Главные вкладки
Попова Оксана Николаевна
сайт педагога-психолога
Профессия: педагог-психолог
Профессиональные интересы: создание условий для самореализации познавательных и творческих способностей дошкольников
Увлечения: фотография
Регион: Ханты-Мансийский АО
Населенный пункт: г.Сургут
Место работы: МБДОУ №57 "Дюймовочка"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/popova-oksana-nikolaevna«Ели не знаешь, куда плыть – никакой ветер не будет попутным».
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/about_me.png)
О себе
Педагогом-психологом работаю уже 18 лет. Самое простое и самое сложное - это работа с детьми, такими непредсказуемыми созданиями!!!
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/knigi.png)
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
А.Грин "Алые паруса" - через призму мечтательности и романтизма, пронизывающих эту повесть, я до сих пор иногда смотрю на мир...
Новеллы О.Генри, рассказы А.П. Чехова - море философии и емкого смысла...
И детские книги, которые читала сама, затем с сыном (и до сих пор иногда перечитываю) - повести В. Крапивина, А.Алексина. Это - азбука нравственности.
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/vzgljad.png)
Мой взгляд на мир
Не пытайся переделать всё и всех вокруг себя. Попробуй измениться сам.
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/portfolio.png)
Моё портфолио
Если человек загадывает на год – он сеет хлеб.
Если человек загадывает на десятилетие – он сажает дерево.
А если человек загадывает на века - он воспитывает детей.
Старинная японская мудрость.
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в первый класс не готовыми к обучению, т.е. у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально-волевой. Успешное решение задач, развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».
А.Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.
Л.И.Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника.
Эта проблема связана с тем, что мы взрослые хотим подготовить ребенка к школе так, чтобы он был не глупее других.
Длительное время считалось, что критерием готовности к обучению в школе является уровень умственного развития, считалось, что будущий ученик должен обладать определенным набором умений и навыков. Однако, просто овладев, чтением или письмом без психологической готовности ребенок дошкольного возраста не будет успешен в учебе. Для того чтобы достичь успеха, уметь общаться с разными людьми ребенок должен знать, что он может и что ему пока не удается. Важно показать, что его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются – завтра он обязательно сделает то, чего не смог сделать сегодня.
Данная проблема актуальна как для родителей, так и для нас педагогов. У детей дошкольного возраста основной вид деятельности это игра. Для реализации поставленной мною цели, я взяла одну из разновидностей игры – развивающую. Развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Главная цель моей деятельности: создать педагогически адаптированную систему развивающих игр, которая способствует формированию знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-волевого отношения, формирующие всесторонне развитую и социально адаптированную личность.
Для достижения этой цели необходимо решить несколько задач:
- Создание психологических условий для эмоционального комфорта ребенка и развитие его личности в период предшкольной подготовки.
- Сформировать конкретные знания, умения, навыки и познавательные процессы у дошкольников с использованием развивающих игр.
- Воспитание социально адаптированной личности способной прогнозировать возможные школьные трудности и пути их преодоления.
В настоящее время для реализации этих задач предлагается множество вариативных программ развития и воспитания детей:
- С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»,
- О.В.Хухлаева «Тропинка к своему я»,
- Е.Н.Лебеденко «Развитие самосознания и индивидуальности. Какой я?»,
- О.Л.Князева «Я, ты, мы»,
- Б.П.Никитин «Ступеньки творчества, или развивающие игры».
Реализация данных задач и формирование педагогических и психологических основ будущего школьника, с учетом развивающих игр, основана на следующих принципах:
- системность и последовательность (любая новая степень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем;
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую);
- наглядность (богатый иллюстративный материал);
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности).
Для обеспечения каждому ребенку дошкольного возраста того уровня развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе, мною был разработан и дополнен учебно-тематический план, где с учетом возрастных и психологических особенностей были определены цели, задачи работы с детьми, а так же перспектива с формами работы с родителями, коллегами по подготовке будущих школьников с использованием развивающих игр. Для проведения работы подобрала, проклассифицировала, изготовила развивающие игры согласно данной теме. Развивающие игры перечислены в игротеке. Разработала конспекты занятий, которые включают в себя развивающие игры. Классифицировала игры:
- ЗУН - «Сложи узор», «Точки», «Дорисуй фигуры».
- Внимание – «Зачеркни букву», «Хлопни в ладоши», «Выложи кружочки».
- Память – «Запомни картинки», «Что изменилось», «Рассмотри внимательно».
- Мышление – «Угадай предмет», «Сыщик», «Четвертый лишний».
Организовала предметно-развивающую среду. В нее вошли:
- Центр «Песка и воды», который содержит материал: песок, набор игрушек, лейки, песочные наборы.
- Игротека, которая содержит карточки с развивающими играми.
- Библиотека, которая содержит книги для детей иллюстрированные проблемными ситуациями.
- Сюжетно-ролевая игра «Школа».
Работа по использованию развивающих игр проводится мною через следующие формы организации детей:
- Специально организованная деятельность детей;
- Занятия, развлечения, где дети получают новые знания по изучению правил игры.
- Совместная деятельность педагога и детей – беседы, чтение художественной литературы, обыгрывание ситуаций правильно и неправильного поведения в игре, где дети закрепляют знания, полученные на занятиях.
Обучение проводится в форме занимательной и увлекательной игры, с использованием атрибутов, что делает процесс усвоения материала живым и легким. Игра дает возможность ребенку быть самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки. Каждая, мною предложенная игра, опирается на опыт и знания детей.
Несформированность внутренней позиции дошкольника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста. Поэтому очень важно в этот период подобрать мотивацию к позитивному школьному обучению. Это положительное представление о школе:
- желание учиться в школе, чтобы узнать много нового;
- создание эмоционального опыта.
Учитывая выше сказанное у ребенка складывается мнение, что быть школьником – это ступень вверх, к взрослости.
В свете сказанного выше, чрезвычайно актуальной представляется задача включения родителей в процесс предшкольного образования ребенка. Поэтому работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательной и образовательной работы. Мною, как педагогом-психологом, выработана стратегия сотрудничества с родителями. Они являются активными помощниками в работе с детьми по данному направлению: ничего не воспитывает так убедительно, как наглядный пример взрослого. В моей практике стало традицией проводить с родителями такие мероприятия как:
- информационно-аналитические;
- познавательные;
- наглядно-информационные.
Во время пути к достижению моей цели важно не навредить ребенку, а сделать так, чтобы шел процесс его совершенствования непрерывно, систематически, последовательно. Это возможно только в тесном контакте со специалистами: логопедом, инструктором по физкультуре, музыкальным руководителем, воспитателями. Поэтому выхожу с данной проблемой на педчасах, советах педагогов, творческих мастерских. Только так я могу с уверенностью сказать, что у детей дошкольного возраста закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем его мире. И все что ребенок усвоил в детском саду, прочно останется у него навсегда.