Главные вкладки
Смирнова Светлана Викторовна
сайт учителя-дефектолога
Профессия: учитель-дефектолог первой категории
Профессиональные интересы: образование, педагогика
Увлечения: путешествия и рукоделие
Регион: Республика Марий Эл
Населенный пункт: г.Йошкар-Ола
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 5 "Хрусталик"г.Йошкар-Олы"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/s-v-smirnovaО себе
Педагог со стажем 23 года
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Книги по педагогике
Моё портфолио
Работая на протяжении нескольких лет с детьми с нарушениями зрения, я убедилась, что у них хуже развиты пространственные представления, возможности ориентировки, испытывают затруднения в употреблении пространственных терминов. Вследствие слабовидения, нарушена микро- и макроориентировка. Изобразительная деятельность, математика, музыкальные и физкультурные занятия раскрывают эти недостатки.
Поэтому с выбором темы я определилась сразу: «Освоение детьми с патологией зрения ориентировки в окружающем пространстве посредством дидактических игр и упражнений». Эта тема является актуальной в работе с детьми со зрительными нарушениями, так как пространственные представления таких детей не точны, фрагментарны. Овладеть навыками ориентировки спонтанно, без обучения дети не смогут.
Игра-ведущий вид деятельности детей, поэтому в процессе игр и игровых упражнений освоение осуществляется наиболее успешно, что и подтверждают результаты диагностики.
Обучение детей ориентировке в пространстве осуществляется по специально разработанным методикам, поэтапно. Каждый из этапов предполагает усложнение в формировании пространственных представлений. Для решения задач каждого этапа мною были разработаны дидактические игры, игровые упражнения, адаптированные для детей с нарушениями зрения. Дидактический и картинный материал применяется мною в индивидуально- коррекционной работе, а также на занятиях. Зрительная гимнастика и физкультминутки тоже способствуют формированию навыков ориентировки.
Для более углубленного понимания психологических проблем, индивидуальных особенностей детей с нарушениями зрения, мною были изучены монограммы и сборники известных ученых-тифлопедагогов и тифлопсихологов. Чтобы методически верно обучать детей, отражать специфику, знакомилась со специально разработанными методиками. Оказали помощь современные периодические издания: «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», «Дошкольная педагогика», «Дефектология» и др.
Чтобы процесс формирования пространственных представлений у детей с нарушенным зрением осуществлялся не спонтанно, время от времени, а на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, были составлены перспективные планы. Они отражают возрастные особенности и программные требования. Представленные конспекты фронтальных и индивидуальных занятий отражают методику обучения детей ориентировке в пространстве.
Мною было показано открытое мероприятие для городского методического объединения.
Проведены показательное занятие и консультация для студентов факультета педагогики и психологии МарГУ на тему: «Этапы обучения дошкольников с нарушениями зрения ориентировке в пространстве», представлены игры и игровые упражнения.
Дети с большим интересом воспринимают информацию, материал, если они предлагаются в игровой занимательной форме. Стараюсь, чтобы через весь воспитательно-образовательный процесс красной нитью проходила игра. С помощью игровых занятий легче организовать детей, заинтересовать, они начинают быстрее усваивать программные требования. Любая деятельность становится интересна для детей, а педагог, умеющий организовать игру, уважаем и любим детьми.
Я планирую продолжать работу по формированию пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения, обогатить знания детей по данной методике через современную литературу и периодические издания, средства массовых коммуникаций; пополнить кабинет тифлопедагога оригинальными играми и пособиями.
Самоанализ успешности
воспитательно-образовательной работы
В работе с детьми я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому, учитываю типологические и психологические особенности детей со зрительной патологией. Считаю, что лучше всего мне удается проведение индивидуально-коррекционной работы, занятий по ориентировке в пространстве, развитию зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировке.
Трудностей в организации не испытываю. Учитываю возрастные и индивидуальные особенности, зрительные возможности, настроение, интересы, желания.
За советом и помощью я обращаюсь к методисту детского сада, педагогам, имеющим опыт работы, высшую категорию, психологу, врачу-офтальмологу, медицинским сестрам. Коллеги помогают правильно построить работу с детьми, имеющими зрительную патологию, окажут помощь, дадут совет.
Со своими коллегами делюсь новинками литературы, публикациями и статьями в журналах. Провожу консультации, семинары-практикумы, выступаю на педагогических советах, организую выставки пособий и дидактических игр.
К проведению занятий и других видов детской деятельности стараюсь готовиться тщательно: заранее планирую, обсуждаю с коллегами, готовлю раздаточный и демонстрационный материал. Составляю краткий ход занятия: вопросы, предположительные ответы детей, задания, сюрпризные моменты, пальчиковую и зрительную гимнастики, физкультминутки в соответствии с тематикой.
Оценки успешности моей работы:
· организация психологических моментов - «отлично»;
· объяснения, показ, модулирование познавательной творческой деятельности - «хорошо»;
· включение игровых моментов - «отлично»;
· обеспечение качества воспитания - «отлично»;
· индивидуальная и дифференцированная работа с детьми - «отлично».
Добавить грамоту в портфолио