Главные вкладки
Сажина Лариса Алексеевна
сайт учителя начальных классов
Профессия: учитель начальных классов
Профессиональные интересы: Научить детей учиться
Увлечения: Игровые виды спорта, походы
Регион: Омская область
Населенный пункт: с. Нижнеиртыш, Саргатский район
Место работы: МОУ "Нижнеиртышская СОШ"
Звание, ученая степень: не имею
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/sazhina-larisa-alekseevnaО себе
Мне 40 лет, замужем, имею сына 10 лет.
В 1991 году с отличием закончила Саргатское педагогическое училище по специальности «Преподавание в начальных классах в общеобразовательной школы».
В МОУ «Нижнеиртышская СОШ» в должности учителя начальных классов работаю с 1991 года.
Имею 20-летний стаж работы и ll квалификационную категорию (присвоена в 2010г).
Заочно обучаюсь в Омском педагогическом университете.
Мой взгляд на мир
Мир был бы лучше, если все люди были бы терпимее и добрее друг к другу.
Мои достижения
Награждена почетной грамотой отделом образования за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся – 2002 год; грамотой Центра «Снейл» за подготовку участников l Всероссийского конкурса-игры по физической культуре «Орленок» и пропаганду здорового образа жизни среди воспитанников – 2011 год; Сертификатом Центра дополнительного образования «Одаренный школьник» (ЦДООШ) за участие в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» - 2011 год; Сертификатом ЦДООШ за участие в международной математической игре-конкурсе «Кенгуру» - 2011 год; Благодарственным письмом НОУ «Центр дополнительного образования «Перспектива»» и БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»за участие в региональном конкурсе «ПОНИ» (Пойми! Открой! Найди! Исследуй!) – 2010 год.
Моё портфолио
На протяжении нескольких лет работала над методической темой по чтению «Пути совершенствования техники чтения у детей младшего школьного возраста». Работая над этой темой, я пришла к выводу, что от умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. В ходе проведения игры и занимательных упражнений можно прививать учащимся любовь к книге, формировать у них навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать над текстом.
Результаты достаточно высокие
(4 класс (2007-2008 уч.год) из 18 учащихся:
выше нормы техники чтения читало - 15 учащихся,
норму – 1 учащийся,
ниже нормы – 2 учащихся;
1 класс(2008-2009 уч. год) из 11 учащихся:
выше нормы – 10 учащихся,
ниже нормы – 1 (с разницей чтения в 3 слова))
и свидетельствуют о целесообразности использования специальных приемов и упражнений, включенных для обучения чтению вслух и молча. Но необходимо учитывать, что темп чтения индивидуален для каждого учащегося. Опыт работы по методической теме был представлен на школьном методическом объединении учителей начальных классов.
В связи с внедрением со следующего учебного года (2012-2013) в нашем учебном заведении экспериментальной площадки ФГОС среднего звена, я решила в этом учебном году проработать новую методическую тему "Развитие умений самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике», т.к воснове Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
Слежу за новинками методической литературы, являюсь подписчиком журнала «Начальная школа», использую в работе различные словари, справочники, энциклопедии, журналы и другие пособия. Использую опыт коллег по работе, посещая открытые уроки и участвуя в работе МО учителей начальных классов, семинарах.
Анализ работы.
Главное назначение начальной школы состоит в том, чтобы научить детей осознанному чтению, письму и счету, правильной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; воспитывать средствами каждого учебного предмета лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию творческих способностей.
В связи с этим вся работа планируется по направлениям:
- учебная деятельность,
- интеллектуально-творческая деятельность,
- воспитательная работа,
- работа с родителями.
Учебная деятельность.
Уметь учиться – значит уметь эффективно выполнять учебную деятельность.
Жизнь современного школьника, его учебная деятельность существенно изменилась. Уметь учиться в современных условиях – это уметь выбирать виды и формы своей учебы, рассчитывать на свои силы, планировать свою работу в течение дня и на более долгосрочный период; использовать современные средства и способы получения информации; вырабатывать, проявлять и аргументированно отстаивать собственное мнение и даже уметь отказываться от избытка информации, от участия в мероприятиях, если оно создает угрозу здоровью или по другим основаниям.
Основными целями своей учебной деятельности считаю:
- обеспечение успешного освоения всеми учащимися программы начального образования;
-создание условий для реализации способностей учащихся;
- формирование умения учиться.
Для достижения поставленных целей в процессе учебной работы ставлю перед собой следующие задачи:
- формировать у ребёнка новый тип мышления - теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;
- воспитать интерес к познанию, к поиску новых источников информации;
- создать условия для проявления таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за её пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;
- развивать желание и умение учиться.
В своей работе опираюсь на принципы, позволяющие выйти на творчество детей:
- принцип научности (содержание обучения, ориентированное на формирование научно-теоретического мышления, диалектическое обобщение знаний способствует становлению положительной мотивации);
-принцип достаточного уровня сложности, обеспечивающий психологическое развитие учащихся;
-принцип единства обучения и воспитания (учебный материал становится личностно- значимым);
- принцип наглядности и теоретического мышления;
- принцип справедливости и обоснованности требований (к детям должны предъявляться высокие требования - высокие, но справедливые).
Работу по формированию у детей теоретического мышления веду как на уроках, так и через внеурочную деятельность.
Формирование познавательной деятельности осуществляется в соответствии с намеченными целями и задачами. «Инструментами», при помощи которых формируются познавательная деятельность, служат методы, приёмы и средства обучения и воспитания.
Основным средством обучения, как в системе развивающего обучения, так и в традиционной системе, остаётся урок.
Свою урочную деятельность строю в соответствии с логикой развёртывания учебного материала:
Постановочный урок - это урок, на котором перед детьми ставлю учебную
задачу, т.е. демонстрирую несовершенство старого, освоенного способа действий, находящегося в поставленной задаче.
На этих уроках использую метод проблемной ситуации. Основным приемом ставлю ситуацию «успеха», в которой учащийся свободно владеет уже открытым способом действия. Однако, в определенный момент «старый» способ перестает работать. Проблема ставится в игровой форме. Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова», персонаж Карлосон перед детьми ставит такую учебную задачу:
«Какую букву поставить вместо пропусков в следующем предложении?
Петя в л_су встретил рыжую л_су.»
На уроках решения учебной задачи использую форму организации
учебной деятельности – дискуссию, где учащиеся выдвигают гипотезы и предлагают способы их проверки. На этих уроках дети получают основы научного исследования, так как понятие не дается им в готовом виде.
Для того чтобы учебная задача была успешно решена, использую такие приемы:
- работа с источниками (учебный словарь, учебник и т.д.);
- моделирование (изображение величины с помощью схемы, рисунка);
- мыслительные (представления).
Например, при решении вышепоставленной учебной задачи, ситуацией успеха была ситуация, когда дети к этому моменту овладели способом нахождения орфограмм слабых позиций. Для того чтобы написать текст без ошибок, им достаточно было воспользоваться орфографическим словарем, либо на месте орфограммы поставить прочерк. Усложнение задачи состояло в том, чтобы у детей возник вопрос: «Одинаковую ли работу выполняет звук «и» в словах «в л_су» и «л_су»? С одной стороны, звучат они одинаково, с другой - это разные слова по значению. Ответ на вопрос учащиеся ищут в орфографическом словаре и убеждаются, что проверенный способ в этой ситуации не работает. Возникает проблемная ситуация, подталкивающая учащихся выдвигать гипотезы для выхода из проблемы.
Я считаю, что оригинальность этого приема в том, что он способствует мыслительной деятельности учащихся и не дает учителю быть на уроке «безоружным», т.е. поставленным в тупиковую ситуацию, когда не хватает средств донести до ученика поставленную задачу.
Главным правилом таких уроков ставлю взаимоуважение и взаимопонимание; создание на уроках обстановки, когда невозможно осмеять даже самое глупое высказывание, когда ученики чувствуют свободу мысли, любое высказывание обстоятельно разбирается и определяется его рациональное звено.
Уроки конкретизации позволяют ребенку отработать новый способ
действия. Эти уроки провожу в форме уроков - путешествий, тематических экскурсий, уроков- практикумов, групповых форм работы. Большое значение на этом этапе решения учебной задачи уделяю работе с научной литературой (энциклопедии, учебные словари, научные тексты).
Для активизации учебной деятельности на уроке, помимо традиционной работы с учебником, применяю элементы игры: отгадывание ребусов, решение кроссвордов, пиктограмм и т.д., что позволяет детям развивать диалогическую и монологическую речи.
Учебную деятельность организую с помощью:
- работы в парах;
- групповой и индивидуальной работы.
Такие формы организации учебной деятельности помогают мне решить такие воспитательные задачи, как
- развитие коммуникативных качеств личности;
- возможность самореализации младших школьников;
- умению уважительно относиться к окружающим, к их мнению.
Уроки рефлексии позволяют ребенку самому оценить свой уровень
понимания сконструированного понятия. Использую метод самостоятельности. Все допущенные ошибки анализируются, и самостоятельно прорабатываются учеником с приведением новых примеров.
Уроки контроля, позволяющие увидеть продвижение учащихся в учебном
материале, провожу с помощью как традиционных методов (контрольная, самостоятельная работы, тестирование, математические и словарные диктанты, творческие работы по литературному чтению, сочинения) так и нетрадиционных - в виде тематических игр «Математическая карусель», «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?» и т. д..
Анализируя их, выявляю на основе поэлементного анализа пробелы в знаниях учеников, что служит основой коррекции времени изучения данного материала.
Формирование системы знаний определяю по устным ответам учащихся, логичности и последовательности построения ответа.
езультатом своей работы вижу положительную динамику в уровне развития интеллектуально- творческих способностей учащихся и уровня обученности:
- дети моего класса с желанием посещают школу;
- сформирован устойчивый учебно-познавательный интерес;
- на уроках учащиеся умеют выдвигать гипотезы, стараются грамотно задать вопрос, отвечают на вопросы, опираясь на научное подтверждение;
Результаты обученности учащихся за последние 5 лет
Годы |
Количество обучаемых
| Обученность СОУ | «Качество знаний» |
Вывод | |||
чел. | % | чел. | % | ||||
2006-2007 3 класс | 19 | 19 | 75 | 10 | 53 | Степень обученности высокая | |
2007-2008 4 класс | 19 | 19 | 76 | 11 | 58 | Степень обученности высокая | |
2008-2009 1 класс | 11 | 11 | - | - | - | Без учета знаний | |
2009-2010 2 класс | 11 | 11 | 73 | 6 | 55 | Степень обученности высокая | |
2010-2011 2 класс | 11 | 11 | 73 | 6 | 55 | Степень обученности высокая | |
Приложенная таблица показывает положительную динамику развития уровня обученности учащихся.
Еще до поступления детей в школу начинаю работу по предшкольному обучению, с целью выявления готовности ребенка к школе. На занятиях проводится диагностика готовности к школе, выявляются пробелы в определенных знаниях, а затем даются рекомендации родителям по устранению выявленных пробелов, для успешного обучения в 1 классе.
С первого года обучения на каждого ребенка заведено «Портфолио», в котором накапливаются все достижения ребенка.
Интеллектуально-творческая деятельность.
Одним из пунктов Стандартаобразования ориентированныхна становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника начальной школы»)является
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мирученик.
Поэтому начиная с первого класса, учащиеся являются активными участниками различных интеллектуальных и творческих мероприятий на всех уровнях (школьных, муниципальных, региональных, всероссийских).
Результаты деятельности за последние 3 года представлены в таблице.
Год, класс
|
муниципальный |
региональный |
международный | |||
| Кол-во чел. | Вид состязания | Кол-во чел. | Вид состязания | Кол-во чел. | Вид состязания |
2008- 2009 1 класс
|
|
| 1 | «ПОНИ» 2 тур Шундеева Анна (очень высокий результат) (сертификат участника) |
|
|
2009-2010 2 класс | 1 | Конкурс рисунков «Мой любимый учитель» 3 место Туровинина Евгения (диплом) | 3 | «ПОНИ» 1 тур (26, 35 баллов из 40) Эппингер Дмитрий, Шицина Елизавета, Свинташ Алексей (сертификат участника) | 1 | «Русский медвежонок» (95 баллов, в 100 лучших) Шундеева Анна (сертификат участника) |
2010-2011 3 класс |
|
| 3 | «ПОНИ» Эппингер, Шицина, Свинташ (сертификат участника) | 5 | «Русский медвежонок» Шундеева, Свинташ, Эппингер, Шицина, Иванский (сертификат участника) «Кенгуру» Волынкин, Эппингер, Иванский, Курбанова (сертификат участника)
|
2011-2012 4 класс |
|
| 4 | «ПОНИ» 1 тур Свинташ Алексей, Эппингер Дмитрий, Иванский Никита, Волынкин Руслан |
|
|
На школьном уровне учащиеся являются активными участниками различных конкурсов, которые проводятся ежегодно, а некоторые уже стали традиционными и дети с нетерпением их ждут и принимают в них очень активное участие. Это такие конкурсы как:
- конкурс газет на экологическую тему
- конкурс «Красная книга родного края»
- конкурс поделок из природного материала «Краски осени»
- конкурс новогодних поделок
- конкурс рисунков «Золотая осень»
- конкурс-выставка поделок из природного материала «Дары природы»
- конкурс рисунков и стихов «За безопасность движения»
- конкурс-выставка рисунков «Защитники Отечества»
- конкурс рисунков и стихов «Пусть всегда будет мама!» и др.
Есть и такая категория учащихся, которая не останавливается только на предложенных мною конкурсах, а сами проявляют инициативу и становятся их участниками (Эппингер Дмитрий – участник интеллектуально-творческого конкурса газеты «Вечерний Омск (неделя)» - стань молодым корреспондентом газеты. Диплом за высокий интеллектуальный и творческий потенциал – 2009 год).
Воспитательная работа.
Каждый учитель начальных классов, как известно, является классным руководителем. Задача классного руководителя не только обучать, но и воспитывать. Я воспитываю детей и на уроках и во время проведения различных внеклассных мероприятий.Для этого тщательно планируется вся воспитательная работа с учетом всех особенностей класса, в которую включаюразнообразные утренники, конкурсы, беседы и многое другое. Все дети принимают в них активное участие и с большим удовольствием.
В этом примере планирования легко отследить все приведенные примеры воспитательной работы:
План работы
1 четверть
| |||
Культура общения |
Физическая культура и здоровье
|
Учись познавать |
Учись трудиться |
Сентябрь
| |||
Помни Правила дорожного движения. 09.09. 10г.
|
Наш друг – светофор.
16.09.10г. |
1 сентября – «День знаний» Здравствуй, 3 класс! 01.09.10г. |
Помощь родителям в уборке урожая.
сентябрь |
Октябрь
| |||
Культура общения.
21.10.10г.
|
Что может носовой платок? 14.10.10г. |
Познай самого себя.
28.10.10г. |
«Прелести осени» - выставка поделок и рисунков из природного материала 01.10.10г.
|
2 четверть
| |||
Ноябрь
| |||
Этика и этикет.
11.11.10г.
|
Мы и наше здоровье. 18.11.10г. |
Утренник «Мамин праздник» 25.11.10г. |
Терпение и труд все перетрут. |
Декабрь
| |||
Школьный этикет. 02.12.10г.
|
Зимние каникулы. 20.12.10г. |
На пороге Новый год
23.12.10г. |
«Мастерская Деда Мороза» декабрь |
3 четверть
| |||
Январь
| |||
Правила этикета: знакомство.
19.01.11г. |
Беседа «Кожа человека и ее здоровье. 26.01.11г. |
Святки.
07.01.11г. |
«Видимое» искусство. в течение месяца
|
Февраль
| |||
Правила этикета: как дарить подарки. 02.02.11г. |
Вперед, мальчишки! 23.02.11г. |
Посещение школьного музея «Боевой и трудовой славы» 16.02.11г.
|
Началось все с колеса… 09.02.11г. |
И т.д.
Работа с родителями.
Социальные изменения, произошедшие в последнее пятилетие в образовании, и ориентация на принятие школами модели профильного обучения диктуют необходимость тесного взаимодействия с родителями обучающихся. Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся воспитательных задач.
Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребенка, мотивации учения и выявления причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.
Поэтому всю работу с родителями стараюсь спланировать с учетом этих требований. Представляю один из примеров планирования:
План работы с родителями
Месяц |
Родительские собрания
|
Тематические консультации |
Индивидуальные консультации |
Совместные дела с классом
|
Сентябрь | «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка» |
|
|
Праздник «Здравствуй, 3 класс!» |
Октябрь | «Трудовое участие ребенка в жизни семьи» |
|
| Экскурсия в осенний лес |
Ноябрь | Заседание родительского комитета (по плану) |
| Эмоциональные проблемы учащихся (консультации для родителей) |
Утренник «Мамин праздник»
|
Декабрь | «Воображение и его роль в жизни ребенка» |
|
| Праздничная встреча Нового года |
Январь |
| Консультация социального педагога для родителей трудных учащихся |
|
|
Февраль | Заседание родительского комитета(по плану) |
|
|
Вперед, мальчишки! |
Март | «Телевидение в жизни младшего школьника» |
|
| Утренник к 8 Марта «Вот какие бабушки у нас!» |
Апрель |
|
| Консультации по возникшим вопросам учебного процесса |
|
Май |
|
|
| 9 Мая – митинг «Салют, Победа!» |
Считаю проблемы, поставленные мною, решенными не до конца. Думаю, что новые проблемы, которые появляются в обучении, связанные в первую очередь с падением интереса к образованию в целом. Пути решения их вижу в применении новых технологий, а для этого необходима оснащенность школы современными средствами обучения.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты