Горшенина Раиса Владимировна

Сайт учителя биологии

Идти вперёд - ни шагу назад

Профессия: Учитель биологии и химии

Профессиональные интересы: Экологическое направление, экспериментирование

Увлечения: кулинария

Страна: Россия

Регион: Самарская область

Место работы: ГБОУ СОШ с. Алексеевка "Образовательный центр"

Звание, ученая степень: отсутствует

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/raisa-vladimirovna-gorshenina
Семь раз отмерь-один раз отрежь
Русская народная пословица

Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными являются: 1.Повысить мотивацию к обучению химии, биологии, географии используя современные педагогические технологии, методики развивающего обучения. 2. Развивать творческое мышление, память, химическую, биологическую, географическую речи учащихся. 3. Создать на уроке оптимальные условия для развития каждого школьника. Для реализации поставленных задач использую современные педагогические технологии, методики развивающего обучения. Планирую различные виды деятельности учащихся на уроке, что делает урок интересным. Обязательно на каждом уроке присутствует работа с рабочей тетрадью, учебником. На уроках географии учащиеся работают с настенными картами, картами атласа, контурными картами. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. К каждому уроку отбираю и разрабатываю главные вопросы содержания, определяю рациональную методику. Использую в своей работе дифференцированный подход в обучении. Дифференцирую задания по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи снижалась. Для подобной дифференциации у меня накоплен дидактический материал с образцами выполнения заданий, памятки-опоры, памятки-алгоритмы. В 8 классе по химии составила памятки-алгоритмы для определения степени окисления, по географии составила памятки-опоры по географическому положению материка, страны, по составлению характеристик рек, природных зон и т. д. Создание положительной мотивации учения способствует формированию навыков самообразования, развивает у учащихся познавательную активность и самостоятельность. Учащиеся по моим предметам часто по своему желанию делают рефераты, сообщения к урокам, во время проведения предметных недель. Возможности школьников различны, важно побудить мыслительный процесс ученика. Для этого использую в своей работе различные методы: исследовательский, поисковый, метод проблемных ситуаций и иное логико-содержательное построение урока. На уроке в 8 классе по химии «Степень окисления» создаю проблему : неорганических веществ на Земле более 500000. Возможно ли запомнить названия и формулы такого количества веществ ? В конце урока учащиеся приходят к решению данной проблемы: составить формулу неорганического вещества можно, зная степень окисления х. э., а степень окисления можно определить по положению х. э. в таблице «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». В 8 классе по «Географии ЕАО» учащиеся выполняют проекты по темам «Растительный мир ЕАО», «Животный мир ЕАО», «Охранные объекты на территории ЕАО» и оформляют их на компьютере в виде презентаций. Считаю важным включение учащихся в познавательную деятельность на каждом этапе урока. А так как ученики имеют разный уровень познавательных способностей, разную степень обученности, подбираю рациональные виды работ, создаю ситуацию успеха, которая является важным условием для формирования мотивации и развития учащихся. Учитывая реальные возможности всех детей, организую продуктивную деятельность всего класса, осуществляя дифференцированное обучение на уроке. Важным моментом в химии является развитие навыков исследовательской деятельности, которые вырабатываю на уроках-практикумах. Считаю, что основная проблема урока - повышение качества знаний учащихся. Поэтому на уроке учу детей выделять главное в излагаемом материале. Для реализации этой задачи анализирую содержание раздела «Основные знания и умения учащихся». При изучении нового материала использую приемы и методы, способствующие развитию памяти, внимания и мышления - эвристические, исследовательские. Для более подготовленных учащихся применяю карточки-инструкции, для слабоуспевающих-тесты с выбором ответа, яркие слайды, неоднократные повторения, игровые моменты. Развитию учащихся способствуют и применяемые мною формы организации обучения. Основной формой является урок. Важным для себя считаю его структурирование. Не отвергая традиционного метода построения урока, применяю и нетрадиционные формы. Урок формирования новых знаний -это урок-исследование, урок-путешествие. Уроки проверки знаний – зачеты, викторины. Применяю разные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, фронтальную. Групповая работа используется мною нечасто, так как наполняемость классов в школе маленькая. Применение таких уроков на практике способствует заинтересованности в предмете, они дают возможность проявить способности, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказать свое мнение. Зачеты в форме тестовых заданий психологически настраивают на сдачу ГИА, воспитывают ответственность за формирование знаний и умений. Использовать тесты в качестве контроля знаний я начинаю с 7 класса. Изучив технологию составления тестов, я сама составляю тесты по своим предметам. С целью закрепления знаний использую на уроках опорные конспекты, схемы, алгоритмы, обобщающие таблицы. Так на уроке биологии в 8 классе по теме «Клетка, строение, состав, жизнедеятельность» учащиеся самостоятельно заполняют обобщающую таблицу «Органоиды клетки». Использую в своей работе изложение материала блоками, объединенными общей темой. Таким образом, освобождается время на обобщающие уроки, уроки-зачеты, уроки-практикумы. Немаловажное значение для учащихся имеет итог урока, который отражается в памяти ученика. А если одновременно включается не один вид памяти, а затем идет закрепление с помощью практических действий, то знания остаются надолго. Именно с этой целью закрепления знаний использую на уроке карточки-тесты. В системе работы по предметам накоплен собственный методический пакет контрольно- измерительных материалов. Наиболее востребованной и методически обоснованной системой контроля результатов учебно-познавательной деятельности учащихся является педагогическое тестирование. Итоговая государственная аттестация в форме ГИА в 9 классе требует развития у учащихся навыка работы с тестами. Для тематической проверки знаний учащихся в процессе экспресс-контроля и для итоговой проверки знаний и умений мною используются тесты, причем в заданиях используются различные типы тестов, что позволяет стимулировать различные интеллектуальные умения школьников. В своей работе успешно применяю педагогическую технологию сотрудничества, цель которой усвоение знаний, умений с учетом потребностей и возможностей развития ученика. Необходимо дать каждому ученику всестороннее и гармоническое развитие, создать условия для самореализации личности. Учебно-исследовательская работа - новый вид школьной работы и новый вид моей педагогической деятельности. Его достоинство состоит в том, что он развивает мышление, дает возможность самостоятельного поиска и дает ребенку радость открытия. Изменяется роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнером в обучении. Учитель, руководитель исследовательской работы, включен в исследование поставленной проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения эксперимента. Это дает возможность мне более широко проявить творческие способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли исследователя, так как невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам. В 2010 году учащиеся 7 класса проводили исследовательскую работу на уроках географии по теме «Культура народов Европы» с использованием сайтов Интернета. Свои работы они оформили в виде презентаций. Компьютер выполняет на уроке роль источника информации, выступает в качестве средства оценки, учета и регистрации знаний учащихся. На уроках я применяю мультимедийное оборудование, Интернет-ресурсы. (сайты по химии, биологии, географии). Это позволило мне повысить интерес школьников к моим предметам, повысилось качество знаний. Второй год подряд учащиеся 9 класса выбирают химию и биологию для прохождения итоговой государственной аттестации в форме ГИА. Качество знаний составляет 100%. Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предметам, повышается мотивация, качество знаний по предмету стабильно. Наблюдается положительная динамика результатов моей педагогической деятельности за последние три года: 2007-2008 учебный год КлассКол-во уч-сяХимияГеографияБиология 
качество знанийуспеваемостькачество знанийуспеваемостькачество знанийуспеваемость 
8444%100%77%100%44%100% 
9933%100%66%100%66%100% 
2008-2009 учебный год КлассКол-во уч-сяХимияГеографияБиология 
качество знанийуспеваемостькачество знанийуспеваемостькачество знанийуспеваемость 
78--50%100%-- 
8450%100%--75%100% 
9944,4%100%66,7%100%66,7%100% 
2009-2010 учебный год КлассКол-во уч-сяХимияГеографияБиология 
качество знанийуспеваемостькачество знанийуспеваемостькачество знанийуспеваемость 
78--60,2%100%-- 
8850%100%50%100%50%100% 
9775%100%75%100%75%100% 
Итоги государственной итоговой аттестации (ГИА) за 2008-2009 учебный год в 9 классе Количество учащихсяВыбрали экзаменПредметКачество знаний 
91химия100% 

Итоги государственной итоговой аттестации (ГИА) в 9 классе в 2009-2010 уч. году Количество учащихсяВыбрали экзаменПредметКачество знаний 
42химия100% 
41биология100% 

Анализ таблиц показывает, что качество знаний по химии за последние три года повысилось с 38,5% до 62,5%, качество знаний по биологии повысилось с 55% до 62,5%, а качество знаний по географии повысилось с 58% до 62,5%. Начиная с 2008 года, учащиеся 9 классов в качестве предмета по выбору, выбирают химию, биологию. Качество знаний по этим предметам составляет 100%. Добиваться положительных результатов в обучении мне помогают дополнительные занятия, на которых оказываю коррекционную помощь слабоуспевающим ученикам, следовательно, повышаю уровень образовательной подготовки учащихся. Для более подготовленных учащихся провожу индивидуальные консультации в процессе учебно-воспитательной работы. За последние годы мои ученики постоянно принимали участие в олимпиадах школьного и муниципального тура. Добиться хороших результатов в районных олимпиадах мне пока не удается, но я продолжаю искать пути преодоления этой проблемы. Для участия в олимпиадах я заранее отбираю мотивированных детей, провожу с ними консультации, даю индивидуальные домашние задания, на уроках даю усложненные задания. Несколько лет я веду факультативы по химии по своей разработанной программе «Решение задач по химии с межпредметным содержанием» в 8 классе и «Решение усложненных задач по химии» в 9 классе. В новом учебном году факультатив в 9 классе заменила элективным курсом «Решение усложненных задач по химии». Постоянно занимаюсь самообразованием, которое осуществляется по плану: 1) изучение сборника нормативных документов по химии, биологии, географии Федерального компонента государственного стандарта образования; 2) изучение федерального базисного учебного плана и программ по химии, биологии, географии; 3) изучение методической копилки элективных курсов; 4) изучение опыта работы методического объединения; 5) изучение публикаций журнала «Химия в школе», «Биология в школе», «География в школе» и газеты «Первое сентября» на сайте http://1september.ru. и др.; 6) самосовершенствование по владению ИКТ; 7) систематическое знакомство с материалами сайтов Интернета и методической копилки учителей. У меня в Интернете есть свой сайт. На страницах сайта я помещаю различный материал: разработки уроков, мероприятий, рабочих программ, дидактический материал. В сентябре 2009 года принимала участие в туристическом слете учителей области и заняла второе место в областной краеведческой викторине. В 2010 году приняла участие в творческом конкурсе учителей «Год тигра», на который представила свою методическую разработку внеклассного мероприятия "Сохраним тигра. Путь к жизни." 
Сама я два года руковожу ШМО учителей естествознания, выступаю с докладами, в которых обобщаю свой педагогический опыт: № п\пДатаТема 
1.Ноябрь 2008 г.Работа по предупреждению неуспеваемости школьников по химии. 
2.Декабрь 2008 г.Применение технических средств на уроках географии, биологии, химии. 
3.Март 2009 г.Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках химии. 
Ноябрь 2009г. Методика подготовки учащихся старших классов к централизованному тестированию» 
4.Февраль 2010 г. Методы, приемы и средства, развивающие у учащихся творческое мышление и их использование в практической деятельности учителей» 
Регулярно участвую в работе семинаров как районных, так и областных, районного методического объединения учителей химии, биологии, географии. Я с удовольствием делюсь своим опытом со своими коллегами, даю открытые уроки и мероприятия как на школьном, районном уровнях, так и на областном: № п/пДатаУровеньТема 
1.Март 2009 г.школьный«Вещества. Изменения, происходящие с веществами» 
2.Ноябрь, 2009 г.областной«Как и почему изменяется рельеф России» 
3.Апрель 2010 г.районный«Страны Западной Европы» 
В расширение и дополнение школьной программы по биологии, географии, химии организую внеклассные мероприятия: школьные олимпиады, предметные недели, экскурсии в природу, кампании «Скажи «НЕТ» наркотикам», «За здоровый образ жизни». Моя тема по самообразованию «Развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения». Свой опыт обобщала на школьном МО в марте 2009 года. Меня интересуют вопросы, связанные с внедрением компьютерных технологий в процессе преподавания химии, географии, биологии. Планирую шире внедрять межпредметные вопросы. Планирую совершенствоваться в вопросах осуществления проектной, исследовательской деятельности, провести исследование «Влияние применения ИКТ на мотивацию и развитие познавательных способностей на слабых и сильных учеников».

О себе

Открытый, трудолюбивый, творческий  сотрудник школы. Любящая и любимая мама и бабушка.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Психология и педагогика

Моё портфолио

Труд учителя - это всегда борьба за детские сердца и души, и главный результат этого - нравственный человек, которому жить и творить в третьем тысячелетии.

    В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

         В «Федеральной концепции модернизации российского образования» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

 Проанализировав существующие трактовки понятия компетенции, я пришла к своему его пониманию. Под компетенцией я мыслю результат образования, готовность ученика для достижения поставленной цели. Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования.

 Новый импульс этому процессу придал приоритетный национальный проект «Образование», который ориентирует учителей на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современной жизни. Это требует от школы:

- во-первых, формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться  ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве;

- во-вторых, создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.

   Таким образом, учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта.

   Проблема,  над которой я работаю «Развитие   общеучебных компетенций на предмете  биологии  с использованием межпредметных  связей с экологией».

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы