Рачеева Ирина Викторовна

сайт инструктора по физической культуре

Профессия: Инструктор по физической культуре

Профессиональные интересы: ритмопластика

Увлечения: фитбол

Регион: Санкт-Петербург

Место работы: ГБДОУ д\с №57 Калининского р-на

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/racheeva-irina-viktorovna

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

Педагогический эффект подвижной игры во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В зависи­мости от того, какие навыки и умения воспитатель стремится развивать у детей в данный момент, он выбирает игры, помо­гающие развитию именно этих навыков. Так, если перед воспита­телем стоит задача научить детей согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели более всего подойдут игры сюжетные, такие как «Солнышко и дождик», «Воробушки и кот». Если же ставится задача по развитию, например, равновесия у детей, то в данном случае более всего подойдут игровые упражнения «По тропинке», «Через ручеек» и др.

Подбирая игры, воспитатель должен учитывать состав группы детей. В разных детских учреждениях он может быть различным. Часть детей в начале года впервые приходит в детский сад. У таких детей еще нет навыка совместных действий в группе сверстников, некоторые долго не могут привыкнуть к режиму. По своему двигательному опыту эти дети отличаются от детей, ра­нее посещавших ясельные группы. Поэтому в начале года надо орга­низовывать игровые упражнения для небольшого числа детей, а также подвижные игры, более простые по содержанию и не требующие четкого согласования движений играющих.

. Следует учитывать и общее состояние группы. Если дети воз­буждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания («Где звенит коло­кольчик?», «Найди флажок», «Пройди тихо» и др.). Если же дети долго сидели на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами («Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки и кот» и др.).

Выбор игры зависит также от времени года, погоды, темпе­ратуры (в помещении или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования и т. д.

При выборе игры нужно учитывать, в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня. В конце дня,   незадолго   до   сна,   игры   должны   быть   более   спокойными.

Подвижные игры проводятся с малышами ежедневно. В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Для этого нужно вынести различные игрушки, по­мочь малышам найти себе занятие, подбадриванием, шуткой способствовать  созданию  у  них  бодрого,  радостного  настроения.

Воспитатель может провести игровые упражнения с несложными заданиями, простые игры спокойного характера с небольшими груп­пами детей или с некоторыми детьми индивидуально. Более того, под­вижная игра, организованная со всей группой детей, может заме­нить утреннюю гимнастику. Такая игровая форма проведения утренней гимнастики может быть использована в начале года и в первой и во второй младших группах, когда в коллективе много новых детей, впервые пришедших в детский сад. Игра привлекает их своей эмоциональностью, возможностью активно действовать, выполнять движения в меру своих способностей. Со временем, когда дети привыкнут действовать в коллективе, вводится утренняя гимнастика, состоящая из отдельных упражнений.

Нецелесообразна активная двигательная деятельность и сразу после завтрака.

Перед занятиями уместны игры средней подвижности, для малышей это игры чаще всего индивидуального порядка.

Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. Лишь в ненастную погоду (сильный дождь, ветер, холод) игры надо организовывать в помещении, но при этом желательно использовать зал, так как в групповых комнатах не всегда возможно полноценно провести подвижную игру с большим количеством детей.

На утренней прогулке после занятий проводятся разные по ха­рактеру подвижные игры. Их количество и длительность в от­дельные дни недели не одинаковы.

При подборе игр учитываются предшествующие занятия. Так, после занятий по родному языку, рисованию, лепке целесо­образно провести игру с более активными действиями. Однако после занятий, потребовавших от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игры.

Не исключаются подвижные игры и в дни, когда есть музы­кальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирают под­вижные игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине прогулки.

В режиме дня подвижные игры могут быть организованы как со всей группой, так и по подгруппам. Это зависит от характера игровых действий, количества играющих, их подготовленности, ус­ловий проведения и других факторов. Так, если детей в группе мно­го, а места в помещении или на площадке недостаточно, орга­низуют игры по подгруппам. Игровые упражнения также проводят­ся  чаще  всего  небольшими  группами  или  с  отдельными  детьми.

Для обеспечения достаточной двигательной активности детей в режиме дня программа по физической культуре предусмат­ривает определенную длительность не только физкультурных занятий, но и ежедневных подвижных игр на прогулках (как на утренней, так и на вечерней).

Для детей третьего года жизни в дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр может быть 6—8 мин. В другие дни (без физкультурных занятий) следует проводить подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность может доходить до 10—15 мин.

С детьми четвертого года длительность подвижных игр и физических упражнений на прогулке в дни физкультурных занятий составляет 6—10 мин. В остальные дни, когда занятия по физи­ческой культуре не проводятся, время для проведения под­вижных игр увеличивается до 15—20 мин.

На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры    малой    подвижности.    Для    этого    времени    хороши    игры с текстом, с пением, хороводные. Их длительность от 5 до 10 мин. Наиболее благоприятными сезонами для проведения подвижных игр на воздухе являются поздняя весна, лето и ранняя осень. В это время могут быть использованы игры с самыми разнообразными двигательными   заданиями.   Однако   летом   в   прохладную   погоду  проводятся    игры,    в    которых    дети    должны    быть    активны; в жаркие, душные дни желательны игры более спокойные, так как    малыши  быстро  перегреваются,  потеют,  скорее  устают,  и  у них   пропадает желание участвовать в этих играх.  Значительные   затруднения   вызывает   проведение   подвижных игр  с  малышами  на  участке  в  зимнее  время,   ранней  весной  и  поздней  осенью.   Тяжелая   одежда   и   обувь  затрудняют   их  движения, делают неповоротливыми, неловкими. Даже детям четвертого  года   жизни,   имеющим   несколько   больший   двигательный   опыт, чем дети третьего года, играть в такой одежде трудно. В    этот период возможны  самые  простые  игры  с  несложными  движениями, чаще всего с ходьбой и не слишком быстрым бегом. Большое количество   снега   на   участке   ограничивает   свободное   простран­ство,  поэтому игры  с  малышами  удобнее проводить  небольшими подгруппами.

Поскольку в зимнее время многие игры не могут быть прове­дены на участке с достаточной эффективностью, необходимо во второй половине дня, в свободное от занятий время, иногда проводить подвижные игры в помещении — в групповой комнате, освободив для этого побольше места; по возможности нужно стремиться выйти с детьми в зал, где больше простора и имеются разные пособия, которые можно использовать в игре.

На участке же зимой следует уделить больше внимания созданию условий для самостоятельной двигательной деятельности детей. Для этого нужно расчистить достаточно просторную пло­щадку — сделать постройки из снега (снежные валы, невысокие гор­ки, воротики, лабиринты), а также обеспечить детей игрушками и пособиями, которые будут способствовать активизации их деятельности   (вынести санки, лопаты, санки для  катания  кукол, кукол в зимней одежде и т. п.). Все это будет способствовать активизации самостоятельной деятельности детей, обогащению их двигательного опыта, повышению их интереса к прогулке и более длительному пребыванию на свежем воздухе.

Если детский сад выезжает на дачу или расположен по­близости от леса, парка, лужайки, то при проведении подвижных игр во время прогулок следует использовать особенности окружающей местности: пригорки, пеньки, канавки, поваленные деревья. Они могут служить препятствиями, преодолевая которые дети приобретают многие полезные навыки, приучаются управлять своими движениями в различной обстановке. Малыши учатся ловко пробегать между деревьями, проходить по узкой 'тропинке, взбираться на пеньки, сходить с них, перешагивать невысокие препятствия. Двигательный опыт детей обогащается, совершенст­вуются функциональные возможности детского организма.

Подвижные игры обязательно включаются в занятия физи­ческой культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограни­чивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требую­щие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться на 2—3 занятиях подряд, затем используется новая, а. через несколько занятий можно снова возвра­титься к первой игре.

В занятие физической культурой для младших дошколь­ников могут быть включены две игры. Одна, более подвижная — в основную часть, вторая, более спокойная — в заключительную часть занятия; цель последней — успокоить детей, несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части. Например, на одном занятии могут быть проведены такие две игры: «Воробушки и кот» (где все дети активно бегают, приседают, изображая летающих и клюющих птичек, где имеется момент ловли, особенно увеличивающий активность и эмоцио­нальность детей) и «Найди флажок» (в которой дети спокойно ходят,   разыскивая   заранее   спрятанный   воспитателем   флажок).

Со второй младшей группой (четвертый год жизни) програм­мой предусмотрено 3 физкультурных занятия в неделю. Одно из них рекомендуется проводить в течение всего года на воздухе во время прогулки. Содержание этих занятий зависит от вре­мени года и погоды. В теплое время года на таких занятиях имеют место упражнения в основных движениях и подвижные игры. В зимнее время чаще всего включаются простейшие спортивные упражнения, такие, как скольжение по ледяным дорожкам, катание на санках, ходьба на лыжах, и в сочетании с ними — подвижные игры.

 

О себе

Инструктор по физической культуре

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

есть такие

Моё портфолио

Хорошо продуманное занятие с использованием разнообразных методов организации детей, соответствующих возможностям детей третьего года жизни, способствует правильному усвоению мате­риала и значительно увеличивает моторную и общую плотность занятия.

На повышение плотности занятия благоприятно влияет спо­собность этой возрастной группы двигаться более самостоятельно по сравнению с детьми второго года жизни.

Воспитатель в работе может использовать готовые комплексы упражнений для занятий или составлять их сам, придерживаясь следующего:

*    - учитывать возможности детей данной возрастной группы и уровень имеющегося двигательного опыта;

*    не заменять полностью все упражнения предыдущего занятия, а оставить 2—3 знакомых, которые дети слабо усвоили, требующих повторения (желательно повторить те упражнения, которые до­ставляют детям удовольствие);

*    - давать подвижную игру после всех упражнений, которая должна быть закончена спокойной ходьбой;

*    подбирая упражнения, учитывать нагрузку на крупные группы мышц (плечевого пояса, живота, спины, ног);

*    imageimage- обеспечить чередование нагрузки на все основные группы мышц;

*    примерно половину упражнений проводить из исходного по­ложения сидя, на четвереньках, лежа на животе, спине, чтобы разгрузить мышцы спины и стопы ног;

*    - предусматривать постепенное нарастание нагрузки на орга­низм ребенка и снижение ее в конце занятия;

*    - в основном применять поточный и фронтальный методы ор­ганизации детей, иногда использовать для упражнений в основных видах движений инвентарь и пособия, с которыми дети выполняли общеразвивающие упражнения (например, упражнения с мячами закончить метанием на дальность рукой, отведенной назад-вверх, от груди или катанием мяча и т.д.).

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы