Роман Владимирович Иванов

Баскетбол - наша игра

Профессия: тренер-преподаватель по баскетболу

Профессиональные интересы: баскетбол, легкая атлетика

Увлечения: Здоровый образ жизни

Страна: Россия

Регион: Вологодская область

Населенный пункт: Шексна

Место работы: МУ ДО "ДЮСШ"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/roman-vladimirovich-ivanov

О себе

Работаю тренером-преподавателем 22 года, начиная с 1996 года. 

Спорт всегда был одним из эффективнейших способов воспитания человека, сочетающего в себе в равной степени духовное богатство и физическое совершенство, тренировки способствуют укреплению тела, координации движений. Спорт воспитывает волю, дисциплинированность, быстрое мышление. Помимо этого, тренируясь в коллективе, человек получает бесценный опыт общения, учится понимать соперника. Постоянная работа над собой, ежедневное физическое напряжение и борьба за высокие результаты помогает преодолевать и жизненные барьеры и преграды. Оттачивая свое мастерство, спортсмен узнает о себе много нового, начинает прислушиваться к своему телу, искать способы решения конкретных проблем. Сопоставляя свое самочувствие и настроение с результатами, он рано или поздно находит причины и последствия спортивных неудач. Участие в соревнованиях помогает пополнить соревновательный опыт баскетболистов, испытать свои силы в схватке с достойным соперником. И даже если участие в соревнованиях не принесло громких побед, то те ошибки, которые были допущены, помогут скорректировать тренировочный процесс, направить обучающихся и тренера по верному пути. Соревнованиям отводится важное место в  воспитательной работе.  Кроме воспитания у обучающихся понятия об общечеловеческих ценностях, я, как педагог, серьезное внимание обращаю на этику спортивной борьбы на площадке и вне ее.  Стремлюсь к  цели сформировать у занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям (неспортивное поведение, взаимоотношения игроков, тренеров, судей и зрителей, допинг). Перед соревнованиями я   настраиваю игроков не только на достижение победы, но и проявление в поединке морально-волевых качеств. Соревнования могут быть средством контроля за успешностью воспитательной работы. Наблюдая за особенностями поведения и высказываниями баскетболистов во время соревнований, тренер может сделать вывод о сформированности у них необходимых духовно-нравственных качеств. Кроме этого, один из показателей качества освоения образовательной программы – это результаты участия в областных, межрегиональных, всероссийских соревнованиях. У моих воспитанниках этот показатель, как количественно, так и качественно на стабильно высоком уровне: из года в год обучающиеся занимают призовые места на соревнованиях не только регионального,  но и всероссийского уровня.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Библия  является основной книгой, которая сформировала мой внутренний мир.

Мой взгляд на мир

Современный спорт высших достижений характеризуется неожиданными скачками, обоснованных разработкой принципиально новых путей и решений в различных звеньях системы спортивной подготовки: в методике, организации, поиске и отборе одаренных спортсменов, обладающих уникальными способностями. Чтобы получить максимальный эффект, надо изменять психологию участников педагогического процесса, отказаться от устаревших методов и устремить свои взоры на нестандартные подходы, открывающие новые горизонты. Использование современных технологий  в практике обучения и воспитания является обязательным условием  интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся.  Мною используются  методы из различных педагогических технологий, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализации ее природного потенциала.

      Задача тренера-преподавателя – научить обучающихся методам сохранения своего здоровья, применяя в своей педагогической деятельности правдивую, научно обоснованную и достоверную информацию. Здоровьесберегающая работа включает и психологическое здоровье обучающихся. На тренировках используются общеразвивающие, специальные и корректирующие упражнения. Выполняется контроль над осанкой, правильным дыханием и соблюдением правил личной гигиены. Проводятся беседы и лекции по профилактике и предупреждению травматизма. На практических занятиях, проводимых на баскетбольной площадке, применяются специальные упражнения на укрепление различных групп мышц и связок. Необходимо очень внимательно присматриваться к состоянию каждого обучающегося, проводить измерение пульса, давления, обеспечить приём воды через  некоторый интервал времени, сочетать нагрузки с отдыхом и восстановительными мероприятиями, корректировать план занятия при необходимости. Здоровьесберегающая технология способствует снижению вероятности травм на учебно-тренировочных занятиях и во время соревновательной деятельности, способствует снижению усталости после значительной физической нагрузки, укреплению здоровья воспитанников и формированию стойкого интереса к систематическим занятиям спортом. Почти всегда бывает 1-2 обучающихся, требующих к себе отдельного внимания в той или иной части тренировки. Например, если спортсмен восстанавливается после повреждения или травмы, то с ним необходимо работать индивидуально параллельно с группой. Возможен также вариант, когда по каким-либо причинам спортсмену вместо общего группового упражнения лучше выполнить более полезное конкретно для него индивидуальное задание. Для этого я использую технологию личностно-ориентированного обучения.  Без  применения  технологии дифференцированного  обучения не обойтись практически на каждом занятии: поскольку группа разновозрастная,  тренеру постоянно приходится делить её на подгруппы. Это необходимо тогда, когда юные спортсмены разного возраста (или подготовленности) должны выполнить разный объём работы или работу с разной интенсивностью и т.д.   Организуя образовательный процесс, тренер-преподаватель осуществляет внутреннюю дифференциацию, т.к. учитывает индивидуальные особенности спортсменов, уровень физического развития, уровень спортивной подготовки; особенности психического развития личности (особенности памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и пр.); особенности характера и темперамента.

       У учащихся любого возраста обычно вызывают большой интерес различные игры с элементами любимого вида спорта. Такие игры не только позволяют совершенствоваться в условиях нестандартных ситуаций, но и снимают излишнее эмоциональное напряжение,  побуждают к творчеству. Игровая технология включает в учебно-тренировочные занятия не только общеразвивающие упражнения, но и эстафеты, подвижные игры, спортивные игры, такие как  как бадминтон, волейбол, футбол, гандбол. Я провожу соревнований как внутри, так и между учебно-тренировочными группами, применяю принципа системности и связи теории с практикой, принципа наглядности. Периодически на тренировках я использую интеллектуальный мяч 94Fifty Sensor Basketball,  а  также    записываю соревнования или элементы тренировочного процесса на видео. Это позволяет каждому обучающемуся при просмотре увидеть неточности в своих действиях, скорректировать свои действия в дальнейшем. Для развития у воспитанников необходимых мыслительных и физических процессов, которые позволяют решать проблемы и преодолевать препятствия как в учебно-тренировочном процессе, так и в соревновательной деятельности, тренером целенаправленно формируются такие условия, при которых воспитанники должны применять умения и навыки для преодоления искусственно-созданных препятствий на пути к достижению поставленной цели. Это дает возможность тренеру-преподавателю определить уровень сопротивляемости воспитанников к условиям, которые могут возникнуть при участии в соревнованиях, а  также проводить психологическую работу с воспитанниками, направленную на преодоление сложных ситуаций. Благодаря документам портфолио, достижения ученика сравниваются не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах. Итогом подобной стратегии является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба. Технология портфолио  является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования, также  предполагает активное вовлечение обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. Портфолио обучающихся – это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.) и продуктов различных видов деятельности, отражающий  индивидуальные  образовательные   достижения и отслеживающий личностный рост обучающегося,  динамику его продвижения в учебно-тренировочной  и других видах деятельности.

       Вообще же тренеру-преподавателю постоянно в своей работе приходится использовать самые различные известные технологии и собственные методические находки и открытия. Без этого невозможно воспитание и развитие боеспособной команды.

Мои достижения

Самообразование тренера-преподавателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к преподавателю самые высокие требования. Тренер-преподаватель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его обучающихся перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного преподавателя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.

Современный   баскетбол   за   последние   годы кардинально изменился. Увеличился уровень баскетбола, с точки зрения техники, увеличился уровень физической подготовки, ведущий к повышению нагрузок, использованию различных средств, методик позволяющих усилено развить физическую подготовку на конкурентно-способный уровень. Изменения в правилах игры, в частности, сокращение времени владения мячом привели к возрастанию темпа игры. Теперь необходимо выдерживать скорость выполнения игровых приемов без потери их эффективности, изменились тактические приемы ведения игры, требующие повышенной подготовки. Разрешение силовой борьбы при игре в защите, особенно при овладении мячом, отскочившим от кольца, также привело к повышению требований атлетической подготовки баскетболистов. Нужно обладать большой силовой подготовкой для борьбы за место под щитом, в борьбе за мяч в воздухе и при отборе, удержании мяча под кольцом.

Актуальность выбора темы самообразования «Круговая тренировка как метод организации учебно-тренировочного процесса» в том, что повышение уровня физической подготовленности квалифицированных баскетболистов одна из главных задач в подготовки команды. Для её увеличения необходимо использовать разнообразные приемы, методы, упражнения, порой заимствованные из других видов спорта. Продолжительность соревновательного периода в баскетболе 1,5-2 раза длиннее, чем в индивидуальных дисциплинах. Подготовительный период перед соревнованиями укорачивается, вследствие чего возникает задача становления спортивной формы в укороченные сроки. Решение данной задачи достигается различными способами. В том числе и круговой тренировкой, направленной на развитие общей физической подготовки. Из-за укороченного подготовительного периода нужно достичь необходимого уровня ОФП как можно быстрее.  Изучение данных научно-методической литературы позволило выявить, что применение круговой тренировки в процессе подготовки квалифицированных баскетболистов, построенной на основе интервального метода, позволяет значительно повысить эффективность тренировочного процесса на этапах специальной физической и предсоревновательной подготовки подготовительного периода. Практически программа занятий физическими упражнениями с использованием круговой тренировки оказала более выраженное влияние на функциональное состояние организма обучающихся, т.к. помимо благоприятного воздействия на показатели физической подготовленности, наблюдается более быстрое восстановление пульса после нагрузки. Что играет немаловажную роль в восстановлении во время игры

Моё портфолио

Тренер-преподаватель по баскетболу. Прохожу очередную аттестацию на высшую квалификацию педагогического работника.

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: