Главные вкладки
Плаксина Любовь Алексеевна
Сайт учителя биологии
Профессия: Учитель
Профессиональные интересы: Иновационная деятельность педагога
Увлечения: Флористика
Регион: Тамбовская область
Населенный пункт: п. совхоза "Селезнёвский"
Место работы: Филиал МБОУ "Комсомольская СОШ"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/plaksina-lyubov-alekseevna
Современная школа, на мой взгляд, вступила в новый этап развития, когда для достижения поставленной цели учитель имеет воз- можность выбрать программу, использовать ее вариативную часть, учебники, даже форму организации учебного процесса. А проблемы учителя тесно соприкасаются с проблемами современной школы, когда ученик получает готовые знания, сам не имея возможности добывать их, так как традиционные методики не учитывают субъективный опыт ученика. А ведь в информационном изобилии современного мира, когда ученик имеет возможность посетить библиотеку, использовать материалы справочной, энциклопедической литературы, данные системы INTERNET, видимо необходимо не просто дать знания ученику, а научить его лавировать в этом потоке информации, выбирать и использовать нужную. К тому же традиционная методика не учитывает личностного подхода. Кроме того, наши дети, по мнению психологов, практически не умеют общаться в группе. А ведь я, как учитель биологии, должна еще научить их слышать и слушать, смотреть и видеть, ощущать, сопереживать и даже перевоплощаться.
Шестой год я использую американскую технологию обучения, когда происходит индивидуальное изучение учебного материала в группах через сотрудничество. Я представляю себе детей своего класса. Они отличаются множеством специфических черт: уровнем самооценки, эмоциональной зрелостью, темпом развития, физической зрелостью. Если эти различия признаются и уважаются, то обучение становится желанным, а это главное.Деление класса на небольшие группы, совместно выполняющие различные задания, создают новую структуру, в которой повышается уровень общения учащихся, а кроме того, усвоение материала идет на уровне общения, а это очень важно. Постепенно в классе создается доверительно- психологический климат не только между учеником и учителем, но и между самими детьми.
Применение методики ОЧС позволяет учащимся раскрыть свой собственный учебный, творческий потенциал. Дает возможность выбрать темп работы, форму и вид деятельности, т.е. обеспечивает личностно- ориентированное обучение.
О себе
Я - представитель педагогической династии. Наш общий педагогический стаж - 186 лет.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Классика Русской литературы.
Мой взгляд на мир
Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт и восприятие окружающего мира. Самое важное - признание самобытности и уникальности ученика. Но как осуществить это, если в классе 25-30 учеников и каждый индивидуален по-своему. Изучая биологию, одни ученики ставят цель - получить минимум биологических знаний, другие - глубже постигнуть биологию, раскрыть все тайны этой науки. И я должна дать каждому ребенку возможность самореализоваться, найти мотивы, приемы и методы, которые вызовут интерес к предмету, докажут актуальность биологических знаний, позволят осознать причастность к миру живого.
Педагогическая наука давно установила: "Обучать надо не всех, а каждого". Но говорить об этом уместно только в том случае, когда при обучении делается аспект на развивающую функцию, значит, для развития интеллектуальных умений и знаний учащихся необходимо организовать их работу по самостоятельному добыванию знаний в процессе творческого поиска с любым источником информации, будь то учебная, научно-популярная литература, наглядные пособия, натуральные объекты или тексты, составленные учителем.
Возникают проблемы: как организовать самостоятельную работу каждого ученика на протяжении всего урока, как сделать эту работу интересной, насыщенной, полезной, как проконтролировать уровень его ЗУНов, обеспечить коррекцию знаний.
Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время показали, что дети охотнее занимаются над решением проблемы в группах, так как создаются возможности для диалога или полилога всех участников, это развивает умения не только говорить, но и быть понятым, доказательно отстаивать свою позицию, достигать новых общих результатов, контролировать свое участие в работе группы. Интуитивно стала понимать, что перечисленные проблемы могут быть решены в процессе организации учебной деятельности, основанной на индивидуальном подходе к обучению в условиях сотрудничества.
Организовать системную работу в группах помогло изучение работ Д.Хассарда "Обучение в малых группах сотрудничества".
Обучение рассматривается как постоянное общение при помощи системы методических приемов, активизирующих деятельность учащихся навсех этапах урока: прием новизны, семантизации, значимости, создания проблемной ситуации, сократический, эвристический, исследовательский. Логическое деление класса на небольшие группы, совместное выполнение различных заданий создают не только новую структуру класса, но и условия для самореализации возможностей каждого ребенка. Общение в группах позволяет полностью адаптировать содержание, приемы и темп учебной деятельности ученика с его особенностями, управлять каждым его действием при решении конкретных задач, вовремя вносить необходимую коррекцию, т.е. реализовать основные условия работы вгруппах: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость. При этом создается доверительно-психологический климат в классе не только между самими учащимися, но и между учеником и учителем. Школьники не испытывают внутреннего напряжения, скованности, дискомфорта. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа.
Постепенно каждая группа приобретает свое лицо, ребята чувствуют ответственность за совместно выполненную работу. Любой член группы находит в ней свою нишу: кто-то становится лидером и организатором, кто-то подает новые идеи, а вся группа активно участвует в познавательном процессе. Ученик в этом случае выступает не как объект, а как субъект учебного процесса.
Блоковая подача материала, изменение структуры урока (мотивационный этап, погружение, поэтапное закрепление, оперативный контроль), работа с малыми группами на разных уровнях усвоения обеспечивают возможность учащимся большую часть урока работать самостоятельно. При этом предполагается индивидуальный выбор каждым учеником средств и содержания в соответствии с уровнем его подготовленности.
Как учитель биологии, я должна помочь детям осознать непреходящую ценность природы, понять уникальность, неповторимость, незаменимость, красоту каждого биологического вида, научить понимать, что в природе все взаимосвязано, т.е. развивать у учащихся био-экологичес-
кое мышление.
Я понимаю, что изучая живое, необходимо научить ощущать, чувствовать, входить в образ, слушать и слышать, т.е. необходимо включение всех органов чувств в процесс обучения. Система приемов при групповом обучении через сотрудничество (ОЧС), которые я использую:
- думаем руками;
- разговор телом;
- ощущая - познаем;
- охота за приключениями;
- моделирование и др.,
позволяют раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предлагаемой темы, создают атмосферу заинтересованности, позволяют каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы. Обеспечить различные виды деятельности и их оптимальное сочетание помогают дифференцированные дидактические материалы.
Использование оперативного контроля (причем мягкие формы: самои взаимоконтроль) с анализом ответа ученика в группе не только с позиции правильности, но и применительно к рассуждению, способам решения, формируют у учеников коммуникативные умения.
Обучение через малые группы сотрудничества стимулирует учащихся. Но главная идея - сформировать мотивацию обучения с учетом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребенку, опираясь на его способности, склонности, субъектный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, т.е. обеспечить процесс познания как личностно-ориентированный.
Мой взгляд на процесс обучения перекликается с мудростью Дистервега "Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить". Для этого в российском образовании провозглашен принцип вариативности. Сегодня возможен выбор и конструирование педагогического процесса. А учителю необходимо осознать, что личность ученика уникальна. И максимально развить ее способности и возможности, как подсказывает мой опыт работы последних трех лет, может только:
- формирование специальных умений и навыков на основе выстроенной системы развития;
- технологически выстроенный процесс обучения;
- системная диагностика педагогического процесса;
- оптимальная коррекционная работа с учащимися.
Мои достижения
Победитель областного конкурса "Учитель года"
Награждена почётным дипломом Всероссийского оргкомитета конкурса «Учитель года России-99» за победу в конкурсе и активное участие в творческом движении педагогов 1999 г.;
Награждена Благодарственным письмом Областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ 2005 г.;
Награждена нагрудным знаком «Учитель года» 1999 г.;
Награждена почётной грамотой Министерства образования РФ 2001 г.;
Победитель конкурса "Лучшие учителя Рссии" 2009 г.;
Дважды победитель конкурса "Народный учитель Тамбовской области"
Моё портфолио
Отличительные для конца XX – начала XXI изменения в характере образования – в его направленности, целях содержания – всё более явно ориентирует его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, мобильность в получении знаний. Происходящие в России изменения в области целей образования требуют обеспечения более полного, личностно и социально интегрированного результата обучения.
Одним из важных направлений исследований в области интенсификации обучения является поиск оптимальных форм организации учебно-воспитательного процесса. В этой связи в последнее время внимание педагогов все более привлекает учебное сотрудничество, под которым понимаются различные виды совместной работы обучаемых, направленной на решение учебных задач.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты