Главные вкладки
Шакирова Нурфия Бахрамовна
сайт мастера производственного обучения
Профессия: мастер профессионального обучения
Профессиональные интересы: деятельность мастера п/о
Увлечения: чтение книг
Регион: Республика Татарстан
Населенный пункт: Казань
Место работы: ГАПОУ "Казанский политехнический колледж"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/shakirova-nurfiya-bahramovna
Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающий деятельности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями. Направить это развитие и руководить им – задача воспитателя.
А. С. Макаренко
О себе
Современные профессиональные учебные заведения призваны заниматься подготовкой квалифицированных рабочих, обладающих глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности, способными понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, уметь работать в команде, уметь эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
В решении этих задач ведущее место принадлежит мастерам производственного обучения. Они призваны не только передавать свои знания и опыт, но и воспитывать активную жизненную позицию, формировать личность, прививать высокие морально-этические качества обучающимся, в том числе чувство коллективизма.
Мастер производственного обучения – необычная педагогическая должность. Он сочетает в себе качества квалифицированного рабочего, педагога и воспитателя. Такое сочетание продиктовано его объективным положением в учебно-воспитательном процессе. Он непосредственно обучает юношей и девушек профессиональному мастерству, вооружает их необходимыми техническими знаниями, руководит свободным временем обучающихся. Практически все сферы жизни и деятельности обучающихся находятся в поле его зрения. На всем протяжении обучения мастер является главным учителем и воспитателем. А его авторитет, прежде всего, определяется его собственной профессиональной и педагогической квалификацией, знаниями, опытом, педагогическим тактом, любовью к молодежи.
Поступив в колледж, бывшие школьники, тем самым, решили для себя трудную задачу - избрали профессию и сферу будущей деятельности. Профессиональный выбор резко влияет на ценностные ориентации, намерения, образ жизни. Мастер обязан обеспечивать профессиональное самоутверждение личности, формировать устойчивый интерес к избранной профессии. При этом необходимо учитывать, что обучающиеся колледжа взрослее школьников, процесс их гражданского становления проходит интенсивнее, у них более развито чувство ответственности и самоконтроля. Это уже профессионально направленная личность, что влияет на характер поведения и воспитания.
Учебная деятельность обучающегося колледжа значительно шире, чем школьника, так как он, наряду с общеобразовательными предметами, изучает общетехнические и специальные дисциплины, осваивает профессиональные навыки. Теоретическое обучение сочетается с учебной практикой – все это влияет на кругозор обучающихся, характер их отношения к учебе, потому что все обучение в колледже направлено на профессиональное становление личности. У обучающихся возрастает интерес к общеобразовательным предметам - они уже рассматриваются в качестве базы для профессионально – технической подготовки.
Наряду с учебой, учащиеся колледжа заняты производительным трудом. Во время производственных занятий, в период производственной практики на базовом предприятии они не только овладевают профессиональными знаниями, умениями навыками, но и производят продукцию, имеющую народнохозяйственное значение. Производительный труд становится не только важным условием формирования личности, но и предпосылкой интенсивного самовоспитания подростка. Профессиональное воспитание обучающихся включает в себе важнейшие задачи: формирование интереса и любви к будущей профессии; приобщение к лучшим трудовым традициям базовых предприятий; формирование навыков коллективного труда; формирование культуры труда; формирование бережного отношения к собственности, к материалам, правильному использованию рабочего времени; воспитание ответственности, дисциплинированности, организованности и т.д.
Профессиональное воспитание помогает развивать эстетические чувства. Здесь на первый план выступает формирование культуры рабочего места, культуры общения. При правильной организации производительного труда обучающихся раскрываются большие возможности их эстетического воспитания.
Приступая непосредственно к воспитательной деятельности, мастер должен, прежде всего, изучить воспитанника: его индивидуально - психологические особенности, характер социального опыта, уровень воспитанности, ценностные ориентации и т д.
В общении с обучающимися мастер вырабатывает свой педагогический такт, сущность которого состоит в установлении отношений, способствующих развитию личности воспитанника и приводящих в движение лучшие стороны его ума и характера. И в этом заключается одна из самых трудных задач педагогического мастерства.
Первым источником сведений об обучающихся служит его небольшое дело –, документ об уровне образование, характеристика из школы и медицинская справка, анкета. Изучая личные дела, я имею возможность получить первоначальное представление о составе группы и решить, кому в первую очередь необходимо уделить внимание; найти из числа обучающихся наиболее способных и активных.
Многие ребята приходят из не самых благополучных семей, значит, особых надежд на помощь родителей возлагать не следует. Из них довольно большой процент тех, кто в школе приобрел довольно стойкое отвращение к учебе вследствие того, что почти всегда ходил в плохих учениках. Таких плохой оценкой не проймешь. Часть подростков уже имели трения с законом и, как следствие, находятся на учете в правоохранительных органах. Но тогда возникает вопрос: а как же повлиять в нужном направлении на таких подростков?
Прежде всего, следует реально показать обучающимся: в этой жизни они смогут занять достойное место в обществе при одном важном условии — стать настоящим мастером в своем деле, прекрасным профессионалом. И реализация этой задачи почти полностью зависит только от них самих - нужно только захотеть. Захотеть самому вырваться из рамок не самой обеспеченной жизни, получить возможности изменить условия проживания своей семьи, приобретения вожделенного мотоцикла или автомобиля, компьютера и т.п. Тогда мастер, как специалист сделает все, чтобы передать свои умения, а у подростка появится совершенно реальный способ достичь желаемого.
Второй и очень важный фактор - это постоянная моя уверенность в том, что «все у нас получится!» Именно «у нас», то есть, не разделяя себя с подростком, считая общим дело обучения. Такая уверенность не может не найти отклика со стороны обучающегося, не может не сделать последнего единомышленником. Мастер в этой ситуации рассматривается обучающимся как друг, приходящий на помощь, когда она необходима.
Личный пример мастера, постоянно проявляемый в гуманном, доброжелательном, ровном ко всем обучающимся группы отношении - сильный инструмент. Когда ребята видят, как выражается действительная заинтересованность в успехах каждого, они не могут не откликнуться. Подростки — неплохие психологи и безошибочно определяют искренне или «наигранно» ведет себя в той или иной ситуации педагог. Это обязательно должен иметь в виду мастер, работающий в группе.
Всегда начинаю изучение с ознакомления с семейным положением подростка —чтобы понять, каковы отношения между ним и родителями, между ним и старшими (младшими) братьями или сестрами, степень привязанности и влияния. Необходимо узнать размер семейного бюджета, его стабильность. Полезно выяснить, есть ли у учащегося свой угол, где можно готовиться к занятиям, какими устройствами или техникой пользуется (увлекается) подросток. Из бесед с близкими желательно выясняю, где и как проводит он внеклассное время, степень его участия в домашних работах, его обязанности в семье, выясняю круг его друзей, род их занятий. Желательно получить устные характеристики от людей, хорошо их знающих (педагоги учебных заведений, соседи, участковые инспекторы и т.д.). Полезно узнать, кто в этой группе лидер, какое место в ней занимает ваш подопечный. Как часто и где чаще всего проводят они вместе свободное время?
Считаю что важной для мастера может стать информация, о том, чем увлекался ранее (увлекается сейчас) подросток, чем бы хотел овладеть (компьютер, Интернет, вождение автомобиля, художественно-прикладное творчество и т.п.), какие для этого имеет возможности?
Очень важно знать как можно больше о состоянии здоровья, возможных последствиях перенесенных ранее заболеваний, скрываемых от других состояний (например, стесняется показать близорукость, ослабленный слух, боязнь высоты и т.п.). Где отдыхает летом и имеет ли такую возможность.
Важное событие для мастера – первая беседа с группой. К этой встрече я готовлюсь, как к экзамену, т.к. настроение обучающихся, желание их учиться во многом зависит от первого впечатления об учебном заведении, профессии, мастере. В этот день я рассказываю обучающимся об истории колледжа, его традициях, лучших выпускниках. Одновременно с этим ставлю перед обучающимися условия, без выполнения которых нельзя успешно изучить профессию: трудовая дисциплина, культура поведения, получение знаний, добросовестное выполнение общественных поручений, борьба за честь своего коллектива. При первой встрече предлагается заполнить специальную анкету, в которой, кроме обычных вопросов есть такие вопросы, как любимое занятие, друзья, которые учатся у нас.
Большая помощь в изучении учебной группы – первые родительские собрания, которые проводятся в начале учебного года. На этих собраниях часто я узнаю от родителей дополнительные сведения, о которых ребята не сказали (или не захотели сказать).
В результате проведения таких мероприятий у меня складывается определенное предварительное впечатление об обучающемся. После этого намечается план индивидуальной работы с каждым подростком, группой в целом, начинается формирование учебного коллектива и актива группы.
Хорошим средством формирования коллектива является внеурочная работа. Это могут быть классные часы, посвященные какой-либо знаменательной дате или определенной теме, оформление плакатов или стенгазет, подготовка презентаций и т.д. В неофициальной обстановке обучающиеся порой проявляют черты характера, которые можно не заметить на уроках производственного обучения. Важную роль в формировании коллектива играет правильное распределение общественных поручений. Я убеждаю обучающихся в том, что, выполняя даже небольшое общественное поручение группы, они вносят свой вклад в улучшение учебного процесса. Общественное поручение подбирается в зависимости от характера и организаторских способностей. Только после согласия обучающегося предлагается группе закрепить за ним поручение.
Первостепенная задача мастера и актива группы – создание здорового общественного мнения в коллективе, чтобы сами обучающиеся могли правильно реагировать на любой проступок своего товарища. Ни один вопрос в группе не решается без участия актива. Это поднимает авторитет активистов и ставит меня, как мастера, в выгодные условия в отношениях с обучающимися.
Для большего повышения эффективности формирования ученического коллектива мастеру необходимо постоянное общение с обучающимися, которое требует от него большого такта, чуткости и справедливости в сочетании с высокой требовательностью, оптимизмом, самообладанием и твердостью в реализации решений. Мастеру необходимо много времени уделять организационной работе вне учебного заведения. Но самым главным является атмосфера доброжелательности, которая способствует раскрытию личности обучающихся и формированию индивидуальности. Все это дает возможность создать прочный и устойчивый коллектив, в котором каждый чувствует себя нужным и необходимым человеком.
Я постоянно отслеживаю успеваемость обучающихся, поддерживаю связь с преподавателями, выясняя отношение ребят к учебным занятиям (выполнение учебных работ, прилежание, самостоятельность в выполнении домашних заданий), слежу за общим развитием, за выполнением ими правил поведения; воспитываю интерес к общественным событиям, чувство долга и ответственности, правдивость, честность, скромность, волевые качества (решительность, смелость, активность, настойчивость и др.); изучаю материально-бытовые условия.
Важным условием повышения эффективности воспитательной работы в группе является регулярное ведение мастером педагогического дневника. На каждого обучающегося группы в дневнике отводится отдельная страничка, где я записываю его поступки, где планирую индивидуальную воспитательную работу. Дневник, как зеркало, отражает жизнь коллектива группы в целом и каждого обучающегося в отдельности в течение всего периода обучения в колледже. Ведение педагогического дневника на каждого подростка группы дает мне возможность анализировать происходящие изменения, сдвиги в обучении и воспитании, способствовать развитию положительных качеств обучающихся. Планирование, учет, критический анализ удавшихся и неудавшихся воспитательных мероприятий дает возможность накопить педагогический опыт, выработать определенную систему в воспитании обучающихся.
Большое влияние на обучающихся оказывает личный пример мастера, уровень его общей культуры. Мастер может успешно решать педагогические задачи только в том случае, если он сам является культурным, образованным, передовым человеком общества. Кроме знаний по своей специальности, я стремлюсь овладеть сведениями по другим отраслям науки и техники, которыми в настоящее время интересуется молодежь независимо от профессии (чтение художественной литературы, просмотр интересующих подростков фильмов с целью дальнейшего коллективного обсуждения).
Для создания у обучающихся положительного настроя на успешное овладение профессией во время обучения имеют значение хорошо организованные экскурсии на базовое предприятие. Эффективное проведение экскурсии во многом зависит от подготовки к ней. Важно тщательно продумать маршруты и подготовиться к заключительной беседе с обучающимися, но первоначально определить цель экскурсии, а это может быть:
- знакомство с предприятием
- ознакомление с продукцией, выпускаемой предприятием
- ознакомление с новой техникой и технологией.
В процессе экскурсии проводится осмотр цехов, участков, где будут обучаться и проходить практику ребята. При этом я стараюсь показать значимость будущей профессии. Важный этап экскурсии – итоговая беседа (иногда письменная работа), в ходе которой полученная на экскурсии информация включается в общую систему знаний и умений. Обучающимся даю указания по обработке данных экскурсии в соответствии с их заданиями. Индивидуально или небольшими группами они готовят доклады, краткие отчеты. Материалы экскурсии используют в дальнейшей работе.
Важное место в учебной группе должны занимать занятия спортом. Физическая культура и спорт необходимы для всестороннего воспитания молодого человека. Мастеру не обязательно быть спортсменом, чтобы помочь обучающимся наладить спортивную работу в группе. Любой мастер может подготовить своих обучающихся к участию в спортивных мероприятиях в колледже, мобилизовать на активную борьбу за спортивную честь своего коллектива. Мастер должен помнить, что регулярные занятия физкультурой и спортом нужны не столько для досуга обучающихся, сколько для укрепления здоровья, сплочения коллектива, воспитания дружбы и товарищества.
В процессе обучения необходимо постоянно проводить воспитательную работу: научить не только использовать оборудование и пользоваться инструментами и приспособлениями, но и приучить к бережному хранению и обращению с ними; не просто научить выполнять те или иные рабочие приемы, а приучить выполнять их наиболее производительно и качественно; научить рационально организовывать свое рабочее место, так как правильно организованное рабочее место повышает производительность труда. Считаю, что такая система воспитательных мероприятий способствует повышению социальной и общественной активности обучающихся, повышению качества их подготовки, уровня знаний, сохранению контингента на весь период обучения. Такие навыки помогут будущему выпускнику ориентироваться в самостоятельной жизни – принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях.