Рыбинцева Татьяна Васильевна

сайт учителя начальных классов

“Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.” Конфуций

Профессия: Учитель начальных классов

Профессиональные интересы: Педагогические мастерские

Увлечения: Плетение из бумаги

Регион: Ленинградская область

Населенный пункт: город Тихвин

Место работы: МОУ "СОШ№1" им.Героя Советского Союза Н.П.Фёдорова

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/rybintseva-tatyana-vasilevna
“Лучше простить, чем мстить.”
Питтак

«Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни,
самовыражение и самоутверждение,
в которых ярко раскрывается индивидуальная
самобытность каждого ребенка»
А.А.Сухомлинский
 

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ» -

НОВЫЙ ВИД ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

 

Т.В.Рыбинцева

 

 

 

Педагогические мастерские возникли не сами по себе. Сотрудничество с французской группой нового образования с коллегами из Международного движения «Педагоги за мир и взаимопонимание» и усилия российских учителей создали новую форму повышения квалификации преподавателей и обучения детей.

«Французская группа нового образования», движение возникло в 20-х годах нашего века, - независимое от правительства, партий и других организаций. Деятельность этой организации с 1984 года официально признана Министром образования Франции.

У истоков движения стояли такие знаменитые технологии, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жак Пиаже и другие. Существо системы считается «новой», «революционной», и выражается в следующих основных положениях:

1. Вызов традиционной педагогике (Образование должно стать иным, новым).

2. Личность с новым менталитетом.

3. Все способы (каждый человек обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности к овладению естественными и гуманитарными знаниями. Дело в методах, применяемых в процессе образования и развития).

4. Интенсивные методы обучения и развития личности:

            а) отношение учителя к ученику как к себе равному.

б) непростое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учеником с помощью метода практического отношения к существующим сведениям, самостоятельного решения творческих задач.

5. Новый тип педагога.

6. Пафос изложения педагогических идей и точный расчет психологического воздействия.

            В работе мастерской важен не только результат творческого поиска, а важен не меньше, а иногда и боше сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

            Итак, этапы мастерской:

  1. Индуктор – введение в тему.
  2. Деконструкция – хаос – предложение.
  3. Самоконструкция – групповая деятельность.
  4. Социализация – выступление в группах.
  5. Афиширование – показ, выставка.
  6. Разрыв – получение информации (книги, компьютер, словари).
  7. Рефлексия – окончание работы – выводы.

Этапы могут повторяться.

Сегодня уже существует некая типология этой формы работы. Есть мастерские творческого письма и пластики, построение знаний, разрушение педагогических стереотипов, мастерская «Как сделать мастерские». Каждая несет свой секрет, свою тайну познания, творчества. И тайна раскрывается в том случае, если весь процесс пережит вместе с мастером, если сам ученик, хотя бы на короткий срок, стал мастером, исследователем, творцом. И тогда процесс обучения становится оригинален и нужен как мастеру, так и каждому участнику мастерской. Рождается радость открытий, дарующая восторг собственного и ощущение собственной значимости и уважение к неповторимости другого. Это принцип радуги, многоцветия, где каждый цвет одинаково важен и не может быть заменен другим, контрастирует с ним и дополняет его. А истина как белый цвет дается лишь сложением всех цветов, ибо она есть целое.

И это, главное отличие мастерской от традиционного урока, лекции семинара.

Ибо даже самая лучшая традиционная форма несет в себе принцип «делай как я» или «делай лучше меня». Закон же мастерской: «делай по своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам».

Педагогическая мастерская реализует принципы проблемного обучения, она на них и построена. Вот некоторые из них:

·        Равенство всех учеников, включая мастера (все способы к творчеству, саморазвитию, к исследованию, человека в целом, себя лично).

·        Ненасильственное привлечение к процессу деятельности (Особый предмет разговора изобретение «индуктора», создание личностной мотивации).

Мастерская – это новый способ организации деятельности учеников. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу, но  внутри каждого здания школьники абсолютно свободны.

При всем разнообразии мастерских есть некий общий алгоритм процесса.

Сначала – «индуктор», начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это апеляция к ассоциативному и образному мышлению, это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания, чаще всего неожиданного для учеников в чем-то загадочное обязательно лично.

Второй этап – работа с материалом, с текстом, с красками, звуками, природными материалами, схемами. Это «деконструкция» превращения материала в «хаос» смещение явлений, слов, событий, тот первобытный хаос из которого когда-то родились свет и тьма. А за тем последует «реконструкция» создание своего мира, текста, рисунка, закона. Изобретение велосипеда.

Следующий этап (вернее не этап, а все что пронизывает всю работу) – соотнесение совей деятельности с деятельностью остальных. Это работа в малой группе, в диалоге, просто представление всем какого-то промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Французские коллеги называют это «социализацией». Трудно ее не переоценить. Задача ее не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

И вот тут начинается то, что является кульминацией творческого процесса – «разрыв». Разрыв, как озарение, как новое видение, как предмета, как переход к новому осознанию явления. И появляется информационный запрос. У каждого свой. Нужные словари, энциклопедии, учебники, компьютер. То, что мы обычно «спускаем» учебнику в традиционном преподавании предмета, он запрашивает сам, ищет самостоятельно, а иногда и с помощью товарища, мастера, учителя, родителя.

Последний образовательный этап – рефлексия. То, чему нам просто необходимо научиться. Самоанализ. На оценочные суждения: «Это хорошо, а это плохо», а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. А результат? Видимо, он зависит от типа мастерской. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. (Замена этих ложных стимулов самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием. «Похвала и порицание ребят рабство») – высказывание французских коллег.

Чередование индивидуальной и коллективной работы, групповой, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.

Важность не только и не столько результата творческого поиска, сколько самого процесса, в котором реализуются зоны проблемного обучения в некой иной, чем традиционная, методике, ибо чаще всего участники в мастерской идут методом проб и ошибок. 

О себе

Рыбинцева Татьяна Васильевна, 54 года, родилась в селе Верхняя-Теча, Курганской области. В 1979 году закончила педагогическое училище имени Абая, в городе Джамбуле, Казахской ССР. С 1979 года началась моя педагогическая деятельность.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Мудрые мысли" Конфуций, Саломон.

"Сердце отдаю детям" А Сухомлинский

Мой взгляд на мир

Я люблю жизнь, и всех людей, особенно детей.

Мои достижения

В 1989 году получила Грамоту Министерства Образования Казахстана, за плодотворную работу в воспитании и обучении детей, в 2000году -высшую категорию

Моё портфолио

Мне очень приятно видеть Вас на этой странице!

Здесь будут размещены разработки  для учителей начальных классов: сценарии, конспекты уроков, программы внеурочной деятельности.
На этой странице я размещу публикации моих учеников.
С удовольствием обменяюсь опытом работы. Буду признательна за отзывы.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы