Сажина Лариса Алексеевна

сайт учителя начальных классов

Профессия: учитель начальных классов

Профессиональные интересы: Научить детей учиться

Увлечения: Игровые виды спорта, походы

Регион: Омская область

Населенный пункт: с. Нижнеиртыш, Саргатский район

Место работы: МОУ "Нижнеиртышская СОШ"

Звание, ученая степень: не имею

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/sazhina-larisa-alekseevna

О себе

 

Мне 40 лет, замужем, имею сына 10 лет.

В 1991 году с отличием закончила Саргатское педагогическое училище по специальности «Преподавание в начальных классах в общеобразовательной школы».

В МОУ «Нижнеиртышская СОШ» в должности учителя начальных классов работаю с 1991 года.

Имею 20-летний стаж работы и ll квалификационную категорию (присвоена в 2010г).

Заочно обучаюсь в Омском педагогическом университете.

         

Мой взгляд на мир

Мир был бы лучше, если все люди были бы терпимее и добрее друг к другу.  

Мои достижения

   Награждена почетной грамотой отделом образования за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся – 2002 год; грамотой Центра «Снейл» за подготовку участников l Всероссийского конкурса-игры по физической культуре «Орленок» и пропаганду здорового образа жизни среди воспитанников – 2011 год; Сертификатом Центра дополнительного образования «Одаренный школьник» (ЦДООШ) за участие в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» - 2011 год; Сертификатом ЦДООШ за участие в международной математической игре-конкурсе «Кенгуру» - 2011 год; Благодарственным письмом НОУ «Центр дополнительного образования «Перспектива»» и БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»за участие в региональном конкурсе «ПОНИ» (Пойми! Открой! Найди! Исследуй!) – 2010 год. 

Моё портфолио

 

На протяжении нескольких лет работала над методической темой по чтению «Пути совершенствования техники чтения у детей младшего школьного возраста».  Работая над этой темой, я пришла к выводу, что от умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. В ходе проведения игры и занимательных упражнений можно прививать учащимся любовь к книге, формировать у них навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать над текстом.

Результаты достаточно высокие

(4 класс (2007-2008 уч.год) из 18 учащихся:

выше нормы техники чтения читало - 15 учащихся,

норму – 1 учащийся,

ниже нормы – 2 учащихся;

1 класс(2008-2009 уч. год) из 11 учащихся:

выше нормы – 10 учащихся,

ниже нормы – 1 (с разницей чтения в 3 слова))

и свидетельствуют о целесообразности использования специальных приемов и упражнений, включенных для обучения чтению вслух и молча. Но необходимо учитывать, что темп чтения индивидуален для каждого учащегося. Опыт работы по методической теме был представлен на школьном методическом объединении учителей начальных классов.

В связи с внедрением со следующего учебного года (2012-2013) в нашем учебном заведении экспериментальной площадки ФГОС среднего звена, я решила в этом учебном году проработать новую методическую тему "Развитие умений самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике», т.к воснове Стандарта лежит  системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

Слежу за новинками методической литературы, являюсь подписчиком журнала «Начальная школа», использую в работе различные словари, справочники, энциклопедии, журналы и другие пособия. Использую опыт коллег по работе, посещая открытые уроки и участвуя в работе МО учителей начальных классов, семинарах.

 

                 Анализ работы.

Главное назначение начальной школы состоит в том, чтобы научить детей осознанному чтению, письму и счету, правильной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; воспитывать средствами каждого учебного предмета лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию творческих способностей.

В связи с этим вся работа планируется по направлениям:

- учебная деятельность,

- интеллектуально-творческая деятельность,

- воспитательная работа,

- работа с родителями.

           Учебная деятельность.

Уметь учиться – значит уметь эффективно выполнять учебную деятельность.

Жизнь современного школьника, его учебная деятельность существенно изменилась. Уметь учиться в современных условиях – это уметь выбирать виды и формы своей учебы, рассчитывать на свои силы, планировать свою работу в течение дня и на более долгосрочный период; использовать современные средства и способы получения информации; вырабатывать, проявлять и аргументированно отстаивать собственное мнение и даже уметь отказываться от избытка информации, от участия в мероприятиях, если оно создает угрозу здоровью или по другим основаниям.

Основными целями своей учебной деятельности считаю:

- обеспечение успешного освоения всеми учащимися программы начального образования;

-создание  условий для реализации способностей учащихся;

- формирование  умения учиться.

Для достижения поставленных  целей в процессе  учебной работы ставлю перед собой следующие задачи:

- формировать у ребёнка новый тип мышления - теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без  подсказки;

- воспитать интерес к познанию, к поиску новых источников информации;

- создать условия для проявления таких личностных  качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной   деятельности и за её пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;

-  развивать желание и умение учиться.

В своей работе опираюсь на принципы, позволяющие выйти на творчество детей:

- принцип научности (содержание обучения, ориентированное на формирование научно-теоретического мышления, диалектическое обобщение знаний способствует становлению  положительной мотивации);

-принцип достаточного уровня сложности, обеспечивающий психологическое развитие учащихся;

-принцип единства обучения и воспитания (учебный материал становится личностно- значимым);

- принцип наглядности и теоретического мышления;

- принцип справедливости и обоснованности требований (к детям должны предъявляться высокие требования - высокие, но справедливые).

Работу по формированию у детей теоретического мышления веду как на уроках, так и через  внеурочную деятельность.

Формирование познавательной деятельности осуществляется в соответствии с намеченными целями и задачами. «Инструментами», при помощи которых формируются познавательная деятельность, служат методы, приёмы и средства обучения и воспитания.

Основным средством обучения, как в системе развивающего обучения, так и в  традиционной системе,  остаётся урок.

Свою урочную деятельность строю в соответствии с логикой развёртывания учебного материала:

Постановочный урок - это урок, на котором перед детьми ставлю учебную

задачу, т.е. демонстрирую несовершенство старого, освоенного способа действий, находящегося в поставленной задаче.

На этих уроках использую метод проблемной ситуации. Основным приемом ставлю ситуацию «успеха», в которой учащийся свободно владеет уже открытым способом действия. Однако, в определенный момент «старый» способ перестает работать. Проблема ставится в игровой форме. Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова», персонаж Карлосон перед детьми ставит такую учебную задачу:

«Какую букву поставить вместо пропусков в следующем предложении?

Петя в л_су встретил рыжую л_су

       На уроках решения учебной задачи использую форму организации

учебной деятельности – дискуссию, где учащиеся выдвигают гипотезы и предлагают способы их проверки. На этих уроках дети получают основы научного исследования, так как понятие не дается им в готовом виде.

Для того чтобы учебная задача была успешно решена, использую такие приемы:

- работа с источниками (учебный словарь, учебник и т.д.);

- моделирование (изображение величины с помощью схемы, рисунка);

- мыслительные (представления).

Например, при решении вышепоставленной учебной задачи, ситуацией успеха была ситуация, когда дети к этому моменту овладели способом нахождения орфограмм слабых позиций. Для того чтобы написать текст без ошибок, им достаточно было воспользоваться орфографическим словарем, либо на месте орфограммы поставить прочерк. Усложнение задачи состояло в том, чтобы у детей возник вопрос: «Одинаковую ли работу выполняет звук «и» в словах «в л_су» и «л_су»? С одной стороны, звучат они одинаково, с другой - это разные слова по значению. Ответ на вопрос учащиеся ищут в орфографическом словаре и убеждаются, что проверенный способ в этой ситуации не работает. Возникает проблемная ситуация, подталкивающая учащихся выдвигать гипотезы для выхода из проблемы.

Я считаю, что оригинальность этого приема в том, что он способствует мыслительной деятельности учащихся и не дает учителю быть на уроке «безоружным», т.е. поставленным в тупиковую ситуацию, когда не хватает средств донести до ученика поставленную задачу.

Главным правилом таких уроков ставлю взаимоуважение и взаимопонимание; создание на уроках обстановки, когда невозможно осмеять даже самое глупое высказывание, когда ученики чувствуют свободу мысли, любое высказывание обстоятельно разбирается и определяется его рациональное звено.

Уроки конкретизации позволяют ребенку отработать новый способ

действия. Эти уроки провожу в форме уроков - путешествий, тематических экскурсий, уроков- практикумов, групповых форм работы. Большое значение на этом этапе решения учебной задачи уделяю работе с научной литературой (энциклопедии, учебные словари, научные тексты).

Для активизации учебной деятельности на уроке, помимо традиционной работы с учебником, применяю элементы игры: отгадывание ребусов, решение кроссвордов, пиктограмм и т.д., что позволяет детям развивать диалогическую и монологическую речи.

Учебную деятельность организую с помощью:

- работы в парах;

- групповой и индивидуальной работы.

Такие формы организации учебной деятельности помогают мне решить такие воспитательные задачи, как

- развитие коммуникативных качеств личности;

- возможность самореализации младших школьников;

- умению уважительно относиться к окружающим, к их мнению.

Уроки рефлексии позволяют ребенку самому оценить свой уровень

понимания сконструированного понятия. Использую метод самостоятельности. Все допущенные ошибки анализируются, и самостоятельно прорабатываются учеником с приведением новых примеров.

Уроки контроля, позволяющие увидеть продвижение учащихся в учебном

материале, провожу с помощью как традиционных методов (контрольная, самостоятельная работы, тестирование, математические и словарные диктанты, творческие работы по литературному чтению, сочинения) так и нетрадиционных - в виде тематических игр «Математическая карусель», «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?» и т. д..

Анализируя их, выявляю на основе поэлементного анализа пробелы в знаниях учеников, что служит основой коррекции времени изучения данного материала.

Формирование системы знаний определяю по устным ответам учащихся, логичности и последовательности построения ответа.

езультатом своей работы вижу положительную динамику в уровне развития интеллектуально- творческих способностей учащихся и уровня обученности:

- дети моего класса с желанием посещают школу;

- сформирован устойчивый учебно-познавательный интерес;

- на уроках учащиеся умеют выдвигать гипотезы, стараются грамотно задать вопрос, отвечают на вопросы, опираясь на научное подтверждение;

 

Результаты обученности учащихся за последние 5 лет

 

 

Годы

 

Количество обучаемых

 

Обученность

СОУ

«Качество знаний»

 

 

Вывод

чел.

%

чел.

%

2006-2007

3 класс

19

19

75

10

53

Степень обученности высокая

2007-2008

4 класс

19

19

76

11

58

Степень обученности высокая

2008-2009

1 класс

11

11

-

-

-

Без учета знаний

2009-2010

2 класс

11

11

73

6

55

Степень обученности высокая

2010-2011

2 класс

11

11

73

6

55

Степень обученности высокая

        

 

Приложенная таблица показывает положительную динамику развития уровня обученности учащихся.

Еще до поступления детей в школу начинаю работу по предшкольному обучению, с целью выявления готовности ребенка к школе. На занятиях проводится диагностика готовности к школе, выявляются пробелы в определенных знаниях, а затем даются рекомендации родителям по устранению выявленных пробелов, для успешного обучения в 1 классе.

С первого года обучения на каждого ребенка заведено «Портфолио», в котором накапливаются все достижения ребенка.

 

Интеллектуально-творческая деятельность.

Одним из пунктов Стандартаобразования ориентированныхна становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника начальной школы»)является

            - любознательный, активно и заинтересованно познающий мирученик.

Поэтому начиная с первого класса, учащиеся являются активными участниками различных интеллектуальных и творческих мероприятий на всех уровнях (школьных, муниципальных, региональных, всероссийских).

 

Результаты деятельности за последние 3 года представлены в таблице.

 

 

Год, класс

 

 

муниципальный

 

региональный

 

международный

 

Кол-во чел.

Вид состязания

Кол-во чел.

Вид состязания

Кол-во чел.

Вид состязания

2008-

2009

1 класс

 

 

 

1

«ПОНИ»

2 тур

 Шундеева Анна (очень высокий результат)

(сертификат участника)

 

 

2009-2010

2 класс

1

Конкурс рисунков

«Мой любимый учитель»

3 место

Туровинина Евгения

(диплом)

3

«ПОНИ»

1 тур

(26, 35 баллов из 40) Эппингер Дмитрий, Шицина Елизавета,

Свинташ Алексей

(сертификат участника)

1

«Русский медвежонок» (95 баллов, в 100 лучших) Шундеева Анна

(сертификат участника)

2010-2011

3 класс

 

 

3

«ПОНИ»

Эппингер, Шицина, Свинташ

(сертификат участника)

5

«Русский медвежонок»

Шундеева, Свинташ, Эппингер, Шицина, Иванский

(сертификат участника)

«Кенгуру»

Волынкин, Эппингер,

Иванский, Курбанова

(сертификат участника)

 

 

2011-2012

4 класс

 

 

4

«ПОНИ»

1 тур

Свинташ Алексей, Эппингер Дмитрий,

Иванский Никита,

Волынкин Руслан

 

 

 

            На школьном уровне учащиеся являются активными участниками различных конкурсов, которые проводятся ежегодно, а некоторые уже стали традиционными и дети с нетерпением их ждут и принимают в них очень активное участие. Это такие конкурсы как:

- конкурс газет на экологическую тему

- конкурс «Красная книга родного края»

- конкурс поделок из природного материала «Краски осени»

- конкурс новогодних поделок

- конкурс рисунков «Золотая осень»

- конкурс-выставка поделок из природного материала «Дары природы»

- конкурс рисунков и стихов «За безопасность движения»

- конкурс-выставка рисунков «Защитники Отечества»

- конкурс рисунков и стихов «Пусть всегда будет мама!» и др.

            Есть и такая категория учащихся, которая не останавливается только на предложенных мною конкурсах, а сами проявляют инициативу и становятся их участниками (Эппингер Дмитрий – участник интеллектуально-творческого конкурса газеты «Вечерний Омск (неделя)» - стань молодым корреспондентом газеты. Диплом за высокий интеллектуальный и творческий потенциал – 2009 год).

 

Воспитательная работа.

            Каждый учитель начальных классов, как известно, является классным руководителем. Задача классного руководителя не только обучать, но и воспитывать. Я воспитываю детей и на уроках и во время проведения различных внеклассных мероприятий.Для этого тщательно планируется вся воспитательная работа с учетом всех особенностей класса, в которую включаюразнообразные утренники, конкурсы, беседы  и многое другое. Все дети принимают в них активное участие и с большим удовольствием.

            В этом примере планирования легко отследить все приведенные примеры воспитательной работы:

 

 

 

План работы

 

 

1 четверть

 

 

Культура общения

 

Физическая культура и здоровье

 

 

Учись познавать

 

Учись трудиться

 

Сентябрь

 

 

Помни Правила дорожного движения.

09.09. 10г.

 

 

Наш друг – светофор.

 

16.09.10г.

 

1 сентября – «День знаний»

Здравствуй, 3 класс!

01.09.10г.

 

Помощь родителям в уборке урожая.

 

сентябрь

 

Октябрь

 

 

Культура общения.

 

21.10.10г.

 

 

Что может носовой платок?

14.10.10г.

 

Познай самого себя.

 

28.10.10г.

 

«Прелести осени» - выставка поделок и рисунков из природного материала

01.10.10г.

 

 

 

2 четверть

 

 

Ноябрь

 

 

Этика и этикет.

 

11.11.10г.

 

 

Мы и наше здоровье.

18.11.10г.

 

Утренник «Мамин праздник»

25.11.10г.

 

Терпение и труд все перетрут.

 

Декабрь

 

 

Школьный этикет.

02.12.10г.

 

 

Зимние каникулы.

20.12.10г.

 

На пороге Новый год

 

23.12.10г.

 

«Мастерская Деда Мороза»

декабрь

 

 

3 четверть

 

 

Январь

 

 

Правила этикета: знакомство.

 

19.01.11г.

 

Беседа «Кожа человека и ее здоровье.

26.01.11г.

 

 

Святки.

 

07.01.11г.

 

 

«Видимое»  искусство.

в течение месяца

 

 

Февраль

 

 

Правила этикета: как дарить подарки.

02.02.11г.

 

Вперед, мальчишки!

23.02.11г.

 

Посещение школьного музея «Боевой и трудовой славы»

16.02.11г.

 

 

Началось все с колеса…

09.02.11г.

 

И т.д.

Работа с родителями.

            Социальные изменения, произошедшие в последнее пятилетие в образовании, и ориентация на принятие школами модели профильного обучения диктуют необходимость тесного взаимодействия с родителями обучающихся. Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся воспитательных задач.

            Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребенка, мотивации учения и выявления причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.

            Поэтому всю работу с родителями стараюсь спланировать с учетом этих требований. Представляю один из примеров планирования:

 

План работы с родителями

 

 

 

Месяц

 

Родительские собрания

 

 

Тематические консультации

 

Индивидуальные консультации

 

Совместные дела с классом

 

Сентябрь

«Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»

 

 

 

Праздник «Здравствуй, 3 класс!»

Октябрь

«Трудовое участие ребенка в жизни семьи»

 

 

Экскурсия в осенний лес

Ноябрь

Заседание родительского комитета (по плану)

 

Эмоциональные проблемы учащихся (консультации для родителей)

 

Утренник «Мамин праздник»

 

Декабрь

«Воображение и его роль в жизни ребенка»

 

 

Праздничная встреча Нового года

Январь

 

Консультация социального педагога для родителей трудных учащихся

 

 

Февраль

Заседание родительского комитета(по плану)

 

 

 

Вперед, мальчишки!

Март

«Телевидение в жизни младшего школьника»

 

 

Утренник к 8 Марта «Вот какие бабушки у нас!»

Апрель

 

 

Консультации по возникшим вопросам учебного процесса

 

Май

 

 

 

9 Мая – митинг «Салют, Победа!»

Считаю проблемы, поставленные мною, решенными не до конца. Думаю, что новые проблемы, которые появляются в обучении, связанные в первую очередь с падением интереса к образованию в целом. Пути решения их вижу в применении новых технологий, а для этого необходима оснащенность школы современными средствами обучения.

Добавить грамоту в портфолио