Самошина Наталья Николаевна

Сайт учителя русского языка и литературы

Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. - В. Белинский

Профессия: Учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: Углублённое изучение русского языка и литературы

Увлечения: Этимология

Регион: Москва

Населенный пункт: Город Москва, микрорайон Бибирево

Место работы: ГБОУ СОШНО №388 "Школа надомного обучения"

Звание, ученая степень: Не имею

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/samoshina-natalya-nikolaevna
Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
А. Куприн

О себе

Самошина Наталья Николаевна:

  • Квалификационная категория – первая, 25 декабря 2012 год.
  • Образование – высшее, Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской,  1977 год, факультет русского языка и литературы.
  • Учёная степень или звание - не имею.
  • Общий трудовой стаж - 41 год, 9 месяцев.
  • Общий педагогический стаж - 25 лет.
  • Стаж работы в должности, по которой проходит аттестацию - 25 лет.
  • Стаж работы в данном учреждении - 4,5 года.
  • Система повышения квалификации и переподготовки - ГОУ Лицей информационных технологий №1537, май 2012 год, по теме "Технология построения курсов с ИКТ-поддержкой в преподавании русского языка и литературы".

·           Награды, полученные аттестуемым:

1.      Правительство Москвы Департамент образования г. Москвы – грамота за плодотворную работу в деле воспитания и обучения детей школьного возраста.

2.      Диплом за победу в конкурсе «Труд учителя – гордость района».

3.      Почётная грамота Департамента образования г.Москвы (СВОУО) за добросовестный труд в системе образования и личный вклад в дело обучения и воспитания юных москвичей.

4.      Грамота за личный вклад в подготовку  празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне с вручением памятного знака – «НИКА».

5.      Грамота СВАО г. Москвы за личный вклад в подготовку и участия творческих коллективов школы в районных мероприятиях.

6.      Правительство Москвы Департамент образования г. Москвы – грамота за многолетнюю плодотворную работу.

7.      Грамота Северо-Восточного учебного округа за большой вклад в развитие школы, внедрение новых технологий обучения в учебно-воспитательный процесс.

8.      Департамент культуры г. Москвы. Городской семейный конкурс «70 лет битве под Москвой»  Диплом 1 степени в номинации «Стихи о войне».

9.      Диплом Государственного природоохранного бюджетного учреждения в литературном конкурсе «Лес-фронту».

10.  Диплом Общественного Движения ДОБРЫЕ ЛЮДИ МИРА с вручением наградного знака - медали «ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД».


 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Д. Гранин "Иду на грозу"

Мой взгляд на мир

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое.

Мои достижения

 

Интегрированный урок русского и английского языка рассчитан на учащихся 8-х классов.

Ход урока

У-1 -учитель русского языка,

У-2 -учитель английского языка.

Учащиеся рассаживаются по группам (2 группы)

Этап урока

Ход урока

Примечания

1. Введение в тему урока

У-2

 

У-1

Приветствие

 

Look at this word, please.How do you think what they have in common?

рельс, клуб, бокс, бифштекс, пудинг, чемпион, сквер, хулиган

Откройте словарь и посмотрите значения данных слов.

Что они означают? Каково их происхождение?

– Эти слова попали в русский язык из английского языка.

Это заимствованные слова.

 

 

Слайд №1

2. Тема

 

У 1

 

3. Цели и задачи

 

У-2

 

– Тема нашего урока «Заимствованные слова»

Сегодня на урокемы познакомимся с некоторыми английскими заимствованиями,

Выясним какими путями они проникли в русский язык, будем учиться узнавать английские заимствования. Выясним насколько русский язык отличается от английского?

Let’s start our lesson. Please read the text number 1 and let’s compare English and Russian.

Ребята читают и переводят текст № 1.

How do you think is English difficult language? And Russian? Why? Why not?

Look at the map on the screen and say: Which languages contributed to the formation of English? And what languages contributed to the formation of Russian?

 

 

Слайд №2

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №3

4.

 

У-1

Итак, как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? – ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА

 

Устный опрос:

– Как называется словарный состав языка? ЛЕКСИКА

– Какая наука изучает словарный состав языка? ЛЕКСИКОЛОГИЯ

– Как может пополняться лексика? ЗАИМСТВОВАНИЕ

– Дайте определение заимствованных слов? Почему они так названы?

СЛОВА, ПРИШЕДШИЕ В ЯЗЫК ИЗ ДРУГИХ ЯЗЫКОВ

– Из каких языков к нам приходят новые слова?

ФРАНЦУЗСКОГО: балет, партер, пейзаж,

ИТАЛЬЯНСКОГО: ария, серенада, баритон,

НЕМЕЦКОГО: лагерь, солдат, браунинг.

АНГЛИЙСКОГО: футбол, скейтборд, уик-энд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №4

 

5. Практическая работа

 

 

У-1

– На ваших листах написаны русские слова, попробуйте объяснить лексическое значение слов с помощью английского языка. Запишите рядом английские слова, обозначающие эти понятия.

Футбол – football (ступня, мяч)
Кроссворд – crossword (пересекать, слово)
Гринпис – green peace (зеленый, мир)
Секонд хенд – second hand (вторая рука)
Спикер – speaker (говорящий)
Ток-шоу – talk-show (говорить, показ)
Хенд-мейд – Hand made (рука, делать)
Сноуборд – snowboard (снег, доска)
Тайм-аут – time out (время, вне)
Скейтборд – skateboard (коньки, доска)

– В русском языке для понимания этих слов мы обращаемся к первоисточнику.

 

 

 

Слайд №5

6.Самостоятельная работа в группах

У-2

–Почему происходит заимствования?

Мы попробуем ответить на этот вопрос после самостоятельной работы в группах.

– Перед вами бланки с заданием (у каждого ученика, нужно английские слова распределить по тематическим группам и написать обозначение этого понятия по-русски, не пользуясь словарем).

Если вся группа справилась с работой – поднимаем руки.

(Можно группе заполнять один бланк)

mixer printer ,diving , broker, shaker ,browser ,bowling, image, security, toaster, scanner, biker, poster, provider, jumper ,notebook, sprinter ,hit ,realtor, second-hand , Internet, match, jazz ,producer

image

– Проверим, один выступает от группы, читает слово и объясняет толкование, каждая группа – 1 тематическую группу слов (можно попробовать по-английски).

Оценивается работа всей группы.

Остальные дописывают, исправляют.

– Вызвал у вас трудности перевод и понимание данных слов? (нет, легко было догадаться о значении после произношения слова)

– В каких областях больше заимствований? Почему?

(Быт, компьютер, спорт, культура, профессии)

 Слайд №6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №7

7.

У-1

Сделайте вывод, – Каковы причины заимствований?

(Учащиеся делают предположения, затем открываем слайд, читают учащиеся)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основными причинами заимствований являются следующие:

  • Исторические контакты народов.
  • Необходимость названия новых предметов и явлений.
  • Языковая мода.
  • Когда слово-заимствование заменяет целый описательный оборот (мотель – вместо гостиница для автотуристов; фристайл – фигурное катание на лыжах и др.).
  • Когда необходимо детализировать понятие (для обозначения особого вида варенья – джем из английского языка).
  • В языке закрепляются заимствованные слова, похожие по структуре.

 

 Слайд №8

8. Подведение итогов. Рефлексия

 

 

У-1

Какая тема нашего урока?

Какие слова называются заимствованными?

 

9. Домашнее задание

У-2

На бланке с заданиями вы видите предложения, которые вам нужно отредактировать. Те английские слова, использование которых, по вашему мнению, неуместно, замените русскими синонимами.

  1. Работая на компьютере, я с подругой каждый вечер выхожу в Интернет. +
  2. Мама получила замечательный презент (подарок) на день рождения! -
  3. Мой брат любит слушать джаз. +
  4. После ланча я вышла на улицу. +/-
  5. Мой бой-френд (друг) такой клевый (умный)! -
  6. Маме подарили миксер. +
  7. Раскованная походка и независимый взгляд – необходимое условие для тинейджера начала 21 века. +/-
  8. В моей комнате много постеров (плакатов) с фотографиями суперстар (звезд кино, эстрады). –
  9. На авторадио каждый вечер можно услышать хиты 90-х.+

Сегодня на экраны кинотеатров выходит один из блокбастеров года – фильм “Аватар”.-

 Слайд №9

 

 

Добавить грамоту в портфолио