл.
Убирают перископ — 0 баллов.
Опускают нос и включают двигатели — 0 баллов.
22. Почему вспышку молнии мы видим несколькими секундами раньше, чем слышим гром?
Свет распространяется быстрее, чем звук — 2 балла.
Звуку надо больше времени, чтобы дойти до нас — 1 балл.
Вспышка происходит раньше — 0 баллов.
Наши глаза работают быстрее, чем наши уши — 0 баллов.
23. Почему луна меняет свою форму?
Мы видим только ту ее часть, которая освещена Солнцем — 2 балла.
Это зависит от углового положения Солнца по отношению к месту наблюдения — 2 балла.
Зависит от угла, под которым мы на нее смотрим/ иногда заслоняется Землей — 1 балл.
Облака проходят мимо нее — 0 баллов.
Иногда бывает полная луна, а иногда — новая — 0 баллов.
24. Если бы тебе завязали глаза, как бы ты определил, откуда исходит звук?
Он с одной стороны громче, чем с другой — 2 балла.
Звук достигает одного уха быстрее, чем другого — 2 балла.
Поворачивая голову из стороны в сторону — 1 балл.
Внимательно прислушавшись — 0 баллов.
Заглянув под повязку — 0 баллов.
Спросив кого-нибудь, кто может видеть — 0 баллов.
25. Почему реки и озера менее соленые, чем море?
Они питаются в основном дождевой водой, которая выпаривается из моря, теряя при этом соль — 2 балла.
Реки постоянно разбавляются дождевой водой — 2 балла.
Море существует дольше, чем реки — 1 балл.
Соль все время накапливается в море — 1 балл
На дне моря залегает соль — 0 баллов.
В море больше рыбы — 0 баллов.
26. Почему стрелка компаса всегда показывает на север?
Магнитное поле Земли — 2 балла.
Это направление Северного магнитного полюса - 2 балла.
Магнетизм — 1 балл
Под землей залегает железо — 0 баллов.
Гравитация — 0 баллов.
Потому что на этом направлении расположена Полярная звезда — 0 баллов.
27. Как обычные очки помогают некоторым людям видеть яснее?
Они исправляют неправильное фокусное расстояние глазных линз этих людей, чтобы изображение проецировалось на заднюю стенку (сетчатку) глаза — 2 балла.
Они помогают этим людям фокусироваться на предметах (дополнительный вопрос: «Как?») — 1 балл.
Увеличивают предметы — 0 баллов.
Уменьшают зрительное напряжение (блеск) — 0 баллов.
28. Почему ртуть используется в термометрах?
Она сильно расширяется при нагревании — 2 балла.
Очень чувствительна к температуре (дополнительный вопрос: «Каким образом?») — 1 балл.
Ее легко видеть — 0 баллов.
Она приятно выглядит — 0 баллов.
Она очень тяжелая — 0 баллов.
29. Почему существуют времена года, например лето и зима?
Земля наклонена относительно Солнца и медленно движется вокруг него, так что иногда солнечные лучи более отвесно падают на Землю в северном полушарии, а иногда — в южном — 2 балла.
Земля наклонена — 1 балл.
Летом Солнце выше в небе — 1 балл.
Зимой Солнце дальше — 0 баллов
Потому что мы крутимся вокруг Солнца — 0 баллов.
Иногда Солнце оказывается по другую сторону Земли— 0 баллов.
Было бы скучно без смены времен года — 0 баллов.
30. Почему Луна не падает на Землю подобно яблоку с дерева?
Земное притяжение компенсируется центробежной силой, возникающей из-за движения Луны по орбите — 2 балла.
У нее постоянная орбита (дополнительный вопрос: «Что конкретно ты имеешь в виду?») — 1 балл.
Она слишком далеко от Земли, чтобы земное притяжение заставило ее упасть — 0 баллов.
Господь держит ее там наверху, чтобы ночью не было слишком темно — 0 баллов.
Подсчет баллов по тесту. Чтобы получить коэффициент «научности понимания», подсчитайте число баллов, полученных в соответствии с кодами ответов, приведенными рядом с вопросами, и соотнесите полученное таким образом число со следующей таблицей.
балл
| возраст
| ||||||
| 5*
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
0
| 80
| 78
| 76
| 74
|
|
|
|
2
| 88
| 85
| 82
| 78
| 76
|
|
|
4
| 95
| 92
| 87
| 83
| 80
| 76
|
|
6
| 103
| 97
| 92
| 87
| 83
| 79
| 76
|
8
| 117
| 104
| 97
| 92
| 86
| 82
| 78
|
10
| 127
| 116
| 103
| 96
| 90
| 85
| 80
|
12
| 135
| 127
| 114
| 100
| 94
| 88
| 83
|
14
| 142
| 135
| 123
| 108
| 98
| 92
| 86
|
16
| 146
| 142
| 133
| 118
| 102
| 95
| 88
|
* Используйте эту колонку для детей в возрасте от 5 лет 0 месяцев до 5 лет 11 месяцев; аналогичным образом используются остальные колонки.
балл
| возраст
| ||||
| 5* 6 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
18
| 149 147 140
| 127
| 110
| 98
| 90
|
20
| 153 151 146
| 135
| 118
| 102
| 94
|
22
| 154 151
| 143
| 127
| 108
| 96
|
24
| 156
| 149
| 136
| 115
| 99
|
26
|
| 154
| 143
| 123
| 103
|
28
|
|
| 150
| 130
| 108
|
30
|
|
| 158
| 141
| 116
|
32
|
|
|
| 152
| 123
|
34
|
|
|
| 161
| 130
|
36
|
|
|
|
| 140
|
38
|
|
|
|
| 153
|
Среднее значение равно 100, а нормальный разброс значений — от 80 до 120 (приблизительно три четверти всех людей показывают результаты в этих пределах).
Авторы методики Гленн Вильсон и Диана Гриллз советуют родителям избегать следующих ошибок при использовании детских интеллектуальных тестов.
1. Детские тесты интеллекта менее надежны, чем взрослые, и чем меньше возраст ребенка при тестировании, тем меньше можно быть уверенным в надежности, правильности результатов. Имеется еще один важный дополнительный источник ошибок — неопытность тестирующего. Неумение тестирующего правильно проводить тест и подсчитывать баллы может сильно исказить результат в ту или другую сторону. Может случиться даже так, что нормальный или даже выдающийся ребенок окажется по результатам такого тестирования умственно отсталым только потому, что родители каким-то совершенно неимоверным образом неправильно поняли инструкции по проведению теста или по подсчету баллов. Поэтому мы хотим предупредить, что по поводу любого беспокойства, возникшего в результате использования этих тестов, или жизненно важного решения, которое принимается на их основе, необходимо обратиться к профессиональным квалифицированным психологам. Такие специалисты имеют в своем распоряжении тщательно проверенные батареи тестов и профессионально подготовлены к их использованию.
2. Если подтвердилось, что у вашего ребенка огорчительно низкий коэффициент интеллекта (КИ), не следует обвинять его в том, что он ленив или невнимателен в школе. Низкий КИ совсем ничего не говорит нам о том, насколько усерден ребенок. Он просто говорит вам, что ваш ребенок имеет мало шансов показать выдающиеся результаты в учении. Это ни в коем случае не его вина, и его не следует за это корить. Важно также подчеркнуть, что уровень КИ не исчерпывает достоинств ребенка — многие другие качества, такие как мужество, надежность, эмоциональная устойчивость, чувство юмора, искренность, любовь и доброта, ничуть не менее важны. Эти качества не зависят от уровня интеллекта и встречаются ничуть не чаще, чем очень высокий интеллект. Как кто-то удачно сказал, хорошо быть важным, но еще важнее быть хорошим. Помните, что выдающиеся спортивные, музыкальные или художественные способности довольно-таки независимы от интеллекта. КИ-тесты не способны определить ни будущего обладателя золотых олимпийских медалей, ни будущего гения в той или иной области художественного творчества. Так что не браните своего ребенка за недостатки, которые, как вам кажется, выявили эти тесты. Присмотритесь лучше к его хорошим качествам, не только интеллектуальным, но и другим, и предоставьте ему ту поддержку, которая необходима, чтобы развить эти качества в полной мере.
Задание 5.
Противоположные понятия
Ребенку говорят: «Я буду называть тебе слова, а ты будешь говорить другие слова, обозначающие обратное, противоположное тому, что я говорю. Если я говорю „большой", что ты скажешь?» Дожидаются ответа, если не ответит, то подсказывают: «Маленький».
Слова для предъявления: высокий, чистый, широкий, острый, сильный, толстый, твердый, грустный, медленный, добрый.
За ошибку считать, если ребенок будет давать ответ с «не». Например: высокий — невысокий и т. п. Анализ данных. Подсчитать в процентах правильность выполнения задания. Проанализировать, что делал ребенок в случае затруднения (давал ответ или просто молчал). Выявить слова, вызвавшие наибольшие затруднения, и предположить почему.
К сожалению, хороший уровень общей осведомленности и понятливости, который обсуждался выше, не является стопроцентным залогом интеллектуального развития. Вспомните, как часто вам приходилось сталкиваться со следующей ситуацией: ваш ребенок все выучил, вы его проверили, а он приносит плохую отметку. Другой же ребенок почти ничего не учил, а был оценен высоко. Дело здесь не в пристрастиях учителя. Понимание этой ситуации кроется в специфике мышления человека. С одной стороны, для мыслительного процесса необходимы знания, так как «пустая голова не мыслит». С другой стороны, одних знаний оказывается недостаточно, так как необходим аппарат по переработке этих знаний. Те люди, которые не очень много знают, но умудряются получать хорошие отметки, как раз обладают высоким уровнем развития мыслительных операций, которые перерабатывают имеющиеся знания.
Чем так важны для первоклассника домашние задания?
Домашние задания подчеркивают новый социальный статус ребёнка. Теперь он занимает новую позицию – позицию человека, который выполняет ответственную работу. Эта работа важна не только для него, но и для всего его окружения – членов семьи, друзей.Домашние
Чем могут быть полезны домашние задания?
Домашние задания имеют не только чисто учебное значение. С одной стороны. они помогают закрепить материал, пройденный в классе, но играют также и большую воспитательную роль. Они важны для воспитания организованности и произвольности поведения ребенка.
Как отнестись к домашним заданиям родителям?
Если новая, ответственная позиция ученика не будет подкреплена новым отношением к нему со стороны родителей, поступление в школу может оказаться для ребенка лишенным смысла. Поэтому, во-первых, стоит выделить особое место для школьных занятий ребенка. Если есть другие братья или сестры, можно сказать: «А теперь – тихо!. Саше надо готовить уроки».
Почему ребенок должен выполнять домашнее задание самостоятельно?
Если ребенок не знает точно, как выполнить домашнее задание, на помощь спешат родители, дедушки и бабушки. Почему же родители, помогая выполнять домашнее задание, часто оказывают ребенку «медвежью услугу»?
Многие родители берут на себя функции учителя, начинают по-своему объяснять задание, контролировать выполнение, заставляют по нескольку раз переделывать уже сделанное. Часто их требования и объяснения не совпадают с тем, что говорил учитель на уроке, это может приводить к конфликтам между ребенком и «домашними учителями» - членами семьи. Тем самым создается отрицательное отношение к домашнему заданию, которое может быть перенесено и на занятия в школе.
Вот случай из жизни, который показывает, насколько важной и особенной фигурой для ребенка в начале школьной жизни становится учитель.Мама работает учителем в классе, где учится ее дочь-первоклассница. Мама дома обращается к Оле: «Ты неправильно пишешь. Нужно вот так.» Оля: « Мама, ты не знаешь. Нам учительница в классе сказала, что нужно так, как я делаю!»
Чем могут помочь родители при выполнении ребенком домашнего задания?
Помощь взрослых должна выражаться только в организации внешних условий для выполнения работы – постоянного рабочего места и тишины во время приготовления уроков. Нужно обеспечить ребенка необходимым материалом для работы, возможно, справочной литературой.
Как можно помочь ребенку, если он не справляется с домашним заданием?
• Можно попросить его объяснить, в чем состоит затруднение. Глядишь, он сам и разберется.
• Можно помочь ему зафиксировать трудность в виде вопроса, обращенного к учителю.
• Можно пригласить в гости одноклассников или самим пойти к ним в гости и вместе разобраться с трудностями.
• Не стоит разъяснять ребенку свои способы решения задачи, вызвавшей затруднения.
• Ни в коем случае нельзя выполнять задание за ребенка (он при этом ничему хорошему не научится).
• В любом случае на следующий день нужно спросить о том, получил ли ребенок ответ на свой вопрос, справился ли он с трудностью, и попросить объяснить Вам решение задачи, которая раньше не решалась.
( с сайта ГОУ СОШ "Школа здоровья"№1605)
Что такое ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты)?
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введение в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html. Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.
Какие требования выдвигает новый ФГОС?
Стандарт выдвигает три группы требований:
• Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,
• Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования,
• Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ -«общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Важным элементомформирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ-компетентности.
Реализация программы формирования УУДв начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. Московский регион считает приоритетным активное включение подпрограммы формирования ИКТ-компетентности в образовательные программы столичных образовательных учреждений.
Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную образовательную программу, учитывая в том числе, запросы и пожелания родителей учащихся.
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, имежпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится...», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться...», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Пример:
Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и составлять план текста.
Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.
Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.
Что изучается с использованием ИКТ?
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.
В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это изготовление бэджа, проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.
Традиционные учебники или цифровые ресурсы?
Новый Стандарт поставил задачу разработки новых учебно-методических комплексов, которая решается в настоящее время. Помимо деятельностного подхода к содержанию учебного материала авторы должны предусмотреть адекватные современному информационному обществу средства его представления, в том числе и цифровые, которые могут быть представлены как на дисках, так и в Интернете.
Что такое информационно-образовательная среда?
Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Какой должна быть материальная образовательная среда начальной школы?
Основная масса детей, поступающих в начальную школу – шестилетки, ведущей деятельностью для которых является игра. Ребенок, не прошедший предварительной муштры в системе дошкольной подготовки приходит в первый класс с несформированными механизмами учебной деятельности, хотя его психофизическое развитие уже позволяет приступить к ее целенаправленному и постепенному формированию. Сложность ситуации состоит в том, что организованная учебная деятельность у каждого учащегося формируется индивидуально, это процесс занимает разное количество времени и проходит с разной интенсивностью. Шестилетнему ребенку свойственна активная игра, через игру он реализует свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности. Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи. Например, классная комната первоклассников должна непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.
Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Когда образовательные учреждения переходят на новый Стандарт начального образования?
Переход на новый Стандарт проходит поэтапно. С 1 сентября 2011-12 учебного года во всех образовательных учреждениях РФ (1 класс) введение Стандарта является обязательным. Среднее звено переходит на новые стандарты, соотвественно, с 2016-2017 учебного года.
Перед началом учебного года магазины заполняются школьными портфелями, ранцами и сумками. Но при выборе ранца нужно обращать внимание не только на яркую расцветку. Существуют гигиенические требования, которые помогут выбрать не просто качественный ранец, а ранец, который не оказывает вредного влияния на здоровье школьника.
Требования к школьным ранцам
1. Вес ранца не должен превышать 700 г.
2. Конструкция ранца должна обеспечивать устойчивую его форму.
3. Спинка ранца должна быть полужесткой и сохранять свою форму.
4. Предпочтение следует отдавать ранцам, спинка которых имеет специальные массажные профили.
5. Ширина плечевого ремня в верхнем отрезке на протяжении 400 – 450 мм должна быть не менее 35 – 40 мм; материал, из которого изготовлены плечевые ремни, должен быть эластичным; при использовании жесткого материала необходимы специальные накладки.
6. Высота передней стенки ранца должна составлять 220–260 мм.
7. Ширина ранца не должна превышать 60–100 мм.
8. Длина ранца не должна превышать 300–360 мм.
9. Материал, из которого изготовлен ранец, должен быть прочным,
с водоотталкивающими свойствами, удобным для чистки, ярким по цвету и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее его гигиеническую безопасность.
10. Безопасность ранца должна быть подтверждена санитарно- эпидемиологическим заключением, выданным уполномоченным органом и утвержденным в установленном порядке.
11. Необходимо постоянно контролировать содержимое ранца для того, чтобы в нем не было лишних и ненужных вещей.
12. Регулярные контрольные взвешивания ранца с ежедневными учебными комплектами необходимо проводить в течение учебной недели каждой четверти.
13. Вес ранца с ежедневными учебными комплектами не должен превышать:
- для учащихся 1–2 классов – 2, 2 кг,
- для учащихся 3 – 4 классов – 3, 2 кг.