Главные вкладки
Муниципальное образовательное учреждение "Привольненская СОШ"
Неофициальный сайт школы
Регион: Калининградская область Черняховский район
Населенный пункт: поселок Привольное
Год основания: 1947 г
Количество учащихся: 262
О нас
История школы с XVIII века и по наши дни
Часть I. История школы в поселке Нойнишкен
В 1720 годупереселенцами – кальвинистами из Пфальца и Нассау в поселке Нойнишкен (ныне п. Привольное) была открыта первая реформистская школа.
Занятия проводились в маленьком неприспособленном сарайчике, у которого не было пола, а крыша протекала в дождь.
Обучением детей бессистемно занимались приезжавшие из Инстербурга низшие чины реформистского вероисповедания. В результате чего неграмотность среди детей переселенцев стала поголовной. Кроме того, литовские поселенцы традиционно не отдавали своих детей в обучение.
По воскресным дням и праздникам на площадке перед школой проводились проповеди. Чтобы крестить, венчать, совершать другие церковные обряды, а также собирать пожертвования, из Инстербурга приезжал раз в неделю проповедник.
В 1748 годув Нойнишкене было построено новое здание школы, в котором устроили капеллу (маленькую часовню). Капеллу могли посещать все жители поселка, исповедавшие реформистскую религию. Здание школы было построено на новый лад. Фундамент состоял из гранитных валунов, собранных в долине реки Инстер. В отличие от жилых домов, где стены были глиняными, а крыши – соломенными, у школы стены были выложены из кирпича, а крыша была покрыта черепицей. Проповеди воскресных и праздничных дней стал проводить кантор, который также обучал детей и руководил церковным хором. Жил кантор при школе.
В период с 1770 по 1785 годыв здании школы неоднократно полыхали пожары. “Старались” рядом расположенные лютеранские приходы Георгенбурга (п. Маевка), Пелленингкена (п. Загорское), Ауловенена (п. Калиновка), которые распускали слухи об особых сатанинских обрядах реформистов, пугали своих прихожан концом света из-за нойнишкенской ереси.
К началу XIX векаколичество приверженцев реформистской веры заметно увеличилось, и школа с капеллой не могла уже принять всех желающих. Кроме того, в ноябре 1801 года из-за разрушительного урагана сильно пострадала крыша здания.
16 июня 1802года проездом из Мемеля в Инстербург побывал в поселке король Пруссии Фридрих Вильгельм III. С инспекцией он посетил школу и по просьбе местного кантора выделил 1200 марок и строительный лес на обновление здания школы и возведение новой кирхи.
В 1808году была построена новая кирха. В школе богослужения больше не проводились. В 1840 году в приходе появился свой орган, и детский хор вновь возобновился
В 1857 годуобучением детей занимались кантор, пастор, местный звонарь и два тренира-воспитателя. Учебные предметы велись только на немецком языке.
До 1933 годашкольная жизнь менялась мало. Учащиеся посещали школу в деревянных башмаках – сабо, уроки выполняли чернильными ручками. Но в 1934 году все меняется.
В невиданных масштабах было выплеснуто на сознание простых крестьян мощное идеологическое горючее. Все службы, учреждения, школы, печать и радио приспосабливаются к нацистским взглядам. В школе вводятся двойные стандарты оценок: запрещалось оценивать знания “учеников - арийцев” ниже, чем “неарийцев”. Обучение и воспитание подрастающего поколения резко политизировалось. Из-за политики нацистского государства школа Нойнишкена перестала быть центром культуры на селе. Начались первые стычки между немецкими и литовскими учащимися. Это, в конце концов, привело к тому, что к 1943 году в школе остались лишь немецкие ученики.
Нойнишкенская школа просуществовала до 1946 года и была закрыта с приходом первых переселенцев.
Часть II. История Привольненской основной школы
7 апреля 1946 годаПрезидиум Верховного Совета СССР издал Указ об образовании на территории г. Кёнигсберга и прилегающего к нему района Кёнигсбергской области и о включении ее в состав РСФСР. 4 июля она была переименована в Калининградскую.
Одной из сложных проблем в области был процесс создания системы народного образования. Планирование роста числа школ зависело от количества переселенцев. Приток семей затруднял учет всех детей, подлежащих обучению в школах, что не могло не отразится на решении проблемы всеобуча.
В 1946 годубыла создана специальная комиссия, которая посетила ряд населенных пунктов Калининградской области и составила общий отчет о необходимости создания начальных и основных школ в сельской местности.
С 1945 годав поселок Нойнишкен (с 1947года – Привольное) начали прибывать первые советские переселенцы из числа репатриантов, которые ранее были угнаны в Германию на работу или возвращались из концлагерей. Так появились у нас первые жители: Курцева А. Я., Жукова Е. А. и другие. За ними следом остались на нашей земле демобилизованные военнослужащие, окончившие войну на территории Восточной Пруссии.
С июля 1946 годазаселение Восточной Пруссии стало массовым. Почти каждый день в поселок приходили новые люди из Белоруссии, Литвы, Украины, а также из Брянской области РСФСР, т. е. жители тех областей, которые в годы войны оказались в зоне гитлеровской оккупации. Многие решились на переезд, спасая себе и своих детей от голода, в надежде выжить на новом месте. Поэтому к 1947 году в поселке скопилось значительное количество ребят школьного возраста. Кроме того, в поселке проживали еще и местные литовские семьи, которые не решились на рискованный переезд, опасаясь за жизнь многочисленных отпрысков.
Осенью 1947 годабыла организована начальная школа, всего три класса. В 1949 году произошла реорганизация, и появилась Привольненская семилетняя школа.
Под школу было отведено стоящее в самом центре поселка немецкое здание, построенное еще в 1905 году. Здание не было приспособлено для учебного процесса: узкие коридоры, крутые лестницы, печное отопление в каждом классе, черепичная крыша, отсутствие водопровода и канализации – основные проблемы того времени. Отапливалась школа исключительно дровами, которые порой заготавливали сами учащиеся. Заготовленные дрова хранились в огромном деревянном сарае на школьном дворе.
В первые годы не было и электричества. В сумерках и рано утром уроки проводились при свете керосиновых ламп. Отсутствовали кинопроекционная техника, телефон, музыкальные инструменты, спортивное оборудование, противопожарный инвентарь и прочее. В библиотеке имелось всего 20 книг.
На ремонт школы денег не выделяли, и родители вынуждены были сами после работы и в выходные дни заниматься обновлением здания и приводить в порядок помещения.
Первыми учителями были демобилизованные воины и их жены, а также молодые специалисты, прибывшие в новую область по путевкам Министерства Просвещения РСФСР. Порой необходимость заставляла подбирать учителей из вновь прибывших, не имеющих подчас педагогического образования переселенцев.
Первыми учителями Привольненской семилетней школы стали Грызлов И. В. (директор школы, учитель истории и географии), Грызлова Н. В. (учитель немецкого языка), Леонтьева Р. С. (завуч школы, учитель биологии), Шилкова Т. С. (учитель русского языка, физики, физкультуры, рисования), Шутова Г. Е. (учитель начальных классов), Трутаева В. И. (учитель русского языка и литературы), Самойлова Б. В. (учитель начальных классов), Алифанов М. А. (учитель начальных классов).
Средняя наполняемость школы в первые годы – 120 человек, а класса – 18 человек. При общей площади всех помещений 256 м² временами в школе было тесновато, особенно в дождливую погоду. В школе не было ни актового зала, ни спортзала. Отсутствовала даже столовая. Завтракали и обедали учащиеся прямо в классах за партами.
В 1948 году при школе была создана пионерская дружина, которую возглавила Шутова Г. Е., первыми пионерами школы стали Артеменко А., Гридчин И., Плетнева В., Зайцева Т., Исаенко В. и другие. Через год пионерская дружина стала носить имя пионера – героя Павлика Морозова.
В 1951году перед школой был расчищен участок земли в 0,5 га с целью создания опытных делянок (ныне на этом месте располагаются двухэтажные жилые дома). В 1952 году появился свой пришкольный учебно-опытный участок, а в 1953 году был разбит школьный сад. На участке не просто выращивали овощи и фрукты, но и проводили различные ботанические опыты. Руководила этой работой Егорова Н. И., опытный биолог-практик.
В 1953 годупоявилась первая спортивная площадка (0,6 га) с беговой дорожкой, гимнастическим городком, волейбольной площадкой и местом для прыжков.
Начали выделять деньги на ремонт и закупку оборудования. Появились новенькие карты по географии и истории, учебно-наглядные пособия по биологии, физике, таблицы по математике и русскому языку, спортивный инвентарь. В библиотеку поступило 700 книг. Выделенных средств явно на все не хватало. Как прежде отсутствовали учебники по большинству предметов, чернильниц и перьевых ручек, что приводило к срыву письменных работ. В 1956 году директором школы становится Морозова Анастасия Павловна.
В этом же году Привольненская школа впервые набирает восьмой класс. При школе создаются вечерние курсы для рабочей молодежи, где юноши и девушки могли без отрыва от производства восполнить пробелы в своих знаниях для поступления в техникумы и ВУЗы. Первыми выпускниками вечерней школы были Семенько Павел, Семенов Николай, Кот Иван, Безотосный Николай, Никейцев Александр, Журавлев Василий, Серых Антонина.
В 1957 годуна школьном дворе были построены мастерские на 15 ученических мест, общей площадью 52,7 м2.
В старом немецком здании, которое находилось рядом со школой, после капитального ремонта был открыт интернат для приезжающих детей. Чуть позже появился и школьный буфет.
С 1969 по 1971 годповаром в интернате и буфете была Семенова Нина Алексеевна. На кормление ребят выделялись специальные талоны.
Для 1 – 4 классов, а позднее и для 5 – 6 классов была создана группа продленного дня, где после уроков под присмотром опытных воспитателей учащиеся выполняли домашние задания и разбирались в спорных вопросах.
В конце 1957года пришло радостное известие. За высокие опытнические достижения на пришкольном участке и помощь в колхозном труде группа учащихся Привольненской восьмилетней школы приглашалась принять участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, по итогам которой Маркин Эдуард был награжден медалью ВСХВ.
В 1960 годув школе обучались 153 ученика, возникла острая проблема нехватки ученических мест. Началось строительство нового здания, которое возводили путем народной стройки. Учащиеся собирали по хуторам кирпичи, а родители после работы создавали новый храм науки. Руководил стройкой прораб совхоза Безотосный Николай Степанович.
В 1961 годуновая школа открыла свои двери ученикам (ныне сельский магазин). Обживали ее учителя Соловых А. П., Морозов А. Д., Шутова Г. Е., Кедо Г. Н., Петрова Е. Н., Чудина А. М., Егорова Н. И., Донина Л. М., Чуйкова Е. И., Давыдова Л. Н. Перед школой появились прекрасные клумбы. Учащиеся сами мыли полы в классе, на уроках общественно-полезного труда благоустраивали территорию школьного двора. Проводились еженедельные соревнования “Чей класс чище?”. Ремонт вышедшего из строя оборудования производился самими учителями.
В 1962 годуввели традицию передачи дежурства на линейке. Лучший класс отмечался приказом по школе и награждался переходящим вымпелом.
В 1963 годудиректором школы стала завуч Соловых Антонина Петровна, человек волевой и требовательный (ранее была уже директором Александровской школы). Антонина Петровна направила деятельность школы в русло военно-патриотического воспитания. Началась небывалая кадровая перестановка среди учителей. Новый директор сама подбирала новых учителей и бесщадно критиковала нерадивых. Серьезно она отнеслась и к ведению школьной документации.
1963 – 1964учебный год отметился наплывом школьников из Луговой и Нагорненской начальных школ. Общее число учащихся в этом году – 194 человека. Пришлось вводить параллели в 5 классе. На уроках была введена жесткая дисциплина, исключалась любая импровизация. Появились специальные воспитательные часы, которые должны были пробудить у учащихся гордость за свою школу.
С 60-х годовПривольненская школа стала активно участвовать во всех районных и областных соревнованиях, а иногда и в союзных. II место в таких соревнованиях приравнивалось к поражению. Пользуясь своим авторитетом, Соловых А. П. выбивала жилплощадь для молодых учителей. Работать в Привольном стало престижно.
В 1966 годув школе учились 205 человек, параллели появились еще и в 6 классе.
В 1967 годуПривольненская восьмилетняя школа впервые набрала 9 класс и стала средней.
ЧастьIII. История Привольненской средней школы.
Когда в 1967 году стали формировать 9 класс, в него кроме привольненских ребят вошли еще и учащиеся, закончившие Загорскую и Коммунаровскую основные школы. Количество учащихся в школе заметно возросло (240 человек), и возникла потребность в новых учителях.
В этом году в школу поступили Лифашина В. И. (учитель русского языка и литературы), Китаева (Кубашина) Г. П. (учитель биологии и химии), Киржаева (Базарова) В. П.
Киржаева Валентина Петровна была направлена в Привольненскую школу Черняховским гороно после окончания годичных курсов старших пионервожатых при Калининградском госуниверситете. Она стала первой освобожденной от педагогической деятельности пионервожатой (прим. автора: до Валентины Петровны пионервожатыми были лишь учителя Шутова Г. Е., Донина Л. М., Давыдова Л. Н., Перепелица О. С.).
Киржаевой было выделено помещение в интернате для создания пионерской комнаты. Ей также передали в пользование 2 горна, 2 барабана, пионерское и комсомольское знамена. Новая пионервожатая создала актив из наиболее целеустремленных ребят. В совет дружины вошли Могильные Валера и Галя, Погожая Наталья, Матушкина Валентина, Корчуков Владимир, Ростовский Владимир, Семеновы Вера и Люба, Сафронов Валерий, Кравец Наталья. Пионерский актив своими силами отремонтировал помещение и начал выпускать школьную газету “Пионерский фонарик”. В каждом отряде были оформлены пионерские уголки. Каждый день выпускались сатирические листки, которые читала вся школа, так как они висели на самом видном месте. Ежедневно выходили и “Информационные страницы”, в которых отмечались основные события в области политики, культуры и спорта страны.
В 1968 годушкольная пионерская дружина насчитывала 80 пионеров (с 3 по 7 классы). Началась тимуровская работа – помощь ветеранам Великой Отечественной войны и пожилым людям. Летом пионеры работали на совхозных полях, а в учебное время заготавливали веники из липы, березы и крапивы на корм скоту.
Не отставали от учеников и учителя. В самые напряженные дни для совхоза (жатва, сенокос, уборка картофеля и свеклы) учителя после уроков приходили на помощь хозяйству и работали наравне с другими до темноты.
В марте 1968 годаучащиеся школы, получив вызов–телеграмму из школы №392 г. Москвы, посетили столицу нашей Родины (по приглашению пионерской дружины). Сопровождали учащихся Лифашина В. И. (организатор внеклассной работы) и Киржаева Валентина Петровна. За неделю пребывания в Москве ребята совершили экскурсии в Оружейную палату, Третьяковскую галерею, посетили Кремль и Мавзолей Ленина и были свидетелями похорон Ю. Гагарина.
В 1969 годубыл выпущен первый 10 класс (23 человека): Аксенова Л., Безотосный В., Богомолова Л., Вялых Л., Зайцев А., Филлипов В. и другие.
Школа присваивала и спортивные разряды по легкой атлетике (например, в 1969 году II взрослый разряд получили Скворцов Ю., Сафронов В., Ракитянский В., Янковский А., Шустров В.).
В 1970 годудиректором школы становится Лифашина Валентина Ивановна. Она была великолепным рассказчиком, обладала артистизмом. Могла за отпуск проехать на стареньком мотороллере половину страны. Время ее руководства учителя назвали “светлыми годами школы”. Валентина Ивановна создала в школе обстановку семейного уюта, учителя с радостью приходили на рабочее место.
С 1970 годав школе стали работать Лытина Валентина Павловна (учитель географии, завуч школы с 1971 по 1997 годы) и Зунделевич Клара Андреевна (учитель физики и астрономии).
В этом же году Михейлис В. А. (учитель немецкого языка) и Гончаров В. И. (учитель истории и физкультуры) создали туристско-краеведческий отряд “Азимут”. Первыми членами отряда были Любушкина Л, Фирсанов В, Еремихина Л., Сафронов В, Поляков В, Вашкевич Л. Под руководством Гончарова В. И., Маркина Э. А., Киржаевой В. П., Пригожаевой В. С. и Ясько Н. Н. ребята не раз были победителями районных туристических соревнований и даже участвовали в областных, где показали неплохие результаты. Были совершены туристические походы по маршрутам “Привольное – Гусев – Нестеров – Привольное” и “Привольное – Куршский залив ”.
В 1971 годупоявился баян, и Ясько Н. Н. организовала из учащихся агитбригады для тружеников села.
В этом же году в школу пришла работать бывшая выпускница Фирсанова (Малинина) Галина Ивановна, учитель начальных классов.
В 1974 годушкольников обучали следующие учителя: Чуйкова Е. И., Краснова Л. А., Гладких (Шутова) Г. Е., Малинина Г. И., Давыдова Л. Н., Гончаров В. И., Лытина В. П., Дружинина Л. А., Китаева (Кубашина) Г. П., Зунделевич К. А., Востренкова З. А, Петрище В. А., Донина Л. М., Автушко Т. Н., Базарова В. П., Гузеева Л. В., Гачина Л. В., Ефремова Г. Н.
При школе начал действовать кружок художественной самодеятельности (6 часов в неделю) под руководством выпускницы школы Кузовковой А.И.
В 1975 году новым руководителем школы становится Родин Сергей Иванович (с 1962 по 1975 годы был директором Каменской восьмилетней школы). С первых дней Сергей Иванович показал себя настоящим хозяином.
На уроках общественно-полезного труда продолжилось благоустройство пришкольного участка. Двор был вымощен кирпичом и огорожен. Осенью был собран хороший урожай яблок и груш. Все фрукты аккуратно уложили в ящики и спустили в подвал школы. В течение всего учебного года ребята ежедневно получали свою норму осенних даров, а в буфете варили кисели и компоты.
Вместе с Сергеем Ивановичем в школу прибыла и его жена Родина Клавдия Ивановна, учитель математики (прим. автора: проработала в школе до 1989 года).
Организатором внеклассной работы стала Кубашина Галина Петровна. Под ее чутким руководством проводились овощеводческие практикумы, где ребята познавали основные азы сельскохозяйственной науки.
Гончаровым В. И. и Гузеевой Л. В. были созданы лекторские группы и проведены первые занятия по изучению проекта “Основные направления развития народного хозяйства в 1976 – 1980 гг.”.
В начале 1976 г. началась борьба за охрану здоровья школьников и за экономию электроэнергии.
За то, чтобы учащиеся могли без проблем усваивать программу, директору школы иногда приходится расплачиваться собственным здоровьем. Сергей Иванович заболел, и лечение простуженных легких растянулось на месяца. Поэтому, в 1976 году директором школы вновь становится Морозова Анастасия Павловна. Начался строгий контроль над школьной документацией, проверка тематического планирования. С 31 августа по 15 сентября 1976 года в школе была проведена полная инвентаризация. На всех предметах стоимостью от 2 рублей проставили инвентарные номера. Председателем комиссии была Родина К. И.
В этом же году стали преподавать автодело (преподаватель – инженер совхоза Новиков Ю. И.).
15 ноября 1976года из-за конфликта с педагогическим коллективом Морозова А. П. вынуждена была уйти, а руководить школой вновь стал Родин С. И., вернувшийся после сложной операции.
Ежегодно администрацией школы проводились комплексные проверки поурочных планов учителей. Проверками установлено, что большинство учителей к подготовке уроков относились со всей ответственностью. Наиболее подробные планы были составлены у учителей начальных классов Давыдовой Л.Н., Малининой Г.И., Дониной Л., у учителей русского языка Гладких Г. Е. и Кардялис Т. М., у учителей математики Родины К. И., Красновой Л. А.
В том же году учащиеся школы приняли участие во Всероссийском смотре, посвященном 60-летию Советской власти (руководили Гончаров В. И. – учитель физкультуры, Стельмах И. В. – старшая пионервожатая, Черепахин А. И. – военрук).
8 февраля 1977года на основании распоряжения министра просвещения РСФСР, областного отдела народного образования в школе был создан совет “Стартов надежд”. Совет разработал план соревнований на весь 1977 год. Председателем Совета был избран Родин С. И. Ответственным за проведение всех видов соревнований – Гончаров В. И. В судебную коллегию вошли Стельмах И.В.(четырехборье), Краснова Л. А. (гимнастика), Черепахин А. И. (стрельба), Кубашина Г. П. (шашки – шахматы), Михейлис В. А. и Семенова В. С. (игровые виды). Целый учебный год классы соревновались по олимпийской системе. В конце года были подведены итоги, и лучшие классы были отмечены ценными призами.
В январе 1978 годаперешел в школу № 7 Гончаров В. И., но созданная им спортивная группа еще три года брала призовые места на всех районных соревнованиях.
В 1978 годуна месте спортивной площадки стали возводить новое здание школы. Там, где совсем недавно ребята играли в футбол, вырастал настоящий учебный комплекс со столовой, спортивным залом, производственными мастерскими, актовым залом, отдельным блоком начальных классов и капитальной теплицей. Возводила школу строительная бригада ПМК – 309 при содействии совхоза “Калининградский”.
Новая нагрузка плохо сказалась на здоровье директора. Врачи обследовали Сергея Ивановича и вынесли свое решение – по состоянию здоровья перевести на инвалидность. С директорством пришлось распроститься.
С 1979года школой стала руководить Ковшик Анна Викентьевна, а Сергей Иванович стал преподавать уроки русского языка, литературы и трудового обучения.
1 сентября 1980года бесшумно открыла свои двери белоснежная школа, и ребят встретили просторные светлые классы. Теперь занятия можно было вести по кабинетной системе. Появились специализированные кабинеты биологии, химии, географии, истории.
В школу стали поступать новые наглядные пособия, технические средства обучения, инвентарь.
Заметно обновился и педагогический коллектив. В период с 1981 по 1984 годы пришли в школу Новосад О. В. (учитель истории), Гулиева Н. А. (учитель русского языка и литературы), Багамаев Х. Т. (учитель физкультуры), Багамаева О. А. (учитель химии), Корнилова (Шнаркевич) М. Н. (учитель музыки), Ефремова М. П. (учитель начальных классов), Седунова (Ратникова) Е. В. (старшая пионервожатая).
На 1981 годв школе обучались 155 учеников. Кроме 10 класса был открыт подготовительный класс (“нулевка”).
Весь текущий год и последующий учителя, кроме того, что проводили уроки по плану, еще и занимались оформлением кабинетов. Много сил и энергии было потрачено для того, чтобы классы соответствовали стандарту.
Под руководством учителя биологии Кубашиной Г. П. рядом со школой был разбит учебно-опытный участок, приведены в порядок клумбы на школьном дворе. Благодаря совместной работе школьников, родителей, учителей произошло озеленение пришкольного участка, появился фруктовый сад.
Учителем физкультуры Багамаевым Х. Т. вместе со старшеклассниками оборудовал полосу препятствий, установил брусья и турники, выровнял и разметил футбольное поле, засыпал шлаком беговые дорожки.
В школе была создана база по трудовому обучению: мастерские площадью 60 м2 на 20 рабочих мест, 9 станков (токарные по дереву и металлу, сверлильные, фуговальные, фрезерный). На совхозных полях круглогодично работала производственная бригада. Бригада состояла из звеньев: операторы машинного доения, животноводы, полеводы, помощники комбайнеров.
С приходом Седуновой Евгении Валерьевны закипела пионерская жизнь школы. В 1981 году привольненцы заняли I место в тактической игре на местности в районном финале военно-спортивной игры «Зарница-81». В дальнейшем в течение 10 лет туристы школы ни разу не опустились ниже III места.
Не отставала от пионеров и комсомольская ячейка. В 1982 году в смотре работ первичных комсомольских организаций учащиеся заняли III место, в 1983 году – I место в смотре комсомольской песни, I место в смотре работы штаба «Комсомольский прожектор», III место в районном смотре работы комсомольских организаций.
При школе была создана кролиководческая бригада (бригадир – Соболева Т., звеньевые – Кубашин С., Куриленко Л.). Специально для обучения ребят был создан кружок «Юный кроликовод» под руководством Кубашиной Г.П. Бригада работала по законам пионерского самоуправления.
В свободное от уроков время учащиеся принимали активное участие в сборе металлолома и макулатуры.
В 1983году в школе был создана экологическая группа “Муравей”. Ребята занимались сбором лекарственного сырья, семян декоративных деревьев и кустарников, озеленением родного села, патрулированием поймы реки Инструч, а также работали на пришкольном участке. На выставке “Урожай - 83” учащиеся получили призовое место.
Деньги, собранные на многочисленных ярмарках солидарности и заработанные в совхозе, ежегодно перечислялись в Фонд Мира.
В сентябре 1984 года учитель истории Новосад Ольга Владимировна, собрав информацию о передовиках производства и ветеранах войны, создает школьную комнату боевой и трудовой славы. Новые экспозиции, оформленные Базаровой В. П., рассказывали о Восточно-прусской операции, о штурме Инстербурга, о земляках – ветеранах войны, о истории совхоза “Калининградский”. В комнате славы учащиеся проводили встречи с ветеранами, пионерские и комсомольские сборы, политинформации.
С 1984 годав школе начал действовать лингафонный кабинет немецкого языка (учитель Найденышева Т. А.).
Особое внимание уделялось воспитанию молодежи в боевых и трудовых традициях. Во главе этой работы встал опытный военрук майор в отставке Шпаков И. Ф. Иван Федорович – ветеран войны, служил в зенитно-артиллерийском полку, воевал под Сталинградом, дошел с боями до Германии, был награжден медалями “За боевые заслуги”, “За отвагу”.
Гордостью школы стал великолепный стрелковый тир. Были созданы военный городок, оружейная комната с сигнализацией, городок по тактической подготовке, место для использования обязанностей часового, площадка для метания гранат. Кроме того, был оформлен стенд «Офицер – профессия героическая», который рассказывал о выпускниках школы, связавших свою жизнь с армией: о Маркине Э., Донине В., Кочеткове К., Иванькове А., Могильном В., Петровском С., Сотникове Г.
1984 - 1985годы были самыми успешными ученическими годами для школы.
В 1984 годуза высокие спортивные достижения школа была награждена Почетной грамотой горисполкома и переходящим Красным знаменем.
Туристы отметились сразу несколькими призовыми местами: I место в игре на местности «Зарница-84», II место в районном финале игры «Орленок-84», III место в районном турслете.
В 1985 годушкола стала первой в районном соревновании среди первичных организаций оборонного общества и была награждена переходящим Красным знаменем (оно осталось у школы на долгие годы) и переходящим вымпелом от ДОСААФ.
В том же году секретарем педагогической комсомольской организации Новосад О.В. был организован «Клуб выходного дня». Все мероприятия проводились совместно с Домом культуры совхоза (заведующая - Кузовкова А.И.).
В 1986 годубыли закрыты вечерняя школа и интернат. Географом Лытиной В.П. рядом со школой была построена метеорологическая площадка.
Благодаря активной деятельности Багамаева Х.Т. и своевременной помощи со стороны директора школы Ковшик А.В. и директора совхоза Гермолида М.В., школа стала центром физической культуры на селе. Активно работали секции легкой атлетики, баскетбола, волейбола, футбола и общефизической подготовки.
В 1987 году в школе был создан математический кабинет на 21 рабочее место, который был оснащен микрокалькуляторами системы КЭМ.
На закрепленном участке совхоза «Калининградский» ребята собрали 100 т свеклы. На заработанные деньги приобрели стереосистему «Вега» для проведения вечеров отдыха и дискотек.
В июне 1987 годана базе школы были проведены показательные соревнования по НВП (руководитель Шпаков И.Ф.). Соревнования проводились по следующей программе: неполная сборка и разборка автомата, снаряжение магазина патронами, выполнение нормативов по одеванию противогаза, оказание первой медпомощи пострадавшим, метание гранаты на дальность, бег на 60, 100 и 3000 м, соревнования по стрельбе, физическая подготовка. Победителями стали Фадеев В., Деружко М., Гермолид О., Кубашин С., Кожевников Н., Держицкий В., Синегубова О., Лебедева Л.
Осенью 1987 года легкоатлеты завоевали переходящий кубок и кубок за эстафету (руководитель Багамаев Х.Т., спортсмены Силин И., Кубашины С. и А., Романова Ж., Кожунова Н., Держицкий В., Веренич А., Торшилова С., Гревцева С.). Елена Фомина победила в республиканских соревнованиях по легкой атлетике в беге на 3000 м. Успешно выступили в зональных соревнованиях в г. Нестерове шахматная команда школы: Кленовый А., Кузьмин А., Колбеева Н., Черноскутова О., Чебулаев А.
В 1988 годув школе появился одиннадцатый класс, а к младшему блоку стали относить 1-4 классы.
В 1989 годуначала работать в школе учитель истории Баландина Е.Э., которая продолжила работу в школьной комнате боевой и трудовой славы.
Период с 1990 по 1993 г.г. стал самым трудным для школы. Так как здание было относительно новым, средств на ремонт выделяли мало и крайне редко. Учебные наглядные пособия и спортивный инвентарь перестали поступать. Даже мел учителя стали покупать за свои деньги. Зарплата учителя постепенно обесценивалась. В такой ситуации плодотворно работать было невозможно. Из школы ушли опытные специалисты Шпаков И.Ф., Багамаев Х.Т.
В 1992 годув школе работало 18 учителей (14 учителей с высшим образованием): директор и учитель русского языка Ковшик А.В., учитель литературы и трудового обучения Родин С.И., учитель русского языка Гулиева Н.А., учитель математики Усова Н.В. учитель физики Зунделевич К.А., учитель биологии Кубашина Г.П., учитель химии Багамаева О.А., учитель истории Баландина Е.Э., завуч школы и учитель географии Лытина В.П., учитель математики Менделян Л.А., учитель музыки Шнаркевич М.Н., учитель физкультуры Чаркин Д.И., учителя начальных классов Ефремова Л.Д.. Малинина Г.И.. Ефремова М.П.. Донина Л.М., Базарова В.П., учитель ОБЖ и организатор Гревцева С.Ю.
В школе обучались 172 ученика. Аттестация знаний в 10-11 классах стала проводиться по триместровой системе. Для организации воспитательной работы было создано методическое объединение классных руководителей. На заседаниях методобъединений планировалась, обсуждалась, утверждалась воспитательная работа, а также подводились ее итоги, причем воспитательную работу строили на анализе анкет учащихся, учитывая специфику школы.
В школе работали следующие кружки: «Хоровой», «Вокальный», «Фольклорный», «Умелые руки», «Декоративно-прикладное творчество», «Домоводство», «Художественное слово», спортивная секция. С начала года в 10-11 классах работал факультатив «Машинопись и делопроизводство», где учащиеся могли познакомиться с профессией секретаря-машинистки.
В 1992-1993 уч. годушкола впервые не стала принимать участия в районных спортивных мероприятиях, так как практически отсутствовала материальная база по физическому воспитанию, а спортивная площадка не обновлялась. Не смотря на трудности, учащиеся школы старались принимать активное участие в других районных мероприятиях: смотре военной песни, фестивале детского творчества, соревнованиях по начальному моделированию и др.
Проблемы разрастались, как снежный ком. Не щадя себя, Анна Викентьевна старалась содержать школу на прежнем уровне. В конце концов, здоровье оказалось не безграничным, и Ковшик А.В. после 15 лет директорства принимает решение уйти на пенсию, передав свой пост в молодые руки.
С 1993 года школой руководит бывшая выпускница Чаркина (Ефремова) Лариса Дмитриевна.
В это трудное время Ларисе Дмитриевне удалось удержать школу на плаву. Педагогический коллектив в основном был сохранен, хотя из-за задержки заработной платы многие учителя городских и сельских школ вынуждены были искать более прибыльные места.
Появился в школе свой специализированный компьютерный класс.
За последнее десятилетие учащиеся Привольненской школы неоднократно становились призерами районных и областных соревнований. Спортсмены школы (рук. Чаркин Д.И.) заняли 35 призовых мест по волейболу, баскетболу, футболу, настольному теннису, гиревому спорту, шахматам.
В 1999 году было создано историко-краеведческое общество “Белый ворон” (рук. Кленовый А. В.). Первыми членами общества стали ребята 7 – 11 класса: Буданов Сергей, Заремба Марина, Санаявас Вячеслав, Корсаков Александр, Кацер Елена, Багамаев Александр, Швецова Ольга. Произошла реорганизация школьной комнаты боевой и трудовой славы, и на ее основе в 2000 году был создан школьный музей, состоящий из 4-х экспозиций: “Восточно-прусская операция”, “История поселка Нойнишкен”, “История совхоза”, “Привольненская школа”.
В 2000 году учащиеся школы стали лучшими краеведами района, победив в краеведческом и топографическом конкурсах и в “Туриаде - 2000”.
Туристическим группам с 2000 года покорились уже дороги Неманского, Озерского, Нестеровского, Гусевского, Зеленоградского, Гвардейского и Черняховского районов.
В 2003 году за высокий уровень знаний учащихся при сдаче ЕГЭ (единого государственного экзамена) школа была награждена почетной грамотой.