Главные вкладки
Семенова Марина Владимировна
сайт воспитателя
Профессия: воспитатель
Профессиональные интересы: экология и ИЗО деятельнось
Увлечения: чтение,
Страна: Россия
Регион: Саратовская область
Населенный пункт: город Энгельс
Место работы: МБДОУ "Детский сад №11"
Звание, ученая степень: нет
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/semenova-m-v"В жизни всегда должно быть место для подвига".
Воспитание ребенка. Легко ли это?
Сложнее ли воспитывать ребенка в наше время? Что дало нам проникновение новых технологий в нашу жизнь? Как доступность информации влияет на формирование нового человечка? И как? И что? И что делать, в конце концов?
Хотя мы и прожили достаточное количество годиков, но вопросов становится все больше, равно как и попыток найти на них правильный ответ. Такое ощущение, будто мы сознательно создаем себе проблемы, а потом пытаемся их решить, причем во многих случаях достаточно безуспешно.
С одной стороны развитие телевидения и Интернета вроде бы оказывают нам существенную пользу в процессе воспитания малыша. Но в тоже время многие из нас просто забывают о древнем и важнейшем подспорье в воспитании – книге. Быстротечность жизни делают для нас более удобным другой путь. Чего уж проще, посадил ребенка перед телевизором, включил мультфильмы или интересную для его возраста программу – и у тебя появилось немного времени для других занятий или отдыха. Причем, совершенно не осознавая, что эта информация доставляет малышу удовольствие, но практически не развивает его интеллект.
Не занимаясь чтением, раскрасками, играми, развивающими мышление, мы ненароком оказываем просто медвежью услугу своему ребенку. А потом, определив его в ясельную или садиковую группу, поражаемся, насколько малыш отстает в развитии. Хотя в нынешнее время, честно говоря ,становиться более поразительным появление ребенка с высоким уровнем.
Проходит пару лет и наш друг – телевидение – становится нашим злейшим врагом. Здесь, явно, вина не наша. Коммерческое телевидение совершенно забыло об этических и моральных нормах. Не существует ни временных ограничений, ни минимальной фильтрации того, что нам показывают. Наряду с насилием, извращениями и эротикой ( а в некоторых случаях даже неприкрытой порнографией) нам крутят детские мультфильмы, главных персонажей и сюжеты которых мог придумать человек с больной психикой и явно ненавидящий детей. И избежать этого просто невозможно. В то время, когда вы находитесь рядом, и получается осуществить контроль за тем, что впитывает в себя детская психика.
Проходит еще пару лет и в нашу воспитательскую деятельность вклинивается Интернет. А там уж можно увидеть такое, что за все годы нашей жизни и присниться нам не могло в самом жутком кошмаре. Там нечистоплотные дельцы делают деньги на показах того, что могло бы понравиться разве что маньяку с явно выраженным психозом на конечной стадии развития болезни.
Сбоку подпирает школа, где старые учителя, обладавшие высоким уровнем профессионализма и интеллекта, уступают места новым, молодым, с ярко выраженными качествами мелкого рэкетира ( причем абсолютно непонятно, где на земле находится замечательная академия, выдающая дипломы совершенно не за знания ). И сколько бы денег мы не платили ( официально или нет – здесь не существенно ), за них ума не купишь.
Ну и конечно улица. Место, где уже считается нормой даже девушке идти с бутылкой и дымящейся сигаретой в руках. Где абсолютно не удивишься, услышав мат или увидев драку. Улица, куда даже взрослый мужик теперь по вечерам выходит с оглядкой. Ведь страшнее даже маньяка свора диких подростков, одурманенных пивом ( и дай Бог только пивом) и чувствующих себя из-за этого полностью безнаказанными, чуть ли не богами в этой жизни, в то время пока милиция вылавливает по освещенным местам одиноких пьяных и бомжей.
Можно ли с этим бороться? Можно и нужно, хотя по сложности задача явно по силам только всему обществу. Причем не отдельной нации, а в целом человечеству. Терроризм или эпидемии это страшно. Но куда страшнее будет поколение людей, потерявших саму суть человека – свою душу.
О себе
Марина Владимировна Семенова - воспитатель детского сада. Стаж работы в детском учреждении, больше 20 лет.. кажется за эти годы о своей работе знаешь уже все. Были и счастливые минуты и трудные моменты. Работа в детской среде научила меня, понимать детские потребности, налаживать контакты с родителями своих подопечных, вдумчиво относиться к тому, что нас окружает в реальной действительности. А главное, стойко переносить невзгоды беспокойной воспитательской работы. Мы, с моими малышами вместе учимся думать над такими серьезными жизнеными проблемами, как "Что значит делать добро?", "Что такое доброта и милосердие". Или того пуще, как вести себя в неадекватной обстановке; что такое экологические знания и их применение в окружающей жизни.Вот они какие наши современные дети, знают то, о чем мы в свое время и понятия никакого не имели.
Я считаю, что хороший воспитатель должен прежде всего пробуждать добрые человеческие чувства!
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
"Мастер и Маргарита" Булгаков Михаил Афанасьевич.Книга на все времена и на все поколения, о вечном: о добре и зле, о любви и ненавести, о подлости и благородстве. О темной и светлой стороне души человека.
Мой взгляд на мир
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не развивать способность чувствовать, творить.
Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад. Они быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются, удивляются, сопереживают, все чаще проявляют равнодушие, интересы ограничены, игры однообразны, вследствии чего у некоторых первоклассников психологи часто ставят диагноз « недоиграл», то есть не натренировал свою фантазию и воображение.
Существует и другая важная проблема – психологическая адаптация ребенка к школе.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это дает художественная деятельность.
Изобразительная деятельность занимает важное место, является для детей самой интересной, она позволяет передать то, что дети видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение.
В дошкольном учреждении имеется изостудия, которая дает возмжность педагогу строить с детьми занятия индивидуально и по подгруппам, что создает условия для развития творческих способностей каждого ребенка.
Воспитание в детях чувства прекрасного, формирование умения замечать красивое в явлениях природы, в человеке и его труде, в произведениях искусства (живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства) строятся на основе программы «Росток» А.В. Шестаковой, а также «Программе воспитания и обучения» М.А. Васильевой.
Для обагощения содержания рисунков детям предоставляются различные средства: краски, гуашь, цветные мелки, пастель, кусочки ткани, цветная бумага, уголь, фломастеры, о чем свидетельствуют детские работы «Чудо-рыба», «Ферма» (смешанная техника с аппликацией), «Царевна-лебедь» (рисование с заранее заданным композиционным центром), «Живописный букет» (монотопия, смешивание основных цветов).
Применение игровых приемов на занятиях по рисованию в зависимости от возрастных особенностей детей помогают раскрыть творческие способности ребенка, его наблюдательность, фантазию, воображение.
Самый верный путь приобщения к искусству – это постоянное общение с ним. Посещая музеи и выставки местных художников в городской картинной галерее, знакомясь с памятниками архитектуры в иллюстрациях художников, дети незаметно накапливают опыт эстетического отношения к действительности. Обращая внимание на эмоциональное содержание картины и средства изображения, с помощью которых художник передал настроение героев, состояние погоды. В качестве демонстрационного материала используются репродукции картин, иллюстративные книги об искусстве, портреты художников, писателей, изделия мастеров народных промыслов.
Стараясь повысить интерес к народному творчеству, знакомить детей с предметами русского декоративно-прикладного искусства (хохломской, городецкой, жостовской росписью, дымковской, каргопольской, семеновской игрушкой). Знакомство с народным промыслом помогает детям войти в мир прекрасного, развить чувство декоративности, видеть и воспринимать неповторимое сочетание красок природы.
Изобразительной деятельностью дети занимаются не только организованно, но и самостоятельно в детском саду и дома. Во всех детских группах оборудованы уголки творчества для самостоятельной художественной деятельности.
О проявлении уважения к детскому творчеству, интереса к содержанию детских работ свидетельствуют постоянно действующие выставки. Детские работы дополняют предметно -окружающую среду в группах, а также в холлах дошкольного учреждения.
Развитие умения детей понимать язык искусства через собственную деятельность, через усвоение знаний, умений, навыков осуществляется как на занятиях, так и в кружковой работе «Радуга».
Кружковая деятельность построена в форме индивидуальных и коллективных работ. Использя на занятиях разную технику, дети проявляют свои технические навыки и умения: изображения на мокром листе бумаги, наложение одной краски на другую, тонирование, кляксография
Углубленная работа на занятиях по рисованию, способствует появлению у детей устойчивого интереса к изобразительному искусству и к разным его жанрам. Словарь детей обогащается специальными словами, такими как «пейзаж», «фон», «композиция» и др. Дети способны обсуждать технику рисования, которую использовал художник в своем произведении или какую бы им хотелось применить в своей работе.
Таким образом, заложить базис высокой культуры, человечности, творчества возможно только через высокие образы национальной и мировой культуры. Питая таким образом разум и сердце маленького человека, формируется основа его мышления, что,в свою очередь, будет определять его чувства и поступки.
Красоту нужно уметь видеть в природе, искусстве и в самом человеке, в его внутреннем мире и его созидательных действиях. Это и определяет триаду Красоты, которая является основой программы развития ДОУ.
В перспективе намечено:
- организация мини-галереи детского творчества;
- приобретение оригинальных предметов искусства;
- создание пакетов диагностических методик по изучению творческими группами;
- развитие каждого ребенка в художественно-эстетической деятельности;
- изучение запросов родителей и детей об услугах дополнительного образования.
Мои достижения
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11» г. Энгельса Саратовской области, ул. Ленинградская, 33 «а».
Период отчета: с сентября 2014г. по май 2015г.
Ф.И.О. зав. Кобрисева Валерия Валентиновна.
Ответственный, за составление отчета: Семенова Марина Владимировна.
С сентября 2014 года на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11» г. Энгельса Саратовской области, ул. Ленинградская, 33 «а» была введена экспериментальная работа по теме «Развитие воображения на материале сказок».
Цели и задачи эксперимента:
1.Развитие у детей творческого воображения и фантазии.
2.Обучение детей экспериментированию с художественными материалами и инструментами, умение придумывать сюжеты к сказкам.
3. Воспитание интереса к народным, зарубежным сказкам.
4.Создание собственных новых сказок, книжек-малышек.
5.Обучение детей нетрадиционным методам и приемам в изодеятельности (кляксография, рисование пальчиком, ладошкой, оттиск, печать по трафарету и т. д.).
6.Участие детей в конкурсах и выставках в МДОУ № 11 и на муниципальном уровне
Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Легко понять, какое огромное значение для всей жизни человека имеет такое сохранение его прежнего опыта, насколько оно облегчает его приспособление к окружающему миру, создавая и вырабатывая постоянные привычки, повторяющиеся в одинаковых условиях. В самом начале развития творческого процесса, стояли внешние и внутренние восприятия, составляющие основу жизненного опыта. То, что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Дети постепенно накапливают материал, из которого впоследствии развивается их фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Для того чтобы соединить впоследствии различные элементы, ребенок должен нарушить ту естественную связь элементов, в которой они были восприняты.
Чтобы раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления, мы должны были сформировать у детей умение управлять процессами творчества: фантазией, понимание закономерностей, решение сложных проблемных ситуаций.
Для решения этой проблемы было намечено проведение следующей работы:
1.Созданна нормативно-правовая база программы опытно-экспериментальной деятельности;
2.Проведено обсуждение на заседании совета педагогов вопроса о целесообразности создания экспериментальной площадки, определили направления в работе;
3.Выявили уровень профессиональной компетентности педагогов, изучив внутренние резервы каждого педагога, их готовность к эксперименту;
4.Изучили журналы «Организация экспериментальной площадки в ДОУ» автор О.В.Пастюк, Л.Н.Фролова. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В.Москаленко, Н.И.Крылова.
5.Определены этапы организации опытно-экспериментальной деятельности: подготовительно- информационный, подготовительно-документальный, функционирование экспериментальной площадки, обобщающий, распространение опытно-экспериментальной деятельности на разных уровнях;
6.Проведено анкетирование: «Отношение родителей к проведению опытно-экспериментальной деятельности в группе»;
7.Проведена диагностика детей в группе.
Моё портфолио
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду и в школе. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается если что-то не получается, стремиться преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи о художественных возможностях изобразительного искусства.
Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, раннее не создаваемого произведения. Чем характеризуется творческая деятельность ребенка? Обратимся к работе Б.М.Теплова: «Главное условие,которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение». Следовательно, возникает большая педагогическая проблема – найти такие стимулы к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное желание «сочинять».
Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом, и мечтают об этом. А как добиться такого эффекта?
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразность и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно чтоб всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания и умения, навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением. Жесткие, «единственно верные» правила сковывают инициативу педагогов и детей, лишают их возможности проявить творческие способности.
Зачастую на практике специфика изобразительной деятельности игнорируется, сама деятельность ставится в ряд с другими видами деятельности, что приводит к формализации педагогического процесса. Воспитатель часто диктует детям, сколько предметов в сюжетном изображении они должны передать. Делается это обычно из боязни, что дети не справятся с большим количеством изображений, не успеют завершить работу в срок, но таким образом ограничиваются возможности всех ребят.
Формализм в руководстве изобразительным творчеством детей нам видится и в том, что педагог не только не поощряет внесение ребенком дополнений, обогащающих изображение, но и не разрешает это делать. Маленький художник стремится передать свои впечатления от окружающего мира. Внесение дополнений будит его воображение, позволяет полнее передавать образ, характер, особенности предмета. Именно так ребенок творит, и педагогу следует не просто хвалить его за проявленную инициативу, а стимулировать развитие и обогащение образа.
Формализм, неправильная постановка обучения часто бывают связаны с непониманием педагогом в программах и методических рекомендациях обязательного, рекомендуемого и вариативного. Формализм в работе с детьми возникает и тогда, когда педагоги нетворчески, некритически воспринимают опыт своих коллег и рекомендации, которые, как правило, имеют необязательный характер. К тому же они не всегда учитывают конкретные особенности дошкольного учреждения, отдельной группы детей.
Руководители разных рангов при анализе деятельности педагога буквально считают детские рисунки, аппликации и сравнивают их чуть ли не поштучно, требуя сохранения всех детских работ для проверок. Но ведь детские работы должны «жить» в детском учреждении, использоваться в его интерьере, в играх детей, на праздниках, они могут быть подарены родителям, друзьям, гостям. Их можно использовать и для организации выставок детского творчества не только в детском саду, но и за их пределами. А вместо этого все шедевры лежат в шкафу для отчета.
Одной из частых ошибок является недооценка возможностей детей и стремление воспитателя все сделать самостоятельно: приготовить все и разложить на столах, опасаясь, что дети сделают что-то не так. Совсем другое дело, когда ребенку предлагают самому взять лист бумаги со стола воспитателя и решить, как его лучше положить, чтобы картина получилась красивой.
Одним из существенных недостатков организации изобразительной деятельности следует считать ограниченное количество материалов, предлагаемых детям для рисования, аппликации, лепки; небольшое число используемых детьми способов изображения. Некоторые считают, что детям не стоит показывать разнообразную технику изображения, что это, дескать, формализует, засушивает детское творчество. Однако такое мнение ошибочно. Дети любят новизну, им интересны разные приемы рисования, и далеко не все могут самостоятельно выделить и воспроизвести определенные способы изображения.
Развитию творческих способностей, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционного и привычного, поиск новых решений. Творчески работающий педагог может предложить детям разные игры-упражнения, в результате которых возникнет выразительный образ, но прежде чем предложить детям использование какого-то приема, следует попробовать его самому.
Не стоит забывать о таком прекрасном дополнении в изобразительной деятельности как музыкальное сопровождение. Работая в тесном контакте с музыкальным руководителем, подобрать произведения классиков, современных композиторов. Музыка во время творческой деятельности детей звучит тихо, не отвлекая внимания, создавая спокойную эстетическую обстановку, положительное эмоциональное настроение.
Знание условий, отрицательно влияющих на развитие творческих способностей детей, поможет педагогам избежать ошибок, сделать свою работу наиболее эффективной и приносящей радость детям.